Развитие монологической речи

Контрольная работа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Контрольная работа по развитию речи на тему:

«Развитие монологической речи в процессе рассказывания по предметам и игрушкам»

Выполнила: слушатель курсов

профессиональной переподготовки

Габдрахманова А.Р.

Проверил: профессор,

к.п.н. Гасанова Р.Х

Уфа-2016

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

Монологическая речь — это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно — мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед дошкольниками ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативной обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду — контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации. В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи языковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

  • информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
  • воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий;
  • побуждение к действию или предотвращение действия);
  • эмоционально-оценочная.

Для дошкольников наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.

24 стр., 11622 слов

Развитие навыков монологической речи

... из разновидностей связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, ... или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия); эмоционально-оценочная. Известно, что в устной монологической речи, заключающей повествование ...

Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Под речью мы понимаем процесс передачи информации. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Для оформления речи необходимы 5 компонентов: мотив, мысль, которая совершенствуется в слове, внутренняя речь, направленная на самого себя, семантизация, то есть структурирование смысла в грамматически оформленных значениях слов. И, наконец, возникает внешняя речь. Существует два вида речевого высказывания: устная и письменная речь.

Устная речь подразделяется на аффективную речь (К ней относятся восклицания, речевые штампы. В этой форме нет мотива и этапа мысли.), устную диалогическую и устную монологическую речь. Устная монологическая речь имеет мотив, мысль, возникающую у говорящего. Монолог как длительная форма воздействия на слушателя впервые был выделен Л.П. Якубинским. С.Л. Рубинштейн предпочитает термину «монологическая речь» термин «связная речь». Смысловые отношения в речевом оформлении автор называет речевым контекстом, а речь — контекстной или связной. Он делает важный вывод о необходимости специального обучения основным видам связной монологической речи уже в дошкольном возрасте.

В поисках новых форм работы в нашем МДОУ была создана творческая группа по апробации оригинальных методик Т.А. Ткаченко. Методика В.К. Воробьевой помогает нам определить состояние связной монологической речи у дошкольников на начальном этапе поступления в детский сад — в сентябре, затем в январе и в мае. В это время мы проводим консилиумы во всех группах. Материал для исследования связной речи рассчитан на возраст исходя из программных требований и специальных методик. Т.Б. Филичева в своей программе на этапе формирования связной монологической речи дошкольников выделяет лексико-грамматическую работу, обучение самостоятельному описанию предметов, обучение рассказыванию, заучивание стихотворений, обучение пересказыванию текстов. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль. монологический речь устный ребенок

В каждой возрастной группе дошкольников определена ведущая задача по развитию речи. В 1 младшей группе это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь. Во 2 младшей группе это дальнейшее развитие речи. Ребенок учится дожидаться очереди высказывания.

13 стр., 6103 слов

Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни

... Задачи: Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах ...

В средней группе это развитие речевой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе общения и в монологической речи.

В старшем дошкольном возрасте это выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в монологе и диалоге. Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка ведется поэтапно в каждой возрастной группе.

У многих детей дошкольного возраста нарушено эмоционально-чувственное постижение мира. Чем больше красоты и добра взрослые привнесут в жизнь детей, тем активнее они будут в своих творческих и познавательных порывах. Нам, педагогам, необходимо вызвать у детей потребность в высказывании, поддержать идею высказывания ребенка, обогатить внутреннюю речь, помочь грамматически правильно оформить значение слов и преподнести внешнюю речь в более выгодном свете.

Для создания комфортной обстановки мы, в своей работе с детьми, применяем метод воздействия посредством художественного творчества. Арт-терапевтическая работа вызывает у детей и взрослых положительные эмоции, мобилизует творческий потенциал. Особенно успешна эта работа с детьми, имеющими нарушения речи. Терапевтические куклы, которые мы применяем на занятиях, формируют у ребенка чувство ответственности за «чужую жизнь», помогают снимать психическое напряжение. Дети с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.

Для развития познавательных процессов и мыслительных операций применяем сказкотерапию. Успешно используем картины с проблемным сюжетом Т.А. Ткаченко. Ребенок мыслит, высказывает свое мнение. Это способствует развитию монологической речи. Дети составляют рассказы по наблюдаемым действиям, по сюжетным картинам, по прослушанному тексту и картине, по одной сюжетной картине, по памяти, по символам, схемам, по натуральным предметам, по предметным картинам, по заданным словам. Таблицы-коллажи удобны тем, что их можно использовать в работе с детьми различных уровней развития памяти, мышления. Применение коллажей способствует стремлению детей называть признаки объектов, рассказать о них, запомнить тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому необходимо использовать методы, облегчающие этот процесс. Одним из таких методов является наглядное моделирование. В начале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Таким образом, они привыкают к самоконтролю, а это необходимо для подготовки к обучению в школе.

