Конспект русского языка в 9 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» («Роль прилагательных в тексте»)

Конспект урока русского языка в 9 классе

«Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

(«Роль прилагательных в тексте»)

Тип урока:

Цели:

  • образовательные:
  • развивающие:
  • интереса к предмету на основе языковых впечатлений;

воспитывающие:

Оборудование:

Ход урока

I . Организационный момент

II. Слово учителя

Сегодня мы проведем с вами работу по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Написание такого сочинения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, к которому вам нужно подготовиться. Так как на экзамене русского языка необходимо не только продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – рассуждению. И поэтому сейчас мы вместе пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление).

III . Работа с тестом (на карточках)

1) Внимательно прочитаем текст.

(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.

(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…

(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.

(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета…

(К. Паустовский)

2) Определите, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения.

2) Работаем над материалом необходимым для создания вступления.

  • Вспомните, что такое прилагательное, и запишите на черновике определение: «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»

«Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?»

1 стр., 412 слов

Рассуждение. -рассуждение — Морфемика. Орфография. Культура речи

... написанными дома сочинениями. 2. Упр. 399: выразительное чтение текста, запись слов в словари, формулирование тезиса, подбор аргументов, устное рассуждение. Класс находит использованные в рассуждении средства связи ... домашнего задания. Работа по актуализации темы урока продолжается выступлениями с индивидуальными заданиями. Сопоставление с домашними сочинениями. Делается вывод: каждый раз, когда нам ...

  • Что такое признак предмета? Запишем на черновике ответ: «Признак предмета — это свойства (сильный), принадлежность (лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.
  • Какой же мы можем сделать с вами вывод? Запишем его:

«Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».

3 ) Определение тезисов:

называть свойства предмета – это первый тезис,

украшает нашу речь – это второй тезис

4) Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.

Памятка

Рассуждение-размышление, Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:, Вводные слова:, Речевые обороты:, Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы., Подведение к вопросу

Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

В основной части обязательно приводятся аргументы.

Аргументы –, Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:, Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:

Выводы приводятся в заключение сочинения-рассуждения.

IV . Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.

  1. Приступим к написанию вступления.

Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу. Например, вступление может выглядеть так:

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

  1. От вступления необходимо перейти к основной части .

живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение:

«Прилагательное обозначает свойства предмета».

Перейдем к доказательству второго тезиса.

Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства второго тезиса.

Например, предложение 6

(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных.

Уберем из него все прилагательные

(6)А среди дня и река, и леса играли множеством пятен.

Какое предложение звучит лучше?

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

9 стр., 4427 слов

Имя прилагательное

... разряды имени прилагательного В зависимости от значения и грамматических свойств прилагательные делят обычно на три разряда: 1.относительные; 2.притяжательные; 3.качественные. 1.1 Относительные прилагательные Относительными называются прилагательные, выражающие признак предмета через отношение этого предмета к другим предметам: ...

«Прилагательные украшают нашу речь».

Перейдём к доказательству третьего тезиса.

Обратите внимание на предложения 1 и 8, найдите в них эпитеты.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

«Прилагательные являются средством художественной выразительности».

  1. Перейдём к обобщению.

таким образом, получается что…, следовательно и др.

Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

Соединим все наброски воедино. У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

11 стр., 5246 слов

Классификация текстов по функциональным стилям речи

... данных (набор текстов, стиль которых заранее известен). Сначала тексты классифицируются по частоте появление предопределенных слов, а затем по частоте появления знаков препинания. Авторы метода берут ... технический и др. Данные жанры можно сопоставить стилям русского языка (редакторский жанр – научный стиль, репортерский жанр – газетный стиль и т.д.) поэтому в данном курсовом проекте для английского ...

Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

V. Итоги урока

На сегодняшнем уроке мы вместе создавали текст сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Роль прилагательных в тексте». И я надеюсь, что полученные вами знания помогут вам при сдаче экзамена по русскому языку в формате ОГЭ. А чтобы закрепить материал, полученный вами на уроке, предлагаю следующее домашнее задание.

Домашнее задание:

1. Как передать читателю разные сообщения и разные чувства? Только словами здесь не обойтись. На помощь приходят знаки препинания. Откройте любую книгу, сколько их на каждой странице! Мы так привыкли к ним, что иногда даже не замечаем. А когда сами пишем, то не всегда разумно пользуемся ими. И уж совсем огорчаемся, если из-за знаков препинания получаем “двойку”. Может, они и не очень нужны?

2. Существует рассказ о путешественнике, который в момент опасности обещал в случае спасения “поставить статую золотую, пику держащую”. Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: “Поставить статую, золотую пику держащую”. Так, не изменив ни одного слова в обещании, он сильно сократил свои расходы. Он просто переставил запятую на другое место.

3. Остроумный английский писатель Бернард Шоу говорил, что есть 50 способов сказать слово «да» и 500 способов сказать слово «нет», а чтобы написать эти слова есть только один способ. Но… вот одно и то же слово, записанное несколько раз: Да, Да? Да! Да?! Да-а, Да:

Конечно, записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что есть в живой речи. Однако знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем записано буквами. Знаки мы читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов.

4. Представьте, каким трудным было чтение в Древней Руси, когда не было знаков препинания. Но вот появилась точка. Это был первый “дорожный указатель” в лабиринте слов. Однако для точки нужно место: “не вонзишь” же ее в какую-нибудь из букв. Так вместе с точкой появились пробелы между слов. Точка — “мать” не только знаков препинания, но и самой пунктуации. После точки появились и другие знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие и многоточие. Начали действовать вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки и кавычки. Так постепенно к концу XVIII века сложилась система знаков препинания. Четыре века ушло на то, чтобы текст приобрел привычный для нас вид.

Как же работают знаки препинания? Они выполняют две разные работы: разделяют и выделяют.