Философия старости

«О старости либо хорошо, либо ничего».

«У старости есть свои удовольствия, не меньшие, чем удовольствия молодости. Старость находит удовлетворение в собственной совершенности. Она сбросила путы эгоизма. Душа, наконец-то ставшая свободной, радуется быстротечному мгновению, но не молит его помедлить…»

Сомерсет Моэм

«И почему это именно в старости человек следит за своими ощущениями и критикует свои поступки? Отчего бы в молодости ему не заниматься этим? Старость и без того невыносима… В молодости вся жизнь проходит бесследно, едва зацепляя сознание, в старости же каждое малейшее ощущение гвоздем сидит в голове и поднимает уйму вопросов…»

Антон Павлович Чехов

…Последнее время меня беспокоит один вопрос – почему мы так мало знаем о старости?

Казалось бы, все рано или поздно проходят этот сужающийся коридор, который в конце концов приводит в тупик, но так мало мы знаем об этом состоянии жизни!

Спрашивается, почему?

Может потому что старые люди уже не способны описывать свои внутренние и физические состояния? Или тут нежелание травить душу, сталкивается с равнодушием, которое с возрастом нарастает? А может быть процесс старения мало кого интересует, а самих стариков эта тема волнует и заставляет избегать всяческих упоминаний старости?

Наверное тут всё вместе и главное, никому не хочется думать о том, что мы из себя представляем, когда нам за семьдесят, а то и за восемьдесят.

Расскажу свои ощущения и размышления о происходящих изменениях во мне самом – может быть это кому то будет интересно…

  • ..Исходя из выше сказанного, можно попробовать сформулировать философию старости. Но перед этим, я хочу дать обзор мнений о старости интересных философов и мудрецов древности.

Бенджамин Франклин: «Настоящий трагизм жизни заключается в том, что старыми становятся слишком рано, а мудрыми слишком поздно…»

Андре Моруа: «Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным…»

Шопенгауэр: «С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое…»

20 стр., 9895 слов

Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме ...

... оказывается у стен монастыря, от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. Он не раскаивается в ... - тюрьма, символ его несвободы, невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом ... Мцыри есть основание так полагать. Ему свойственна сила духа и суровая сдержанность, он сильный человек. «Ты помнишь, в детские года слезы не знал ...

…Надо отметить, что в молодости, мы совсем не думаем о старости, потому что природа так устроила живую жизнь, которая обязательно, пройдя через старость — тем кому повезёт – и заканчивается смертью. Иисус Христос говорил: «Пусть мёртвые хоронят мертвецов» и перефразируя можно сказать: «Пусть старики думают о старости и смерти».

И ещё природа придумала так, что молодые не думают о старости, но и не верят в то, что они тоже когда-нибудь умрут — в этом одна из самых глубоких мудростей природы!

Однако бывает и так, что в молодости нам не нравится жизнь и мы не хотели бы дожить до старости – у меня этот период продолжался лет до сорока пяти. Однако пройдя через испытания взрослой жизни, через драмы и комедии отношений с другими людьми, мы вдруг понимаем, что жизнь очень длинная штука и если не стареть душевно, то можно ещё многое исправить, осуществляя самые заветные мечты. Хотя очевидно и другое – уже прожитая жизнь кажется нам очень короткой!

Читая авторов пишущих о старости и смерти, прихожу к выводу, что квинтэссенцией философии старости, является творчество китайского мудреца Лао-Цзы. Его афоризмы и крылатые фразы, несут в себе бездну смыслов и его мудрость — это мудрость пожилого, умного человека, который с ранних лет понял главную истину, которую, так точно выразил Экклезиаст: «Всё суета сует и всё суета. Всё что будет уже было…»

Надо отметить, что философия старости тоже бывает разной. Например философия Лао Цзы – это философия умная, не боящаяся сказать правду не только о жизни человека, но и о его смерти.

Бывает философия обывательская, которая до последнего скрывает суть человеческой драмы, которую коротко и жестко сформулировал Фридрих Энгельс: «Жить – значит умирать». Такая философия старается заманить человека инстинктивными, животными ценностями, отчего происходит и атеизм, и нравственный релятивизм, и в конечном итоге нежелание отвечать не только за свои поступки, но и за свои слова.

Но вначале рассмотрим умную философию старости Лао-Цзы. По легенде, когда Лао Цзы Родился ему уже было восемьдесят лет. И эта легендарная деталь, даёт нам указание, что уже от рождения Учитель Дао был философом старости, который отрицал любые уловки философии потребления и эпикуреизма. И действительно, все его максимы говорят о жизни с точки зрения стариков, точнее людей уже проживших длинную и наполненную жизнь и сделавших из этого процесса определённые выводы.

Вот часть высказывания Учителя о старости и смерти:

«Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждаться ею…»

«Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем…»

«Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности…»

9 стр., 4018 слов

Жизненные ценности – примеры из жизни

... жизненные ценности недолговечны, нужно ценить более высокие понятия, которые останутся в твоей душе навсегда. Меняются ли взгляды Жизненная философия у человека меняется с возрастом, а значит, ... события мирового масштаба, унесшие много жизней); влюбленность в человека, несоответствующего идеалам; жизненные кризисы (молодости, зрелости); старость (окончание жизненного пути). Иногда смена приоритетов ...

«Если вы находитесь в депрессии, значит вы живете прошлым.

Если вы встревожены, значит вы живете будущим.

Если вы в состоянии мира, значит вы живете настоящим…»

«Жизнь ; серия естественных и спонтанных изменений. Не сопротивляйся им; это не приведёт ни к чему хорошему. Позволь действительности быть действительностью. Позволь всему течь своим чередом..»

«Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем — оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности…»

…Суть даосизма — поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечное и многозначное, оно — универсальный закон бытия и познать его органами чувств нельзя. Только умозрением можно ощутить присутствие дао в мире и только в момент просветления, которое длится мгновение и напоминает мираж в пустыне!

«Будьте последними. Идите по миру так, словно вас и нет. Не будьте компетентны, не пытайтесь доказать свою значимость – это не нужно. Оставайтесь бесполезными и наслаждайтесь. Вы оцениваете людей по их полезности. Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного. Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда — духовная, внутренняя, она проявляется энергией. Итак, если вы чувствуете бесполезность — не волнуйтесь. Вы можете стать огромным деревом с большой кроной. И люди, которые вступили в полезную активность… им так нужно иногда отдохнуть в тени…»

…В принципе, все мудрые люди понимают конечность жизни, но например Эпикур — древнегреческий философ которого считают певцом удовольствий в жизни, тоже понимал временность бытия, но однако советовал наслаждаться жизнью, пока мы живы. Во многом, такие наслаждения принадлежат к проявлениям животного инстинкта в человеке и не всем это нравится. Есть люди, которым жизнь не нравится с самого начала, во многом потому, что они с молодых ногтей предчувствую драму старения и смерти. Но для большинства, независимо оттого сознательно или бессознательно это происходит, именно инстинктивные удовольствия являются главной целью и смыслом жизни: вкусная еда, мягкая постель, богатство которое служит им заменителем свободы, ну и конечно секс, без которого не обходится ни один любитель жизни.

Но судите сами — вот несколько высказываний Эпикура:

«Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти — насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.»

«Не думайте о смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет.»

«Прежде смотри, с кем ты ешь и пьёшь, а потом уже, что ешь и пьёшь. Ведь нажираться без друзей — дело льва или волка.»

10 стр., 4861 слов

Проблема жизни, смерти и бессметия в истории философии

... жизнь -- смерть -- бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку ...

«Счастье — это вытеснение страдания и беспокойства».

«Смерть для нас — ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений».

«Удовольствие — это начало и конец счастливой жизни».

«Тот более всех наслаждается богатством, кто меньше всех в богатствах нуждается».

«Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений».

…Казалось бы чем отличаются Лао Цзы и Эпикур – оба говорят о вечности и смерти, только один согласен с тем, что в жизни умного человека, стремление к удовольствиям является суетливой глупостью, а для другого – сутью и смыслом жизни! (Продолжение следует)

Ноябрь 2020. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: или в литературно-историческом журнале «Что есть Истина?»: http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal