Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название «публицистический стиль» представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название «газетный стиль» объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать «телевизионным» стилем. Другое название — общественно-политический стиль — точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и других).
Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений. Публицистика — род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста — вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе.” Такое определение дано в «Краткой литературной энциклопедии» (М., 1971 т.6 Стб. 72).
Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений. В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение: Публицистика — род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организаций и передачи социальной информации. Публицистика существует
В чем своеобразие произведений гоголя. Художественные особенности ...
... Однако это были уже его зрелые произведения. А если говорить о раннем его творчестве, то можно упомянуть первое сохранившееся сочинение гимназиста Гоголя - поэма "Ганц Кюхельгартен"(1827 г.), ... освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя. Два мира, изображаемые писателем, - народный коллектив и «существователи» - определили, основные особенности речи ...
- в словесной (письменной и устной),
- графически изобразительной (плакат, карикатура),
- фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
- театрально-драматургической,
— и словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях”. («Советский энциклопедический словарь» М.,1990 С. 1091).
Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений совпадают не полностью. Публицистика — это род литературы, публицистический стиль — функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.
Сочинение в публицистическом стиле на общественную тему (сочинение)
Функции стиля
Важнейшие функции публицистического стиля — информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы. Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, её источниках и адресатах. Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает её от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определённых общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.
Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили — функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определённого отношения к излагаемым фактам и в необходимости определённого поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции. Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических. Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты «Округа» от 4.08.2001 под названием “«Князя Владимира» ссылают в провинцию”. Заметка имеет подзаголовок «Столичные чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя». Она информирует о закупке правительством Москвы и городской думой шведских автомобилей «Вольво». В тоже время заметка воздействует на читателя, формируя определённое отношение к позиции руководителей, на словах агитирующих за поддержку отечественного товаропроизводителя. В различных публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории. Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:
Публицистическое наследие Б. Ф. Деревянко
... То есть, отталкиваясь от понятия, что такое публицистика, мы пытаемся раскрыть все многообразие публицистического таланта Бориса Федоровича Деревянко. Вторая глава дипломной работы посвящена более подробному рассмотрению специфики его ... Деревянко осталось нераскрытым, заказчики и исполнители так и не были найдены. Да и как найти убийц, когда они принадлежат кругу властьимущих. Кто будет их искать? ...
- коммуникативную,
- экспрессивную,
- эстетическую.
Сочинение в публицистическом стиле на тему: Что значит «найти себя»?
Что значит «найти себя»?
Словосочетание «найти себя» вряд ли кем-то воспринимается, как что-то негативное. Но если посмотреть на него критически, можно заметить, что изначально человеку для полного удовлетворения чего-то не хватает, нужно что-то найти. Наиболее вероятно, что искать себя — это искать свое предназначение в жизни. Печально, но далеко не каждый находит свое предназначение в жизни. Ведь для его эффективного нахождения нужно учитывать не только собственные желания и приоритеты, но и объективную реальность. Вряд ли у кого-то хватит уверенности обманываться и находить свое жизненное предназначение в каких-то мелочах, в то время как весь окружающий мир говорит об обратном.
Если брать в качестве примера сегодняшние реалии потребительского общества и рыночных отношений, становится понятно, что объективное предназначение, которое оправдывает всю жизнь человека — это получение финансовых средств и их расходование. Вряд ли такое толкование понравится многим, но отрицать господство денег в современном мире абсолютно бесполезно. При этом остро становится вопрос и о свободном времени. Крайне малое количество людей совмещают работу и любимое занятие. Что означает «найти себя» в таких условиях? Прежде всего, нужно позаботиться о подборе профессии с самого юношества. Вполне естественно, что дети вряд ли смогут оценить реалии современного общества адекватно, поэтому за них это должны сделать родители. Нужно как можно более тщательно проанализировать таланты ребенка и определить, где они могут быть применимы. Не должна быть допустимой ситуация, когда молодой человек выбирает профессию спонтанно или когда более опытные родители не принимают в этом участия. Но и конфликта между родителями и ребенком в этом вопросе быть не должно. Если таланты определены, реализованы, человек занимается своим делом, растет профессионально и рано или поздно становится руководителем или собственником своего дела (а значит, получает больше свободного времени), можно считать, что «нахождение себя» состоялось.
