Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»
Удальцова Наталья Евгеньевна, МОУ ООШ № 16 г. Гусь-Хрустальный, учитель русского языка и литературы, e-mail: nataliaudaltzova@mail.ru
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Аттестационная работа состоит из трех частей:
1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;
2 часть – чтение и анализ предложенного текста и выполнение тестовых заданий;
3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания: с.2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, с.2.2. – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).
Работа над заданием части С1.2 ГИА по русскому языку ориентирована на совершенствование не только лингвистических умений, но и общеучебных навыков осмысления текста, умения рассуждать на предложенную тему, формулировать тезис и приводить аргументы, комментировать текст и создавать собственные речевые произведения.
Мы будем говорить о сочинении – рассуждении на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые ?».
Прежде чем приступить к обучению написания сочинения-рассуждения, необходимо систематизировать знания учащихся о правилах постановки запятых в предложении. Традиции письма обязывают нас ставить запятые. Это принцип рациональный, он подавляет личные желания пишущего, его чувства и настроения, и чем древнее по происхождению знак, тем меньше он допускает исключений. Современный писатель может дать волю своим чувствам в использовании многих знаков препинания, даже точки, но никогда — запятой. Это самый строгий и чёткий по своему назначению знак, потому что, имея смысл, сам он не является символом чего-то иного; вот как многоточие — «следы на цыпочках ушедших слов» (по тонкому замечанию Владимира Набокова) или тире — «знак отчаяния» (по словам грамматиста Пешковского).
Где запятая — там нужно запнуться вниманием и ритмом фразы.
Правила пунктуации очень просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, и в отношении запятой можно установить иерархию важности правил. Запятая совершенно необходима (там, где она разъединяет предложения, то есть разные части мысли в составе общего целого), она желательна (при однородных определениях) или она факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях).
Пишем на лингвистическую тему
... еРинтервала" dir="ltr"> Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. & ... тервала" dir="ltr"> Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для ... lt;p awml:style="БеРинтервала" dir="ltr"> В основной части ...
Вот как со словом однако, которое может быть союзом (и тогда не выделяется запятой), может быть вводным словом (и тогда обязательно выделяется запятыми), но может быть и междометием (и тогда на ваше усмотрение ставить запятую или нет).
Запятая имеет несколько функций:
-
выделительная,
-
разделительная,
-
смысловая,
-
интонационная.
В русском языке запятая используется на письме:
-
при перечислении;
-
для выделения:
-
причастных оборотов, стоящих после определяемого слова,
-
причастных оборотов, стоящих перед определяемым словом, в случае их нагруженности,
-
деепричастных оборотов,
-
обращений,
-
уточнений,
-
междометий,
-
вводных слов;
-
между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
-
между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?».
В числовой записи по российскому стандарту запятой отделяется целая и дробная части числа.
В языках программирования и некоторых других программах запятая тоже очень часто используется, в основном при перечислении, например, параметров функций.
Третья часть аттестационной работы в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать . При выполнении данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста.
В процессе подготовки к выполнению задания С2.1 следует рассмотреть с учащимися виды рассуждений и доказательств, а также основные средства языка, с помощью которых можно оформить сочинение – рассуждение.
Рассуждение – это смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.
В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:
-
тезис — мысль, нуждающаяся в доказательстве;
-
аргументы — факты, примеры, высказывания, доказывающие или
опровергающие тезис;
-
вывод — общий итог, заключение по поводу тезиса.
-
Объяснение (Что это?)
-
Доказательство (Почему?)
-
Размышление (Проблема)
– Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, производные предлоги, составные союзы. Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения
ВИДЫ РАССУЖДЕНИЯ.
Рассуждение- доказательство |
Рассуждение- объяснение |
Рассуждение- размышление |
Представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста. Оно строится по схеме: подведение к вопросу (экспозиция) – вопрос – тезис (ответ на вопрос) – доказательство тезиса – выводы. После тезиса в тексте-доказательстве всегда можно поставить вопрос «почему?» |
В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача объяснения заключается в раскрытии содержания тезиса |
Строится, как правило, в вопросно-ответной форме, независимо от того, получают ли вопросы отражение в тексте или нет |
ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.
-
Дедуктивные – от тезиса к доказательствам. «Книга – лучший учитель. Например, …»
-
Индуктивные – от примера к тезису. «Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга – лучший учитель».
-
Прямые:
а) ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств.
б) ссылка на авторитетный источник (цитата, проверенные, достоверные факты, события; статистические данные; положения законов и официальных документов и т.д.);
- в) указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса;
- г) приведение аналогии, сравнения.
Алгоритм построения текста-рассуждения содержится в самой формулировке задания части С. Однако учащиеся затрудняются в построении самого риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? какие лингвистические термины-понятия отобрать? как связать доказательства и вывод? При этом в письменных работах допускаются те же типичные ошибки , что в устных ответах учащихся на уроке: 1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание; 2) непродуманность в расположении отдельных частей текста; 3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями, частями текста; 4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; 5) неумение пользоваться частотными для языка науки средствами выражения сопоставительных, классификационных отношений. Поэтому в который раз задаём себе вопрос: как помочь учащимся? Где искать материал для подготовки?
Советы учащимся для выполнения задания С 2.1
Задание С2.1 – это сочинение — рассуждение на лингвистическую тему . Значит основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтет это вариант задания, придется рассуждать о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания произведите следующие действия:
1. Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.
2. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. (Например, «Без запятых обойтись нельзя»).
3. Подберите аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний.
4. Перечитайте текст.
5. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.
6. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
- Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
- Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
- В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
- Рассмотрим … предложение.
В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
7. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.
8. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что знаки препинания …») или от имени героя («Антон рассказал о важности знаков препинания…»).
9. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.
Вступление |
Введение в тему , сообщение о реплике героя иллюстрации или текста. |
Основная часть |
Раскрытие сути упомянутого в диалоге героев языкового явления. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста. |
Заключение |
Вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового явления. |
11. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.
12. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.
Приложение.
Сочинение № 1.. |
||
Зачем нужны запятые? На письме без запятых обойтись невозможно. Они помогают понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, выделить слово или фразу. Много веков рассказывают присказку о том, как от запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель наложил резолюцию: «Казнить нельзя помиловать»,- и забыл поставить запятую. Так жизнь заключённого оказалась зависимой от запятой. В тексте запятая выполняет различные функции. Например, рассмотрим предложения из текста Е.Велтистова: «Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке…» — знак выделяет простые предложения в составе сложного; » -Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?» — выделяется обращение; «Я ведь, кажется, могу думать или не думать…» — обособляется вводное слово; «Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером» — разделяются однородные члены. Правила пунктуации просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, когда эти требования невыполнимы. (128 слов) Сочинение № 2. Зачем нужны запятые? Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении : («:») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении : («:») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены) Без сомнения, запятые — очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Сочинение № 3. Зачем нужны запятые? Очень важно правильно расставлять запятые. Лучше это делать согласно пунктуационным правилам. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении: «…..» — запятые отделяют (однородные члены предложения, части сложного предложения), а в предложении: «…..» — запятые выделяют (вводные слова, обращения, причастный оборот, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уточняющие члены предложения). Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. |
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/attestatsionnaya/zapyatayana-lingvisticheskuyu-temu/
-
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации // Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: «Легион», 2009.
-
Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьёва Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме //ФИПИ.- М.: «Интеллект-Центр», 2010
3. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в IX классе//РЯШ.-2008.-№4.
4.. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения//РЯШ.-2009.-№3.