Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Сочинение-рассуждение
Эту фразу я понимаю так: в каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац — отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.
В тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев, четыре из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.
А вот один из возможных абзацев, который должен начинаться с вводного слова «во-вторых» автор прячет внутри второго абзаца. Этот стилистический прием понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять в качестве новой мысли информацию, что его пес «был труслив до неприличия». Не случайно автор «спрятал» эту информацию, не вынес в качестве новой, потому что из четвертого абзаца мы узнаем, что трусливый Борожай совершил подвиг: он своим поведение заставил людей действовать! Сам бросился в огонь и людей за собой позвал! Они спасли теленка из огня, а Борожай задохнулся в дыму…
Таким образом, могу сделать вывод: права была Н. С. Валгина, утверждавшая, что «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Известный лингвист И.Г.Милославский утверждал, что «союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». Он имел в виду, что союзы – это слова , несмотря на то что они не употребляются самостоятельно, но имеют неизменяемую форму и свое значение. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Приведу примеры из текста В.Чаплиной.
Во-первых, в предложении 3 нахожу сочинительный союз и, который, не употребляясь самостоятельно, исполняет свою функцию, имеет свое значение соединения однородных сказуемых «был» и «помогал».
Во-вторых, в предложении 23 встречаю подчинительный союз условия «если», который соединяет в сложноподчиненном предложении главную и придаточную часть.
Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста И.Г.Милославского справедливо.
По предмету «Культура речи» : «Текст. Средства связи предложения в тексте»
... с ним связаны. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Примером параллельной связи между предложениями в художественном произведении является монолог Печорина: «Да, такова была моя участь ... является наличие в нём многочисленных речевых стандартов - клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в официально-деловом ...
И.Б.Голуб утверждала, что «вводные слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения, придают речи экспрессивную окраску и поэтому часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях». Это выражение понимаю так: при помощи вводных слов можно передать как в разговорной, так и в письменной речи различные интонации разговора, поэтому вводные слова так активно и используются в речи. Приведу примеры из текста П.Санаева.
Так, в предложении 2 автор использует вводное слово «к несчастью», которое помогает лучше представить рассказчика как человека суеверного, всего боящегося.
А вот в предложении 9 говорится о том, что у героя была очень добрая и понимающая мама. Используя вводное слово «к счастью», автор подчеркивает участие матери в формировании характера сына.
Таким образом, могу сделать вывод, что предложенное для анализа высказывание лингвиста И.Б.Голуб справедливо.
1 вариант
И.Б.Голуб писала: «Литераторы часто используют обращение, которое отражает свойственные разговорной речи интонации нежности, участия». Думаю, лингвист имела в виду то, что в языке художественной литературы часто встречаются обращения, передающие чувства ласки и отзывчивости. Приведу примеры из текста Е.Гришковца.
Во-первых, в предложении 6 отец, обращаясь к сыну, нежно называет его «сынок».
Во-вторых, в предложении 13, в реплике отца: «Малыш, ты спишь?», слышатся и ласка, и участие.
Таким образом, могу сделать вывод, что предложенное для анализа высказывание лингвиста И.Б.Голуб справедливо.
2 вариант
Считаю, что высказывание лингвиста И.Б.Голуб справедливо: в языке художественной литературы часто встречаются обращения, передающие чувства ласки и отзывчивости. Приведу примеры из текста Е.Гришковца.
Во-первых, в предложении 6 отец, обращаясь к сыну, нежно называет его «сынок».
Во-вторых, в предложении 13, в реплике отца: «Малыш, ты спишь?», слышатся и ласка, и участие.
Таким образом, И.Б.Голуб, утверждая, что «литераторы часто используют обращение, которое отражает свойственные разговорной речи интонации нежности, участия», была права.
Эту фразу Д.Э.Розенталя я понимаю так: эпитеты позволяют нам более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание текста. Приведу примеры из книги Г.Андреева.
Во-первых, в предложении 20 писатель, вспоминая случай на море, используя эпитет «внимательно-ласковый» взгляд, помогает нам увидеть отца мальчика как уверенного, спокойного, надежного человека.
Во-вторых, в предложении 2 эпитеты помогают автору точно и красочно описать морскую бухточку, которую окружают «скалистые» горы, «бирюзовое» море.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Д.Э.Розенталь, утверждая, что «изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение».
Р.И.Альбеткова утверждала, что « всякий художественный образ – это результат творчества писателя, который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли». Задумаемся, что стоит за этими словами? Известно, что помогают писателю сделать речь образной, эмоциональной, ярко выразить свою мысль специальные художественные средства, основанные на употреблении слов в переносном значении. Какие из них мы встречаем в тексте В.Распутина?
