План — конспект русского языка в 11 классе : «Второстепенные члены предложения. Н.Назарбаев «Слово о Независимости»

План — конспект урока русского языка в 11 классе на тему:

«Второстепенные члены предложения. Н.Назарбаев «Слово о

Независимости»., Кожахметов Калкаман Доскенович,

учитель русского языка

Г. Астана

2015 год

Предмет: русский язык.

Класс: 11 «А»

Тема урока

Тип урока:

Цель урока:

Н.Назарбаева «Слово о независимости».

Задачи:

1) обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Простое предложение», научиться

определять второстепенные члены предложения;

2) развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

3) работать с текстом, выделять главное в его содержании, строить связное высказывание

Методические приемы:

комментированное письмо, беседа по вопросам, работа со справочным материалом.

УУД, отрабатываемые на уроке:

  • коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и

учителем, адекватно воспринимать устную и письменную речь, логично излагать свою точку

зрения по поставленной проблеме;

  • познавательные: выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить

доказательства, перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять её разными

способами;

  • регулятивные: осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррецию.

Оборудование:

рабочие листы.

Примечание:

Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к уроку.

Перед изучением темы. Зададимся вопросом: А что мы знаем о простом предложении?

2. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Прием «Кластер»

1.Напишите ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее запишите слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой .

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

по наличию второстепенных членов

Простое предложение

по полноте грамматической основы

по цели высказывания

по эмоции

осложненные

Получаем вторичный кластер.

дополнение

обстоятельство

определение

по наличию второстепенных членов

двусоставные

22 стр., 10875 слов

Сочинение только в предложении получают свое значение отдельные слова

... между частями сложноподчинённого предложения и являются членами предложения. Например, местоимение «который» в предложении №18 – «заместитель» слова «пугач», оно играет роль подлежащего в придаточном предложении. Таким образом, прав ... речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Сочинение для ГИА по цитате ...

повествовательные

простое предложение

по полноте грамматической основы

по цели высказывания

вопросительные

односоставные

побудительные

по эмоции

осложненные

н

однородными членами

невосклицательные

восклицательные

обращениями

вводными словами

обособленными членами

Работа с эпиграфом.

«Нас всех объединяет и хранит, делает крепче и увереннее Великий Дух Независимости!»

Н.Назарбаев

Вопрос: О чем сказал Назарбаев?

Слово учителя.

Тема нашего урока « Второстепенные члены предложения. Н.Назарбаев «Слово о Независимости» . Обсудим выступление нашего Президента 14.12.14 года, что такое «Независимость», «Независимость Казахстана», «толерантность», «гражданственность», «патриотизм».

3. СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ.

Прочитайте внимательно про себя текст.

Сегодня мы уверенно переходим ещё один рубеж нашей Великой Истории. Поток времени стремительно отдаляет нас от великого дня 16 декабря 1991 года, когда Республика Казахстан впервые заявила о себе как о независимом государстве. И с каждым годом мы глубже осознаем непреходящую историческую силу выбора, сделанного народом. Выбора жить в свободной, суверенной стране, в мире, согласии и доверии друг с другом. На все времена самим определять свою судьбу и строить своё Будущее.

Нас всех объединяет и хранит, делает крепче и увереннее Великий Дух Независимости! Он воплощается в каждом младенце, родившемся на свет под ясным и солнечным казахстанским небом. Он – в каждом гражданине страны и каждой казахстанской семье, каждом новом построенном доме, каждом городе, ауле и селе. Он крепнет с ростом нашей экономики, каждым новым индустриальным проектом, каждой новой магистралью, проложенной в безбрежных просторах нашей Родины, каждой тонной золотой пшеницы, собранной с наших полей.

Независимость выстрадана многими поколениями наших предков, защищавших кровью и потом нашу священную землю. Независимость — непоколебимая решимость каждого гражданина до последней капли крови защищать Казахстан, как завещали нам наши героические предки.

Проводимая нами внутренняя и внешняя политика исходит от мудрости нашего народа. Мудрость дружбы, поддержки и единства всех казахстанцев. Мудрость нашей Стратегии «Казахстан — 2050», всех ответственных решений. Мудрость достоинства нашего народа, гостеприимства и великодушия к нашим друзьям и партнёрам по всему свету.

Независимость — это всеобщий труд. Труд школьников и студентов, постигающих науки. Труд людей всех профессий, приумножающих национальное богатство. Это труд казахстанцев, воспитывающих каждое новое поколение в безграничной преданности к нашей Родине.

Независимость — это Великое единство нашего народа с его уникальным государственным языком, историей и культурой, уважением этнических языков всех казахстанцев. Всё это — жизненная философия Независимости. Строго следуя ей, мы будем вечно нести небесный стяг нашей Родины, гордо поднимать его на новых и новых вершинах развития Казахстана. Пусть так будет всегда!

