Дошкольный возраст – это время, когда начинают активно развиваться все психические структуры ребёнка. Это связано с тем, что к этому времени окончательно сформировывается головной мозг ребёнка. Как следствие начинают развиваться все виды сенсорного восприятия, что становится большой предпосылкой для развития обучения.
Однако, несмотря на столь явное развитие ребёнка, не все психические процессы успевают развиваться вслед за физиологическими. Одним из них является связная речь, которая к этому возрасту становится в достаточной степени сформированной.
Общение в этом периоде играет огромное значение, становясь основой основ развития дошкольного детства. Об этом говорило огромное количество исследователей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Ру бинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Основной функцией, безусловно, становится коммуникация. И, в случае, если происходит нарушение речи, происходит осложнение взаимодействия. Приходится признавать, что именно коммуникативная функция становится причиной развития всех качеств речи.
Стоит иметь в виду, что речь не даётся человеку от рождения. Это социальный процесс. Чтобы ребёнок начал говорить, необходимо не только время, но и социум, который будет передавать мысль автора.
Следует признать, что взрослые. В свою очередь, должны приложить большие усилия. Чтобы развить речь детей. Современное дошкольное образование становится важным средством развития речи детей – оно не только является основой для развития знаний о языке и его структуре, но и о взаимодействии на основании коммуникации.
Под связной речью традиционно понимается развитие речи, которая протекает связно, логично и непротиворечиво. Связность становится показателем качественной речи. По сути, именно речь становится высшим органом психики.
Дошкольное детство – это время, когда ребёнок получает именно знания диалогической речи, суть которой проявляется в умении взаимодействовать с другими людьми. В этот момент ребёнок получает нормы, которые принимаются как нормы в диалогической речи, но воспринимающиеся как нарушения в нормированной речи.
Следует говорить о том, что только воспитание становится основой формирования правильной связной речи, которое основано на речи, членённой в зависимости от логических ударений и от целей речи. Именно формирование речи отвечает за связность речи, чтобы дошкольник сформировал правильность речи под чутким руководством взрослого.
Особенности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
... работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие звуковой культуры речи и её значение для развития ребёнка. Проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста. Оформить рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Определить взаимодействие в работе всех субъектов ...
Развитие речи напрямую связано с овладением звуковой стороны речи и с грамматикой языка. Важным направлением становится также и развитие образной речи. Воспитание уважения к слову, умение взаимодействовать с другими людьми, формирование согласования грамматических форм и умение правильно выразить свою мысль – это основа работы со связной речью, основа развития ребёнка.
Речевое воспитание невозможно без общения взрослого и ребенка. Проблема формирования связной речи основывается в деятельности формирования всех аспектов речи – важно формирование смысла слова и обогащение словарного запаса, так как эти составляющие становятся основой строительного материала речи.
Особое внимание следует обратить внимание на формирование понимания закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи.
Говоря о формировании речи необходимо говорить, что останавливаться только на лингвистической характеристике речи, но и на том, что развитие речи происходит непосредственно во взаимодействии взрослого и ребёнка. Отсюда следует говорить о том, что недостаточно обучить только нормам языка, но и нормам взаимодействия.
Вместе с тем, несмотря на то, что развитие связной речи воспринимается как основное направление в развитии детей, современное обучение детей не даёт высоких показателей. Связано это, как думается, с тем, что большинство упражнений имеют не творческий, а репродуктивный характер. Как следствие, речь идёт о необходимости использования иных методов в развитии связной речи. Одним из таких способов, безусловно, становится использование сказок для развития речи.
Восприятие сказок основано на том, что ребёнок, в отличие от взрослого, воспринимает их с позиции наивного реализма. Ребёнку легко поверить в то, что происходит в сказке, почувствовать себя участником сказки, а, значит и включиться в учебную деятельность.
Важно помнить о том, что работа со сказками не сводится только к восприятию. Упражнения на основе сказок могут стать идеальным элементом обучения связной речи – сказка может быть придумана детьми, продолжена и развита на основе предложенных упражнений.
Ребёнок активно включается в жизнь героев, реализует свою деятельность на основании сказочного сюжета. Эта активность основывается на том, что сам ребёнок не замечает обучение, а включается в игру.
