«Какой должна быть современная школа» статья

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа – интернат № 23»

Беседина Ирина Николаевна, г. Белгород, ул. Привольная, д. 6, кв.90, индекс 308032

«Какой должна быть современная школа»

Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования.

«Современная школа России должна эффективно выполнять запросы всех участников образовательного процесса, государства и общества в целом:

  • формировать социально зрелую личность, которая способна к самореализации в современном информационном обществе;
  • воспитывать достойных граждан России;
  • давать возможность и учащимся, и педагогам мыслить, созидать, чувствовать, творить (не подавлять личность в человеке!)».

Современная школа — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире; это современные учителя. С нашей точки зрения, идеально, когда учитель ведет и практику преподавания, и собственные исследования, и собственные разработки.

Современная школа России должна быть ориентирована на ответственность за результаты и профессионализм. Обучение — тяжелый труд, и уровень профессионализма учителя должен быть предельно высоким.

Новые стандарты позволяют удовлетворить индивидуальные потребности ребенка в углубленном изучении какой-либо дисциплины, учитывают профильность обучения, используют проектную деятельность. Чтобы правильно и своевременно выявить наклонности ребенка, понять его интересы, подтолкнуть в нужном направлении, необходим индивидуальный подход.

Современная школа должна готовить молодежь умению трудиться, самостоятельно расширять свои знания в различных областях , психологически готовить учащегося к освоению разных профессий в будущей жизни для того, чтобы изучать в течение жизни рынок труда и находить применение своим знаниям. Тогда будет повышаться качество жизни молодежи, т. к. они смогут зарабатывать желаемую зарплату.

Обучение — тяжелый труд, и уровень профессионализма учителя должен быть предельно высоким. Сложность подготовки учителя, с нашей точки зрения, также должна быть оценена по достоинству.

Многое уже сделано по оснащению школ и улучшению их финансирования – значительно вырос уровень оснащения школ компьютерами, доступа к Интернету, обновляются учебные кабинеты.

5 стр., 2297 слов

История жизни учителя

... История, учительница жизни Большой зал Российской академии наук полон до отказа: сегодня здесь проходит научная сессия Общего собрания РАН, посвященная Году российской истории. «История России: ... других. Роль учителей в современном обществе неоценима, ... РАН, директор Московской школы экономики МГУ ... жизни. Я знаю, что некоторые говорят, типа, учитель не обязательно должен выполнять всё на высшем уровне, ...

Профессия учителя – самая важная и нужная. Школа без учителя, это не школа. Она нужна нам, учителям. Она нужна родителям, верящим в то, что мы сможем их детям дать то, что позволит им открыть для себя светлое будущее. Она нужна нашему государству, надеющемуся, что из неё выйдут люди, готовые преумножить его богатства и величие, но главное, она нужна нашим ученикам, с нетерпением ждущим, когда откроется дверь и войдет в класс их учитель.

Без инновационных разработок и интерактивных технологий современную школу России представить невозможно!

Учеба в современной школе должна быть не только полезной, но и интересной. Поэтому очень важно, чтобы учебные планы были дополнены внеклассной работой. Речь идет о предметных кружках, спортивных секциях, творческих объединениях школьников. Такие формы позволяют развить и закрепить интерес ребят к основным учебным дисциплинам, помогают определиться с профессиональным выбором, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.

Внедрение инновационных разработок и интерактивных технологий в современную модель образования стало уже необходимостью. Сегодня учитель совсем не единственный источник информации и даже, может быть, иногда не основной источник информации, это не старая школа, где был образованный учитель, и откуда получали всю информацию. Учитель – это скорее тот человек, который должен научить ученика в этом море информации, разбираться, которая валится отовсюду. В современном многообразном информационном мире нужно научить детей правильно осуществлять отбор информации с помощью современных средств, которые уже стали частью жизни современного общества.

Новая система непрерывного образования, предполагает постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем основополагающей характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, к перестраиванию, к ломке стереотипов.

В заключении необходимо подвести итог, что все требования хороши, и поддерживать их просто необходимо, но… В основу современной модели образования должны быть положены такие принципы проектной, научно – исследовательской, учебно-исследовательской деятельности, как открытость образования к внешним запросам , применение проектных методов, выявление и поддержка одаренных детей, развитие учительского потенциала и современной школьной инфраструктуры.