Перескажите текст. Какова его основная мысль?

Какое слово является ключевым? Почему?

Каков тип текста? Определите стиль.

В прямом или переносном смысле употреблено слово золотой ?

Какие предложения в большей степени употребляет автор, простые, сложные?

Охарактеризуйте текст, используя данные выражения:

  • Автора волнует тема…
  • По способу изложения текст является…
  • Автор убедительно призывает нас… и т.д

Читая текст, делайте пометки карандашом (прием Инсерта).

Используя ключевые слова и фразы, заполните таблицу с графами « V », «+», «-», «?»

« + » — поставьте на полях ,если то, что вы читаете соответствует тому что вы знаете;

« » — поставьте на полях , если то ,что вы читаете ,противоречит тому что вы знали или думали что это знаете ;

« V » — поставьте на полях, если то , что вы читаете является новым;

« ? » — поставьте на полях, если то ,что вы читаете является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Полученные данные обсудить в малых группах или в парах и составить общую маркировочную таблицу, Прием № 2 «Маркировочная таблица»

После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

+

V

?

Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

4. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ (, А начнем мы с, Задание 1.Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку (работа в парах)

«Нашим достойным ответом на глобальные вызовы стала Новая Экономическая Политика «Нұрлы жол». Во-первых, ставка на инфраструктурное развитие в условиях мировой волатильности – это общий тренд успешных наций современного мира. Во-вторых, построив качественные дороги и коммуникации, мы глубже кооперируемся в региональные и глобальные экономические связи. В-третьих, грандиозные проекты строительства инфраструктуры – это стабильность зарубежных инвестиций. Они обеспечат долговременный экономический рост. В-четвёртых, это прочная гарантия достойной занятости, роста производительности труда и благосостояния народа. В-пятых, «Нұрлы Жол» — это новые возможности для всех регионов».

Проверьте правильность выполнения (см. слайд презентации с проставленными знаками препинания).

Взаимопроверка.

Задание 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопросы:

Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу предложения, но не могут относится к другим второстепенным членам предложения.

Прямые дополнения выражаются всеми падежами., Дополнение обозначает место, время, причину, образ действия и др., Несогласованные определения выражаются местоимениями, причастиями, числительными., По способам связи с определяемыми словами определения делятся на согласованные и несогласованные., Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? который? и др., По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, и восклицательные., Обстоятельство обозначает место, время, причину, образ действия, и др.

В роли обстоятельств выступают наречия, деепричастия и деепричастные обороты, неопределенная форма глагола.

Виды обстоятельств по значению определяются путём постановки вопросов

Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

о

о

о

о

х

х

о

х

х

х

Задание 3. Составление мини-текста-рассуждения. Развитие монологической речи.

Астана — столица нашей Родины стала для всех казахстанцев настоящей святыней, символом нашей общей любви к Отечеству .

Почему Астана является

5. Домашнее задание., Напишите мини-сочинение о том, какими качествами должен обладать гражданин, патриот своей Родины., При работе вы можете опираться на следующие высказывания Н.Назарбаева:

1. Независимость — это всеобщий труд. Труд школьников и студентов, постигающих науки. Труд людей всех профессий, приумножающих национальное богатство. Это труд казахстанцев, воспитывающих каждое новое поколение в безграничной преданности к нашей Родине.

2. Вся история казахов, вся история независимого Казахстана – это история сплочения и единения. Беречь и укреплять единство – самая высшая добродетель.

3. В ХХI веке только та страна заживёт счастливо, которая будет сильна единством, радостна своим трудом, дружна своими людьми. Мы, казахстанцы, осознали это своими сердцами. За годы Независимости мы закалились, окрепли духом.

6. Подведение итогов урока., Заключительное слово учителя, Как же справедливо утверждение Н.А.Назарбаева, что

Мне верится, что каждый из вас вырастет достойным гражданином нашей великой Родины и приложит все усилия для дальнейшего процветания нашей многонациональной страны.

Благодарю за работу на уроке!, Приложение, Рабочий лист

учени__________ класса___________________________________________

2. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Прием «Кластер»

1.Напишите ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее запишите слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой .

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Простое предложение

Получаем вторичный кластер.

простое предложение

Работа с эпиграфом.

«Нас всех объединяет и хранит, делает крепче и увереннее Великий Дух Независимости!»

Вопрос: О чем сказал Назарбаев?

3. СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ.

Прочитайте внимательно про себя текст.

Сегодня мы уверенно переходим ещё один рубеж нашей Великой Истории. Поток времени стремительно отдаляет нас от великого дня 16 декабря 1991 года, когда Республика Казахстан впервые заявила о себе как о независимом государстве. И с каждым годом мы глубже осознаем непреходящую историческую силу выбора, сделанного народом. Выбора жить в свободной, суверенной стране, в мире, согласии и доверии друг с другом. На все времена самим определять свою судьбу и строить своё Будущее.

