«Урок русского языка в 9 классе. Р/р. Сочинение в форме дневниковой записи»
10. Урок русского языка в 9 классе., Р/р. Сочинение в форме дневниковой записи
Впечатления от картины Т. Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве (упр. 52).
Цель : научить писать сочинение по картине в форме дневника.
Ход урока
I. Повторение материала по теме «Дневниковые записи». Знакомство учащихся с разными типами дневников, их назначением, особенностями ведения, правильным оформлением дневниковых записей.
1. Словарная работа: дневник из словаря С. И. Ожегова:
-
Записи, ведущиеся изо дня в день.
-
Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.
2. Беседа с учащимися.
- Какие типы дневников вы знаете?
(Дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник.)
- Объясните назначение дневников разных типов.
(Дневники наблюдений мы вели на уроках естествознания, в них отмечали ежедневные наблюдения за состоянием природы. Путевые дневники ведутся во время путешествий. Личные дневники включают записи о значительных событиях в личной и общественной жизни человека и о его настроении, чувствах по поводу их, личный дневник помогает в самопознании и самовоспитании)
- Что общего в оформлении дневников?
(Дата записи: число, месяц, год, иногда указывается место и время.)
- Что указывается в содержании записи?
(Интересные события в личной и общественной жизни, переживания по поводу этих событий, рассуждения по поводу актуальных и интересных жизненных проблем.)
(Текст: предложения связаны по смыслу, каждую запись можно озаглавить.)
— В каком стиле речи могут вестись записи в дневниках? (В дневнике наблюдений — в научном, научно-популярном, художественном, в личном дневнике — в художественном и разговорном, в путевом дневнике — в научно популярном, художественном.)
Дневники толстого
... норм человеческого поведения, активного гуманизма — главное содержание и подтекст его записей на каждый день. Дневники Толстого своеобразны и по языку. Они написаны без всякой заботы о «красоте», ... где автор дает волю своему художническому чувству, мы встречаемся с изумительно тонкими наблюдениями над людьми и природой,— с пейзажами всех времен года, с мастерскими портретами ...
Вывод : дневниковые записи могут представлять собой тексты разных стилей и типов речи. Чаще всего они включают и повествование, и рассуждение, и описание, хотя повествование предпочтительнее при изложении событий, рассуждение — при размышлении по их поводу, а описание чаще встречается в путевых дневниках.
II. Беседа по картине Т. Г. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве (1988).
- Изобразила ли художница панораму, города или его часть?
- где она могла находиться, чтобы так увидеть и изобразить этот тихий уголок Москвы?
- Что прежде всего привлекает наше внимание?
- Какие краски — тёмные или светлые — преобладают в изображении одного из кварталов Москвы?
- Зачем художница открывает нам созданный на картине мир новой и старой Москвы?
- Чувствуем ли мы эту связь двух культур?
- Радует ли нас изображённое? Чем именно?
Чтение текста учебника, связанные с обозначенными жанрами и темой сочинения (упр. 46, 81 — отрывки 1, 2).
III. Запись впечатлений от картины в форме дневника (Я смотрю, размышляю, чувствую …).