Какой должна быть школа (сочинение)

Сочинение какой должна быть школа (от имени девочки) Большую часть своего времени мы проводим в школе. Школа — это неотъемлемая часть в жизни каждого из нас. В школе мы познакомились со своими друзьями, узнали много нового. Школа познакомила нас с друзьями. К 11 классу все понимают, как не хочется уходить из родных стен, и поневоле начинают вспоминать все яркие моменты школьной жизни. Человеческая память не долговечна, и, естественно, весь период обучения с 1 по 11 класс подробно мы не помним. Тогда наше воображение предлагает варианты, как бы это могло быть. Если совершенно отвлечься от воспоминаний и «улететь в облака», можно легко придумать школу своей мечты. Школа моей мечты — это великолепное трехэтажное здание с огромным светлым холлом, с большими аудиториями, оснащенными по последнему слову техники, со столовой, в которой стоят отдельные круглые цветные столики. На первом этаже располагаются шкафчики для учеников, чтобы ребята могли положить учебники в них и не носить тяжелые сумки по всей школе. В школе моей мечты есть бассейн, огромные спортивный зал, музыкальные зал со множеством музыкальных инструментов, хоровой зал, шикарная библиотека. В школе моей мечты будет собственное радио, диджеем на котором будет старшеклассник. В моей школе будет большой актовый зал с удобными мягкими креслами, танцевальный зал со специальным паркетом и зеркалами во всю стену. Я считаю, что в школе нужна комната, где школьники могут отдохнуть — комната с кофе-автоматом и мягкими диванчиками. В школе должен быть буфетик с булочками, соком и шоколадками, чтобы ученики могли перекусить между парами. В школе должен быть стадион для занятий физкультурой в теплое время года, летний сад с качелями и скамьями. Хочется, чтобы на улице стояли столики, чтобы можно было перекусить, сидя на воздухе.

5 стр., 2129 слов

Школа в моей жизни. Роль школы в жизни человека

... мечте. Я поняла, что учитель – человек, который не делает в жизни блистательной карьеры, а всю жизнь на незаметных, хотя и нужных, ролях! ... быть актуальной в школе во всех отношениях. Немаловажное значение в этом играет обыкновенный рабочий урок. Возможности урока неисчерпаемы. Каким он ... образование нужно нам для будущего, оно определяет всю нашу дальнейшую жизнь. На сегодняшний день учеба в школе ...

Сейчас я учусь в лицее в профильном классе. К 9-му классу многие ребята уже определяются со своей профессией или хотя бы с направлением. В школе моей мечты я хочу, чтобы уже с 9-го класса ребята изучали те предметы, что им нравятся и которые они хотят изучать в будущем. Для тех, кто выбирает иностранные языки, нужно будет приглашать носителей языка. Это отличная практика для ребят! Для изучения естественных наук нужно будет оборудовать профессиональные лаборатории. Думаю, оценки в школе моей мечты можно будет отменить, в прочем, как и домашние задания. Вместо этого ученики будут выполнять творческие работы, представлять свои мысли в докладах, презентациях, фильмах на всеобщее обозрение, которые будут бурно обсуждаться не только педагогическим коллективом, но и самими учениками.

В расписание школы моей мечты я бы включила больше экскурсий и путешествий. Я думаю, очень важно путешествовать со своими одноклассниками и делиться впечатлениями.

Школа моей мечты — это школа, в которой не будет принципа принудительного посещения занятий, но в которую каждый будет приходить с улыбкой и никто не захочет пропускать уроки.

В нашем мире очень важно быть грамотным и образованным человеком. Школа — это дом знаний, где каждый ученик на протяжении 11 лет может получить все знания, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни. Русский язык, русская речь — это то, на что в первую очередь другие люди обращают внимание. Необходимость грамотного правописания и произношения слов очень важна в нашей жизни. Школа дает мне такую возможность, изучать и познавать всю мудрость нашего с вами языка, учиться грамотно излагать свои мысли. Я считаю, что русский язык — один из тех предметов, который необходимо изучать и знать каждому уважаемому себя человеку в нашем обществе. И даже несмотря на то, что встречают людей по одежке, провожают их по уму. Школа – это начало начал. Она, как никто и ничто другое, превращает человека в личность. Именно там мы начинаем раскрываться, делать первую достойную заявку о себе миру. Школа – это первый шаг к самостоятельной жизни. Ведь многое происходит впервые: и первый урок, и первая победа, и первое серьезное поражение, и первая любовь. В школу мы приходим робкими, застенчивыми и неумелыми. С рук в руки передают нас родители первой учительнице. А сколько было переживаний, но нам повезло с первой учительницей – доброй, мудрой.

