Урок развития речи «Описание игрушки»

вырабатывать навыки и умения описывать предмет (игрушку).

Задачи: учить различать типы речи; развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса учащихся; учить формулировать главную мысль сочинения; подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира; научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке; прививать эстетический вкус учащихся; познакомить с историей русской игрушки; вызвать у учащихся интерес к истории своего народа, к национальным истокам.

Оборудование:

классная доска, мультимедийный экран, презентация, рисунки, игрушки учащихся.

Результаты

предметные

личностные

Ход урока

1.Слово учителя.

  • Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками.

— У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

-В век компьютерных технологий, к сожалению, реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь с игрушкой можно общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в кладовой. Но есть такие, которые с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас, как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить.

О ваших любимых игрушках мы и поговорим на уроке.

2. Объявление темы и цели урока.

— В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом. Кроме того, некоторые из вас выполнили творческую работу дома, готовясь к сегодняшнему уроку: изобразили на рисунке любимую игрушку, и ваши рисунки составили небольшую выставку. К ней мы ещё обязательно вернёмся.

  • На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-миниатюра «Описание игрушки».

-А что же такое сочинение-миниатюра? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, а что же обозначает слово «миниатюра»? Это французское слово, а во французский язык оно попало из латыни, где «минимум» обозначает «мало», то есть «миниатюра» — это художественное произведение малых размеров, кстати, не только в литературе, но и в других видах искусства.

66 стр., 32893 слов

Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами ...

... работы по созданию тематической композиции. 4. Провести опытно-экспериментальную работу, ориентированную на развитие и формирование композиционных навыков в процессе тематического рисования учащимися среднего звена общеобразовательной школы. Организация учебной деятельности с учащимися ... искусства по законам искусства изложены в концепции художественного образования Б.М. Неменского. Однако работы, ...

  • Сочинение-миниатюра – это творческая работа, позволяющая в свободной форме изложить свои мысли, выразить чувства, переживания.

Раздача «Памятки» (учащиеся зачитывают пункты раздела «Как написать сочинение-миниатюру»)

3. Беседа:

  • Какие типы речи вы знаете?
  • Рассуждение.

Что характерно для него? Автор размышляет, объясняет что-то, доказывает, анализирует, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.

  • Повествование. Как мы его узнаём? Это рассказ во временной последовательности. Мы как будто прокручиваем плёнку памяти.
  • Описание.

Что его характеризует? Картины и образы. Наша память как будто сфотографировала какой-то миг и описывает его.

  • Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу).

  • Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?)
  • Какой тип речи и стиль мы будем использовать?
  • Что значит «любимая» игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен):

Игрушка должна быть любимой! Пусть даже дешевой, смешной, Изломанной, всеми забытой — Она обладает душой!

  • Сегодня в нашем кабинете не только небольшой вернисаж, но и выставка ваших любимых игрушек. Спасибо всем, кто решил познакомить нас со своим другом-игрушкой.

(Ребята за спиной хозяина описывают его игрушку, а он должен её узнать)

4. Слово учителя.

  • Ребята, давайте прочитаем текст 2 на странице 137 нашего учебника. О чем он?
  • Интересно ли было вам узнать о жостовской росписи? ( Учитель выслушивает варианты ответов детей.)
  • А теперь прочитаем текст под номером 1 об этом народном промысле.
  • Так ли он интересен, как второй? Почему? (Более научное описание, как в энциклопедии, автор менее эмоционален, меньше восхищается красотой изделий.)

– Таким образом, мы выяснили очень важную вещь: при написании сочинения необходимо не только определить тему сочинения. Нужно сразу чётко решить, для кого и с какой целью сочинение пишется. Работа такого рода предполагает наличие определённого круга читателей и слушателей – товарищей, сверстников, одноклассников. Поэтому сочинение-рассказ, которое вам предстоит написать, является своеобразной формой общения с окружающими. Таким образом, стиль, в котором ведётся подобного рода общение, должен быть понятным собеседнику, достаточно простым и непринуждённым.

  • Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.

Например, «Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина — 25 см, высота – 20 см. Цвет – светло-коричневый. Неозвученная».

2 стр., 760 слов

Разработка русского языка: -описание предмета «Моя любимая игрушка»

... принести на урок вашу любимую игрушку? Сформулируйте тему урока. Физкультминутка IV . Работа по теме урока. 1. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы ... описанию мы легко представим себе игрушку. А что ещё должно быть понятно из вашего сочинения? (Любимая игрушка. Мне нравится с ней играть) Что мы сейчас определили? (Основную мысль сочинения.) 2. ...

  • Соответствует ли это описание нашей теме? (Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой).

5. Демонстрация мягкой игрушки – щенка.

  • Не хочется про такую милую зверюшку говорить сухими словами, правда?

А если мы скажем так…

Учащиеся читают:

Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета. Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.Щенок просто как живой! Мне он очень нравится. А вам?

6. Минутка отдыха.

7.Выставка рисунков «Моя любимая игрушка

8.Работа в парах по карточкам.

Индивидуальная работа. Учащиеся рассматривают свои игрушки.

Устная творческая работа. Устное описание предмета (игрушки).

Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей.

Учитель редактирует устное словесное описание игрушек. Дети записывают в черновики тезисы выступлений.

На доске записан план описания и опорные слова.

План.

1. Название игрушки.

2. Материал, из которого сделана игрушка.

3. Внешний вид игрушки.

4. Отношение к игрушке.

5. Роль игрушки в вашей жизни.

Опорные слова:

Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.

Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.

8. Письменная работа в черновиках.

9.Минутка отдыха. Загадки, стихи об игрушках

10. Слово учителя.

  • Может ли игрушка рассказать о хозяине?
  • А может ли игрушка рассказать о целом народе?
  • Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен.

У каждого народа — свои любимые игрушки. Национальные русский игрушки: петрушка, матрешка, ванька-встанька или неваляшка.

Рефлексия:

  • Чему мы научились? К чему ещё нужно стремиться?

Добились ли мы поставленной цели?

11. Домашнее задание:

Используя те знания и умения, которые приобрели на уроке, вы сможете написать сочинение на тему: «Моя любимая игрушка». Внимательно рассмотрите её, вспомните, когда и почему она оказалась у вас, чем она вам дорога. Сочинение писать нужно в художественном стиле, используя тип речи — описание.