Сложносочиненное предложение и его роль в текстах художественного стиля
... и полицейские собаки оказались на их стороне. 3. РОЛЬ ССП В ТЕКСТАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ Употребление сложных предложений - отличительная черта книжных стилей. В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными ...
Во-первых, в предложении 2 писатель создает необычный художественный образ, сравнивая огромную лиственницу с пастухом, который « возглавляется среди овечьего стада». Данное сравнение способствует образному описанию могучего дерева.
Во-вторых, в предложении 28 на меня произвела впечатление ярчайшая метафора. Автор, рассказав о варварском нападении на дерево, восхищается его могуществом. В этом ему помогает такое художественное средство, как метафора, усиленная при помощи используемых эпитетов: «Один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг».
Таким образом, могу сделать вывод, что В.Распутин, подчеркивая справедливость слов Р.И.Альбетковой, отобрал «необходимые языковые средства» и организовал «их в текст для выражения своей мысли».
Что делает язык книги образным? Тропы и фигуры речи, а также пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые усиливают эмоциональность языка художественного произведения. Приведу примеры из текста Б.Ямпольского.
Во-первых, в предложении 11 образность речи достигается при помощи гиперболы, преувеличивающей количество листьев на тополе.
Во-вторых, автор в предложениях 5-6 активно использует олицетворение, наделяя описываемый предмет человеческими поступками: тополь «не торопился», «он успокаивал меня».
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был В.В.Виноградов, утверждая: « В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление».
Н. Н. Кохтев говорил: « «Взятые сами по себе, слова не выражают мысли. А вот включенные в предложение, они отвечают своему назначению – выражать мысли, чувства, волю». Эту фразу я понимаю так: каждое слово само по себе всего лишь называет предмет, его признак или действие. А вот войдя в состав предложения, объединившись по смыслу, слова выражают законченную мысль. Приведу примеры из текста В. Белова.
Во-первых, возьму предложение 27. В нем нахожу слова: «кора», обозначающее предмет, «лопнула» в значении треснула, «место», то есть пространство, занятое чем-нибудь. Перед нами просто набор слов! А вот включив их в состав предложения, автор выражает мысль.
Во-вторых, в предложении 36 нахожу 3 самостоятельных слова, которые называют предмет и действия, однако законченной мысли они не выражают, но, объединившись в составе предложения, эти слова начинают выполнять данную функцию.
Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание Н.Н.Кохтева справедливо.
М.М. Бахтин сказал: «Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения». Как я понимаю эту фразу? Грамматическая форма – это связь грамматического значения и способа его выражения в слове, которые одновременно являются и средством изображения предметов, их признаков, действий. Приведу примеры из текста М.Канн.
Во-первых, в предложении 20 нахожу глагол «напал», грамматическая форма которого выражена морфемой –л- , указывающей, что действие протекало до момента речи. Ярко представляю себе при помощи этого глагола, как «змея или еще кто-нибудь из лесных обитателей леса напал на человека», и не верю этим рассказам, считаю их беспочвенными.
Во-вторых, в предложениях 17-18 нахожу существительные в форме женского рода, единственного числа: «небрежность», «халатность», образованные при помощи суффикса –ость. Они, стоящие друг за другом да еще с вопросительным знаком, имея, казалось бы, значение отвлеченного признака предмета, ярко характеризуют преступное отношение людей к лесу.
Русский язык и культура речи (2)
... века. В этот период шло формирование русского централизованного государства, закладывались основы государственного ап ... советских учреждениях, продолжали оставаться неупорядоченными по форме и содержанию потоки документации. К концу 20- ... и отправления деловых писем, жанровое разнообразие деловой корреспонденции. Все это, однако, не предполагает отказа от богатейшего опыта письменной деловой речи, ...
Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание М.М.Бахтина справедливо.
Учебник русского языка утверждает, что «богатство слов не составляет ещё богатства всего языка. Определённый смысл, гибкость, выразительность – вот что необходимо языку, и это достигается при помощи грамматики». Эту фразу я понимаю так. Богатство языка – это не только огромный словарный запас, но и возможности грамматики, которая помогает всем словам приобрести «смысл, гибкость, выразительность». Приведу примеры из текста А.И.Приставкина.
Во-первых, в предложении 9 автор использует такие грамматические формы, как однородные сказуемые («нагибались» и «ползали»), которые помогают нам ярче представить выразительность описанной сцены.
Во-вторых, чтобы ярче передать смысл описываемого автор вводит в текст диалог (предложения 23, 25), который носит характер вопросно-ответной формы. Вот еще один пример того, как грамматика помогает обогатить язык.
Таким образом, могу сделать вывод, что утверждение учебника русского языка справедливо.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Просторечные слова служат характеристиками явления в кругу бытовых отношений, сообщают речи непринуждённость. Именно благодаря обилию просторечных слов в речи героя читатель может точнее представить не только его характер, но даже социальный статус».