18 стр., 8612 слов

Плюсы и минусы образования в россии. Плюсы и минусы современной ...

... сих пор идут споры), но не нужно забывать, что все познается в сравнении. Попробуем выяснить, есть ли достоинства у современной системы образования. ... столько всего задают! И рефераты, и стихи, и сочинения... Порой задумываешься: неужели из наших детей с первого класса ... процесса в школах и ВУЗах (чего только стоит нашумевшая эпопея с ЕГЭ, о плюсах и минусах которого до ...

Она стала нам второй мамой. Учительница научила нас не только читать и писать, а и дружить, понять, что родина начинается «с картинки в твоем букваре». Ведь школа – это не только общеобразовательный центр, это школа жизни. Мы учимся здесь важному: быть честными, отзывчивыми, целеустремленными, уметь жить в коллективе. В школе мы строим свое «Я» по кирпичику, тяжело, медленно, осторожно. Помогают нам в этом наши учителя. Мне очень повезло – они не только учителя, но и друзья. Друзья, которые дадут мудрый совет, подставят плечо и укажут правильный путь заблудившемуся. Их внимание к нам, терпение вызывает восхищение, а душу переполняют слова благодарности. Школьные учителя учат нас преодолевать себя, свою лень, неорганизованность, не останавливаться на достигнутом и идти вперед. В школе мы проводим большую часть времени. Мы срастаемся с ней. Мы живем ее жизнью, а она нашей. Дома мы разговариваем в основном о школе. Родители, в какой-то мере, начинают нас по-доброму «ревновать» к учителям. Союз дома и школы всегда очень необходим, так как именно в комплексе, при оптимальном взаимодействии этих двух важнейших социальных институтов и достигается максимальный эффект. Этому уделяется большое внимание. Важность школы в том, что она во многом определяет судьбу человека. Школа дает крылья и учит летать, а нам надо правильно выбрать как лететь и выбрать правильный курс. Пройдут годы. Мы обязательно будем вспоминать свою школу, учителей, одноклассников, мы будем рассказывать о ней своим детям. Эти воспоминания будут светлыми, ведь «школьные годы — чудесные».

joomla 3.5

Похожие материалы:

  • «Идеальная школа» сочинение
  • «Какой я вижу школу будущего» сочинение
  • «Моя идеальная школа» сочинение
  • «Моя идеальная школа» сочинение на английском
  • «Моя любимая школа» сочинение

Опубликованные материалы

Какой должна быть современная школа?

Этому вопросу в настоящее время уделяется большое внимание. От нас, учителей, зависит, какой будет наша новая современная школа. Лучше чем У.Черчель и не скажешь:

« Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

Так какой я хочу видеть современную школу? Это школа, где ребенок чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. Вместе с тем современная школа должна не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, а создавать условия для их проявления и развития. Главное — не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать эту информацию, перерабатывать, хранить и представлять ее. На первый план, таким образом, выдвигается формирование информационно-коммуникационных, исследовательских, проектных умений.

Серьезной проблемой нашего общества является состояние здоровья детей как нравственного, так и физического. Вот поэтому внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей и потребностей.

2 стр., 980 слов

Молодой учитель – будущее современного образования

... образования учитель играл роль ведущего, был главным героем урока, современный учитель выполняет роль наставника, координатора. Одной из целей современного ... учебном заведении, а учитель работает в школе. Но если пойти немного дальше, то вот к какому заключению можно ... и доброжелательное отношение – залог успеха в обучении и воспитании подрастающих ребят. Молодой учитель – это пример творческого подъ ...

Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего. В современной школе раскрываются таланты и способности детей, здесь они приходят к пониманию ценности знания, любят учиться и учатся с удовольствием и интересом. Это школа с развитой инфраструктурой – современное здание, персональные компьютеры, Интернет, библиотека; оснащенный всем необходимым спортивный зал, бассейн, здоровое питание и комфортная столовая и т.д. В современной школе должны быть все условия для внеурочной работы – занятий различных кружков и секций. Будет замечательно, если, учитывая занятость современных родителей, дети будут иметь возможность заниматься на факультативных занятиях или в секциях школы. Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в обществе.

Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь. Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.

Мне повезло, я работаю в «молодой» школе. Ей еще нет и года года. Наша школа оснащена всем необходимым для работы оборудованием. Школа полностью соответствует новейшим требованиям технического и санитарно-гигиенического регулирования.