Нас всех объединяет и хранит, делает крепче и увереннее Великий Дух Независимости! Он воплощается в каждом младенце, родившемся на свет под ясным и солнечным казахстанским небом. Он – в каждом гражданине страны и каждой казахстанской семье, каждом новом построенном доме, каждом городе, ауле и селе. Он крепнет с ростом нашей экономики, каждым новым индустриальным проектом, каждой новой магистралью, проложенной в безбрежных просторах нашей Родины, каждой тонной золотой пшеницы, собранной с наших полей.

Независимость выстрадана многими поколениями наших предков, защищавших кровью и потом нашу священную землю. Независимость — непоколебимая решимость каждого гражданина до последней капли крови защищать Казахстан, как завещали нам наши героические предки.

Проводимая нами внутренняя и внешняя политика исходит от мудрости нашего народа. Мудрость дружбы, поддержки и единства всех казахстанцев. Мудрость нашей Стратегии «Казахстан — 2050», всех ответственных решений. Мудрость достоинства нашего народа, гостеприимства и великодушия к нашим друзьям и партнёрам по всему свету.

Независимость — это всеобщий труд. Труд школьников и студентов, постигающих науки. Труд людей всех профессий, приумножающих национальное богатство. Это труд казахстанцев, воспитывающих каждое новое поколение в безграничной преданности к нашей Родине.

Независимость — это Великое единство нашего народа с его уникальным государственным языком, историей и культурой, уважением этнических языков всех казахстанцев. Всё это — жизненная философия Независимости. Строго следуя ей, мы будем вечно нести небесный стяг нашей Родины, гордо поднимать его на новых и новых вершинах развития Казахстана. Пусть так будет всегда!

Перескажите текст. Какова его основная мысль?

Какое слово является ключевым? Почему?

Каков тип текста? Определите стиль.

В прямом или переносном смысле употреблено слово золотой ?

Какие предложения в большей степени употребляет автор, простые, сложные?

Охарактеризуйте текст, используя данные выражения:

  • Автора волнует тема…
  • По способу изложения текст является…
  • Автор убедительно призывает нас… и т.д

Читая текст, делайте пометки карандашом (прием Инсерта).

Используя ключевые слова и фразы, заполните таблицу с графами « V », «+», «-», «?»

« + » — поставьте на полях ,если то, что вы читаете соответствует тому что вы знаете;

« » — поставьте на полях , если то ,что вы читаете ,противоречит тому что вы знали или думали что это знаете ;

« V » — поставьте на полях, если то , что вы читаете является новым;

« ? » — поставьте на полях, если то ,что вы читаете является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Полученные данные обсудить в малых группах или в парах и составить общую маркировочную таблицу

Задание 1.Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку (работа в парах).

Составьте схему 1-го предложения.

«Нашим достойным ответом на глобальные вызовы стала Новая Экономическая Политика «Нұрлы жол». Во-первых, ставка на инфраструктурное развитие в условиях мировой волатильности – это общий тренд успешных наций современного мира. Во-вторых, построив качественные дороги и коммуникации, мы глубже кооперируемся в региональные и глобальные экономические связи. В-третьих, грандиозные проекты строительства инфраструктуры – это стабильность зарубежных инвестиций. Они обеспечат долговременный экономический рост. В-четвёртых, это прочная гарантия достойной занятости, роста производительности труда и благосостояния народа. В-пятых, «Нұрлы Жол» — это новые возможности для всех регионов».

Проверьте правильность выполнения (см. слайд презентации с проставленными знаками препинания).

Взаимопроверка.

«5» — 0 ошибок; «4» — 1- 2ошибки; «3» — 3-4 ошибки; Оценка «_____ »

Задание 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопросы:

1. Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу предложения,

но не могут относится к другим второстепенным членам предложения.

2. Прямые дополнения выражаются всеми падежами.

3. Дополнение обозначает место, время, причину, образ действия и др.

4. Несогласованные определения выражаются местоимениями, причастиями, числительными.

5. По способам связи с определяемыми словами определения делятся на согласованные и

несогласованные.

6. Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? который? и

др.

7. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, и

осклицательные.

8. Обстоятельство обозначает место, время, причину, образ действия, и др.

9. В роли обстоятельств выступают наречия, деепричастия и деепричастные обороты,

неопределенная форма глагола.

10.Виды обстоятельств по значению определяются путём постановки вопросов

Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

о

о

о

о

х

х

о

х

х

х

«5» — 0 ошибок; «4» — 1- 4 ошибки; «3» — 5-6 ошибок; Оценка «_____ »

Задание 3. Составление мини-текста-рассуждения. Развитие монологической речи., Согласны ли вы с утверждением?

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за урок — « »

Адрес публикации: