Урок развития речи в 6 классе.
Подготовка к сочинению – описанию предмета (Дымковская игрушка).
2 академических часа.
Учебник : Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.A. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Программа : «Русский язык. Рабочие программы» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.
Цели урока:
1. Образовательные:
— подготовить учащихся к сочинению-описанию;
— раскрыть смысл сюжетно-композиционной основы будущего сочинения.
2. Развивающие
— развивать умение строить сочинение в определенной композиционной последовательности;
— развивать монологическую речь учащихся, память, внимание.
3. Воспитательные .
— на примерах декоративно-прикладного искусства воспитывать нравственные, эстетические и мировоззренческие принципы и позиции учащихся
— чувство патриотизма к Родине
— воспитывать культуру, художественный вкус, любовь к русскому декоративно-прикладному искусству
-воспитывать эмоциональное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.
4. Метапредметные:
— нахождение нужной информации в различных источниках;
— формировать умение осмысливать сюжетно-композиционную основу и содержание письменного высказывания;
Исследовательский проект «Книги в нашей жизни» (английский ...
... английском языке. 6 Библиография [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/tvorcheskaya/my-favourite-invention/ Журина Т.Ю. «55 устных тем по английскому языку» Москва ... учащихся в чтении книг не только на русском, но и на английском языке; - учащиеся научатся выражать мысли на английском языке; - учащиеся ... интересного для себя, то есть книга нас развивает. Но многие люди с этим не согласны ...
— формировать критическое мышление;
— развивать умение анализировать информацию;
— аргументировать свою точку зрения, опираясь на фактический материал;
— формировать коммуникативную компетентность учащихся.
Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска.
Оформление кабинета: выставка предметов народных промыслов (матрешки, дымковские игрушки, хохломская посуда, гжель, пуховые платки и др.)
Предварительная подготовка учащихся:
— индивидуальные опережающие задания по подготовке сообщений о русских народных промыслах;
— рассредоточенная подготовка на уроках русского языка: лексическая работа, выполнение упражнений, создание текстов-миниатюр о русских народных промыслах.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться составлять собственный текст описательного характера.
УУД:
Коммуникативные : управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать), уметь работать в группе.
Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения- описания.
Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма.
На уроке используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, коллективной и индивидуальной проектной деятельности, развития творческих способностей
Приложения к уроку:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 — презентация в интерактивном формате Smart Notebook для интерактивной доски данного типа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – таблица для учащихся (см. ниже)
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Комментарии к презентации |
1.Эмоциональный настрой. Орг. Момент. |
— Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы с вами будем готовиться к сочинению описанию… — Ребята, посмотрите на нашу выставку. Скажите, что представлено на ней? — А как вы думаете, что мы будем описывать? — Действительно, мы сегодня будем описывать предмет. Но какой – вы узнаете немного позднее. — А сейчас вспомните, как мы обычно готовимся к сочинению, и сформулируйте цели нашего урока. Слово учителя: — В русских народных сказках часто рассказывалось о Жар-птице. Особенно восхищали ее перья. Вот как о них рассказывалось: «Были эти перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы». Не в сказке, а наяву творили красоту руки народных умельцев. Все, к чему прикасались руки народных мастеров, преображалось: ком глины — в веселую свистульку или игрушку, береста — в нарядный туесок, из липы и березы получалась замечательная посуда! Русские умельцы передавали секреты мастерства из поколения в поколение. И целые деревни славились как резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались народные промыслы. |