Но каким бы совершенным ни было техническое оснащение школы, основную нагрузку по обучению и воспитанию детей несут на своих плечах учителя. Сегодняшнее образование остро нуждается в талантливых педагогах, в которых профессиональная грамотность и глубокие знания по предмету сочетаются с владением психологией и умением эффективно работать с ученическим коллективом. Компетентный педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.

У каждого из нас был свой учитель, любимый, для которого хотелось идти в школу, хорошо учиться, которому пытался понравиться, завоевать его авторитет. Таким учителем быть непросто. Учителю трудно добиться признания у детей, ведь их не обманешь. Тут никак не обойдешься без искренности, открытости, особой нравственности в отношениях и любви. Именно таким учителем хочется быть для детей, хотя бы для некоторых, хочется, чтобы любили, ценили, уважали.

18 стр., 8541 слов

Рассуждение : “профессия учитель”

... видят, что учитель современен, то они прислушаются к его мнению. Быть учителем очень сложно, но без учителя невозможно жить. Сочинение на тему Профессия учитель Учитель – это не профессия, а больше ... все нам ценить труд этих замечательных людей, принадлежащих к профессии учитель! ← Школа в моей жизни↑ ШколаМой первый учитель → Особенности композиции комедии Грибоедова Горе от умаПроизведение имеет ...

Современный учитель — это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Современный учитель — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Наш век невозможно представить без новых ТСО. И ведущим среди них является компьютер. Педагог двадцать первого века — грамотный, умеющий работать на компьютере человек, готовый не только к личному общению, но и к общению через «Интернет». Однако, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель будущего не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, — лишь верный помощник педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Даже самая умная машина не может заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. В век автоматизации от учителя потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Современному педагогу нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.

Я – учитель начальных классов. Первый учитель… Или, как еще говорят, вторая мама. Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как ответственно быть первым учителем. Ведь именно мне доверяют родители самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. Я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Я вместе с ними делаю открытия, вместе с ними делаю первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь.

Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.

Я люблю свою профессию и очень рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель».

Мы должны сделать школу местом, где приятно проводить время, как было в истории в прошлом. Ведь в переводе с древнегреческого слово «школа» означает «досуг» — место, где приятно проводят время.

В моём понимании современная школа – это школа успеха , здоровья. Инновации , методики , творческий потенциал – вот те слова , которые чаще всего звучат в новой школе. Она учит мыслить, искать решение проблем. Современная школа – это творческая мастерская педагога и самого ребёнка в педагогическом процессе, где ребёнок является солнцем , вокруг которого вращается всё , где каждый ученик талантлив по-своему , а мы , учителя , этот талант должны раскрыть в ребёнке , а не относиться к нему скептически.

15 стр., 7212 слов

Сочинения про школу

... и читать все произведения. школьное мероприятие Сочинение о школе Методическое объединение учителей русского языка и литературы провело конкурс сочинений на тему «Я люблю свою школу». Участие приняли учащиеся 5-9 классов. ... горжусь, что я учусь в этой школе! Мурамисова Алина, 5 в класс Моя школа. Пять лет назад я пришёл в нашу школу совсем маленьким, ничего не зная. ...

Современная школа на сегодняшний день рассматривается с разных сторон: интеллектуальное развитие, физическое, эстетическое, нравственное. Я считаю, что эти стороны развития были востребованы вчера, остаются таковыми сегодня и будут не менее актуальны завтра, только достигать их нужно по-новому, чтобы в глазах учащихся мы, учителя , смогли увидеть радость и заинтересованность в обучении. Итоги всего этого мы сможем увидеть тогда, когда наши ученики поступят в ВУЗы и будут гордиться полученными в родной школе знаниями, своими учителями, которые помогли им в выборе профессии.

Сочинение «Современная школа»

Наверное, нет такого человека, который бы не помнил своего первого учителя. И у каждого человека, который учился в школе, есть школьные фотографии. Ведь каждая такая фотография — это кусочек жизни, это возможность вернуться в прошлое.

Вот и я решила просмотреть фотографии из своей школьной жизни. Самая первая фотография датирована 1 сентября 1979 года. Здесь я, маленькая, с огромным букетом в руках и с большим белым бантом в волосах. И, независимо от погодных условий, 1 сентября запоминается таким: море цветов, ребячьи улыбки и глаза, полные

радости, тревоги, ожидания. Рядом моя первая учительница.

