Коллективные творческие дела

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств: опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческих отчетов. Главное, чтобы каждый поразмышлял над опытом (своём собственном и опытом своих товарищей), приобретённым в ходе КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи – вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке как собственного, так и общественного мнения, созданию новых добрых традиций.

ШЕСТАЯ СТАДИЯ – ближайшие последствия КТД. На общем сборе в анкете воспитанники и воспитатели высказывали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями, говорили о том, чему научились. Педагогу это всё надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретённый опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на общем сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

На первом (предварительном) этапе каждого цикла воспитательный процесс представляет собой самовоспитание воспитателей. Движущая сила здесь – воспитательная забота каждого воспитателя о себе и о других воспитателях как товарищах воспитанников. Этот период может быть весьма кратким, но его роль исключительно высока. Именно здесь определяются конкретные, комплексные задачи воспитания данных воспитанников в данное время, планируется руководство общей творческой деятельностью, начинает осуществляться общая творческая работа самих воспитателей по самообразованию.

2-й (переходный) этап – единство двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) и воспитания воспитанников. Здесь действует уже и новая движущая сила: непосредственная воспитательная забота воспитателей о воспитанниках – скрытая и открытая.

7 стр., 3146 слов

Движущие силы социального прогресса

... примерно сорокатысячелетней практикой прогрессивного развития человеческого общества. Прогресс системы “общество – природа” определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о ... фатальный, хотя этот фатум рожден вполне естественной, внутри общества формирующейся, силой – стремлением каждого человека к более полному удовлетворению всех своих ...

На 3-м (основном, самом продолжительном) этапе к действовавшим ранее движущим силам добавляется рожденная ими воспитательная забота воспитанников друг о друге и каждого о себе – открытая и скрытая.

4-й (завершающий) этап – единство четырех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей, воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников (продолжается и углубляется!) и воспитания воспитателей воспитанниками. К движущим силам добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая забота воспитанников о воспитателях. В основе этой заботы – единство уважения и требовательности к воспитателям как к старшим товарищам по общей творческой заботе.

Каждый новый цикл – это виток спирали, на котором происходит как бы возврат к прежним этапам.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что непосредственной основой и внутренним источником самодвижения, динамики воспитательного процесса и развития воспитательного коллектива является развитие субъективных отношений товарищеского уважения и требовательности воспитателей и воспитанников в диалектическом единстве с объективными отношениями товарищества. Так становится ясным принципиальное значение борьбы за “педагогику отношений” против “педагогики мероприятий” и подлинный смысл этих понятий, ибо сведение процесса воспитания к мероприятиям для воспитанников – это тоже “педагогика отношений” чрезмерной опеки.

Именно объективная необходимость исследования различных типов отношений, их воспитательной роли вызвала разработку понятий “формальные” и “неформальные” отношения с отношениями “человеческими”. Стала проявляться необходимость слияния “делового” и “человеческого” характера воспитательных отношений, рассмотрения их специфики и единства.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и её практической реализацией:

  • Доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого к коллективной творческой деятельности;
  • Выработка ценностей, идеалов, образов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;
  • Определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
  • Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
  • От личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пердложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
  • Создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
  • Оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд — творчество. В центре внимания воспитателей – освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям. Цель трудовых КТД – обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески. Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

3 стр., 1011 слов

Отношение к жизни героев романа “Война и мир”

... которой Л. Н. Толстой способен был посвятить жизнь, и заключается “настоящая жизнь” в романе “Война и мир”. 1 votes, average: 5.00 out of 5) <meta itemprop="description" content="Отношение к жизни героев романа "Война и мир" "Война и мир" - это ...

АТАКА – операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания (предложения) для атак:

  • расчистить территорию (например, детского сада) от снега, листьев и т. п.;
  • посыпать песком обледенелые дорожки;
  • украсить общественные здания (например, школу клуб), посадить цветы у памятника и т. п.;
  • построить или отремонтировать пешеходные мостики; подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары;
  • заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской начальной школы, больницы и т. п.

Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом (группой, отрядом, классным коллективом и т. п.) или перед руководящим органом (советом, комитетом).

Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получилось недоразумения.