Учебник русского языка утверждает, что «просторечные слова служат характеристиками явления в кругу бытовых отношений, сообщают речи непринуждённость. Именно благодаря обилию просторечных слов в речи героя читатель может точнее представить не только его характер, но даже социальный статус». Как я понимаю эту фразу? Благодаря словам-просторечиям, распространённым в нелитературной разговорной речи, свойственной малообразованным носителям языка, мы можем сделать вывод о человеке. Обратимся к тексту Л.М.Леонова.
Во-первых, по употребляемым просторечиям в предложениях 19 и 27 («зудил», «сбрехнет») в речи Таиски мы можем точно определить ее место жительство: тетка Поли живет в деревне.
Во-вторых, просторечия в словах Таиски помогают сделать вывод о ее характере. Так, в предложении 29 она использует просторечный фразеологизм «взашей гнать…надоть», что свидетельствует о ее решительном нраве.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что высказывание, взятое из учебника русского языка, справедливо.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В.Щербы: «Без существительного, явного или подразумеваемого, нет прилагательного».
Известный лингвист Л. В. Щерба говорил: «Без существительного, явного или подразумеваемого, нет прилагательного». Как я понимаю эту фразу? В словосочетании и в предложении прилагательное всегда связано с существительным и полностью согласуется с ним, то есть употребляется в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово (существительное).
План — конспект русского языка в 11 классе : «Второстепенные ...
... крепче и увереннее Великий Дух Независимости!» Н.Назарбаев Вопрос: О чем сказал Назарбаев? Слово учителя. Тема нашего урока « Второстепенные члены предложения. Н.Назарбаев "Слово о Независимости» . Обсудим выступление нашего ... с его уникальным государственным языком, историей и культурой, уважением этнических языков всех казахстанцев. Всё это - жизненная философия Независимости. Строго следуя ей, мы ...
Приведу примеры из текста Г.Н.Троепольского.
Во-первых, в предложении 9 оба интересующих нас слова («в полной уверенности») стоят в единственном числе, в женском роде и предложном падеже. Но «такт задает» существительное, а прилагательное под него «подстраивается».
Во-вторых, прилагательное «подстраивается» под существительное и в предложении 18 («хороших собак»), где существительное стоит во множественном числе и родительном падеже. Грамматическая подчиненность прилагательного проявляется в том, что оно встает в то же число и падеж.
Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание Л.В.Щербы справедливо: без существительного нет прилагательного!
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка:«Морфология предлагает синтаксису средства связи – возможность словам соединиться».
В учебнике русского языка утверждается, что «морфология предлагает синтаксису средства связи – возможность словам соединиться». На мой взгляд, речь идет о функциях раздела науки о языке грамматики, в котором изучаются формы слова, их значение (морфология) и соединение слов в словосочетания и предложения(синтаксис).Приведу примеры из текста Л.Андреева.
Так, в предложении 21 в словосочетании «собачьей душою» слова соединились только потому, что морфология «предложила» синтаксису средства связи: прилагательное стало в тот же род, число и падеж, что и существительное.
А вот в предложении 7 глагол «сторожила» заставляет личное местоимение «они» встать в родительный падеж. Вот оно, соединение морфологии и синтаксиса!
Таким образом, могу сделать вывод, что утверждение учебника русского языка справедливо.
Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи они передаются не только словами, но и выражениями, жестами, звучанием голоса. В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак. Приведу примеры из текста С.Алексеева.
Во-первых, в восклицательных предложениях №5 и №6 текста повествуется о чувстве восхищения, которое испытал фельдмаршал: «Вот так ответ!», «Вот так солдат!».
Во-вторых, в предложениях под номерами 36 — 40 рассказывается о том, как А.В.Суворов восторгался умом и хитростью молодого русского солдата.
Таким образом, учебник русского языка справедливо утверждает:«Восклицательные предложения характеризуют эмоционально насыщенную речь. Они передают разнообразные оттенки чувства: сожаление, восторг, гнев и другие». (100 слов)
В учебнике русского языка говорится: «Однородные члены предложения могут придавать изложению повествовательную плавность или, наоборот, энергичность, прерывистость». Доказать справедливость данной мысли легко можно на основании сказки, рассказанной старым капралом. Текст ее не был бы столь интересен без ряда однородных членов предложения, которые придают повествованию то плавность, то неритмичность, создавая удивительную яркость и красочность.
Во-первых, в предложении 25 нахожу однородные сказуемые: «собрались,..расселись, притихли», показывающие, что солдаты на привале делали все не спеша, используя каждую минуту для отдыха.
Проектная работа по русскому языку : «Волшебные слова»
... Русский – официальный язык Российского государства. Также это средство межнационального общения, так как на территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Более того он является вторым родным языком ... преобладали торговля и ремесла, привели к возникновению письменности. Пиктографическое ... слушание) и активная (говорение, письмо). 4) Монологическую и диалогическую. ( ) В ...