Дети рассматривают предметы, представленные на выставке и отвечают на вопрос: — На нашей выставке предметы русских народных промыслов. — Наверное, один из представленных предметов… Дети формулируют цели урока: — рассмотрим предмет, который будем описывать, — проведем словарную работу (соберем материалы к сочинению), — составим план сочинения. |
Слайд 1 Тема урока: Сочинение – описание предмета Слайд 2 Цели урока Слайд 3 Жар-птица |
2. Подготовитель-ная работа к сочинению (аналитическая беседа) Дымковская игрушка (история, художественные особенности). По ходу беседы проводится словарная работа. |
— Ещё раз посмотрите на нашу выставку и назовите те народные промыслы, предметы которых на ней представлены. — А можете вы что-то рассказать об этих промыслах? — Тогда послушаем тех учеников, которые заранее получили задание и подготовили для вас сообщения об этих народных промыслах. — Итак, что же такое народные промыслы? — А почему мы должны беречь это искусство? — Если представить себе карту народных промыслов России, то она засверкает как чудотворные перья Жар-птицы, оброненные ею в разных местах нашей страны. И, наверное, ярче всех будет сиять слобода Дымково. — А кто из вас знает, что такое слобода ? — А чем известна слобода Дымково? — Именно дымковскую игрушку мы сегодня будем описывать. А сейчас я немного расскажу вам об этом промысле, а вы будете записывать в тетрадь те слова, которые могут пригодиться вам в сочинении. — В Дымкове, под Вяткой, издавна создают вятичи глиняные свистульки и игрушки . Это нарядные и весёлые фигурки , словно приносящие с собою в дом свет, тепло, смех. Как изготавливают мастера эти глиняные изделия? — С осени запасают крестьяне глину, хранят её в сарае. С наступлением первых холодов заносят глину в дом, накрывают её влажной полотняной тканью – томят , т.е. доводят до пластичного состояния. Затем женщины и дети приступают к лепке свистулек и игрушек. Отличительные признаки этих игрушек. Дымковские игрушки создаются последовательно из кусочков, прикрепляемых с помощью жидкой глины. Каждая деталь лепится отдельно . Затем игрушки сушат или обжигают в русской печи. Из поколения в поколение передавали мастера секреты изготовления русской игрушки. В каждой семье были свои традиции . Каждая игрушка имела своё лицо. После обжига игрушки грунтовали или покрывали раствором толчёного мела с молоком . Игрушка становилась белой, готовой к росписи . — Дымковская игрушка расписана особым орнаментом . Давайте подробнее рассмотрим её. — Какой орнамент характерен для этой игрушки? — Какие краски использованы в росписи Дымковской игрушки? (Игрушка расписывалась охрой, ультрамарином, кроном, суриком, фуксином. Это краски природные: жёлтые, синие, голубые, красные, зелёные) — Для чего вятичи делали свистульки? Промысел возник в глубокой древности. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», имеющему языческие корни и посвящённому Яриле – богу весеннего солнца и плодородия. — Кого изображали свистульки? — В своем сочинении вы будете описывать Дымковскую игрушку, изображающую ИНДЮКА. Рассмотрите эту игрушку внимательно. Что вы можете о ней сказать? |
— Хохлома, гжель, палех, матрешка, пуховый платок… — Это трудно, для этого нужно изучить специальную литературу… (Выступление заранее подготовленных учеников) — Народные промыслы – это народное художественное творчество. Это вид искусства, созданного народом. — Изделия народных промыслов уникальны. Их надо беречь, потому что ни одна машина не может заменить руки мастера, влюбленного в свое дело. — Слобода – это поселок возле города, пригород. — Здесь мастера создают знаменитую Дымковскую игрушку. (Подчеркнутые слова ученики записывают в тетрадь, по ходу ведется лексическая работа) — В виде геометрических фигур: кругов, квадратов, ромбов и др. — Использованы краски желтого, синего, красного, зеленого цветов. — Мастера лепили барынь, кормилец , девушек-водоносок, кавалеров . Любили вятичи лепить и уточек, курочек, индюков, козочек и коников. (Дети описывают форму, цвета, размер игрушки, высказывают свои впечатления от фигурки) |
Слайды 4-7 Слайд 8 (выводы записываем) Слайд 9 Фото слободы Дымково Слайд 10 Дымковские игрушки Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13-15 Слайд 16 Дымковская игрушка Слайд 17 Разные Дымковские фигурки Слайд 18 Слайд 19 ИНДЮК |
