Урок русского языка в 7 классе » по картине»

Знакомство с творчеством художника Е.Н. Широкова.

Перед вами автопортрет художника Евгения Николаевича Широкова.

Евгений Николаевич Широков — Народный художник СССР (1986), один из ведущих художников Урала, яркий мастер русского реалистического искусства 2 половины XX века. Награжден орденами «Знак почета»(1981) и «Петр Великий», дипломом Академии художеств(1979), медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР(1973).

Широков — профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусств и культуры. Народный художник СССР, один из самых ярких мастеров портретной живописи нашей страны второй половины ХХ века.

Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства — Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.

Творчество Широкова представлено достаточно полно и в жанровом плане: тематические картины, пейзажи, натюрморты, но в большей степени портреты. Ведь именно портретами он знаменит более всего.

Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского и, особенно, портрет В. П. Астафьева, жившего тогда в Перми и занимавшегося правкой корректуры повести “Пастух и пастушка”. За этим занятием и изобразил его Широков.

  1. Анализ картины «Друзья».

Ребята, попробуем проанализировать средствами художественной выразительности картину Широкова “Друзья” и определить основное настроение данного произведения.

  • К какому жанру и виду относится картина? (Вид – портрет, жанр – бытовой сюжетно-тематической картины).

  • Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?
  • Какое настроение возникло у вас при рассматривании данной картины? Почему?

Подготовка к сочинению.

  • Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение).

  • Что такое повествование? (Это такой тип речи, где мы рассказываем о каких-то событиях).

  • Что такое рассуждение? (Это такой тип речи, где мы выдвигаем тезис, доказываем его и приходим к выводу).

  • Что такое описание? (Это такой тип речи, в котором мы что-то описываем).

    8 стр., 3832 слов

    По картине друзья от имени мальчика (широков 7 класс)

    ... – радость за то что герои картины есть друг у друга и могут позаботиться один об одном. Сочинение рассказ по картине Широкова Друзья от имени мальчика 7 класс. вариант 1 Дружба собаки ... важнее всего в трудной ситуации. Скорее всего, через полчаса парнишка в отличном настроении побежит играть в футбол, забыв о своих бедах. Восстановить душевное равновесие ему ...

  • Что можно описывать? (Человека, природу, предметы, картину, обстановку).

  • Каков тип нашего сочинения? (Описание).

  • Что мы должны описать? (Внешность мальчика).

  • В каком стиле мы должны его описать? (В художественном).

  • Что необходимо использовать в художественном стиле? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

Ребята, еще раз внимательно рассмотрите картину.

  • Почему Е.Н. Широков назвал свою картину “Друзья”?
  • Какой смысл вы вкладываете в слово дружба!

( Дружба — это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга).

  • Чтение словарной статьи.

“Друг” – (словарь С.И.Ожегова)

а) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

  • б) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.
  • Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности мы описываем внешность?

Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а выражение глаз.

  • Скажите, пожалуйста, что может служить источником описания внешности помимо картины? (Воображение, память, прочитанное, наблюдение).

Словарная работа. Определим ключевые слова, которые помогут нам в описании.

Чтобы избежать повторов при написании сочинения, Как по-другому мы можем называть мальчика? (Хозяин собаки, он).

  • Каким настроением проникнуты оба персонажа?
  • Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?
  • На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание? (Лицо и глаза).

  • Каким вам представляется четвероногий друг мальчика, опишите собаку?

(В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга).

  • Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчен?

(Мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное).

  • Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?
  • Чем огорчен мальчик?
  • Какова композиция картины? (Пространство картины занято двумя фигурами).

  • Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать?
  • Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине.
  • Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

Составление плана сочинения

  • Сколько частей будет в вашем сочинении?
  • О чём вы напишите в первой части во вступлении? (Во вступлении можно написать о художнике и о композиции картины)
  • О чём мы будем писать в основной части сочинения?

Озаглавьте главную часть, отразив основную мысль сочинения

23 стр., 11370 слов

Подумай о чем ты расскажешь в сочинении какие описания включишь в текст

... может сразу определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения. Таблица 4, Тематика сочинений в начальной школе Тематика сочинений-повествований Тематика сочинений-описаний Тематика сочинений-рассуждений “Прогулка в осенний парк” ... со снежинкой, когда она залетела в открытую форточку к мальчику (девочке). Другие предлагали вариант: можно написать о том, какая красивая снежинка. Третьи ...

  • С чего начать описывать картину?
  • Описанию чего уделите особое внимание?

(Описанию мальчика, его грустного лица и таких же печальных глаз собаки).

  • О чем напишите в заключении?

Составление плана.

План.

I. Е.А. Широков – замечательный русский художник.

II. Описание картины “Друзья”.

1.Общее описание картины.

2.Описание главных героев.

3.Значение цвета в пейзаже художника.

III. Настроение, которое оставляет картина.

  1. Советы по написанию сочинения.

  2. Написание черновика сочинения.

  3. Домашнее задание: Закончить работу над сочинением.

  4. Итог урока.