Специфику жанра выражают следующие черты

небольшой объем и конкретность темы;

  • личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

  • свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

  • свободное использование лексического состава языка — от слов высокого стиля до разговорной лексики;

  • атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

  • Эссе

    Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно встретить различные определения эссе и различные суждения о жанре. Приведем некоторые из них.

    Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [Советский энциклопедический словарь 1987: 1565].

    Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» [Литературный энциклопедический словарь 1987: 516].

    ведущая роль личности автора

    На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и читатель «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем» .

    Диалогичность

    В эссе «концепция» сформулирована нечетко. При этом образ обладает внутренней динамикой, характерны сложная сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.

    Автобиографическое,

    формы эссе,

    Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Например, в эссе «Досужими путями мышления» («Иностранная литература») Эльфриде Елинек высказывает парадоксальную мысль о том, что «пишущие» убили живой язык, и использует не менее парадоксальные, чем сама теория, образы и сравнения: «Сохраняя изящество, я покидаю тело, для прощания с которым постаралась одеться как можно лучше. Сквозь мою прозрачную блузу мысли мерцает чувство ответственности, влекущее моральное требование, за которым, скорее всего, моя привлекательность не поспеет».

    9 стр., 4322 слов

    Что означает слово эссе в литературе

    ... Ориентация на разговорную речь В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур ... позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе: Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, ... Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ...

    Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания.

    Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.

    Начинающим эссеистам можно дать следующие советы:

    1. Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе – парадоксальность) авторская позиция.

    2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношения автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.

    3. Определить, какой будет логика текста: интуитивной или хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.

    4. В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя).

    Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить. Еще один метод, популярный в современной прессе (используется в молодежном разделе журнала «Журналист») – указывание координат автора (электронная почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести свои мысли по поводу текста.

    5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта, высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе.

    1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

    2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

      5 стр., 2091 слов

      Эссе понятие о жанре 9 класс конспект

      ... жанра эссе в данном тексте, обосновать ответ. (В этом тексте автор размышляет о родном крае, рассказывает о своих детских впечатлениях. Тема текста жизненная. Автор ... 9 класс», памятки; карточки с текстом, лист самооценки. Ход урока ... мысли. Автор ... автор этого текста привлекает внимание читателя к проблеме патриотизма.) (Этот текст не относится ни к одному из перечисленных жанров, но назвать нужный жанр ...

    3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.

    4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальный авторский стиль — требование жанра.

    Стиль эссе отличается:, Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

    • привлекает многочисленные примеры

    • проводит параллели

    • подбирает аналогии

    • использует всевозможные ассоциации.

    Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:, Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

    • непредсказуемые выводы

    • неожиданные повороты

    • интересные сцепления

    По речевому построению, Помните, что в эссе главную роль играет:

    • не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;

    • раздумья и размышления;

    • оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;

    • образная и афористичная речь;

    • непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.

    Некоторые признаки эссе

    • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

    • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, мысли и чувства.

    эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

    1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

    2. мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

    Аргументы

    Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

    • вступление (формулировка темы, выбор заглавия;
    • актуальность темы;
    • расхождение мнений относительно темы;
    • переход к основному суждению)
    • основная часть (несколько суждений, которые выдвигает автор, определение основных понятий, используемых при выдвижении суждений;
    • доказательства, факты или примеры, поддерживающие суждения;
    • рассмотрение контраргументов, показ их слабости).

      10 стр., 4595 слов

      Что разрушает дружбу: , аргументы, примеры из литературы

      ... Какие аргументы писать в сочинении ЕГЭ Проблема роли дружбы в жизни? очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное ... к другу. Люди умеют творить замечательные вещи и разрушать самую прекрасную дружбу. Причин для последнего много, но бывают и ... о том, что во все времена люди почитали дружбу. Автор пишет, что каждое сердце хочет соединиться с другим, без дружбы жизнь теряет ...

      Тезис — аргументы;

    • тезис – аргументы.
    • заключение (повторение основного суждения;
    • резюмирующие аргументы в защиту основного суждения;
    • общее заключение о полезности данного утверждения)