В настоящее время проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение, так как является одной из главных задач в формировании творческой личности ребенка.
Незаменимым средством формирования творческих способностей является искусство — литература, музыка, живопись, народное прикладное творчество. Одним из наиболее эффективных средств развития выделяют художественную аппликацию. Ведь именно «…она учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты, способствует развитию индивидуальности, творческого воображения, обеспечивает развитие деятельности как продуктивной, так и художественной» [19].
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Вместе с тем в любом дошкольном возрасте возможно создание новых оригинальных образов при наличии достаточной свободы самовыражения, поощрения смелости, без регламентирующих оценок со стороны взрослого, когда ребенок варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новые способы исполнения.
Конспект по развитию речи » -рассуждение о значении фразеологизмов»
... фразеологизм имеет свою историю. 4.Важно понимать и уместно употреблять крылатые выражения. -Как бы вы озаглавили свое сочинение? -В каком стиле оно будет написано? 5. Написание сочинения. ... мы так говорим: «Сесть в калошу»? Пофантазируйте и расскажите, что произошло с Алешей на уроке? 3. Фразеологическая ... ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если ...
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно — методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Гипотеза: развитию художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.
Цель данного исследования: изучить значение работы в технике аппликация для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования, в ходе работы нами решались следующие задачи:
- Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
- Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
- Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
- Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: дети 5 — 7 лет (старший дошкольный возраст), их художественно – творческая деятельность.
Предмет исследования: процесс творческого развития детей дошкольного возраста средствами аппликации.
В данной работе мы применили следующие методы исследования:
- анализ психолого — педагогической литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение педагогического опыта.
- подготовка и проведение
занятий по аппликации, с использованием природных материалов, бросового материала, выполненных в нетрадиционной технике.
Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что изучены основные подходы к проблеме детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях, раскрыты особенности работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста, определено значение занятий изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Глава 1 Средства развития творчества детей дошкольного возраста
1.1 Понятие художественного творчества в современной педагогике и психологии
Философы рассматривают творчество, как способ существования человека, отсутствие творческого потенциала приравнивается к отсутствию личности как таковой.
Творчество – это создание человеком объективно и субъективно нового.
Творчества дошкольников «Развитие в изобразительной деятельности». ...
... работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, ... наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольника, после чего я выстраиваю индивидуальную работу с детьми, ... себя содержательные блоки, ориентированные на возраст детей и, как следствие, на ...
Под творчеством понимается активность, где слиты воедино деятельность и поведение человека [29].
Подчеркивается, что творчество — это результат деятельности головы (т.е. сознания и мышления) и рук (уровня развития ручных умений).
Педагоги — психологи рассматривают творчество как человеческую деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
А.Т.Шумилин формулирует следующие признаки творчества:
- творчество есть деятельность, состоящая в производстве
существенно нового; - творчество в генетическом плане представляет собой создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем;
- творчество органически
связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования; - творчество есть процесс, состоящий в постановки и в решении проблем, нестандартных задач или процесс разрешения, лежащих в основе развития общества противоречий между потребностями человека и средствами их разрешения;
- творчество есть форма
качественного развития мира и окружающей среды, всей культуры; - высшая специфическая форма развития человека;
- высший вид деятельности
первичный по отношению к стереотипной исполнительской деятельности; - представляет собой единство духовного и материального;
- есть проявление диалектики, проявления ее законов и категорий;
- родовой признак, сущность человека, способ его бытия, форма его саморазвития и самоутверждения
Исследователи подчеркивают, что в творчестве человек выступает и как субъект и как результат творчества. В творческой деятельности он саморазвивается и самосовершенствуется.
Исследователи отмечают, что в человеческом обществе формирование творческой личности зависит от среды, в которой она
находится, и он личностных качеств, которые постепенно формируются в деятельности.
А.Т. Шумилин определяет несколько категорий нового, возникающего в процессе творчества: субъективно — новое, локально — новое, регионально — новое, объективно — новое. Дети дошкольного возраста, в силу малого опыта и отсутствия необходимых знаний не могут создать произведение искусства, но в процессе творческой деятельности, они постоянно открывают что-то новое для себя.
Вопросами определения понятия и структуры творчества, особенностей его развития занимались многие известные психологи, среди них Л.С. Выготский, О.М.Дьяченко Я.А.Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов и др. Вопросы психологии изобразительного творчества рассматривались в трудах Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, В.И.Киреенко, А.Г. Ковалева.
В психологии творчества выделяются следующие фазы творческого процессе:
- Подготовка (сознательная работа) — особое состояние, предшествующее появлению новой идеи;
- Созревание (бессознательная работа) — бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи;
- Вдохновение (переход бессознательного в сознание) — в результате бессознательной работы в сферу сознания, поступает идея решения, сначала в виде гипотезы или замысла;
- Результат (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [32].
В дошкольном возрасте творчество рассматривается в основном автором как общая способность ребенка, еще недифференцированная.
Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...
... увлеченность процессом творческой деятельности; радость и предвосхищение радости общения с окружающими людьми по поводу своего творчества и др. В этом случае изобразительная деятельность становится самодеятельной. Это означает, что ребенок - ее инициатор, ...
Под художественным творчеством детей дошкольного возраста представляется, что:
- создание субъективно-нового (значимого для ребёнка, прежде всего) продукта (рисунок, поделка, рассказ, игра и т.д.);
- создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев;
- применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации;
- проявление инициативы во всем.
Ребенок – субъект творчества! Никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает истинно художественную задачу).
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б. Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, Н.Н. Поддьяков, А.В. Брушлинский и др.).
Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.).
Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.