Отдельно следует выделить игры-драматизации, которые способствуют не только становлению связной речи, но и творческой деятельности, что приводит к тому, что при помощи «вживания» в роль происходит становление всех психических функций ребёнка.
Эта же установка способствует и развитию связной речи. Соотнося себя с героями сказочного произведения, ребёнок легче справляется с поставленными задачами. Начинает придумывать собственные сказки, раскрывает свой потенциал в области связной речи.
Таким образом, актуальность данной работы обуславливается ставкой на сказки как основу развития связной речи.
Объектом нашего исследования становится развитие связной речи старших дошкольников
Предмет работы развитие связной речи старших дошкольников при помощи сказок.
Гипотеза исследования заключается в следующем: использование такого материала как сказки становится основой развития связной речи старших дошкольников.
Развитие навыков монологической речи
... Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную и методическую литературу. Изучить особенности логопедической работы по развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Исследовать экспериментальным путем ...
Целью работы явилось изучение особенностей формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста при помощи связной речи.
Достижение поставленной цели возможно только после решения определённых задач:
1. Изучение общей и специальной психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме.
2. Рассмотрение особенностей овладения связной речью детьми дошкольного возраста
3. Проведение экспериментального исследования, изучающего связную речь у детей старшего дошкольного возраста.
Изучением связной речи с позиций лингвистики занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы диалога. В психолого-педагогической литературе существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Основные направления исследования представлены М. Г. Кучинским в его работе «Диалог и мышление».
Таким образом, теоретической основой для написания данной работы явились труды исследователей Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спировой, Р. Е. Левиной, Н. В. Новоторцевой, А. Г. Рузской и других.
Решение перечисленных выше задач определило логику изложения материала.
Исследование состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав) и заключения.
Фрагмент работы для ознакомления
Систематическое медицинское наблюдение.Максимальное использование физиотерапевтических методов.Соблюдение принципов последовательности и поэтапности.Усвоению каждого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него.Четкое и своевременное взаимодействие специалистов и родителей.Участие родителей в восстановительных мероприятиях является одним из важных критериев развития связной речи. Обратимся к анализу литературных источников и попытаемся собрать возможный спектр определений связной речи. С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека [2].
А.М. Бородич считает, что связная речь — это смысловое развернутоевысказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей [3].
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [5].
По мнению А.В. Текучева, под cвязной речью в широком cмысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое [9].
Как отмечает О.С. Ушакова, связная речь — это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств [7].
Русские народные сказки как средство обогащения словаря детей ...
... культуру речи (интонации, дикции, свободное владение связной речью, риторическими приёмами). 4. Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и козел"Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей ... работы Для того чтобы установить эффективность использования русских народных сказок для развития связности речи дошкольников у испытуемых детей были проведены срезовые обследования речи. ...
Взгляд на проблему связной речи в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание говорить, что от уровня овладения связной речью во многом будет зависеть успешное обучение ребенка в школе, умение общаться и адаптироваться с условиям жизни. Так как в ряде педагогических концепций основу связной речи составляет интелектуальная деятельность передачи или приема сформированной и cформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.Существуют две формы связной речи — диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.Л.П. Якубинский считает, что диалог — это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они в высшей степени кратки [3].
О.С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией [7].
По мнению А.Р. Лурия диалог, как форма речи, состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь [9].
О.С. Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог по мнению автора вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической [2].
А.А Леонтьев, сопоставляя особенности диалогической и монологической речи, раскрывает особенности последней и отмечает такие ее черты. Монологическая речь — это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Монологичская речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание).
Наконец, А.А.Леонтьев отмечает, что это организованный вид речи (каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует).
Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания [8].
Поскольку монологическая речь более сложная, чем диалогическая, то именно эта форма речи будет подвержена в нашем исследовании наиболее детальному изучению.О.А. Нечаева, Л.А. Долгова и др. выделяют ряд разновидностей устной монологической речи или «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и рассуждение [9].
Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни
... Задачи: Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах ...
