Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к сочинению-описанию предмета. Дымковская игрушка»

Урок развития речи в 6 классе.

Подготовка к сочинению – описанию предмета (Дымковская игрушка).

2 академических часа.

Учебник : Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.A. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Программа : «Русский язык. Рабочие программы» Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.

Урок развития речи в 6 классе

Цели урока:

1. Образовательные:

— подготовить учащихся к сочинению-описанию;

— раскрыть смысл сюжетно-композиционной основы будущего сочинения.

2. Развивающие

— развивать умение строить сочинение в определенной композиционной последовательности;

— развивать монологическую речь учащихся, память, внимание.

3. Воспитательные .

— на примерах декоративно-прикладного искусства воспитывать нравственные, эстетические и мировоззренческие принципы и позиции учащихся

— чувство патриотизма к Родине

— воспитывать культуру, художественный вкус, любовь к русскому декоративно-прикладному искусству

-воспитывать эмоциональное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.

4. Метапредметные:

— нахождение нужной информации в различных источниках;

— формировать умение осмысливать сюжетно-композиционную основу и содержание письменного высказывания;

13 стр., 6196 слов

Исследовательский проект «Книги в нашей жизни» (английский ...

... английском языке. 6 Библиография [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/tvorcheskaya/my-favourite-invention/ Журина Т.Ю. «55 устных тем по английскому языку» Москва ... учащихся в чтении книг не только на русском, но и на английском языке; - учащиеся научатся выражать мысли на английском языке; - учащиеся ... интересного для себя, то есть книга нас развивает. Но многие люди с этим не согласны ...

— формировать критическое мышление;

— развивать умение анализировать информацию;

— аргументировать свою точку зрения, опираясь на фактический материал;

— формировать коммуникативную компетентность учащихся.

Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска.

Оформление кабинета: выставка предметов народных промыслов (матрешки, дымковские игрушки, хохломская посуда, гжель, пуховые платки и др.)

Предварительная подготовка учащихся:

— индивидуальные опережающие задания по подготовке сообщений о русских народных промыслах;

— рассредоточенная подготовка на уроках русского языка: лексическая работа, выполнение упражнений, создание текстов-миниатюр о русских народных промыслах.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться составлять собственный текст описательного характера.

УУД:

Коммуникативные : управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать), уметь работать в группе.

Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения- описания.

Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма.

На уроке используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, коллективной и индивидуальной проектной деятельности, развития творческих способностей

Приложения к уроку:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 — презентация в интерактивном формате Smart Notebook для интерактивной доски данного типа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – таблица для учащихся (см. ниже)

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии к презентации

1.Эмоциональный настрой. Орг. Момент.

— Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы с вами будем готовиться к сочинению описанию…

— Ребята, посмотрите на нашу выставку. Скажите, что представлено на ней?

— А как вы думаете, что мы будем описывать?

— Действительно, мы сегодня будем описывать предмет. Но какой – вы узнаете немного позднее.

— А сейчас вспомните, как мы обычно готовимся к сочинению, и сформулируйте цели нашего урока.

Слово учителя:

В русских народных сказках часто рассказывалось о Жар-птице. Особенно восхищали ее перья. Вот как о них рассказывалось: «Были эти перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы».

Не в сказке, а наяву творили красоту руки народных умельцев. Все, к чему прикасались руки народных мастеров, преображалось: ком глины — в веселую свистульку или игрушку, береста — в нарядный туесок, из липы и березы получалась замечательная посуда! Русские умельцы передавали секреты мастерства из поколения в поколение. И целые деревни славились как резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались народные промыслы.

Дети рассматривают предметы, представленные на выставке и отвечают на вопрос:

— На нашей выставке предметы русских народных промыслов.

— Наверное, один из представленных предметов…

Дети формулируют цели урока:

— рассмотрим предмет, который будем описывать,

— проведем словарную работу (соберем материалы к сочинению),

— составим план сочинения.

Слайд 1

Тема урока: Сочинение – описание предмета

Слайд 2

Цели урока

Слайд 3

Жар-птица

2. Подготовитель-ная работа к сочинению (аналитическая беседа)

Дымковская игрушка (история, художественные особенности).

