1. Подготовка учащихся к написанию сочинения-описания на заданную тему;
2. Проверка умений и навыков различать стили и типы речи;
3. Развитие умений работать с текстом описательного характера.
Оборудование урока:
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим очередной урок развития речи, задачей которого будет: подготовиться и написать сочинение-миниатюру «Весенний парк». Поможет нам в этом маленькая тетрадочка – таблица, которую получил каждый из вас (см. приложение).
Именно в нее вы будете заносить все рабочие материалы, а потом писать сочинение. Чтобы выполнить эту задачу, повторим то, над чем работали раньше.
II. Повторение теоретических понятий.
Вспомните, что такое текст?
Что такое тема сочинения?
Что такое основная мысль?
Какой может быть основная мысль вашей творческой работы?
Варианты возможных ответов учащихся о том, какой может быть основная мысль сочинения-миниатюры на тему «Весенний парк»:
1. Удивительно красив.
2. Чарует богатством красок (зеленые сосны и ели, белые березы, серый снег, прозрачные сосульки, желтые и коричневые прошлогодние листья, черные сучки прошлогодних деревьев).
3. Мрачен и загадочен ранней весной.
4. Неизъяснимо печален.
5. Скучен и непривлекателен в это время года.
6. Возрождается к новой жизни.
7. Украшен изумрудом первой зелени.
8. Уже пробуждается от первого сна.
9. «Весенней сыростью объят».
III. Вывод учителя.
Как по-разному вы сформулировали основную мысль будущего сочинения! И это не удивительно, ведь у каждого из нас свое общение с природой, свое особое восприятие этого уголка нашей местности.
IV. Просмотр иллюстративных материалов.
- Какие главные приметы весны отразили ребята на своих рисунках?
Мы были с вами в Третьяковской галерее, видели много прекрасных пейзажей. Может быть, воспоминания о них помогут вам в написании сочинения. Всмотритесь в репродукции картин, находящихся на стенде.
словесное изображение предмета.
V. Работа с текстами-описаниями, прочитанными дома.
К сегодняшнему уроку каждый из вас должен был найти тексты-описания весенней природы. Сейчас ваша задача: прочитать приготовленный текст, дать его краткий анализ (тема, основная мысль), особое внимание уделяя средствам выразительности, благодаря которым произведения классиков привлекают яркостью и точностью языка.
Описание картины К. Юона «Весенний солнечный день»
... Другие темы: ← Пейзаж с лыжниками↑ ЮонЗимнее солнце Юона → ` Сочинение-описание картины Весенний солнечный день Юона Помимо красоты нашей родимой природы множество художников воспевали и другие ... мое знакомство с картиной Константина Федоровича Юона, « Весенний, солнечный день » произведение очень порадовала меня своим особым весенним настроением и оставила хорошие воспоминания об авторе и ...
Чтение отрывков из произведений и анализ их.
1-я группа – А.Чехов «Весной»; С.Аксаков. «Ледоход».
И.Тургенев, М.Пришвин, М.Шолохов
(Художественный.)
Основная функция художественного стиля – оказывать эмоциональное воздействие на читателя.
- Какие же языковые средства наиболее часто используют авторы? Попытаетесь использовать эти средства выразительности в своих работах.
Предполагаемые ответы учеников:
VI. Подготовка рабочего материала к сочинению.
Чтобы написать творческие работы на предложенную тему, надо помнить о том, что хороший текст-описание имеет несколько планов: звуковой, зрительный, эмоциональный и др. Планы эти создаются с помощью зрительных и звуковых образов и связаны с настроением и душевным состоянием человека.
Надеюсь, что чуткое ухо дало вам возможность услышать приметы весны, а зоркий глаз – их увидеть. Поэтому сейчас работаем с таблицей. Это тоже ваш рабочий материал к сочинению.
Цвет: блестят, как бриллианты, ручьи; воздух ясен и прозрачен; голубые и белые подснежники; грязно-серые сугробы; лужи мутной воды; серое (ясное, чистое) небо; плотный туман; потемневшие низкие облака; изумруд первой зелени; листья коричнево-желтые; белые стволы берез; светлые капли дождя; серебристые пятна луж; яркое мартовское солнце; голубоватый парок над землей; серебряные сосульки.
Звук: хлюпанье снега, грязи под ногами; треск лопающегося льда; крики грачей; стон ветра; неясный шепот облетевших листьев; шум деревьев; птичий гомон; стук дятла; хруст тонкого льда; скрип деревьев; шум дождя.
Запах: запах первых цветов; талой воды; сырого ветра; сухих прошлогодних листьев; запах дождя, свежести, сырой земли, березового сока, первой травы, птичьих гнезд, коры.
Ваше настроение. Состояние души:
VII. Написание сочинений-миниатюр.
VIII. Чтение 4–5 сочинений-миниатюр.
IX. Подведение итогов урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ, Сочинение–описание весенней природы
Тема: __________________________________
Основная мысль: ________________________
Тип речи (описание, повествование, рассуждение): _____________________________________
Стиль речи (художественный, научный, публицистический и т.д.).
_________________________
Запишите в таблицу, с помощью каких слов можно передать зрительные и слуховые образы весны, настроение и душевное состояние.
По картине Попкова Осенние дожди Пушкин (описание)
... Пушкина. Наверное, по его строкам и писалась знаменитая картина. Достаточно, только вспомнить знакомое всем стихотворение: Описание поэта осеннего времени года очень подходит под картину «Осенние дожди». А. С. ... атмосфера, которую передает автор картины, пробирает до глубины души и заставляет гордиться родной землей. В воздухе парит свежий запах осеннего дождя, а подтверждением тому является ...
Алгоритм работы над сочинением
1. Вдумайтесь в формулировку темы.
2. Определите основную мысль.
3. Определите подходящий стиль речи.
4. Определите тип речи, который будете использовать.
5. Составьте рабочий план сочинения.
6. Систематизируйте материал.
7. Напишите сочинение.
8. Прочитайте написанное и постарайтесь оценить, удалось ли реализовать свой замысел.
В статье использованы фотографии
С. Ворониной
Н.О. СИБИРКИНА,
г. Сергиев Посад,
Московская обл.