На следующей фотографии уже другая дата: вновь 1 сентября, но уже 1993 года. Изменился не только год, но и географическое положение: эти две фотографии разделяют почти тысяча километров. Я — учитель начальных классов. Впервые пришла в этом качестве в школу. Вокруг опять море цветов, улыбок. Я со своими первыми учениками, поздравляю их с началом новой жизни. Что ждет всех впереди?

Но также как и в 1979 году сейчас со мной мои родители, они пришли посмотреть на свою взрослую дочь. Возможно, в это время мама вспоминает свой первый класс, тех туркменских ребят, которых

она учила русскому языку. Хотя моя мама тоже учитель начальных классов, но так распорядилась судьба, что работать по специальности ей почти не пришлось.

Поэтому, работая в школе уже (или еще) 20лет, я постоянно рассказывала маме о школьной жизни, точнее о работе учителя в современных условиях. Она, конечно, удивлялась моим рассказам. Ведь прошло уже более 40 лет с тех пор, когда она последний раз переступила порог школьного класса в роли учителя.

Вроде бы, что должно измениться? Все как всегда: ученики, учитель, класс, учебники, тетради…

Но время требует внести свои коррективы. Школа 40 лет назад, школа 20 лет назад… И современная школа… Все имеет свои различия. Современным детям нужен современный учитель. Учитель, который владеет компьютером, умеет использовать информационные технологии и образовательные ресурсы мультимедийных программ и Интернета. Учитель должен создавать современный урок с опорой на деятельностный подход. Учитель не должен быть источником информации. Он должен быть организатором самостоятельной деятельности учащихся. Используя на уроке методы и приемы проблемного обучения, создавая проблемные ситуации как средства повышения познавательной активности учащихся, учитель способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Учителю необходимо искать новые подходы, приемы, технологии, чтобы урок сделать интересным и современным. Учитель должен идти в ногу со временем.

10 стр., 4650 слов

Сценарий праздника «До свидания, начальная школа!»

... помнить радостные годы, проведенные с Вами. -Начальная школа была нашим домом, а учитель-мамой. -В классе 25 человек. ... Русский язык (2 ученика читают) Из школьных сочинений: На поле боя раздавались крики и стоны мертвецов. ... весь урок? Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? ... 4 года, то ее длина будет равна расстоянию до Луны и обратному пути к Земле! (Попури на ...

Быть педагогом очень ответственно. Каждый раз, принимая первый класс, меня тревожит вопрос: смогу ли я научить этих детишек писать и читать, считать, а главное — думать и рассуждать? Смогу ли найти общий язык с мамами и папами своих учеников?

Быть учителем — это значит любить свою профессию и своих учеников. Но любить своих учеников не просто. Если родительская любовь появляется в момент ожидания и рождения ребенка, то учительской любви необходимо учиться. Входя в класс, надо замечать, кто и с каким настроением пришел на занятие, кому необходимо доброе, ласковое слово или улыбка. Надо учиться слушать и слышать ребенка, ведь маленький человек хочет почувствовать, что он нужен и интересен. Надо уметь любить и понимать не только хорошего, послушного ученика, но и того, кто доставляет хлопоты, а может даже, и неприятности. Как важно вовремя похвалить, поддержать, посеять надежду! Энергия детства неисчерпаема, надо только уметь направлять ее в нужное русло. Постоянно задавать себе вопросы: » Что я думала об этом, когда была маленькой? Понимала ли?» Эти вопросы и ответы на них нужны для того, чтобы не забывать о том, что все когда-то были детьми.

