7) Определять основную мысль сочинения
8) Путем речевой подготовки предупреждать недочеты и грамматические ошибки в сочинениях учащихся.
Задачи урока:, Обучающие
- учить “читать” картину, осмысливать её содержание
- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова; стихотворные строки
- составлять план сочинения, подбирать эпиграф
- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины
Развивающие
- развивать наблюдательность, внимание, монологическую речь, умение использовать словарный запас при описании предметов
Воспитывающие
- воспитывать любовь к родной природе, красоте летнего пейзажа
- эстетическое восприятие окружающей действительности через музыку, стихи, живопись
Методы обучения:, Словесные
- рассказ (рассказ учителя, учащихся) – декламация стихов (учитель, учащиеся) – беседа (диалог учителя с учениками при описании картины)
Наглядные
- картины художников о лете, рисунки, схемы – опоры
Практические
- словесное описание картины, написание сочинения
Проблемно-поисковые
- создание проблемной ситуации: найти нужную картину по описанию – разноуровневые темы сочинения
Оборудование:
- магнитофон, экран, ноутбук, проектор, картины художников о лете, диски с музыкальными произведениями классиков о лете, схемы-опоры, орфографические словари, учебники чтения для подбора эпиграфа.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организация на работу | Звучит музыка С. Рахманинова. На доску проецируется картины художников о лете. | Дети проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями, слушают музыку. |
2. Вступительное слово учителя | – Звучит музыка П.И. Чайковского “Июнь. Баркалора” из цикла “Времена года”.
“За весной, красой природы, лето красное пришло”, и все радуется теплу и солнцу, ясной погоде, чистому воздуху, напоенному ароматами цветущих трав, деревьев, цветов. В лесу и на лугах природа соткала красивый ковер из пестрых, ярких цветов и трав. Новенький наряд их сочной, свежей листвы у деревьев. – Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Березонька
Береза Береза – нет, пожалуй более нежного поэтического образа, чем это удивительное русское слово – дерево. Почти все великие поэты писали о ней художники рисовали, композиторы посвящали музыку. В народных песнях береза – чистое, светлое дерево, ею украшали дом на троицу, березку завивали, плели гирлянды с ней связаны многие обряды. Березка
|
Русская природа – слайды |
Белоствольная, с развевающимися на ветру зелёными кудрями, веселая береза – самое любимое русское дерево. Недаром все славянские народы издавна каждую весну чествовали березу. Обычно березоньку украшали разноцветными лентами и водили вокруг нее хороводы либо одевали срубленное дерево в женское платье и с песнями носили по деревне. А иногда березку изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми веточками. Сколько прекрасных стихов и песен посвящено березке! В них и про ее белый сарафан не раз вспоминали, и про длинные руки, и про модные застежки, и про красивые сережки | Дети зачитывают отрывки из своих сочинений | |
– С чего же начинается родина? С той самой березки, что во поле под ветром склоняясь растет.
А теперь давайте послушаем какою предстала березка перед нашими глазами.
Русская березка – белоствольная, ясная, нежная, стройная. Её ветви тонкие и длинные. Листва её светло-изумрудная, кружевная. Поэты воспевают её в своих стихотворениях. Называют её белоствольной красавицей.
Березка похожа на девушку в белом сарафанчике с зелеными косами. Весной она надевает сережки. Береза была и остается красавицей русских лесов. |
Песня: “Береза детства” | |
3. Актуализация знаний |
Березовый листочек приглашает нас на выставку картин. Но есть особенно любимая, картина. Постарайтесь узнать ее по описанию. “ Березовая роща” И.И. Левитан (миниатюра) Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много солнца, света и тепла. Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь грустную листву жаркие солнечные лучи. Темные пятна на коре берез в блеске лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине – игра ослепительного света в зеленой роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берез, в кружеве листвы, в траве веселые солнечные зайчики. Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берез и горячее небо над ними. |
Дети зачитывают письмо березки. “Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить, вас в свой летний музей. Но есть в музее картина, которую я очень люблю. Постарайтесь найти её по моему словесному описанию” |
– Что же это за картина?
– Попробуйте сами сформулировать тему урока. – Чему будем учиться? |
Дети называют “Березовая роща” И. Левитана | |
4. Постановка темы и цели урока | – Сегодня на уроке мы будем учиться описывать картину, пейзаж, подбирать эпиграф, составлять план сочинения.