Описание — это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.Повествование — сообщение о фактах, находящихся в отношениях логической последовательности. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Структура повествования — начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) — должна быть выдержана четко. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.Рассуждение — особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо явлений (фактов).
В структуру монолога-рассуждения входят: тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В таком виде высказывания у детей развиваются умения рассуждать, логически мыслить, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.Приведенные виды высказываний могут встречаться в связанных текстах дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в повествование и наоборот [8].
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич и др.А.М. Бородич считает, что развитие связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения с окружающими. Речь развивается параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны друг с другом [3].
Как отмечает А.М. Леушина, к двум годам речь ребенка становится основным средством общения его с окружающими, т. е. начинает формироваться ее коммуникативная функция. Но речь ребенка отрывна, экспрессивна и по своему характеру ситуативна. Заметно растет словарь, который к двум годам достигает 200 слов. Развивается понимание речи, а также речь частично регулирует поведение ребенка (он адекватно реагирует на слова «можно», «нельзя»).В период от двух до трех лет у ребенка резко увеличивается словарный запас, доходя до 1000 и более слов. Заметно развивается коммуникативная функция речи, ребенок часто обращается к окружающим с вопросами. Понимание речи переходит на качественно другой уровень — ребенок легко понимает смысл небольшого текста [1].
О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова и др. в своих исследованиях отмечают, что детям трех лет, доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Дети данного возраста только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, допуская много ошибок в построении предложений и согласовании слов. Первые связные всказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако они рассматриваются авторами именно как связное изложение. Разговорная речь в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. К концу четвертого года жизни в речи детей начинают появляться сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, используются различные союзы (и, а то, а, как, когда, чтобы, если, что, потому что, где и т.д.).
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством ...
... возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких". Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста. ...
Осваивая навыки разговорной речи, выражая свои мысли простыми и сложными предложениями, дети подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера [6].
По данным М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и др. в среднем дошкольном возрасте речь становится предметом активности детей. Объем активного словаря значительно возрастает и достигает примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи чаще не совершенна, нарушается связь между предложениями и частями высказывания. Дошкольники среднего возраста осваивают разные типы высказываний — описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения. Чаще всего дети составляют смешанные тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения [4].
Исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Словарь ребенка достигает порядка 4000 слов, эти слова легко включаются во фразу, ребенок легко строит сложные грамматические конструкции. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. На вопросы дети отвечают достаточно четкими, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Могут довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, активно осваивают рассказы рассуждения, соблюдая при этом логику изложения и используя художественные средства выразительности. Начинают пользоваться различными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце или помощи взрослого [8].
Важным итогом развития связной речи дошкольников является овладение основными формами устной речи, присущими взрослым [3].
Таким образом, особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста позволили нам определить высокий уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста, который включает следующие умения:
- пользование в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания,-активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);
- умение самостоятельно составлять разные типы текстов: (описание, повествование, рассуждение, контаминированные), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения;
— умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.Исследования Т.Н. Дороновой, Е.А. Тихеевой и др. показывают, что умение связно говорить, осознавать речь и ее строение, возможно в процессе серьезной работы, создавая при этом определенные условия обучения [5].
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического ...
... -эстетического развития детей дошкольного возраста. Раскрыть специфику театрализованной деятельности старших дошкольников. Рассмотреть роль театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников. Выявить в ходе экспериментальной работы целесообразность использования театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших ...
