Конспект по русскому «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края»

Руки поднимаем в стороны ладонями вверх

  • Я приветствую тебя, Воздух!

Руки поднимаем вверх ладонями вверх

  • Я приветствую тебя, Солнце! Ты такое ласковое и горячее!
  • Такое необычное начало урока не случайно. Попробуйте определить, о чем мы будем говорить на уроке.

Писатель Николай Юрьевич Корнеев очень любил природу и свой край, о котором он сказал:

На слух, как песню, узнаю

Мой край, сады мои.

Нигде, нигде так не поют

Весною соловьи!

  • Какой же край называют соловьиным?

Н.Ю. Корнеев – Курский писатель, родился в Рыльске, умер в 2001 году.

Итак, сегодня на уроке мы должны подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Итогом нашей работы станет ваше домашнее сочинение, в котором вы постараетесь ответить на вопрос «Чем мне дорога природа родного края?».

  • Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению». (Записано на доске).

III.

  • Но прежде чем самим написать такое сочинение, мы должны разобраться, как выполнять такую работу. Поможет нам в этом упражнение №150. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 68 и найдите это упражнение.
  • Читайте текст.
  • За что автор любит Среднюю полосу России?
  • Какие поэтические характеристики автор даёт русскому снегу?
  • Как он характеризует дождь?
  • Обратите внимание на характерный приём описания автором природы любимого им края — его стремление показать «контрасты и перемены». (Находят в тексте).

    Какие языковые средства он для этого использует?

  • Вы, наверное, обратили внимание на то, что в тексте много предложений односоставных.

Что это за предложения? Почему их так

много? Какова их роль? (Сообщение ученика).

  • Как вы думаете, удалось ли автору передать своё отношение к Средней полосе России? Найдите строчки, в которых выражается это

отношение.

  • Определите стиль этого текста, тип речи.
  • А какие ещё типы речи бывают? (Сообщение ученика).

  • Как вы думаете, какой тип речи подойдёт для вашего будущего сочинения? (рассуждение).

Будет ли это рассуждение в чистом виде? (рассуждение с элементами описания).

2 стр., 905 слов

Рассуждение на основе художественного текста 7 класс

... столкнулись? Легче ли писать сочинение по шаблону? 7) Д/з: Для слабых учащихся – Доработать текст по шаблону и записать. Для остальных – Написать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (по ... Б) Работа с сочинением-шаблоном. Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________? В своей притче Э.А. Вартаньян говорит о роли_____________________________________. Речь человека может быть ...

Естественно, говоря о природе, нельзя обойтись без описания.

IV. Вспомним как пишется сочинение рассуждение.

Прежде чем написать, я задаю

себе три вопроса: что хочу

написать, как написать, и

для чего написать

М. Горький

смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью.

Структурные составляющие текста

  • 1) ТЕЗИС- положение, которое надо доказать.

  • 2 ) АРГУМЕНТЫ- доказательства (должны быть убедительными).

  • 3) Выводы- Общий итог.

  • Вывод должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.

Примеры тезисов:

Природа моего края самая красивая и необыкновенная.

Мне очень дорог наш родной край.

Желательно описать любимое место: поляну в лесу, реку; каким оно бывает в разное время года, суток, какие чувства вызывает. Связать содержание сочинения с понятием «любовь к родине».

А как вы понимаете слово Родина? Подберите синонимы. (Отчизна,Россия, Земля, Русь)

Подберите однокоренные слова. Запишите данные слова и произведите морфемный разбор:

Родной, родители, родственники, род, народ, родня.

Вдумайтесь в значение корня. Каково оно?(что-то близкое, родное)

А.Твардовский говорил, что « у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна».

  • Посмотрите презентацию «Родные места», подготовленную с вашей помощью. (Презентация).

  • Послушаем, как воспевали природу, свой соловьиный край Курские поэты.

(Выступления учащихся. Оценки).

Чудесны ландшафтами курские дали —

Поля, перелески, холмы и луга! —

Они красотою великой рождали

Великих, чью славу проносят века.

В. Золоторёв

Курск родной! Под вечер ветер нежно Заходят июльские грозы,

Крон коснётся – и по листья дрожь … Но, пасмурным дням вопреки,

Ты и летом, и зимою снежной висят надо мною стрекозы

Для меня пленительно хорош. В прохладе сырой у реки.

В.Н. Корнеев В.Н.Корнеев

И… любоваться синим небом,

Полоской утренней зари,

И солнце ласковым и щедрым,

Плакучей ивой у Куры.

В.Н. Пустовая

Земля Курская! В зелени селенья,

Дорог степных таинственный магнит,

Душа с тобою рядом веселеет,

Степная даль манит к себе, манит.

2 стр., 801 слов

Роль природы в романе Евгений Онегин

... «Евгений Онегин» - это произведение А. С. Пушкина, написанное 5 октября 1831 года. В данном романе присутствует очень яркое описание пейзажей. Как по мне, то автор пытался передать любовь к Родине. Природа в «Евгении Онегине» описывается ...

В. Муль

Зима заводит свой последний карнавал,

Колдует,чуть пугая лёгеньким морозцем.

Деревья в иней одевает по утрам,

Днём балует ещё холодным солнцем.

Евгений Ефимов

Еще один Курский писатель — Евгений Иванович Носов — был Мастером воистину во всем – он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи,.. рисовал полные тончайшей лирики… пейзажи родной Курщины, …великолепно фотографировал…

— Писатель любил все времена года. В его произведениях мы встречаем и описание летнего буйства красок: В июне, после дождей, вдруг выметывала в пояс луговая овсяница, укрывала собой клевера, белые кашки, желтые подмаренники, выколашивалась над пестротравьем, и луга одевались нежной фиолетовой дымкой… Поверх нетронутых трав, пестревших багряными головками клевера, синими колокольцами, лупастыми звездами ромашек, часто пророс морковник… (Шумит луговая овсяница), и осенней грусти: Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов (Трудный хлеб), и зимнего сна: Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветвях крепко, будто засахаренная вата (Тридцать зерен), и, конечно же, весеннего пробуждения: Ровный майский ветер разбередил, раскачал старые ветлы, и те, оживая от долгого оцепенения, заплескались, заразмахивали никлыми космами, соря на прудовую воду багряной чешуей лопнувших почек. Дол до краев наполнился этим их пробуждением, и все эти низовые шумы перекрывались заглавным, процеженным сквозь кроны ветровым, солнечным шумом, веявшим горьковатой прянью молодой клейкой листвы (Хутор Белоглин).

  • Что вы подумали о человеке, так написавшем о родной природе?

( Этот человек любит природу. Трепетно относится к ней. Человек не равнодушный, очень внимательный и любознательный)

Восстановите текст

«…Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебряной головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем…Всем этим можно только любоваться…» Евгений Носов

V. — Сейчас запишем слова и выражения, которые могут пригодиться в работе, и вместе с тем повторим орфографию.

Предрассветное утро, шорох листьев, взлохмаченные ели, на синеющем небосводе, колющийся шиповник, лиственный лес, посаженное дерево, грибы, собранные утром, кислый крыжовник, неподвижное небо, произрастающий в нашей местности. (Работа у доски. Оценка).

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу.Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше.

X. Домашнее задание.

  • Итак, дома в тетрадях по развитию речи вы напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем мне дорога природа родного края?», опираясь на сделанные записи. Напомню, что каждую часть, каждую микротему необходимо начинать с красной строки.