Языковые средства публицистического стиля
... общую специфику публицистического стиля; определить его основные функции; изучить различные подстили, относящиеся к публицистическому стилю и, наконец, раскрыть языковые особенности данного стиля речи. 1. История стиля Кратко остановимся на истории формирования публицистического стиля. В России прообразом ...
Что же делать тем, кто пропустил момент, став взрослым, занимается нелюбимым делом или просто не имеет ярких талантов? Как говорились в самом начале статьи, найти себя может далеко не каждый. Если кому-то этого сделать не удалось, что ж, вряд ли стоит бросать все свои занятия и ответственности и искать любимое дело. Стоит просто смириться и проживать жизнь так, как получается.
Общие функции языка в публицистическом стиле
Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь — ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только здесь. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать своё мнение, рассказать об известных им событиях.
Широко применяется и привлечение зрителей к съёмке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями. Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу. Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков: «Старый вагон на новый лад. Москва не прощается с чешскими трамваями», «Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией», «Грибник ошибается 1 раз», «Верной дорогой везёте товарища! Три часа социализма на Трёх вокзалах». Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка. Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.
Сочинения в публицистическом стиле на морально этическую тему
Когда я задумываюсь над смыслом жизни, то всегда радуюсь тому, что я существую, что рядом есть дорогие мне люди, что мне дано любоваться красотой окружающего мира и открыть этот мир для себя.
Одновременно приходит чувство большой ответственности за этот мир и гордости от осознания того, что ты человек.
Сочинение с годами человек нет нет да и возвращается мыслями к дружбе
... (22) Пусть у вас будет время! (И. Панова) Сочинение: Прочитав текст И. Панова, невольно осознаешь, что дружба – это самое ценное в нашей жизни, и мы не дорожим ей, не замечая, ... основная проблема данного текста – человек на первое место ставит свое достояние, угнетая свое сердечное сочувствие к дорогим людям. А ведь друг нужен и в беде, и в радости. И это ярко ...
Но в само понятие «быть человеком» каждый вкладывает свое значение. И, в большей степени, именно это значение влияет на действия и поступки, а иногда, и на ход самой жизни.
В моем понимании, быть человеком — это значит воспитать
в себе высокие нравственные качества.
Проследив исторический путь человечества, понимаешь, что в основе любого общества всегда лежала определенная мораль, которой руководствовались люди. Десять заповедей Христовых — это тоже мораль, мораль гуманная. Но в мире было столько антигуманных устройств, что это приводит в ужас.
Но я убеждаюсь в том, что у каждого человека есть своя мораль. И именно от нее зависит, каким будет человек.
Мне в мире повезло на хороших людей. И мои воспитатели в детском саду, и мои учителя, и, прежде всего, мои родители — это люди, с которых я беру пример. Все они повлияли на мою воспитанность и эрудицию, собственно говоря, они повлияли на мой характер, научили чуткому отношению к другим людям. Но мало быть вежливым и дружелюбным для того, чтобы все вокруг считали тебя человеком с большой буквы. Безусловно, не всем дано стать выдающимися и всемирно известными людьми. Но каждый может стать человеком, которого уважают.
Я думаю, что настоящий человек — это хороший друг, способный прийти на помощь, вызволить из беды и не завидовать счастью других людей. Это хороший сын или дочь, способны обеспечить спокойную старость своим родителям.
Хороший человек создаст хорошую семью и будет примером для своих детей.
И, безусловно, такие вредные привычки, как алкоголь и наркомания, никогда не уживаются с понятием хорошего человека. А я считаю, что быть человеком — это значит быть хорошим человеком. Нельзя брать пример с тех, кто хорошо относится только к своей семье, только своих друзей, но презирает других людей. Человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком: и в отношении к другим людям (соседей, сотрудников, просто прохожих), и в отношении к природе, и в отношении своего города, своей страны, своего народа.
Я уважаю людей искренних, в которых и помыслы и поступки вызывают уважение. Но в жизни бывает наоборот: на работе — передовой производственник, а дома — деспот, который терроризирует всю семью; в школе — добросовестный ученик, а дома — лентяй, который ложки за собой не помоет.