По ходу беседы проводится словарная работа.

— Ещё раз посмотрите на нашу выставку и назовите те народные промыслы, предметы которых на ней представлены.

— А можете вы что-то рассказать об этих промыслах?

— Тогда послушаем тех учеников, которые заранее получили задание и подготовили для вас сообщения об этих народных промыслах.

— Итак, что же такое народные

промыслы?

— А почему мы должны беречь это искусство?

Если представить себе карту народных промыслов России, то она засверкает как чудотворные перья Жар-птицы, оброненные ею в разных местах нашей страны. И, наверное, ярче всех будет сиять слобода Дымково.

— А кто из вас знает, что такое слобода ?

— А чем известна слобода Дымково?

— Именно дымковскую игрушку мы сегодня будем описывать. А сейчас я немного расскажу вам об этом промысле, а вы будете записывать в тетрадь те слова, которые могут пригодиться вам в сочинении.

— В Дымкове, под Вяткой, издавна создают вятичи глиняные свистульки и игрушки . Это нарядные и весёлые фигурки , словно приносящие с собою в дом свет, тепло, смех.

Как изготавливают мастера эти глиняные изделия?

— С осени запасают крестьяне глину, хранят её в сарае. С наступлением первых холодов заносят глину в дом, накрывают её влажной полотняной тканьютомят , т.е. доводят до пластичного состояния. Затем женщины и дети приступают к лепке свистулек и игрушек.

Отличительные признаки этих игрушек.

Дымковские игрушки создаются последовательно из кусочков, прикрепляемых с помощью жидкой глины. Каждая деталь лепится отдельно . Затем игрушки сушат или обжигают в русской печи. Из поколения в поколение передавали мастера секреты изготовления русской игрушки. В каждой семье были свои традиции . Каждая игрушка имела своё лицо. После обжига игрушки грунтовали или покрывали раствором толчёного мела с молоком . Игрушка становилась белой, готовой к росписи .

— Дымковская игрушка расписана особым орнаментом . Давайте подробнее рассмотрим её.

— Какой орнамент характерен для этой игрушки?

— Какие краски использованы в росписи Дымковской игрушки?

(Игрушка расписывалась охрой, ультрамарином, кроном, суриком, фуксином. Это краски природные: жёлтые, синие, голубые, красные, зелёные)

— Для чего вятичи делали свистульки?

Промысел возник в глубокой древности. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», имеющему языческие корни и посвящённому Яриле – богу весеннего солнца и плодородия.

— Кого изображали свистульки?

— В своем сочинении вы будете описывать Дымковскую игрушку, изображающую ИНДЮКА. Рассмотрите эту игрушку внимательно. Что вы можете о ней сказать?

— Хохлома, гжель, палех, матрешка, пуховый платок…

— Это трудно, для этого нужно изучить специальную литературу…

(Выступление заранее подготовленных учеников)

Народные промыслы – это народное художественное творчество. Это вид искусства, созданного народом.

— Изделия народных промыслов уникальны. Их надо беречь, потому что ни одна машина не может заменить руки мастера, влюбленного в свое дело.

— Слобода – это поселок возле города, пригород.

— Здесь мастера создают знаменитую Дымковскую игрушку.

(Подчеркнутые слова ученики записывают в тетрадь, по ходу ведется лексическая работа)

— В виде геометрических фигур: кругов, квадратов, ромбов и др.

— Использованы краски желтого, синего, красного, зеленого цветов.

Мастера лепили барынь, кормилец , девушек-водоносок, кавалеров . Любили вятичи лепить и уточек, курочек, индюков, козочек и коников.

(Дети описывают форму, цвета, размер игрушки, высказывают свои впечатления от фигурки)

Слайды 4-7

Слайд 8

(выводы записываем)

Слайд 9

Фото слободы Дымково

Слайд 10

Дымковские игрушки

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13-15

Слайд 16

Дымковская игрушка

Слайд 17

Разные Дымковские фигурки

Слайд 18

Слайд 19

ИНДЮК

3. Определение темы сочинения, составление плана

— Какое впечатление произвели на вас Дымковские игрушки?

