Подготовка к сочинению рассуждению на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»

Удальцова Наталья Евгеньевна, МОУ ООШ № 16 г. Гусь-Хрустальный, учитель русского языка и литературы, e-mail: nataliaudaltzova@mail.ru

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Аттестационная работа состоит из трех частей:

1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;

2 часть – чтение и анализ предложенного текста и выполнение тестовых заданий;

3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания: с.2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, с.2.2. – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).

Работа над заданием части С1.2 ГИА по русскому языку ориентирована на совершенствование не только лингвистических умений, но и общеучебных навыков осмысления текста, умения рассуждать на предложенную тему, формулировать тезис и приводить аргументы, комментировать текст и создавать собственные речевые произведения.

Мы будем говорить о сочинении – рассуждении на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые ?».

Прежде чем приступить к обучению написания сочинения-рассуждения, необходимо систематизировать знания учащихся о правилах постановки запятых в предложении. Традиции письма обязывают нас ставить запятые. Это принцип рациональный, он подавляет личные желания пишущего, его чувства и настроения, и чем древнее по происхождению знак, тем меньше он допускает исключений. Современный писатель может дать волю своим чувствам в использовании многих знаков препинания, даже точки, но никогда — запятой. Это самый строгий и чёткий по своему назначению знак, потому что, имея смысл, сам он не является символом чего-то иного; вот как многоточие — «следы на цыпочках ушедших слов» (по тонкому замечанию Владимира Набокова) или тире — «знак отчаяния» (по словам грамматиста Пешковского).

Где запятая — там нужно запнуться вниманием и ритмом фразы.

Правила пунктуации очень просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, и в отношении запятой можно установить иерархию важности правил. Запятая совершенно необходима (там, где она разъединяет предложения, то есть разные части мысли в составе общего целого), она желательна (при однородных определениях) или она факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях).

31 стр., 15360 слов

Пишем на лингвистическую тему

... еРинтервала" dir="ltr"> Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. & ... тервала" dir="ltr"> Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для ... lt;p awml:style="БеРинтервала" dir="ltr"> В основной части ...

Вот как со словом однако, которое может быть союзом (и тогда не выделяется запятой), может быть вводным словом (и тогда обязательно выделяется запятыми), но может быть и междометием (и тогда на ваше усмотрение ставить запятую или нет).

Запятая имеет несколько функций:

  1. выделительная,

  2. разделительная,

  3. смысловая,

  4. интонационная.

В русском языке запятая используется на письме:

  • при перечислении;

  • для выделения:

  • причастных оборотов, стоящих после определяемого слова,

  • причастных оборотов, стоящих перед определяемым словом, в случае их нагруженности,

  • деепричастных оборотов,

  • обращений,

  • уточнений,

  • междометий,

  • вводных слов;

  • между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;

  • между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?».

В числовой записи по российскому стандарту запятой отделяется целая и дробная части числа.

В языках программирования и некоторых других программах запятая тоже очень часто используется, в основном при перечислении, например, параметров функций.

Третья часть аттестационной работы в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать . При выполнении данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста.

В процессе подготовки к выполнению задания С2.1 следует рассмотреть с учащимися виды рассуждений и доказательств, а также основные средства языка, с помощью которых можно оформить сочинение – рассуждение.

Рассуждение – это смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.

В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:

  • тезис — мысль, нуждающаяся в доказательстве;

  • аргументы — факты, примеры, высказывания, доказывающие или

    опровергающие тезис;

  • вывод — общий итог, заключение по поводу тезиса.

  • Объяснение (Что это?)

  • Доказательство (Почему?)

  • Размышление (Проблема)

– Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, производные предлоги, составные союзы. Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения

ВИДЫ РАССУЖДЕНИЯ.

Рассуждение-

доказательство

Рассуждение-

объяснение

Рассуждение-

размышление

Представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста. Оно строится по схеме: подведение к вопросу (экспозиция) – вопрос – тезис (ответ на вопрос) – доказательство тезиса – выводы. После тезиса в тексте-доказательстве всегда можно поставить вопрос «почему?»

В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача объяснения заключается в раскрытии содержания тезиса

Строится, как правило, в вопросно-ответной форме, независимо от того, получают ли вопросы отражение в тексте или нет

ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.

  1. Дедуктивные – от тезиса к доказательствам. «Книга – лучший учитель. Например, …»

  1. Индуктивные – от примера к тезису. «Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга – лучший учитель».

  1. Прямые:

а) ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств.

б) ссылка на авторитетный источник (цитата, проверенные, достоверные факты, события; статистические данные; положения законов и официальных документов и т.д.);

  • в) указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса;
  • г) приведение аналогии, сравнения.

Алгоритм построения текста-рассуждения содержится в самой формулировке задания части С. Однако учащиеся затрудняются в построении самого риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? какие лингвистические термины-понятия отобрать? как связать доказательства и вывод? При этом в письменных работах допускаются те же типичные ошибки , что в устных ответах учащихся на уроке: 1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание; 2) непродуманность в расположении отдельных частей текста; 3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями, частями текста; 4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; 5) неумение пользоваться частотными для языка науки средствами выражения сопоставительных, классификационных отношений. Поэтому в который раз задаём себе вопрос: как помочь учащимся? Где искать материал для подготовки?

Советы учащимся для выполнения задания С 2.1

Задание С2.1 – это сочинение — рассуждение на лингвистическую тему . Значит основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Тому, кто предпочтет это вариант задания, придется рассуждать о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций, знаках препинания. Для выполнения задания произведите следующие действия:

1. Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.

2. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. (Например, «Без запятых обойтись нельзя»).

3. Подберите аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний.

4. Перечитайте текст.

5. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

6. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
  • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
  • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
  • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
  • Рассмотрим … предложение.

В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

7. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.

8. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что знаки препинания …») или от имени героя («Антон рассказал о важности знаков препинания…»).

9. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.

Вступление

Введение в тему , сообщение о реплике героя иллюстрации или текста.

Основная часть

Раскрытие сути упомянутого в диалоге героев языкового явления. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста.

Заключение

Вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового явления.

11. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

12. Пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

Приложение.

Сочинение № 1..

Зачем нужны запятые?

На письме без запятых обойтись невозможно. Они помогают понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, выделить слово или фразу.

Много веков рассказывают присказку о том, как от запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель наложил резолюцию: «Казнить нельзя помиловать»,- и забыл поставить запятую. Так жизнь заключённого оказалась зависимой от запятой.

В тексте запятая выполняет различные функции. Например, рассмотрим предложения из текста Е.Велтистова: «Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке…» — знак выделяет простые предложения в составе сложного; » -Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?» — выделяется обращение; «Я ведь, кажется, могу думать или не думать…» — обособляется вводное слово; «Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером» — разделяются однородные члены.

Правила пунктуации просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, когда эти требования невыполнимы.

(128 слов)

Сочинение № 2.

Зачем нужны запятые?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении : («:») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении : («:») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые — очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».

Сочинение № 3.

Зачем нужны запятые?

Очень важно правильно расставлять запятые. Лучше это делать согласно пунктуационным правилам. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении: «…..» — запятые отделяют (однородные члены предложения, части сложного предложения), а в предложении: «…..» — запятые выделяют (вводные слова, обращения, причастный оборот, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уточняющие члены предложения).

Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/attestatsionnaya/zapyatayana-lingvisticheskuyu-temu/

  1. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации // Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: «Легион», 2009.

  2. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьёва Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме //ФИПИ.- М.: «Интеллект-Центр», 2010

3. Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в IX классе//РЯШ.-2008.-№4.

4.. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения//РЯШ.-2009.-№3.