Приморского района Санкт-Петербурга.
Цель: 1) обобщить и систематизировать знания о стилях и типах речи;
2)сформировать умение писать сочинение на заданную тему в жанре сочинения-рассуждения с опорой на структуру и средства выразительности;
3)воспитание чувства патриотизма и любви к родному городу.
Оборудование
урок отработки умений написания сочинения-рассуждения и рефлексии.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: — Сегодня мы проводим урок развития речи – подготовки и написания сочинения – рассуждения на тему: «Почему я люблю свой город». Вначале я предлагаю посмотреть небольшую сценку (Фрагмент из рассказа Н.А.Лохвицкой ( псевдоним Тэффи) «Туристы родного города» (От слов «Встретила у знакомых приезжую провинциалку… до слов: — Да быть не может! Да вы шутите! Да поверю ли я!».
Задание учащимся
III. Фронтальная беседа: 1) -Как можно назвать этот разговор? (Диалог, реплики)
2) Какова тема данного текста?
3) А теперь давайте обратимся к эпиграфу к нашему уроку: «Горожане совершенно не знакомы со своими городами…» Н.П.Анциферов.
4) Согласны ли вы со словами эпиграфа? (Нельзя сказать, что «совершенно не знакомы», точнее сказать «недостаточно знакомы» со своим городом).
Презентация « Тэффи», 7слайдов)
Учитель — А сейчас давайте дочитаем текст до конца. Каково, по-вашему, отношение автора к действующим лицам рассказа? (Осуждение главной героини вначале и одобрение предпринятого ею поступка потом).
Какое отношение они вызывают у вас?
- Давайте обратимся к названию текста… «Туристы родного города» Нет ли здесь парадокса?
- Обращаемся к словарю С.И.Ожегова (на экране): «Туризм (франц.) – прогулка, поездка, специально организованное путешествие по своей стране или в другие страны с целью отдыха, в познавательных целях, занятия спортом.
- Какова, по-вашему, тема текста
- Итак, в чем заключается сновная мысль
- Мы живем в прекрасном, преинтересном городе, и его нужно знать и любить.
-Я знаю, ученики подготовили стихи русских поэтов о Петербурге и прочитают их наизусть. (Звучат стихотворения Н.Агнивцева « Санкт- Петербург – гранитный город», Н.Никитина «Когда Невы, окованной гранитом…», С.Маршака «Давно стихами говорит Нева» и др. Одновременно на экране демонстрируются слайды с видами Летнего сада, Исаакиевского собора, Спаса – на — Крови, Адмиралтейства, Эрмитажа, Успенского собора, Стрелки Васильевского острова и Ростральных колонн и др.
Текст рассуждение в научном стиле урок русского языка
... навыки построения простого плана к тексту- рассуждению; отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле Получается, ребята. (С. Коган) ... выполнить задние, нужно вспомнить, какие существуют функциональные стили речи и каковы их особенности. Общение людей в быту Общение граждан с учреждениями и учреждений ...
Обращаем внимание на написание слов и выражений : «величественн ая панорама Невского проспекта, позолоченн ые купола и шпили, мраморные колонн ы, грациозный силуэт Адмиралтейства, великолепные ансамбли дворцов и храмов, петербуржцы и петербурженки…»
- А кто из вас попытался сочинить свои стихи о Петербурге? (Ученик читает стихотворение собственного сочинения)
Учитель — Все стихи проникнуты любовью к нашему удивительному городу, и эти поэтические строки могут быть использованы в качестве эпиграфов к вашим сочинениям.
- А сейчас обращаемся к теме нашего урока. Работа над сочинением. Вспоминаем типы речи. (Ученики называют описание, повествование, рассуждение).
-Жанр нашего сочинения – рассуждение. Давайте обратимся к учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, упражнение №270. Виды рассуждений. Жанр нашего сочинения – рассуждение – доказательство. Какова структура сочинения – рассуждения?
Пишем сочинение-рассуждение
Цель сочинения – рассуждения — убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.
1 . Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать
( Почему я люблю свой город?)
2.Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
Сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:
тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать);
аргументы
вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).
Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Учитель
тезис
1. Мы живем в одном из самых красивых городов мира.
2. Санкт- Петербург – один из красивейших городов мира.
: аргументы
— Аргументы , которые мы можем привести в качестве доказательств в нашем сочинении:
Во-первых, нашем городе много достопримечательностей.
Во-вторых, с именем Санкт-Петербурга связана жизнь многих писателей и поэтов, художников и композиторов: Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Крылова, Блока и Ахматовой и многих других, которые посвящали свои замечательные произведения любимому городу.
В-третьих, в Петербурге жили и создавали величественные сооружения выдающиеся зодчие: Растрелли, Росси, Воронихин, Захаров.
Вывод (
1. Наш город красив во все времена года, но особенно он хорош летом, когда парки покрываются зеленью и цветами, а над городом опускаются белые ночи, и в дни торжественных праздников, когда небо расцвечиваются огнями разноцветного салюта.
2. Я люблю свой город и не хочу с ним расставаться никогда.
IV. Написание сочинения.
V. Чтение полученных работ.
Оцени свою работу на уроке
Критерии самооценки: как я усвоил тему |
Оценка |
Получил прочные знания, усвоил весь материал, работал активно, предлагал версии, давал правильные ответы, помогал товарищам (9-10 баллов) |
«5» |
Усвоил материал, но есть над чем еще поработать, не всегда участвовал в обсуждении, в ответах ошибался (7-8 баллов) |
«4» |
Усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительного изучения, на уроке работал вяло, делал много ошибок (4-6 баллов) |
«3» |
Не усвоил материал, не ориентируюсь в теме, практически не отвечал на уроке (0-3 балла) |
«2» |
VII. Подведение итогов урока.
Используемая литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/za-chto-ya-lyublyu-svoy-gorodrassujdenie/
1.Тэффи. Рассказы. Воспоминания. Ностальгия.– Л.: Художественная литература, 1991 г.
2. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.- М., Русский язык, 1991.
3.Т.И.Сечина и др. .Справочник учителя истории и обществознания.- Волгоград. Учитель, 2013.