Монологическая речь требует обдумывания, сбора материала. Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования мы применяем мнемодорожки. Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте других. Ребенок самостоятельно рассказывает, например, какой игрушкой или частью ему бы хотелось быть.

20 стр., 9918 слов

Формирование умений монологической речи

... информации. Целью данной курсовой работы является определение научных основ и методики проведения формирования монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме, изучение методики обучения монологической речи на начальном этапе ...

Примерные ответы: Мне бы хотелось быть светловолосой, голубоглазой, розовощекой, чернобровой, длинноногой. Дети отгадывают. Считаю эффективным в работе над развитием монологической речи рекламные сообщения. По мнемотаблицам ребенок рекламирует свой товар, например, мебель из карельской березы, из экологически чистого района, особо прочную. Указывается о скидках, бесплатной доставке. Эта работа активизирует словарь детей по лексическим темам. Для совершенствования связной монологической речи используем методический материал с занимательным сюжетом Т.А. Ткаченко. Оригинальная система упражнений является наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 5-7 лет. Связная монологическая речь совершенствуется у детей на логоритмических занятиях.

Известно, что для письменной монологической речи необходимы сложнейшие мелкие движения пальцев. Мы давно применяем в работе с дошкольниками приемы Монтессори-педагогики. Это пальчиковый театр, штриховки, обведение плоских фигур, определение на ощупь шершавых букв. Доступна и полезна работа с бусами. Предлагаю различные варианты работы с бусами. Эти игры мы называем «Раз словечко, два словечко…», «Волшебная цепочка», «Звуки в кругу», «Волшебный круг». При составлении рассказов, пересказов дети применяют бусы для перебирания пальчиками. Это успокаивает их, повышает инициативу в высказываниях. Дети любят играть с камешками из цикла «Вспомни игры своего детства».

Методика развития связной монологической речи детей дошкольного возраста при составлении рассказов об игрушках и предметах.

Монолог — формирование умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания.

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.Монологическая речь — это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

Для обучения монологической речи детей среднего дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание) , составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок. Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания : воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием: «На картине изображена … (кошка с котятами).

Кошка большая, а … (котята маленькие)» или: «Утром выпал … (снег).

5 стр., 2491 слов

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального ...

... кружусь И на землю повалюсь!   «ПРЯЧЕМ МИШКУ» Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребёнку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говорят: «Где ... мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.) «ХОРОВОД» Ход игры. Воспитатель держит ребёнка за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых ...

Андрюша взял санки и … (вышел на улицу)» Большое внимание при совместном рассказывании уделяется интонации, жестам, мимике, т. к. эти средства выразительности речи помогают детям понять предлагаемую схему высказывания, смысл предложения. В старшем дошкольном возрасте становятся доступными различные виды творческого рассказывания, что объясняется приобретенным умением детей оперировать своими представлениями, обобщать, анализировать, умозаключать. В старшей и особенно в подготовительной к школе группе довольно большой словарный запас дает возможность ребенку выбрать наиболее точную лексику, дополнять рассказ сравнениями, эпитетами, вводить описания, прямую речь; в то те время исчезает ненужная детализация и недосказанность.

В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Занятия с игрушками были разработаны Е.И. Тихеевой . Для обучения монол речи исполследувидыигрушек: дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки); сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединённые одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми, — мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточится при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2-3 предложений.

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; чёрный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

В старших группах расширяется программа ознакомления с окружающим миром, появляются новые темы, связанные с общественными событиями, с трудом взрослых, с трудом самих детей. («Что мы видели в библиотеке», «Что мы узнали о работе почтальона», «Как повар готовит обед».К анализу привлекаются дети («Понравился ли вам рассказ? Что запомнилось в нём?» и т.п.).

В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

20 стр., 9594 слов

Методы и приемы обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста

... звуковой культуре речи детей дошкольного возраста; проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста; изучить и проанализировать методы и приёмы, формы работы по формированию звуковой культуры речи у детей ... детей, это залог успешного обучения детей в школе. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, ...

·дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки) ;

·сюжетные (образные) : куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

·готовые наборы игрушек, объединённые одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

·наборы, составленные воспитателем или детьми, — мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака

·Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятия нужно использовать новые или чем-то обновлённые знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине) . Это вызовет у ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Один из видов занятий по игрушкам является :

Описание игрушки — связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребёнка к ней, или описание действий и образа жизни изображённого в игрушке существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды) , «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принёс посылку» и др.).