А еще одной чертой, которую я не прощаю людям, есть предательство. Эта черта и в большом, и в малом мне отвратительна. Измена несовместима с понятием «быть человеком».
Я всегда стараюсь следить за тем, чтобы не пришлось стыдиться своих помыслов и своих поступков. Меня вдохновляет высказывание А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. «
Требования культуры речи, вытекающие из функций
Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля.
— Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.
День моей мамы (рабочий и выходной день) 4 класс
... изо дня в день, из года в год. Оказывайте своим мамам любую помощь, которая только потребуется. Для них это очень важно. Цените и уважайте своих мам. Она у нас одна! 4 класс День моей мамы ... Работает она в крупной фирме бухгалтером. Очень сложная работа на мой взгляд, потому что изо дня в день, с восьми часов утра и до пяти вечера нужно производить ...
- Функция воздействия, связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.
— Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.
- Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.
- Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора.
История стиля
Кратко остановимся на истории формирования публицистического стиля. В России прообразом газеты были рукописные известия под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний экземпляр относится к 1621 г.).
Первая печатная газета появилась в 1702 году. Это были «Ведомости» Петра 1. В 19 веке возникли провинциальные и частные газеты. Первым русским журналом было приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (17Й8-42).
В середине 19 в. появились отраслевые журналы (экономические, агрономические, лесоводческие и др.).
Созданный по инициативе М.В. Ломоносова журнал Академии наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» состоял из научной и литературной частей. «Трудолюбивая пчела» (1759) А.П. Сумарокова была первым частным журналом с сильным элементом сатиры, политической злободневности и ярко выраженным литературным характером. В журналах 2-й пол. 18 в. вырабатывался русский литературный язык. В 19 в. журналы стали играть важную роль в развитии русской литературы. Выдающиеся произведения русских писателей И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого до выхода отдельными изданиями большей частью сначала печатались на страницах литературных журналов, вызывали критические отклики в газетах и в журнальных отделах критики. Журналы, издававшиеся литературными обществами, почти всегда имели определённое политическое направление. Наиболее длительное время из числа журналов 19 в. существовали «Вестник Европы» (1802-30, 1866-1918), «Русский вестник» (1808-24, 1856-1906), «Сын Отечества» (1812-52), «Отечественные записки» (1818-30, 1839-84), «Современник» (1836-66).
На страницах журналов 19 века шла острая полемика по литературным и социально-политическим вопросам, волновавшим общество. Это определило стилистические особенности публицистики:
- стремление к образности, выразительности;
- поиск новых языковых средств;
- открытое выражение авторской позиции;
- огромная роль ключевых слов, характерных для определённой эпохи или идейного направления;
— широкое использование устоявшихся речевых оборотов. Регулярное радиовещание началось в России с 1924 года. В советское время радиовещание осуществлялось «Всесоюзным радио», с 1990 года стали появляться частные радиостанции, большая часть которых занимается музыкальным вещанием. В советские годы к дикторам радио предъявлялись очень строгие требования в части соблюдения норм оформления речи, содержательная сторона текстов определялась единой идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического однообразия и шаблонности речи. Телевизионное вещание началось в России с 1939 года, однако широкое распространение оно получило только в 60-е годы 20 века. Речевые особенности телепередач советского времени определялись тем, что их участники произносили заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право на импровизированный текст. Современное телевидение стремится максимально использовать прямой эфир, что ставит перед участниками передач более трудную речевую задачу и сразу же выявляет уровень их языковой компетенции. Публичная политическая речь восходит к политическим кружкам 19 века, звучит на улицах во время революции 1905 года, получает легальные права в Государственной думе, созданной на основании манифеста от 17 октября 1905 года. Первая Дума начинает работу 27.04. 1906 г. Свободные политические дискуссии прерываются гражданской войной, когда берёт слово «товарищ маузер», литературные и научные дискуссии ещё продолжаются примерно до 1929 года. С этого времени публичные политические тексты носят не информационный, а ритуальный характер, и публицистический стиль развивается не по законам естественного языка, а по законам искусственной знаковой системы. С 1988 года обстановка в стране меняется, публицистический стиль вновь оказывается востребованным в естественной социальной коммуникации, и вот здесь обнаруживаются трудности, вызванные отсутствием хороших литературных традиций, в частности, неподготовленность многих политиков к публичному общению в соответствии с нормами речевой культуры. Это не удивительно, если учесть, что легальная деятельность политических партий и движений имела место в России в 1906-1917 годах и с 1990 года. (Социальные функции стиля).
