Конспект русского языка » по картине Е. Н. Широкова «Друзья»» (7 класс)

«Конспект урока русского языка «Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»» (7 класс)»

Уроки 81—82. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Цели: совершенствовать навык выражения мыслей в письменной форме; развивать умение соотносить живописный и словесный образы; учить выполнять задания на основе прочитанного текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД., Познавательные УУД, Ход уроков

  1. Мотивационное начало урока.

Слово учителя. Беседа о домашних питомцах, об их любви и привязанности к своим хозяевам. Приводим примеры верности домашних питомцев; вспоминаем, что в г. Тольятти есть памятник овчарке по кличке Костик (Константин — постоянный, верный), которая несколько лет ожидала на обочине шоссе своих хозяев, погибших в автомобильной

Аварии

II. Беседа по вопросам к упр. 273:

Почему Е. Н. Широков назвал свою картину «Друзья»?

В каком настроении оба персонажа? Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Картина проникнута настроением грусти, задумчивости, погружённости в переживание. Глаза мальчика опущены — он чем-то огорчён. Собака тоскует так же, как хозяин. Её взгляд серьёзный и умный. Она спокойно лежит, но одно ухо поднято, то есть внешне спокойная, она чутко улавливает происходящее вокруг и прежде всего настроение своего хозяина. Мальчик положил руку на спину собаки — это жест ласкового хозяина и жест, передающий сходство внутреннего состояния персонажей. Фигуры мальчика и собаки образуют треугольник, являющийся композиционным центром картины. Цвета

глубокие, сдержанные, преобладают тёмные оттенки: тёмно-синий, тёмно-красный, чёрная спина собаки, серая стена. Угловатые линии (перспектива угла комнаты, плечи мальчика, его сандалии, жёсткие складки одежды и подстилки) и бордовый цвет коврика передают остроту

переживаний, создают тревожное настроение.)

Что могло произойти до того момента, который изображён на картине?

  • Каков художественный смысл картины? Для чего художник её написал? Какой важной мыслью он делится со зрителем? (Средствами живописи Широков утверждает

мысль о красоте истинной дружбы, о том, что верными друзьями бывают не только люди, но и животные. Они сопереживают человеку, понимают и поддерживают его. А человек отвечает четвероногому другу тем же. Настоящая дружба — большая редкость. Чутких и преданных

8 стр., 3832 слов

По картине друзья от имени мальчика (широков 7 класс)

... за то что герои картины есть друг у друга и могут позаботиться один об одном. Сочинение рассказ по картине Широкова Друзья от имени мальчика 7 класс. вариант 1 Дружба собаки и человека – вечная ... в повседневной жизни собака оживляет однообразные будни и поднимает настроение своим хозяевам. Существует целый ряд произведений искусства, посвященных верности и преданности собак. Одно из самых достойных ...

друзей надо беречь как особый дар.)

III. Работа с текстом «Друг человека».

Как перекликается содержание текста с картиной?

о том, что собаки способны переживать «человеческое чувство». Оба художника — художник слова и художник кисти — обращают внимание на собачьи глаза, «как будто освещённые настоящим светом разума».)

  • Какие слова и выражения в тексте М. Пришвина свидетельствуют о том, что собака способна переживать человеческие чувства?

Друг человека

(1) Бывает, собака-щенок, играя с бумажкой, привязанной на ниточку, вдруг что-то заметит, может быть, даже разгадает секрет игры и глазами, как будто освещёнными настоящим светом разума, заглянет в глаза самому человеку. (2) Я понимаю, если собака моя ложится на пол и прижимается непременно к моей ноге, это для того, чтобы во время её сна я не ушёл. (3) Понимаю её, как собаку. (4) Но вот ночью, когда идти некуда, она проснулась, ей стало не по себе почему-то, и она, взяв зубами своими свой тюфячок, подтащила к моей кровати на другой стороне комнаты и уснула, и была довольна, что спала не с печкой, а рядом с человеком. (5) Это у неё человеческое чувство одиночества и жажда близости, и это от человека у неё.