3. Определение темы сочинения, составление плана |
— Какое впечатление произвели на вас Дымковские игрушки? — В своих ответах вы определили тему будущего сочинения. Запись на слайде: Какие же удивительные они – дымковские игрушки ! Слеплены вроде грубовато, раскрашены незатейливо, а глянешь – и сразу ясно – перед тобой чудо. (Подчеркнута тема сочинения) — А теперь мы будем работать с таблицей на ваших рабочих листах: составим план сочинения, определим содержание каждой из частей, соберем материал для наполнения содержания нашего сочинения. (Работа с таблицами. Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 2) |
(Учащиеся высказывают свои мысли) ( ученики записывают в 1 столбец название части сочинения, во 2 столбец – что здесь нужно писать, в 3 столбец – возможные варианты сочинения) |
Слайд 20 Слайд 21 План сочинения Слайд 22 ИНДЮК |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. |
— Итак, мы закончили подготовку к домашнему сочинению. Решите для себя, как интересней, по-своему начать сочинение, как ярко, кратко описать рождение дымковской игрушки, её изготовление, как образно передать общее впечатление от многообразия «дымок», как подробно, интересно описать выбранную нами игрушку — ИНДЮКА, и каким будет заключение вашего сочинения. — Все вы сегодня хорошо потрудились, поэтому за урок я поставлю много хороших оценок (выставление и комментирование оценок за урок). Рефлексия: -Чем мы сегодня занимались? -Вам трудно будет работать дома? -Почему вам не будет трудно? |
— Готовились к сочинению-описанию Дымковской игрушки. — Писать будет легко, потому что мы составили план сочинения, определили его содержание и собрали лексический материал. |
Слайд 23 Итоговые вопросы |
5. Домашнее задание. |
— Домашнее задание: написать сочинение-описание дымковской игрушки — ИНДЮКА. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Заполненная таблица выглядит примерно так.
План |
О чем нужно писать? |
Материалы к сочинению |
1. Вступление |
Воздействие на читателя, |
Варианты начала: 1. Много в России уникальных народных промыслов… 2. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка 3.Какие же они удивительные – дымковские игрушки! |
2. Как рождаются Дымковские игрушки. |
Удивительное превращение глины в дымковскую игрушку |
!!!! Материалы для этой части берем из записанных в тетрадь материалов |
3. Такие разные дымковские игрушки. |
Красота и разнообразие дымковских игрушек. |
Дымковских игрушек очень много. Они все разные. Есть среди них ….. Но все они очень яркие и теплые… Медведи, индюки, козы, барыни, кормилицы, коники … … красочно, ярко, веселит душу, радует взгляд. |
4. Описание ИНДЮКА. |
Форма, поза, цветовая гамма, геометрический орнамент |
Индюк – традиционный мотив дымковской игрушки. Форма монолитна, силуэт отличается плавностью и округлостью. …много лепных деталей .. изящные оборки, воланы Игрушку составили из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности. Перед тем как украсить индюка росписью, его покрыли белой краской. Орнамент: круги, овалы, полоски, точки, штрихи и черточки. Они выстраиваются в определенный узор. …используется яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, малиновый, зеленый … дополняются мягкими приглушенными цветами: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушки. !!! (Возможный вариант) Это гордая, самодовольная птица, поэтому голова у нее поднята вверх. Шейка вытянута. Индюк чувствует свою силу и красоту. Гребень, увенчивающий голову, по форме напоминает кокошник. Яркая, разноцветная бородка украшает грудь птицы. Крылья раскинуты в стороны. Хвост приподнят вверх, распущен веером. Ножки широкие устойчивые. Крепко, солидно стоит на них индюк. Всеми цветами радуги переливается эта нарядная птица, притягивает внимание как детей, так и взрослых. Видя такую игрушку, каждый испытывает чувство радости, тепла. Кажется, что лето и праздник приходят к нам вместе с дымкой. |
5. Заключение. |
Почему дымковские игрушки так нравятся людям? Почему нужно беречь народные промыслы? |
Народные промыслы – история нашего народа. Дымковские игрушки несут людям радость. Нужно беречь историю и культуру своего народа. |