Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей

Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно. Он не может остаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Степень активности воспитателя в музыкальном развитие детей зависит не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитание детей. Поэтому процесс развития музыкальных способностей детей во многом зависит от контакта в работе музыкального руководителя и воспитателя.

Подготовить ребенка к школе – значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театральной – игровой, изобразительной, художественно речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерт», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Для характеристики детской деятельности важно отметить следующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечатления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным песням, хороводам, какому – либо виду деятельности; формы организации самостоятельной деятельности.

Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентируется в музыке – сыграть, спеть, станцевать, что – то воспроизвести или сочинить.

4

Одним из главных источников возникновения детского музицирования являются, прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

9 стр., 4227 слов

Изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ...

... учебной и самостоятельной музыкальной деятельности. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного детства и в связи с этим уровень общего и музыкального развития, педагог целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую ...

Другие источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения, кружки. Это яркие страницы из жизни детей. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх.

Разнообразным источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них – это детские телепередачи, фильмы, театральные постановки, концерты, увлечение родителей караоке, реже – любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование аудиозаписей, дисков.

5

Виды и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно – ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых.

Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнения на цитре, металлафоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.).

В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей – «артистов», для своих товарищей – «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые используют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально – дидактические игры, которые развивают у детей способность к

6

восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана».

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, бубнах, дудочках, детских пианино, барабанах, цитрах, гуслях и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где – то услышанные ими, могут «сочинить» и свои.

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

4 стр., 1667 слов

Творчество как вид детской музыкальной деятельности

... оригинальности. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных Песенное творчество В пении, как и других видах исполнительства, ребенок ...

Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальной опыт в самых разнообразных видах музыкальной практике.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять какие – то движения, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сделать правильно.

Игра самостоятельной музыкальной деятельности. Это могут быть сюжетно – ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музык и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы. Также возможностью действовать с игрушками и пособиями привлекают детей музыкально – дидактические игры. Они развивают у детей способность различать по тембру разные музыкальные разные музыкальные инструменты, освоить

7

направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизвести тихое и громкое звучание и т. д.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и явлений начальным проявлением самообучения.

8

Руководство самостоятельной музыкальной деятельности детей

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятия, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

— во – первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

-во – вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

  • в – третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

В первые дни каждого нового учебного года воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами), есть ли дети, которые принимают участия в музицирование. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию. Но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности. Но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

17 стр., 8110 слов

Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей

... практических проблем определила тему курсовой работы: «Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей». Цель данной работы состоит в изучении и обобщении методических и теоретических взглядов на вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Согласно актуальности ...

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью – это его соучастие в ней. Взрослый ка бы советуется с детьми: »Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты инструменты, чтобы всем было удобно брать и играть?», »Я вот как умею играть», — говорит взрослый и

9

показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? – говорит воспитатель и проигрывает аудиокассету. – Хорошо бы нам сделать библиотеку записей любимых песен.» Таких примеров очень много. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразнее это сделать, за кем понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничивать формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: поощрять детей, содействовать, стимулировать, понаблюдать, возбуждать интерес, поправить ошибку. Спеть самой, координировать взаимоотношения детей и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

За общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах.

Совместно продумывают планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Ведь много в своих занятиях можно

10

оценить по – другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они научились и, главное, воспиталась ли у них потребность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя и кроется причина успехов детей.