Мини сочинение в публицистическом стиле на тему книга
У каждого народа есть свои традиции. Их история достигает в глубину веков, совмещает в себе представление о мире, отношение к религии, признаки быта. В последние годы мы часто обращаемся к традициям, потому что осознаем себя частью великого народа с богатейшими достижениями культуры. Тот, кто не знает свою культуру и чурается своего языка, не может с уважением относиться и к культуре других народов. Осознание своей причастности к великому народу — является осознанием себя самого, осознанием своей значимости в мире. Мое первое знакомство с народными традициями состоялось давно, когда я был еще очень маленьким. Было мне лет 5-6, когда я сам сознательно понес ужин к своему крестному. Теперь я знаю, что было это на Сочельник перед Рождеством. На улице уже стемнело, но никто не боялся темноты, детей было очень много, кто нес ужин к родственникам, а кто — колядовал. Тогда я впервые услышал колядки. Придя домой, пытался вспомнить услышанное на улице, но не смог. Моя прабабушка растолковала мне и значение слов из услышанной колядки, и самого обряда. Но самые полные впечатления о народных обрядах я привез из Львова. Вместе с другими учениками нашей школы два года тому назад я побывал на экскурсии в этом старинном городе. Наше путешествие было не только интересным, но и познавательным, потому что мы не просто наблюдали народные рождественские обряды, но и принимали в них участие. Вернувшись домой, я научил своих друзей рождественских песен, услышанных там, а в следующем году мы и сами ходили колядовать. Так что все Святки прошли незабываемо. С тех пор я интересуюсь традициями других народов. Я с удовлетворением читаю книжки, которые содержат свидетельство об истории и культуре того или другого народа, я сравниваю наши обычаи с традициями других регионов Украины и других славянских народов. Сколько обрядов пришлось мне увидеть. А сколько еще придется увидеть! Ведь мир такой большой, жизнь так удивительна, а традиции помогают обогатить ее. Мама
У каждого человека есть собственные моральные ценности. И одна из таких ценностей — любовь к матери. Не зря же о матери пишут поэты и писатели, мать изображают живописцы и воспевают музыканты. Перед матерью мы в неоплатном долгу за бессонные ночи, проведенные около колыбели, за беспокойство и ласку, за большую материнскую любовь и за саму жизнь, подаренную ею. Поэтому любовь к матери — святейшее человеческое чувство. Безусловно, есть в мире моральные выродки: матери, которые отказались от своих детей, и дети, которые отреклись от своих матерей. Но, к счастью, таких немного. Большинство людей уважает материнство. Для меня примером на всю жизнь останутся отношения между членами нашей семьи. Моя мама никогда не учила меня уважать людей старшего поколения. Она просто хорошо относилась к бабушке, заботилась о ней, уделяла ей внимание. А когда бабушка болела, мама запрещала мне и моему младшему брату шуметь. Мама во всем для нас пример. Она не говорит высоких слов, а просто воспитывает нас своим примером. В нашей семье очень уютная атмосфера. И создала ее мама. Она никогда не повышает голос, всегда доброжелательная и уравновешенная. Даже, когда у наших родителей недоразумения, это не влияет на других членов семьи. Никто не кричит и не стучит кулаками о стол, как часто бывают у наших соседей, просто родители идут на прогулку вдвоем, а когда приходят, то можно быть уверенным, между ними — мир и согласие. И опять, это благодаря маме, которая очень болеет за семью. Не зря говорят, что матери неусыпные. Когда я ложусь спать — мама еще не спит, а когда я просыпаюсь — она уже не спит. Мама ужасно загружена и на работе, и дома. Мы с братом пытаемся как можно больше ей помогать. Ежедневно я тайком от мамы и от друзей изучаю кулинарные рецепты. Хочу сделать ей подарок к 8 марта — приготовить какое-то вкусное блюдо. И в то же время я не хочу, чтобы друзья насмехались, что я малый. Однако, если женщины овладели мужскими профессиями, то почему бы представителям сильного пола не попробовать готовить? Я думаю, мама обрадуется, что у нее такой способный сын. Безусловно, моя самая первая обязанность — хорошая учеба. Я пытаюсь сделать так, чтобы мама за меня не алела, чтобы ее мягкие глаза не огорчались. Я уверен, что это мне по силам.
