Образовательный портал

Приморского района Санкт-Петербурга.

Цель: 1) обобщить и систематизировать знания о стилях и типах речи;

2)сформировать умение писать сочинение на заданную тему в жанре сочинения-рассуждения с опорой на структуру и средства выразительности;

3)воспитание чувства патриотизма и любви к родному городу.

Оборудование

урок отработки умений написания сочинения-рассуждения и рефлексии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: — Сегодня мы проводим урок развития речи – подготовки и написания сочинения – рассуждения на тему: «Почему я люблю свой город». Вначале я предлагаю посмотреть небольшую сценку (Фрагмент из рассказа Н.А.Лохвицкой ( псевдоним Тэффи) «Туристы родного города» (От слов «Встретила у знакомых приезжую провинциалку… до слов: — Да быть не может! Да вы шутите! Да поверю ли я!».

Задание учащимся

III. Фронтальная беседа: 1) -Как можно назвать этот разговор? (Диалог, реплики)

2) Какова тема данного текста?

3) А теперь давайте обратимся к эпиграфу к нашему уроку: «Горожане совершенно не знакомы со своими городами…» Н.П.Анциферов.

4) Согласны ли вы со словами эпиграфа? (Нельзя сказать, что «совершенно не знакомы», точнее сказать «недостаточно знакомы» со своим городом).

Презентация « Тэффи», 7слайдов)

Учитель — А сейчас давайте дочитаем текст до конца. Каково, по-вашему, отношение автора к действующим лицам рассказа? (Осуждение главной героини вначале и одобрение предпринятого ею поступка потом).

Какое отношение они вызывают у вас?

  • Давайте обратимся к названию текста… «Туристы родного города» Нет ли здесь парадокса?
  • Обращаемся к словарю С.И.Ожегова (на экране): «Туризм (франц.) – прогулка, поездка, специально организованное путешествие по своей стране или в другие страны с целью отдыха, в познавательных целях, занятия спортом.
  • Какова, по-вашему, тема текста
  • Итак, в чем заключается сновная мысль
  • Мы живем в прекрасном, преинтересном городе, и его нужно знать и любить.

-Я знаю, ученики подготовили стихи русских поэтов о Петербурге и прочитают их наизусть. (Звучат стихотворения Н.Агнивцева « Санкт- Петербург – гранитный город», Н.Никитина «Когда Невы, окованной гранитом…», С.Маршака «Давно стихами говорит Нева» и др. Одновременно на экране демонстрируются слайды с видами Летнего сада, Исаакиевского собора, Спаса – на — Крови, Адмиралтейства, Эрмитажа, Успенского собора, Стрелки Васильевского острова и Ростральных колонн и др.

6 стр., 2539 слов

Текст рассуждение в научном стиле урок русского языка

... навыки построения простого плана к тексту- рассуждению; отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле Получается, ребята. (С. Коган) ... выполнить задние, нужно вспомнить, какие существуют функциональные стили речи и каковы их особенности. Общение людей в быту Общение граждан с учреждениями и учреждений ...

Обращаем внимание на написание слов и выражений : «величественн ая панорама Невского проспекта, позолоченн ые купола и шпили, мраморные колонн ы, грациозный силуэт Адмиралтейства, великолепные ансамбли дворцов и храмов, петербуржцы и петербурженки…»

  • А кто из вас попытался сочинить свои стихи о Петербурге? (Ученик читает стихотворение собственного сочинения)

Учитель — Все стихи проникнуты любовью к нашему удивительному городу, и эти поэтические строки могут быть использованы в качестве эпиграфов к вашим сочинениям.

  • А сейчас обращаемся к теме нашего урока. Работа над сочинением. Вспоминаем типы речи. (Ученики называют описание, повествование, рассуждение).

-Жанр нашего сочинения – рассуждение. Давайте обратимся к учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, упражнение №270. Виды рассуждений. Жанр нашего сочинения – рассуждение – доказательство. Какова структура сочинения – рассуждения?

Пишем сочинение-рассуждение

Цель сочинения – рассуждения — убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.

1 . Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать

( Почему я люблю свой город?)

2.Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

Сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:

тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать);

аргументы

вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).

Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.

Учитель

тезис

1. Мы живем в одном из самых красивых городов мира.

2. Санкт- Петербург – один из красивейших городов мира.

: аргументы

Аргументы , которые мы можем привести в качестве доказательств в нашем сочинении:

Во-первых, нашем городе много достопримечательностей.

Во-вторых, с именем Санкт-Петербурга связана жизнь многих писателей и поэтов, художников и композиторов: Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Крылова, Блока и Ахматовой и многих других, которые посвящали свои замечательные произведения любимому городу.

В-третьих, в Петербурге жили и создавали величественные сооружения выдающиеся зодчие: Растрелли, Росси, Воронихин, Захаров.

Вывод (

1. Наш город красив во все времена года, но особенно он хорош летом, когда парки покрываются зеленью и цветами, а над городом опускаются белые ночи, и в дни торжественных праздников, когда небо расцвечиваются огнями разноцветного салюта.

2. Я люблю свой город и не хочу с ним расставаться никогда.

IV. Написание сочинения.

V. Чтение полученных работ.

Оцени свою работу на уроке

Критерии самооценки: как я усвоил тему

Оценка

Получил прочные знания, усвоил весь материал, работал активно, предлагал версии, давал правильные ответы, помогал товарищам (9-10 баллов)

«5»

Усвоил материал, но есть над чем еще поработать, не всегда участвовал в обсуждении, в ответах ошибался (7-8 баллов)

«4»

Усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительного изучения, на уроке работал вяло, делал много ошибок (4-6 баллов)

«3»

Не усвоил материал, не ориентируюсь в теме, практически не отвечал на уроке (0-3 балла)

«2»

VII. Подведение итогов урока.

Используемая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/za-chto-ya-lyublyu-svoy-gorodrassujdenie/

1.Тэффи. Рассказы. Воспоминания. Ностальгия.– Л.: Художественная литература, 1991 г.

2. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.- М., Русский язык, 1991.

3.Т.И.Сечина и др. .Справочник учителя истории и обществознания.- Волгоград. Учитель, 2013.