Дидактические игры на описания, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определённый словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются её живость, определённый ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребёнка. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми. В начале дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств — цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно — почтальон принёс посылку. Затем об одной из игрушек даётся загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей чёлка» (конь) ; «Идёт мохнатый, идёт бородаты, ножницами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран) . Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

6 стр., 2565 слов

Описание собаки (Описание животного)

... урока? Каким оно было в начале урока и каким сейчас стало? Сочинение Описание собаки (Описание животного) Моя собака Барни – лабрадор. Он светло-коричневого цвета. Наличие лабрадора в качестве домашнего животного ... в предложении. VII. Работа на индивидуальных досках. У. Какую кличку можно дать собаке? (Дети записывают и показывают) Почему с большой буквы? (Клички животных пишутся с большой ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушки»

Цели : развивать умения подбирать к существительному слова определения (прилагательные) и согласовывать их; учить называть и подбирать форму множественного числа существительных; учить описывать предмет

Задачи :

связная речь

словарь и грамматика

Образование форм множественного числа существительных.

Зуковая культура речи

Оборудование

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Воспитатель : — Скажите, что лежит на столе? (На столе лежат игрушки : кукла, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)

Давайте назовём эти игрушки . (Воспитатель показывает игрушки , дети называют)

. Игра «Один — много»

Дети встают и образуют круг, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, называя предмет ( игрушку ) в единственном числе, а ребёнок должен назвать это же слово во множественном числе (например, самолёт — самолёты)

. Игра «Из чего сделаны предметы?»

Воспитатель : Из какого материала сделаны эти игрушки ? Дети отвечают по образцу : кубики из дерева — деревянные, лопатка из пластмассы — пластмассовая и т. д.

. Игра «Какой предмет?»

Воспитатель показывает игрушку и задаёт вопрос : «Какой?» Затем дети по очереди называют как можно больше признаков (имён прилагательных, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков. Например, кукла какая? Ответы детей : красивая, большая, пластмассовая, рыжеволосая и т. д.

21 стр., 10435 слов

«Использование игровых приёмов как средства развития творческой ...

... что таким средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности». Цель исследования : изучение и ...

. Игра «Составь предложение»

Воспитатель называет предложение, а дети заканчивают, используя слово «потому что» .

Кукла одета в тёплое пальто, потому что…

Кубики разбросаны на столе, потому что…

Мяч отскакивает от пола, потому что…

. Рассказывание об игрушках .

Воспитатель просит рассказать, как можно играть с игрушками :

с машиной (нагружать, возить и т. д.)

с кубиками (складывать картинку, строить башню и т. д.)

. Описание игрушки .

Воспитатель раздаёт детям игрушки , и они составляют несколько предложений о ней (из какого материала сделана, как можно с ней играть и т. д.)

*Отгадайте загадку :

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвост колечком….(собака) .

Затем дети рассматривают игрушку — собаку и отвечают на вопросы :

Кто это?

Какая собака?

Как зовут детенышей собаки?

Собака большая, а щенки (маленькие) .

Придумаем кличку собаке (Жучка, Дружок, Шарик….)

Какие глаза у Дружка? Они темные, как… (угольки, бусинки) .

А хвост как (колечко) .

Что может делать Дружок? (Выполнять команду, ловить и приносить мяч, сторожить дом)

Кто хочет рассказать про собаку описать , какая она?

Дети с помощью воспитателя описывают игрушку :

Это….(собака Шарик) . Шерстка у нее…. (черная, мягкая, пушистая, глаза….(темные, блестящие, хост….(колечком) .

Шарик любит играть (с ребятами) .

25 стр., 12087 слов

Особенности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

... работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие звуковой культуры речи и её значение для развития ребёнка. Проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста. Оформить рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Определить взаимодействие в работе всех субъектов ...

8. Рефлексия :

О чем мы с вами сегодня говорили? В какие игры играли? Вам понравилось занятие ? Почему?

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/gotovyiyobuchenie-monologu/

1.Придворова В.С. Рассказывание по игрушке: [Электронный ресурс]. URL: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac69.htm . (Дата обращения: 03.01.2017).

. [Электронный ресурс]. URL http://www.studfiles.ru/preview/5707686/page:5/#10. (Дата обращения: 03.01.2017).

.Волкова Н.В. Развитие монологической речи у детей: [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2013/07/28/razvitie-monologicheskoy-rechi-u-detey. (Дата обращения: 03.01.2017).

4.ЧудиноваС.