Как я понимаю дружбу
Можно согласиться, а можно и не согласиться со словами Шота Руставели, что человек, который не ищет друзей, является врагом самому себе. Посмотрим на своих одноклассников: в одних настоящая, как мне кажется, дружба, в других — только приятельство. Тому, у кого есть друг, я по-доброму завидую, а того, кто завоевывает дружбу, ползая перед однолетками, жалею. Так случилось, что у меня нет друзей. Безусловно, я не чувствую себя одинокой, потому что общаюсь со всеми одноклассниками, хоть наш 9-А и разбился на группы. Я пытаюсь быть со всеми доброжелательной, помогаю всем, кто ко мне обращается (я не отличница, но твердо знаю школьные дисциплины), однако списывать не даю никому, просто объясняю. Все знают мои принципы относительно списывания, и никто не обижается. Представители всех трех группировок, на которые разбился наш класс, пытаются привлечь меня к своим кругам, но я отказываюсь от их приглашений, потому что считаю, что класс должен быть единственным коллективом. Я уверена, что у меня будут настоящие друзья, на всю жизнь. А пока еще народная мудрость «приятелей тьма, а верного друга нет» — это обо мне. Два года тому назад я потеряла свою наилучшую подругу. Эта девушка и до сих пор учится в нашем классе и даже является лидером одного из трех группировок, однако я вычеркнула ее из своей жизни. Дело в том, что я плохо училась, часто болела, не успевала усваивать новый материал, словом, тянулась еле-еле, сзади всех в классе. Моя подруга, напротив, всегда училась на «отлично». Ей легко давалась учеба, и она давала мне списывать. Но при этом обижала меня. При всех детях унижала меня, называла дурой. Однажды я не выдержала этих издевательств и поссорилась с подругой. Я догнала класс, начала посещать бассейн. Улучшилось и мое здоровье, и успеваемость. С тех пор я чувствую себя уверено. Но на всю жизнь я поняла, что там, где есть настоящая дружба, там нет места обидам и унижению. Дружба — это взаимопонимание и взаимоуважение. Настоящие друзья боятся оскорбить друг друга. Я уверена, что у меня будет друг, которому я смогу доверять, как себе, о котором я скажу: «Друг — это второй я».
Мои идеалы
Мне кажется, что человечество стремится изобрести идеал, в течение всей своей истории. Обращаясь к литературе и искусству, мы можем наблюдать, как понятие идеала изменялось в разные эпохи. А главнее всего, что люди хотели свой идеал создать, представить, увидеть. Это происходило в литературе, скульптуре, живописи. Так возникли идеальные образы. Но они идеальны для художников, которые их создали, и не всегда совпадают с нашими представлениями. Люди мечтали и об идеальном обществе. Но идеальную эпоху или идеальный общественный строй изобрести так и не удалось. Ну что же, возможно, это еще впереди. Но, я уверена, что идеал, тот образец совершенства, конечная наивысшая цель-луч, есть у каждого человека. Мои стремления полностью реальны. Я не ожидаю идеального общественного строя, потому что понимаю, что общество — это люди, а идеальных людей не существует. Поэтому я стремлюсь достичь нормальных человеческих отношений в своем ближайшем окружении. И если каждый человек будет хотеть того же, то, возможно, наша жизнь будет лучшей. Следовательно, относительно моих идеалов. Мои идеалы — это моральные качества, мои и моих друзей, моих родителей и моих дедов, словом, близких мне людей. И эти идеалы не однобоки, они имеют взаимосвязи с разными отраслями жизни. И даже то, которым я представляю свое будущее, — это мой мнимый идеал. Когда я была еще совсем ребенком, то считала идеалом внешние черты человека. Теперь, когда мне пятнадцать, я понимаю, что внешность — не главное в человеке. Безусловно, человек должен следить за собой, быть чистой и опрятной, а вот понятие красоты для меня стало будто другим. Члены моей семьи и мои друзья не все красивы, но для меня они наилучшие, потому что их красоту я оцениваю по внутренним чертам, как и они мою. Следовательно, черты характера, которые я считаю идеальными. В первую очередь, это доброта. Я думаю, что это именно та черта, которая делает человека человеком, ведь доброта включает в себя и чуткое отношение к другим людям и внимание к людям старшего поколения, и любовь к природе, и умение сочувствовать другому человеку, и беспокойство о братьях наших меньших, и много-много других качеств, которые я бы хотела воспитать в себе. Иногда трудно быть хорошим: кто-то раздражает, кто-то мешает, кто-то шумит, а кто-то просто не нравится. Тогда я пытаюсь преодолеть в себе эмоции, понимая, что какая-то черта моего характера тоже может не нравиться другим. Хочу научиться воспринимать людей такими, какие они есть, хотя склоняюсь к гуманистическим чертам в человеке. Надеюсь, что в своем понимании идеалов, я не одинока. И чем больше будет сторонников гуманистических тенденций, тем лучше будет окружающий мир. Возможно, именно тогда и придет самая совершенная эпоха в истории человечества.