ДЕСАНТ – операция, проводимая силами ребят и их старших друзей: выход или выезд добровольцев для помощи другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле. Помощь может и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или нескольких дней напряженной, ударной работы.

Трудовой десант организуется по призыву тех, кому необходимо оказать помощь, по заданию руководящих органов, по инициативе самого коллектива.

Примеры жизненно важных задач для трудовых десантов:

  • помощь колхозу, совхозу в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах;
  • помощь лесничеству (и другим коллективам) в охране природы, в борьбе с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями;
  • помощь в строительстве, в создании сада, парка, памятных сооружений;
  • помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т. д.

Решение о посылке десанта принимает экстренный общий сбор или совет коллектива. Участвуют в десанте на добровольных началах целые коллективы или сводный отряд, командир которого выбирается общим сбором (советом) и несет перед ним полную ответственность. Взрослые участвуют в десанте в качестве членов штаба, рядовых бойцов.

18 стр., 8655 слов

Развитие творческих способностей детей и подростков в условиях ...

... в развитии творческих способностей детей; 3. Исследовать специфику развития творческих способностей детей и подростков в коллективе «Терпсихора». Методы исследования: База исследования: танцевальный коллектив «Терпсихора». Работа структурирована в соответствии с ...

В зависимости от цели десанта подготовка к нему длится несколько дней или часов. В отдельных случаях десант проводится по тревоге, а подготовка к выполнению задачи идет на ходу.

Трудовой десант может включать в себя секретные трудовые атаки и праздничные сюрпризы.

Трудовые десанты воспитывают потребность и умение приходить на помощь людям в любое время и в любых условиях, заботиться о них бескорыстно и самоотверженно; развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом и коллективом – основу сознательной дисциплины.

Глава II. Роль учителя в организации коллективных творческих дел

2.1. Методика проведения коллективно творческих дел

Задача любого коллективно-творческого дела создать условия, при которых каждый ребенок получает возможность развить творческие способности, проявить то, что в школе не смогло проявиться, удовлетворить духовные, двигательные, интеллектуальные притязания. Школа дает возможность ребенку раскрыться, самореабилитироваться, добиться признания и уважения. В этом ему поможет методика коллективной творческой деятельности (КТД).

Методика коллективной творческой деятельности разработана более сорока лет назад ленинградским ученым Игорем Ивановым и группой его единомышленников и существует достаточно много описаний. Однако каждый год многие педагоги вновь открывают для себя ее суть: дети сами ищут дело по душе, сами делают выбор, сами планируют (в т.ч. при активном участии взрослых), сами разрабатывают (сочиняют сценарии, режиссируют и т.д.), выбирают роли, поручения, сами проводят свои КТД, их обсуждают и оценивают.

При работе над коллективным творческим делом не надо его путать с делом «в коллективе».

Девиз методики: «Все творчески, иначе – зачем?» Отличительная черта – субъектами ее применения выступают дети и педагоги в равной степени. Результат – пассивный превращается в активного, «трудные» становятся талантливыми, педагог оказывается интересным человеком. У ребенка появляются организаторские умения, он становится творческой, инициативной личностью.

Коллективное творческое дело осуществляется совместными усилиями всех членов коллектива, предполагает непрерывный поиск лучших решений поставленных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.

КТД всегда подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, представления музыкально и художественно оформленные.

Группа – главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Дети могут на разных этапах проведения и подготовки дела быть в разных группах. В группе ребенок вступает в новые отношения, выполнят разные роли, учится работать вместе, уважать мнение каждого участника, считаться с чужими мнениями и взглядами.

3 стр., 1235 слов

Дипломной работы; проводит систематические консультации со студентом-дипломником ...

... большая часть которых (не менее 75%) опубликована (транслировалась по телеканалам и радиоканалам, была размещена в сети) в электронных средствах массовой информации. Важным принципом структурирования творческой дипломной работы является ...

КТД ценно тем, что в нем каждому находится дело, поручение, творческая роль или задание.

Форм коллективных творческих дел великое множество, сейчас их насчитывают более 5000. Важно помнить о том, что конкретная форма любого КТД – это не готовый сценарий, а лишь игровая форма, которая каждый раз наполняется новым творческим содержанием.

По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на:, Любое творческое дело можно подготовить