— В своих ответах вы определили тему будущего сочинения.

Запись на слайде:

Какие же удивительные они – дымковские игрушки ! Слеплены вроде грубовато, раскрашены незатейливо, а глянешь – и сразу ясно – перед тобой чудо. (Подчеркнута тема сочинения)

— А теперь мы будем работать с таблицей на ваших рабочих листах: составим план сочинения, определим содержание каждой из частей, соберем материал для наполнения содержания нашего сочинения.

(Работа с таблицами. Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

(Учащиеся высказывают свои мысли)

( ученики записывают в 1 столбец название части сочинения, во 2 столбец – что здесь нужно писать, в 3 столбец – возможные варианты сочинения)

Слайд 20

Слайд 21

План сочинения

Слайд 22

ИНДЮК

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Итак, мы закончили подготовку к домашнему сочинению. Решите для себя, как интересней, по-своему начать сочинение, как ярко, кратко описать рождение дымковской игрушки, её изготовление, как образно передать общее впечатление от многообразия «дымок», как подробно, интересно описать выбранную нами игрушку — ИНДЮКА, и каким будет заключение вашего сочинения.

— Все вы сегодня хорошо потрудились, поэтому за урок я поставлю много хороших оценок (выставление и комментирование оценок за урок).

Рефлексия:

-Чем мы сегодня занимались?

-Вам трудно будет работать дома?

-Почему вам не будет трудно?

— Готовились к сочинению-описанию Дымковской игрушки.

— Писать будет легко, потому что мы составили план сочинения, определили его содержание и собрали лексический материал.

Слайд 23

Итоговые вопросы

5. Домашнее задание.

Домашнее задание: написать сочинение-описание дымковской игрушки — ИНДЮКА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Заполненная таблица выглядит примерно так.

План

О чем нужно писать?

Материалы к сочинению

1. Вступление

Воздействие на читателя,

Варианты начала:

1. Много в России уникальных народных промыслов…

2. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка

3.Какие же они удивительные – дымковские игрушки!

2. Как рождаются Дымковские игрушки.

Удивительное превращение глины в дымковскую игрушку

!!!! Материалы для этой части берем из записанных в тетрадь материалов

3. Такие разные дымковские игрушки.

Красота и разнообразие дымковских игрушек.

Дымковских игрушек очень много.

Они все разные.

Есть среди них …..

Но все они очень яркие и теплые…

Медведи, индюки, козы, барыни, кормилицы, коники …

… красочно, ярко, веселит душу, радует взгляд.

4. Описание ИНДЮКА.

Форма, поза, цветовая гамма, геометрический орнамент

Индюк – традиционный мотив дымковской игрушки.

Форма монолитна, силуэт отличается плавностью и округлостью.

…много лепных деталей

.. изящные оборки, воланы

Игрушку составили из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности.

Перед тем как украсить индюка росписью, его покрыли белой краской.

Орнамент: круги, овалы, полоски, точки, штрихи и черточки. Они выстраиваются в определенный узор.

…используется яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, малиновый, зеленый

… дополняются мягкими приглушенными цветами: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Эти цвета и составляют палитру игрушки.

!!! (Возможный вариант)

Это гордая, самодовольная птица, поэтому голова у нее поднята вверх. Шейка вытянута. Индюк чувствует свою силу и красоту. Гребень, увенчивающий голову, по форме напоминает кокошник. Яркая, разноцветная бородка украшает грудь птицы. Крылья раскинуты в стороны. Хвост приподнят вверх, распущен веером. Ножки широкие устойчивые. Крепко, солидно стоит на них индюк.

Всеми цветами радуги переливается эта нарядная птица, притягивает внимание как детей, так и взрослых. Видя такую игрушку, каждый испытывает чувство радости, тепла. Кажется, что лето и праздник приходят к нам вместе с дымкой.

5. Заключение.

Почему дымковские игрушки так нравятся людям? Почему нужно беречь народные промыслы?

Народные промыслы – история нашего народа.

Дымковские игрушки несут людям радость.

Нужно беречь историю и культуру своего народа.