Как я понимаю мораль
Каждое общество воспитывает своих граждан на определенных моральных нормах. Наши родители пытались отвечать моральным принципам строителя коммунизма. Сейчас отстаиваются демократические принципы развития общества. Энциклопедический словарь объясняет термин «мораль» как систему взглядов и представлений, норм и оценок, которые регулируют поведение людей. Мораль древнего Рима оправдывала гладиаторские бои, а мораль древнего Спарты была направлена на воспитание воинов. Самые жестокие режимы находили оправдание своим действиям в общественной морали. В настоящее время люди всех стран стремятся создать гуманистическое общество и опираются на принципы морали Божьей. Десять заповедей христовых — это тоже моральные принципы человечества. Я считаю, что каждый человек, кроме больших общечеловеческих моральных принципов, имеет свои собственные. Они заключаются в отношении к ближайшим людям, к окружающему миру, к учебе. Пустяковые, на первый взгляд, поступки закладывают основы характера человека. В наше время люди значительно проще смотрят на учебу. Не успел сделать домашнее задание — списал, забыл дома бутерброд — отщипнул у друга, получил плохую оценку — сказал, что забыл дневник. Проверено не одним поколениям: тот, кто сделал аморальный поступок хотя бы один раз — не сможет удержаться и в дальнейшем. Вот так и рождается мораль приспособленца, лгуна, а иногда, и негодяя. Поэтому я считаю, что о высоких принципах не нужно кричать, их нужно доводить на деле. Только тогда моральные принципы каждого из нас станут моральными принципами общества, когда мы будем руководствоваться позитивными намерениями.
Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
Общественная роль газеты (исторически первичной и попрежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы
- сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни,
- обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний,
- давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему,
— динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики. Газета — мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, что-бы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова — она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, даёт человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. Газеты делятся:
- в зависимости от функционального назначения на: o общеполитические, o отраслевые, o развлекательные, o рекламные.
- по территории распространения на: o федеральные, o региональные, o местные.
- по времени выпуска на: o утренние, o вечерние.