– Как мы должны работать на уроке развития речи. – А каким должен быть учитель? – Что такое пейзаж? – Давайте вспомним на какой вопрос отвечает текст – описание? – Какая часть речи преобладает в этом тесте? – Из каких частей должно состоять наше сочинение?
|
– Имя прилагательное |
– О чем мы будем говорить в первой части?
– О чем во-второй? – В-третьей |
1. О красоте, русской березы.
2. Опишем картину. 3. Выскажем свое отношение к картине. |
|
– Что самое главное нам хотят передать художники своими картинами?
– Свое настроение, чувство, которое вызвала та или иная картина природы. – Давайте послушаем, какою увидели березку русские композиторы? Вставка Артемьевой Л.Н. |
||
5. | – Какое настроение вызывала эта музыка?
– Что слышалось вам? – Соответствует ли это настроение настроению картины, которая перед вами? |
|
6. Работа по картине И. Левитана “Березовая роща” | Обратимся к картине.
– Великий итальянский художник Л. Да Винче сказал: “Живопись– поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат”. – Заскользили солнечные лучики по стволам берез, по изумрудной траве. Засияли стволы берез, словно яркие свечи в потоке солнечного света. |
Ученики делают сообщение о художнике И. Левитане.
Сказка о грустном художнике прилагается. |
– Какой день изобразил художник?
– Для своих произведений Левитан выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художнику удавалось запечатлеть мгновенное мимолетное чувство прекрасного. |
Летний, тихий, солнечный, яркий | |
– Какие же изменения в природе запечатлел на картине художник? | Поздняя весна, начало лета
Зелень яркая, сочная Царство берез Нет |
|
– Почему вы решили, что это начало лета?
– Что изображено на переднем плане? На заднем плане? Справа? Слева? – Есть здесь небо? Линия горизонта? – На первом плане мы видим несколько белоствольных березок и высокую сочную траву. Дальше – березовая роща. – Какая она? Опишите березы. Деревья так высоки, что кран не видно, солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует. – Что вам напоминают стволы берез? |
Роща пронизана ярким летнем солнцем. Под лучами солнца искрится густая изумрудная зелень травы и листьев берез.
Стволы берез кажутся трепещущими лучами солнца. |
|
– Что вы можете сказать о листве берез? | Мелкое кружево листвы изумрудной россыпью свисает с веток. | |
– Что же главное в картине?
Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительный, радостный свет. Бегают по стволам берез, в кружеве листвы веселые солнечные зайчики. А что привлекло внимание художника, когда он писал картину? Почему он выбрал для неё такую композицию, прямоугольный, вытянутый по горизонтали формат полотна, срезавшего верхушки берез? Художника поразила игра света и тени на стволах берез, на листве, траве. Это делает деревья не только трепетным и живыми, но и слово прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветовая гамма. Мы видим белые, розовато-желтые, теплые коричневатые, голубовато-зеленые блики на стволах берез, на траве. Эти легкие, словно “порхающие” тени возникают от движения ветвей, и создается ощущение жизни, ритма, мы как бы чувствуем свежесть и запахи прогретой солнцем березовой рощи. Расскажите, а что больше всего вам понравилось в этой роще? А что слышалось? Давайте пофантазируем, что мы услышим в роще? (Дети высказываются) |
Главное в картине – игра ослепительного света в зеленой роще. | |
– А давно ли вы были в роще?
– Когда ты гулял в березовой роще? – А что можно сказать о картине и нашей березовой роще?
|
Яркие, все оттенки сочно-зеленого цвета, белые. | |
– Какие краски преобладают в картине и почему?
Вывод: Тема? – Березовая роща летом. – Основная мысль? – это мысль о красоте русской природы. – Какое настроение вызывает у вас картина? Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа оживала, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством. Он чувствовал волшебную природу, слышал восхитительную музыку, проникался ее удивительной тишиной. |
Светлое, радостное, настроение. Молодая, свежая, чистая, зелень. Это как молодость, чистота: Все красиво. | |
7. Физкультминутка | (Прилегли на парты закрыли глазки)
Тот, к кому я прикоснусь, просыпается, открывает глаза и называет любое слово или словосочетание, летнее. Березы какие? День какой? Листва? Воздух? |
Стройные, хрупкие, белоствольные, нежные теплый, солнечный, летний, яркий, радостный, зеленая, яркая, изумрудная, глянцевая, прозрачный, чистый, теплый. |
8. Речевая подготовка | А) Подбери синонимы к словам:
художник – живописец, пейзажист, мастер кисти, создает, пишет. картина – полотно, репродукция. |