Выводы по первой главеСтарший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.Если говорить непосредственно о речи, то она развивается у дошкольников по двум направлениям — с одной стороны происходит набор словарного запаса, что способствует дальнейшему развитию памяти и мышления. С другой же, речь начинает обеспечивать постройку познавательных процессов, которые лежат в основе мышления и воображения. И, следовательно, чем интереснее будет материал, тем легче ребенок запомнит его.Большинство исследователей отмечают, что работа по развитию связной речи дошкольников в ДОУ составной частью обучения, но и относительно автономной в данном процессе. Проведенный анализ состояния современного обучения школьников свидетельствует о том, что наблюдаются явления статичности. Консерватизм, по нашему мнению, обусловлен тем, что интегративное взаимодействие процесса образования не реализуется в полном объеме. А именно: гуманистический и дидактический аспекты в деятельности воспитателя не всегда имеют первостепенное значение.Глава 2. Исследование связной речи у детей2.1. Констатирующий эксперимент Целью нашего исследования является изучение особенностей развития связной речи у дошкольников при помощи сказок. Так как мы имеем дело с детьми без патологий, то в самом начале работы, все дети были поделены на две группы, контрольную и экспериментальную произвольно. Это способствовало установлению чистоты эксперимента, так как в начале работы мы уровня речевого развития детей не знали. Гипотезы исследования:1. Мы предполагаем, что дети, работая со сказками, пересказывая их, составляя собственные произведения, будут развивать связную речь2. Применение программы развития речи на основании сказок будет способствовать развитию речи.Исследование осуществлялось в ДОУ № 146 г. Москва. В исследовании приняло участие 30 детей: 15 девочек и 15 мальчиков. Возраст испытуемых находится в пределах от 5 до 7 лет.Направление работы происходило по разным показателям. Первым из них было исследования понимания синтаксических конструкций Задание № 1.Цель: Выявить понимание синтаксических конструкций, включающих логико-грамматические отношения.Инструкция: Покажи два последовательно называемых предмета.1.Покажи карандаш, ключ.2.Покажи ключом карандаш.3.Покажи ключ карандашом.Задание № 2.Цель: Выявить понимание логико-грамматических конструкций, в которых порядок слов не совпадает с порядком действий.Инструкция: Прослушай предложение и скажи, верно ли оно составлено. Если — нет, исправь.1.Море омывается берегом.2.Солнце освещается Землей.3.Вода питается растением.Задание № 3.Цель: Выявить понимание предложений, включающих подчинительную связь.Инструкция: Закончи предложения, выбрав вариант окончания. 1. Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что…а)на деревьях появились зеленые листочки;б)спрятались белки;в)начались осенние холода;г)началась гроза.2. Витя простудился, потому что…а)собирал в лесу грибы;б)ехал в автобусе;в)лез на дерево;г)долго купался в воде. Задание № 4.Цель: Выявить понимание предложений, включающих различные синтаксические отношения.Инструкция: Закончи предложения самостоятельно. а) Туристы ушли в поход, потому что… б Туристы ушли в поход, несмотря на… в) Туристы ушли в поход, чтобы…Задание № 5.Цель: Выявить умения устанавливать смысловую связь между предметами, изображенными на картинках и оформлять их лексико- грамматически в отдельном высказывании.Инструкция: Составь предложение, чтобы в нем говорилось сразу о трех предметах.Девочка, корзинка, лес. Задание № 6.Расскажи о том, что произошло с тобой вчераКритерии оценки выполнения заданий: 3 балла — задание выполнено соответственно инструкции самостоятельно и правильно. Данный балл ставится в том случае, если задания не вызвали затруднения, ребенок легко шел на контакт, готов был отвечать на поставленные вопросы. 2 балла — предложения составлены с помощью и/или допущены лексико- грамматические ошибки, не искажающие смысл высказываний. Как правило, об этом балле речь шла тогда, когда наблюдались определенные сложности. Ребенок с заданием справлялся, но после помощи или большого количества времени, потраченного на раздумья1 балл — задание не выполнено с помощью или составленные предложения семантически аномального содержания. Ноль баллов не ставилось, поэтому данная постановка оценок характерна для детей, которые не шли на контакт, не могли сформулировать собственную мысль даже с помощью взрослого, не могли внятно донести ее до слушателя. Сюда мы также отнесли тех детей, которые не ответили на вопросы вообще. Вторым направлением исследования становится выявление умений устанавливать причинно-следственную связь между высказываниями, подбирать наиболее оптимальные высказывания в речи. Задание № 1Цель: Выявить способности устанавливать логико-смысловые отношения между предметами, изображенными на картинке и выражать их посредством составления рассказа. Используется сюжетная картинка «Мальчик и самокат».Инструкция: Рассмотри картинку и составь рассказ.Задание № 2Цель: Выявить способности ребенка вычленять характерные детали предмета, видеть их главные или наиболее яркие признаки, подбирать точные слова для обозначения этих признаков и выражать это в связном, последовательном высказывании.Задание № 3Инструкция: Рассмотри предмет, изображенный на картинке, и опиши его (предлагается описать чайник).Задание № 4Цель: Выявить умения ребенка составлять связное высказывание без использования готового текстового и наглядного материала, с опорой на собственный жизненный опыт и речевые возможности. 3 балла — задание выполнено соответственно инструкции самостоятельно и правильно. Данный балл ставится в том случае, если задания не вызвали затруднения, ребенок легко шел на контакт, готов был отвечать на поставленные вопросы. 2 балла — предложения составлены с помощью и/или допущены лексико- грамматические ошибки, не искажающие смысл высказываний. Как правило, об этом балле речь шла тогда, когда наблюдались определенные сложности. Ребенок с заданием справлялся, но после помощи или большого количества времени, потраченного на раздумья1 балл — задание не выполнено с помощью или составленные предложения семантически аномального содержания. Ноль баллов не ставилось, поэтому данная постановка оценок характерна для детей, которые не шли на контакт, не могли сформулировать собственную мысль даже с помощью взрослого, не могли внятно донести ее до слушателя. Сюда мы также отнесли тех детей, которые не ответили на вопросы вообще. В результате обследования количество баллов суммируется и делится на общее количество серий, что позволяет получить средний балл выполнения заданий каждым ребенком.На основании количественного подсчета информации нами также были выделены уровни. По уровням речевого развития распределялись все дети. При этом, уровни зависели от количества баллов, набранных ребенком:Высокий уровень – 24-30 баллов,Средний уровень – 18-23 баллаНизкий уровень – ниже 17 баллов. В результате анализа делались выводы по контрольной и экспериментальной группе (деление было произвольным).
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...
... В дипломной работе проанализированы теоретические взгляды психологов и педагогов-методистов на соотношение воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. На этой основе определяется их роль в музыкальном развитии учащихся. ...
Музыкально обогащенная среда как средство развития эмоциональной ...
... 1. Психолого-педагогические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально обогащенной среды 1.1 Музыка - как средство всестороннего развития ребенка Великий советский композитор Д.Д. Шостакович ... В.И. Руденко, подчеркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определенный тонус ...
Высокую степень выполнения первой группы заданий показали дети из контрольной группы в количестве 12 человек (60%).
Из детей экспериментальной группы полностью справились с заданием, выполнив обе инструкции после первого предъявления, 9 человек (58,33 %).Дети экспериментальной группы с готовностью отвечали на поставленные вопросы. Выполнение упражнений было для них интересным. Суть такой игры они видели в возможности самовыражения, речь таких детей была связная и соответствовала требованиям возраста. Приведем пример рассказа Антона Ч о том, как он провел вчерашний день:Я встал. Умылся, покушал и пошел смотреть мультики. Я люблю мультики про Тома и Джерри. А потом мы пошли гулять.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/razvitie-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-posredstvom-skazki/
1. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я., Полякова A.B., Романовская З.И. Обучаем по системе Занкова. М., 1993. — 240 с.
2. Ахтырская E.H. Роль тропов в развитии речи учащихся начальных классов.: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998. 193 с.
3. Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. -М., 1983. -285 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества// Вопросы психологии познавательной деятельности/ Ред.кол.: И.Л.Баскакова и др. М., 1979. -423 с.
5. Бибко Н.С. Об особенностях восприятия сказок младшими школьниками //Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Межвуз. Сб научн. трудов/Ред кол.: М.Р.Львов, Н.В. Костромина, Н.К.Никитина-М., 1985.-С. 105-117.
6. Бибко Н.С. Обучение младших школьников чтению народной и литературной сказки. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1987. — 226 с.
7. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.-336 с.
8. Грехнева Г.М., Коренова К.Е. Фольклор и родное слово: Программа 1(2) класс. Нижний Новгород, 1994. — 26 с.
9. Григорьев Н.Д., Шевченко Т.П. Проблема взаимосвязи искусств в системе эстетического воспитания // Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т. Лихачева. М., 1980. -136 с.
10. Донская Т.А. Методические основы развивающего обучения русскому языку: Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1990. -416 с.
11. Еремеев А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка: Дисс. . докт. пед. наук. М., 1991. -44 с.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1953. — 370 с.
13. Запорожец A.B. Избранные психологические труды в 2-х т. М., 1986.—Т. I. Психическое развитие ребенка. — 316 е.;
- Т. II. Развитие произвольных движений. — 296 с.
14. Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории ССЦ: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995 — 222 с.
15. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как в ясном // Синтаксис текста. М., 1979 — С. 49-67.
16. Кубасова О.В. Влияние приема драматизации на развитие речи младших школьников // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. М., — 1985. — 210 с.
17. Кубасова О.В. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. // Русский язык в начальных классах: Сб. метод, задач.-М. 1995.-84 с.
18. Купалова А.Ю. О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе // Начальная школа, -1988. -№ 10. -С.12-27.
19. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1986.- 127 с.
20. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск, 1992. — 55 с.
21. Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.-368 с.
22. Леонтьев A.A. Типы речевой деятельности и проблемы обучения русскому языку // Русский язык за рубежом, -1967. -№1; №2. С.
23. Леонтьев A.A., Носенко Э.Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения // Общая и прикладная психолингвистика. М., 1973.
24. Леонтьев А.Н Язык, речь, речевая деятельность- М., 1969. 214 с.
25. Липина О.И., Оморокова М.И. Работа над развитием речи учащихся. -М., 1967. С.146-165.
26. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. -320 с.
27. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников // Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1985 — 176 с.
28. Львов М.Р., Федоренко Л.П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе.-1971. -№ 2. С. 12-17.
29. Львова М.Е. Обучение шестилетних первоклассников устному рассказу // Школа с началом обучения в шесть лет. М., 1976. — С. 37-46.
30. Мали Л.Д. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения // Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Межвуз. сб. научн. трудов / Ред кол.: М.Р.Львов, Н.В. Костромина, Н.К.Никитина М., 1985. — С. 76-85.
31. Мамушин В.Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1983. -С.32-48.
32. Николаева Т.М. Единицы языка и теория текста // Исследования по структуре текста. М., 1987. — С. 27-57.
33. Одинцов В. Стилистика текста. М., 1980. -263 с.
34. Ольшанский O.E., Скорнякова М.Ф. Об использовании материала иностранного языка на уроках русского языка // Межпредметные связи в преподавании русского языка/ Сост.Н.И.Ушаков. М., 1980. — С. 23-38.
35. Орлова Т.Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и вузе: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1995. -284 с.
36. Пазникова З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1992. — 211 с.
37. Петрова Ю.Н., Писаревский П.С. Проблемы эстетического развития личности школьника. -М., 1987. 110 с.
38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. -659 с.
39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1997. — 250 с.
40. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. -168 с.
41. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. В.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1964. — 218 с.
42. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. -192 с.
43. Рождественский Н.С. К проблеме развития речи // Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1970.-С. 4-25.
44. Санина Л.Д. Развитие речи учащихся на основе теории актуального членения предложения: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1987. -203 с.
45. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998. 22 с.
46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1973. — 159 с.
47. Торговкин П.Е. Психология понимания детьми текста: Дисс. . канд. пед. наук. -М„ 1941. 188 с.
48. Фигуровский H.A., Филатов B.C. Речь школьника. Калинин, 1940.
49. Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1997. — 17 с.
50. Хлысталова А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1991. — 204 с.
51. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972. -172 с.
52. Художественное творчество и ребенок: Пособие для воспитателя / Под ред. H.A. Ветлугиной. М., 1974. — 175 с.
53. Шахнарович A.M. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филологические науки -1998. -№ 1. С. 56-64.
54. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1997. -409 с.
55. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 301 с.
56. Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности младшего школьника. -М., 1965.
57. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис М., 1974. — 292 с.
58. Эстетическое воспитание в детском саду // Под ред. М.Г. Ветлугиной. М., 1985. — 210 с.
59. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства / Под ред. В.В. Колокольникова. М., 1962. — 148 с.