(6) Я иногда думаю предложить эту догадку, что природа вся со всеми своими обитателями знает гораздо больше, чем мы думаем, но они не только не могут записать за собой, но даже лишены возможности вымолвить слово.

(7) — Лада, милая моя собачка, что ты скажешь? (8) Ну, собирайся, друг, шепни одно только человеческое слово — и мы с тобой победим весь мир зла!

(9) Так я не раз говорю своей Ладе, когда она положит мне голову на плечо и страстным хрипом пытается высказать свою признательность и любовь.

IV. Тестовые задания

Какая микротема отсутствует в тексте?

а) Свет разума в собачьих глазах.

б) Собаки могут испытывать чувство одиночества.

в) Почему животные не умеют говорить?

г) Животные знают гораздо больше, чем мы можем себе представить.

2. Подберите синоним к слову

3. Из предложений 2, 4, 5, 8 выберите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

4. Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

а) разгадает в) обитателями

б) предложить г) секрет

5. Из предложений 1—3 выпишите слова, написание которых соответствует правилу: «Две буквы

Привязанный, освещёнными.

6 . Среди предложений 2—5 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 4.

7. Среди предложений 7—9 найдите предложения с обращением. Напишите номера этих предложений

V. Домашнее задание.

4 стр., 1785 слов

Моя собака (6 вариантов и 8 похожих топиков)

... моим самым лучшим другом! Вариант 3 - Такса 23 предложения/ 282 слова Мне очень нравятся таксы. Прежде всего они привлекают меня своим необычным внешним видом. Собаки ... потому мне бывает сложно утаить от своей таксы ее любимое лакомство. Своими острыми когтями Альфа с легкостью способна ... и сибирские лайки, потому мой Бакс своим необычным обликом чем-то напоминает этих животных. Волчьи черты я иногда ...

Урок 81.

-Какие слова и выражения в тексте М. Пришвина свидетельствуют о том, что собака способна переживать человеческие чувства?

Друг человека

(1) Бывает, собака-щенок, играя с бумажкой, привязанной на ниточку, вдруг что-то заметит, может быть, даже разгадает секрет игры и глазами, как будто освещёнными настоящим светом разума, заглянет в глаза самому человеку. (2) Я понимаю, если собака моя ложится на пол и прижимается непременно к моей ноге, это для того, чтобы во время её сна я не ушёл. (3) Понимаю её, как собаку. (4) Но вот ночью, когда идти некуда, она проснулась, ей стало не по себе почему-то, и она, взяв зубами своими свой тюфячок, подтащила к моей кровати на другой стороне комнаты и уснула, и была довольна, что спала не с печкой, а рядом с человеком. (5) Это у неё человеческое чувство одиночества и жажда близости, и это от человека у неё.

(6) Я иногда думаю предложить эту догадку, что природа вся со всеми своими обитателями знает гораздо больше, чем мы думаем, но они не только не могут записать за собой, но даже лишены возможности вымолвить слово.

(7) — Лада, милая моя собачка, что ты скажешь? (8) Ну, собирайся, друг, шепни одно только человеческое слово — и мы с тобой победим весь мир зла!

(9) Так я не раз говорю своей Ладе, когда она положит мне голову на плечо и страстным хрипом пытается высказать свою признательность и любовь.

Тестовые задания, Какая микротема отсутствует в тексте?

а) Свет разума в собачьих глазах.

б) Собаки могут испытывать чувство одиночества.

в) Почему животные не умеют говорить?

г) Животные знают гораздо больше, чем мы можем себе представить.

2. Подберите синоним к слову

3. Из предложений 2, 4, 5, 8 выберите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

4. Укажите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

а) разгадает в) обитателями

б) предложить г) секрет

5. Из предложений 1—3 выпишите слова, написание которых соответствует правилу: «Две буквы

6 . Среди предложений 2—5 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 7—9 найдите предложения с обращением. Напишите номера этих предложений