Блог

Данная статья была написана несколько лет назад для сборника эссе молодых специалистов «Молодой учитель для новой школы». Наткнувшись на нее спустя эти несколько лет, понимаю, что мысли, высказанные здесь, до сих пор актуальны. Человеку, не работающему в образовании, они могут показаться непопулярными, однако люди, ответственные за будущее нашей страны (= учителя), .наверное, все-таки с некоторыми из них согласятся. Разумеется, все нами написанное несколько лет назад при перечитывании кажется детскими шалостями, поэтому публикую эссе в несколько переработанном виде. Все, что включает в себя понятие «современная школа» в наше время устаревает так же быстро, как мобильные телефоны или компьютерные технологии. Три года назад я писал о том, как же тяжело современному учителю вести два журнала одновременно: электронный и бумажный. Прошло время, данной проблемы уже нет, так как Москва и другие крупные города постепенно переходят только на электронный вариант. Функциональность его и стабильность работы пока оставляют желать лучшего, но тенденция к улучшению уже намечается. Три года назад писал о том, что так мы дойдем и до ноутбуков вместо тетрадей и ручек, а совсем недавно в СМИ появилась информация о том, что Финляндия полностью перешла на электронные планшеты в образовании, сохранив в начальной школе несколько уроков чистописания в неделю. Технологии заполонили школу. Образовательный и профессиональный стандарты предъявляют высокие требования к современным детям и педагогам. Такие высокие, что многие педагоги попросту не успевают адаптироваться к новым условиям, а некоторые и нужным не считают. Одно можно сказать наверняка: образование должно модернизироваться, преподавать в современной школе нужно по-современному. Вот только каждый по-разному понимает слова «модернизация» и «по-современному». Абитуриент, задумавшийся об учительском поприще, поступающий в педагогический вуз, идеалист, стремящийся сделать мир лучше, отучившись пять, а то и шесть лет в университете, придя работать в школу, даже ту самую, в которой учился, не сразу узнает то место, где он оказался. Интерактивные доски, электронные журналы и дневники, новые предметы со странными названиями в расписании, оборудованные по последнему слову техники компьютерные классы, макинтоши на столах первоклассников. Где всё это было пять лет назад? Безусловно, материальное оснащение школ должно идти в ногу со временем. А может быть, даже опережать его. Нелепо в XXI веке выглядят, скажем, перфокарты на столах у учеников. Или старые диафильмы, спроецированные на современные подвесные экраны. «У современных детей «клиповое» мышление, — слышит студент от методиста в вузе. – Они привыкли получать информацию в виде картинок с интернет-страниц! У них очень развита зрительная память! Вы должны уметь применять инновационные технологии!». Однако, литератор, придя на урок в новый класс, вдруг с ужасом обнаруживает, что современные дети совершенно разучились говорить! Они не умеют высказать свое мнение и грамотно его аргументировать! Историк, осознает, что нужную информацию дети разучились получать из книг и архивов! Учитель русского языка понимает, что сочинение по картине ученики писать не умеют, так как речь современных детей недостаточно для этого развита. Не слишком ли сильно изменилась школа за последние пять лет? Классный руководитель, заполнив электронный журнал, дублирует свои записи в журнал обыкновенный или блокнот, тратя на это добрые полчаса своего времени, так как электронные системы (по крайне мере в Москве) работают весьма не стабильно. Заглянув в электронный дневник, ученики все реже и реже заполняют дневники бумажные. «Зачем писать дважды?», — задают они безапелляционный вопрос. Нужный текст к уроку литературы проще распечатать с интернета, чем сходить в библиотеку и взять книгу. Да и вообще, зачем брать книгу на урок литературы, если для этого есть приложение в смартфоне или планшете? Необходимые арифметические действия на уроке математики легче произвести на калькуляторе, чем разделить или умножить в столбик. Реферат к уроку гораздо проще распечатать из всемирной паутины, нежели аккуратно написать от руки, выписав из источника лишь самое главное. Так ведь недалеко и до ноутбуков вместо тетрадей и ручек! А как же навык письменной речи? Все помнят о том, что навык письма связан с мелкой моторикой, а также с памятью и образным мышлением? А никто не забыл, что компьютер негативно влияет на зрение? Здесь уже и не стоит говорить о многочисленных интернет-сайтах с готовым домашним заданием ко всем учебникам школьной программы. Объяснить такого рода инновации можно было бы сокращением бумагооборота и повышением эффективности образовательного процесса. Но здесь пока можно большой риторический знак вопроса, особенно людям, связанным с образовательным процессом. Современная школа – школа противоречий. С одной стороны, детям легче получать образование, пользуясь понятными и доступными им ресурсами, но не стоит забывать и о фундаментальных навыках, которыми должен обладать человек. Личность, умеющая размышлять, грамотно говорить и писать, аргументировать свои мысли и выражать их — всегда в цене. Всегда в цене личность, богатая нравственно и духовно. Не далек день, когда на смену старым потрепанным книгам, учебникам в школе появятся электронные. Эта тема уже сегодня активно обсуждается в Министерстве. Да и опыт передовых школ уже имеется. Да и в Стандартах это прописано. Появятся. Да, в чем-то это удобно, ученикам не придется носить в портфелях несколько учебников, все будет собрано в одном небольшом устройстве. В любой момент такая книга всегда под рукой, для того, чтобы перейти на нужную страницу, стоит только нажать кнопку. Одним словом, удобно… Однако какой огромный пласт духовной культуры навсегда исчезнет из школьных стен с введением такой новинки! Запах типографской бумаги и шелест страниц, слабые карандашные пометки на полях, закладки, отмечающие важные фрагменты, ощущение причастности к чему-то сокровенному… Книга как культурная ценность навсегда уйдет в прошлое, если ее начнут воспринимать средством хранения информации. Все новое, конечно, уводит нас в будущее, но вместе с тем и отдаляет от прошлого. На уроках литературы, читая письма Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину, мы плакали. Мы знали, что такое «письмо». Мы понимали, что человек вкладывал в письмо. Мы знали, каково это — ждать письма. Мы постепенно отдаляемся от истории, традиций, корней. А без этого не сможет существовать даже самое прогрессивно развитое общество. Надежный фундамент школы будущего – это, на мой взгляд, классическое образование. Методика, формировавшаяся десятилетиями, многочисленным драгоценным опытом великих учителей XX века (Тушинским А.Д., Макаренко А.С., Сухомлинским В.А., Шацким С.Т., Выготским Л.С.) ни в коем случае не должна кануть в Лету, напротив, подкрепившись современными технологиями, должна обогатить российское образование. Сохранить наследие классической педагогики – гуманистический подход, развитие духовных качеств личности как принцип, трудовое воспитание, идею неразрывной связи нравственного воспитания с трудовым и эстетическим – вот задача современной школы. Приумножить все это – задача школы будущего. Не стоит забывать слова о том, что все новое — это хорошо забытое старое. С удивлением для себя узнал, что их когда-то произнесла портниха французской королевы Марии-Антуанетты. Однажды она, слегка подновив старое платье королевы, предложила его ей, и та с удовольствием его приняла. «Новое — это хорошо забытое старое» , — прокомментировала этот случай портниха. Сколько удивительных вещей мы можем упустить, не проявляя интереса к отечественной и мировой истории. Школа XX века имеет еще одно явное преимущество. Это, на мой взгляд, идеологическое воспитание. Именно оно в свое время являлось стержнем системы образования и системы в целом. С первых лет обучения у ребенка формировалось четкое представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». И это представление с годами только крепло, так как ученик находил подтверждение этому в учебниках литературы, истории, географии, на страницах детских художественных произведений и в телевизионных экранах. Детские киностудии, редакции газет и журналов, писатели, театральные актеры – все словно работали в одном ключе, одном направлении. Безусловно, такую общественную модель в XXI веке реализовать практически невозможно, так как современное общество стремится к информатизации и открытости. Это и не нужно, однако и перед новым поколением необходимо ставить конкретные задачи. Оснащение школы по последнему слову техники не должно быть самоцелью для местных и федеральных чиновников. Государственный заказ и в наше время должен быть очень четко сформулирован. Именно отсутствие конкретных, практико-ориентированных задач перед современным школьником и порождает существующие противоречия во всей системе в целом. Новые образовательные программы, инновационные технологии, методы преподавания должны существовать не сами по себе, а в контексте одной общей национальной идеи. Которой и должно стать уважение к историческому и культурному наследию нашей страны, воспитание личности разносторонней, способной к самосовершенствованию и самоанализу. В этом отношении можно возложить надежды на современные ФГОС, о которых сейчас так много говорят. Стандарты нужны. Нужна и единая трактовка их. Будет печально, если через 50 — 100 лет мы обнаружим, что б о льшая часть идей ФГОС осталась на бумаге. Новые времена требуют новых решений, однако выпускник, избравший сегодня нелегкую стезю учительского дела, приходя в школу, прежде всего, должен быть носителем традиций русского народа, культуры, быта, а уже затем – новатором. Человек, не подкованный народным, эмпирическим опытом, вряд ли убедительно сможет передать знания будущему поколению. Молодой педагог в наше время приходит в школу переходного периода, школу, когда новые образовательные принципы и стандарты только формируются и шлифуются, а старые постепенно забываются, поэтому на плечи молодого учителя ложится огромная ответственность не только за своих выпускников, но и за будущее всей отечественной системы образования.

