Знакомство с творчеством художника Е.Н. Широкова.
Перед вами автопортрет художника Евгения Николаевича Широкова.
Евгений Николаевич Широков — Народный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства 2 половины XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973).
Широков — профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры. Народный художник СССР, один из самых ярких мастеров портретной живописи нашей страны второй половины ХХ века.
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства — Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.
Творчество Широкова представлено достаточно полно и в жанровом плане: тематические картины, пейзажи, натюрморты, но в большей степени портреты. Ведь именно портретами он знаменит более всего.
Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского и, особенно, портрет В. П. Астафьева, жившего тогда в Перми и занимавшегося правкой корректуры повести “Пастух и пастушка”. За этим занятием и изобразил его Широков.
-
Анализ картины «Друзья».
Ребята, попробуем проанализировать средствами художественной выразительности картину Широкова “Друзья” и определить основное настроение данного произведения.
- К какому жанру и виду относится картина? (Вид – портрет, жанр – бытовой сюжетно-тематической картины).
- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?
- Какое настроение возникло у вас при рассматривании данной картины? Почему?
Подготовка к сочинению.
- Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение).
- Что такое повествование? (Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях).
- Что такое рассуждение? (Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу).
- Что такое описание? (Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем).
8 стр., 3832 слов
По картине друзья от имени мальчика (широков 7 класс)
... – радость за то что герои картины есть друг у друга и могут позаботиться один об одном. Сочинение рассказ по картине Широкова Друзья от имени мальчика 7 класс. вариант 1 Дружба собаки ... важнее всего в трудной ситуации. Скорее всего, через полчаса парнишка в отличном настроении побежит играть в футбол, забыв о своих бедах. Восстановить душевное равновесие ему ...
- Что можно описывать? (Человека, природу, предметы, картину, обстановку).
- Каков тип нашего сочинения? (Описание).
- Что мы должны описать? (Внешность мальчика).
- В каком стиле мы должны его описать? (В художественном).
- Что необходимо использовать в художественном стиле? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).
Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину.
- Почему Е.Н. Широков назвал свою картину “Друзья”?
- Какой смысл вы вкладываете в слово дружба!
( Дружба — это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга).
- Чтение словарной статьи.
“Друг” – (словарь С.И.Ожегова)
а) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;
- б) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.
- Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности мы описываем внешность?
Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а выражение глаз.
- Скажите, пожалуйста, что может служить источником описания внешности помимо картины? (Воображение, память, прочитанное, наблюдение).
Словарная работа. Определим ключевые слова, которые помогут нам в описании.
Чтобы избежать повторов при написании сочинения, Как по-другому мы можем называть мальчика? (Хозяин собаки, он).
- Каким настроением проникнуты оба персонажа?
- Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?
- На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание? (Лицо и глаза).
- Каким вам представляется четвероногий друг мальчика, опишите собаку?
(В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга).
- Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчен?
(Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное).
- Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?
- Чем огорчен мальчик?
- Какова композиция картины? (Пространство картины занято двумя фигурами).
- Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать?
- Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине.
- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?
Составление плана сочинения
- Сколько частей будет в вашем сочинении?
- О чём вы напишите в первой части во вступлении? (Во вступлении можно написать о художнике и о композиции картины)
- О чём мы будем писать в основной части сочинения?
Озаглавьте главную часть, отразив основную мысль сочинения
Подумай о чем ты расскажешь в сочинении какие описания включишь в текст
... может сразу определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения. Таблица 4, Тематика сочинений в начальной школе Тематика сочинений-повествований Тематика сочинений-описаний Тематика сочинений-рассуждений “Прогулка в осенний парк” ... со снежинкой, когда она залетела в открытую форточку к мальчику (девочке). Другие предлагали вариант: можно написать о том, какая красивая снежинка. Третьи ...
- С чего начать описывать картину?
- Описанию чего уделите особое внимание?
(Описанию мальчика, его грустного лица и таких же печальных глаз собаки).
- О чем напишите в заключении?
Составление плана.
План.
I. Е.А. Широков – замечательный русский художник.
II. Описание картины “Друзья”.
1.Общее описание картины.
2.Описание главных героев.
3.Значение цвета в пейзаже художника.
III. Настроение, которое оставляет картина.
-
Советы по написанию сочинения.
-
Написание черновика сочинения.
-
Домашнее задание: Закончить работу над сочинением.
-
Итог урока.