— по периодичности на: o ежедневные, o еженедельные. Журнал представляет собой периодическое и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеющее постоянную программу. Информация, содержащая в журнале, может носить разнообразный характер:
- она может быть первичной — статьи, очерки, художественные произведения и пр.;
- вторичной — обзоры, рефераты и др.;
— оригинальной и переводной. Журнал, в отличие от газеты, ориентирован не на оперативную, а на обобщающую, аналитическую информацию, он имеет возможность рассматривать события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном. Журнал может быть активным средством повышения квалификации специалистов, широкой трибуной научного, художественного, научно-технического творчества. В зависимости от читательского адреса журнала определяется степень и характер использования специальной терминологии, соотношение средств публицистического и научного или официально-делового стилей. Массово-политическая литература предназначена для подробного разъяснения широкому кругу читателей программ политических партий, основных понятий политологии, истории политических учений, для ознакомления массового читателя с научным анализом общественных явлений.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Мое отношение к разным молодежным организациям
Говоря о молодежном движении, я постоянно будто ставлю себя перед выбором, к какой организации присоединиться. И в то же время рассуждаю, нужно ли это мне. В годы юности моих родителей существовала лишь одна молодежная организация — комсомол. Мои родители были комсомольскими активистами, однако это никоим образом не помогло им в последующей жизни. Изменился общественный строй — изменилось и отношение к комсомолу. Мои родители очень тепло вспоминают свои комсомольские годы, ведь это были годы их юности. Комсомол воспитывал у них активную жизненную позицию, однако это никак не отразилось на материальном обеспечении нашей семьи. Всю жизнь мои родители тяжело работают, хотя и не всегда получают за это заработную плату. Они обычные трудяги, честные и порядочные люди, но в настоящий момент этого мало. Их, конечно, уважают на работе, но уважением сыт не будешь. Мне хочется жить лучше, чем они. Я хочу хорошо одеваться, иметь хорошую машину, потому что уверен, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Но как достичь всего этого? Нужны ли для этого молодежные организации, если они никоим образом не помогают в жизни? Несколько лет назад я находился в детской организации скаутов, но мне там не понравилось. Кроме обычных жизненных навыков, которые получает скаут, устав организации требует полного подчинения воли взрослых начальников, даже тогда, когда начальник в чем-то ошибается. Меня не пугает суровая дисциплина, потому что я мечтаю стать военным, но не хочу быть слепым орудием чьей-то воли. В настоящий момент существует много молодежных организаций, усилилось участие молодежи во всевозможных партиях, однако я не уверен, что это нужно самой молодежи. Иногда лидеры этих самых партий, опираясь на молодежь, достигают многочисленных голосов на выборах, но потом ничего не делают ни для своих избирателей, ни для кого другого. Меня больше привлекает молодежное движение в целом, как вот: «Молодежь против ядерного вооружения», экологическое движение. Однако я не уверен, что для этого необходимо куда-то вступать. Мне кажется, что для этого достаточно быть порядочным человеком, быть гражданином. И если каждый из моих ровесников почувствует свою ответственность за судьбу государства, за судьбу будущих поколений, за судьбу человечества, тогда и не будет у нас ни войн, ни чернобылей. И это не высокие фразы. Это осознание своей причастности к миру, а значит, к жизни. Проблемы экологии и мы Осознание родины к каждому из людей приходит по-своему. Но приходит время — и каждый понимает неразрывное единство с родной землей. Ведь на этой земле выросли наши деды и родители, на ней учились ходить мы и предпримут первые шаги наши потомки. Испокон веков защищали эту землю наши предки, берегли ее как самое ценное сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А беря от природы ее дары, люди понимали, что этих богатств будут значительно больше, если они будут беречь природу. В наше время перед людьми остро стала экологическая проблема. Это связано с тем, что люди решили стать хозяевами природы, начали ее подчинять себе. В результате работы производств загрязнились реки. Увеличение пахотных земель привело к уничтожению лесов. Люди необдуманно эксплуатируют природу, а иногда просто не задумываются над последствиями своих поступков. Безответственность привела к Чернобыльской катастрофе, от которой пострадали огромные регионы Украины, Беларуси, России. В результате аварии погибло сотне людей. А сколько инвалидов, села и города заражены радионуклидами. Радиационный фон и до сих пор, через восемнадцать лет после аварии превышает допустимые нормы. Изуродованная земля, изуродованные люди. Мне кажется, что атомные электростанции вообще нужно запретить, ведь пока они существуют, страна — в опасности. Осушение болот на Полесье оставило людей без питьевой воды. А у нас в Харькове в результате изменения русла реки появились подтопленные жилищные массивы. Река исчезла, оставив по себе только название. И таких фактов можно навести множество. И вреднее всего, по моему мнению, то, что рядом с хозяевами горя стояли безразличные люди, которые просто наблюдали за уничтожением природы. Досадно, но таких среди нас немало. Неужели нужно уничтожить, чтобы потом возрождать? Неужели люди учатся только на ошибках? Нужно наконец понять, что человек — это частица большой матери-природы, которую не следует покорять, а нужно жить с ней в гармонии. Любить и беречь родную землю, заботиться о ее благополучии — вот в чем заключается патриотизм. |