11 стр., 5047 слов

План рассказа о домашнем животном (2 класс общеобразовательной ...

... Сочинение про домашнего животного про собаку | Февраль 2016 Сочинение на тему «Мое любимое животное» 6 класс любимое животное домашние любимцы Лошадь – тоже домашнее животное. Человек приучил диких лошадей много тысячелетий назад. ... друзья для детей и взрослых, ... меня после школы, радуется, ласкается, ... сочинение по литературе | Октябрь 2015 Мини-сочинения о домашнем животном домашнее животное — собака ...

Какой должна быть хорошая школа?

Главный герой романа Ч. Диккенса “Дэвид Копперфилд” в юности последовательно оказывается в двух учебных заведениях, разительно отличающихся друг от друга. Рассказывая о становлении личности мальчика, Диккенс показывает нам, какой должна и какой не должна быть школа.

После смерти мужа мать Дэвида вышла второй раз замуж за мистера Мэрдстона, который сразу невзлюбил мальчика за прямой и открытый нрав. При нем ребенок цепенел от страха и почти не запоминал того, чему его пыталась учить сестра мистера Мэрдстона. Когда мальчика решили

наказать, он в отчаянии укусил отчима за руку.

После этого брат и сестра Мэрдстоны настояли на том, чтобы Дэвида отослали в школу Сэлем-Хаус.

В этой школе на Копперфилда первым делом нацепили картонку с надписью “Кусается!”. Мальчик чувствовал себя изгоем: “Сколько я выстрадал из-за плаката, немыслимо себе представить. Видел ли кто-нибудь меня или нет, все равно мне всегда чудилось, что его читают.

Я не чувствовал никакого облегчения, когда оборачивался и обнаруживал, что никого нет: куда бы я не повернулся, все равно мне мерещилось, что за моей спиной кто-то стоит”.

Наказание, даже если оно

заслуженное, никогда не должно быть унизительным. И если человека хотят исправить, ему не напоминают постоянно о прошлых проступках. В Сэлем-Хаусе все делалось для того, чтобы запугать и сломить учащихся.

Директор школы мистер Крикл был грубым и невежественным человеком. Он бил детей за любую провинность и даже без всякой вины: “Он бил мальчиков с таким наслаждением, словно утолял волчий голод…” Бывший торговец хмелем, Крикл открыл школу на деньги своей жены. Его помощник, бывший компаньон, Тангей наушничал, подслушивал и делал подлости ученикам и преподавателям. Детей в школе плохо кормили и не очень хорошо учили, потому что умный, хороший преподаватель Мелл не умел найти к ним подход.

Сам Крикл из всех учащихся выделял только Стирфорта, перед которым заискивал из-за богатства и влияния его матери. Этот ученик не только помыкал другими мальчиками, не решавшимися выступить против него, но и грубил преподавателям. Самый достойный из них, мистер Мелл, был даже уволен по вине Стирфорта.

Тем, кто умел ладить со Стирфортом, жилось неплохо, в том числе и Дэвиду, который должен был пересказывать ему по ночам прочитанные книжки.

В этой школе Копперфилд провел немного времени. Учение прервала смерть матери. Отчим не желал платить за его обучение и сделал мальчика рабочим на винном складе.

Не выдержав тяжелой работы и одиночества, Дэвид сбежал к бабушке Тротвуд, которая отдала его в школу доктора Стронга.

Это была совсем другая школа. Даже классная комната оказалась не пыльной и заставленной старыми, исцарапанными партами, а красивой и светлой. Дэвид, отвыкший от учебы, детских игр, спорта, поначалу чувствовал себя чужим.

Но никто не напоминал ему о прошлом, никто не смеялся над его неловкостью и над тем, что ему пришлось учиться с самыми младшими, так как Дэвид многое забыл. И постепенно Копперфилд снова стал ребенком – веселым, доверчивым, прилежным. Ему очень нравилось новое место учебы: “Школа доктора Стронга была превосходная и отличалась от школы мистера Крикла так же, как отличается добро от зла”.

Ученики быстро привязывались к школе и к учителям, учились охотно, гордились своей школой. Здесь уважали личность ребенка, доверяли ему, стремились развивать то хорошее, что было заложено в нем природой. В школе доктора Стронга никогда не унижали детей, и маленькие люди это ценили.

Сам директор Стронг был не просто добрым, по-детски доверчивым, но и очень знающим преподавателем. Его любила вся школа, и даже озорники никогда его не обманывали.

Такой, по мнению Диккенса, и должна быть настоящая школа, о которой ученики благодарно вспоминают всю жизнь. И если его герой Копперфилд сумел остаться добрым, отзывчивым и честным человеком, то этим он обязан не только бабушке, няне Пегготи и друзьям, но и атмосфере, царившей в школе доктора Стронга.