Во-вторых, в предложении 59 С.Алексеевым при помощи однородных сказуемых, звучащих прерывисто, нарисована яркая картина безусловной победы лося-богатыря над волком-разбойником: «поднялся», «ударил», поднял». Это предложение звучит пророчески, предрекая победу русского солдата над французским волком-ворогом.
Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание учебника русского языка справедливо.
Учебник русского языка утверждает, что «назывные предложения иногда изображают места, где разворачиваются события. Используя цепочки назывных предложений, автор выделят детали, которые представляются ему особо важными».
Как я понимаю эту фразу? С помощью назывных предложений писатели лаконично и точно рисуют место, время действия, пейзаж и обстановку происходящего. Приведу примеры из текста С.Алексеева.
Во-первых, в предложениях № 1-2, применяя цепочку назывных предложений, автор лаконично сообщает читателю о времени действия описываемого события: «1812 год. Декабрь», а в предложениях №3-4 – место действия: «Неман. Граница России».
Во-вторых, в предложении № 11 при помощи назывного предложения С.Алексеев рисует детали состояния некогда великой армии Наполеона: «Жалкий остаток могущественной силы».
Следовательно, утверждение учебника русского языка справедливо.
Учебник русского языка утверждает, что «уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют емко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора». Эту фразу я понимаю так: данные суффиксы помогают автору произведения, создавая новую грамматическую форму, не только дать характеристику предмету, но и проявить свое отношение к нему. Примеры приведу из текста Ю.Нагибина.
Во-первых, в предложении №3 нахожу слово «черепашки». Автор создал его при помощи суффикса –к- от слова «черепаха», которое никак не подходит для названия крошечных детенышей, вызвавших такое умиление у Васи.
Во-вторых, мальчик, любуясь малышами, восторгается не их «мордами», а «мордочками»! И в этом ему помогает уменьшительно-ласкательный суффикс –очк-. Согласитесь, что черепашки охарактеризованы «емко и полно»!
Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание из учебника русского языка справедливо.
Б.А.Ларин утверждал, что «фразеологизмы всегда косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию эпохи».
Эту фразу я понимаю так. Устойчивые сочетания, рожденные в народной среде, носят печать своей эпохи и так демонстрируют суждения и взгляды людей, как свет утра отражается в капле росы. Приведу примеры из текста К.Г.Паустовского
Во-первых, в предложении №15 встречаю фразеологизм «сжималось сердце», который употребляется в безличном предложении и обозначает, что посетители Лувра испытывали чувство глубокого сострадания к бедной старушке со слезящимися глазами.
Во-вторых, в предложении №31 состояние переволновавшегося мальчика, совершившего «маленький великодушный поступок», автор характеризует устойчивым сочетанием «гора свалилась с плеч». Этот фразеологизм, рожденный в народном сознании, мы можем понять так: у малыша наступило полное облегчение после избавления от волнующей его заботы.
Функциональные стили русского литературного языка
... этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля. функциональный стиль лексический литературный Современному русскому литературному языку присущи книжные функциональные стили: научный, публицистический, ...
Таким образом, утверждение Б.А.Ларина справедливо.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.И. Постниковой:«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Эту фразу я понимаю так: слова имеют способность соединяться по смыслу и грамматически в составе словосочетания. Приведу примеры из текста А.Лиханова.
В предложении 1 слова «плескаться» и «соцветия», соединившись по смыслу и грамматически при помощи предлога «в» и окончания -ях зависимого существительного, создали словосочетание «плещется в соцветиях», которое более четко определяет действие предмета, поскольку зависимое слово уточняет смысл главного.
В предложении 9 нахожу словосочетание «непонимающие глаза», где два слова проявили способность, соединившись в составе словосочетания,при помощи окончания -ие зависимого причастия точнее определять признак предмета.
Таким образом, могу сделать вывод: права была лингвист И.И. Постникова, утверждавшая, что «способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Эту фразу я понимаю так: при помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять, что за человек перед нами. Приведу примеры из текста А. Лиханова.
Речь Толика позволяет нам сделать вывод, что он хороший человек. Предложение 49 «Что же ты наделал, юный натуралист!» говорит о волнении, которое пережил этот неравнодушный мальчик во время пожара, и его восхищении поступком друга, обгоревшего, но спасшего маленьких цыплят.
По словам отца Толика и по его поведению мы можем сказать, что это бесстрашный человек. Он не только кричит пожарным: «Там мальчик», — но и бросается вслед за сыном в пламя…
Таким образом, можно сделать вывод: прав был русский писатель И. А. Гончаров, утверждавший, что «язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».