Воробьёв Константин Дмитриевич (1919 – 1975), русский писатель. В автобиографических повестях, отмеченных психологической точностью, – беспощадное изображение жестокости войны («Крик», 1962; «Убиты под Москвой», 1963; «Это мы, Господи!», не окончена, 1943, опубликована в 1986), трагедии коллективизации («Мой друг Момич», 1965, опубликована в 1988)
В 1935 работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение «На смерть Куйбышева», о котором стало известно в редакции, и поэтому вынужден был срочно уехать. Сестра, жившая в Москве, приютила его. Здесь устроился на работу в редакцию газеты «Свердловец», учился в вечерней школе.
В 1938 был призван в ряды Красной Армии, попал в армейскую газету «Призыв». После окончания военной службы работал литсотрудником газеты Академии им. Фрунзе, откуда был направлен на учебу в Кремлевское пехотное училище.
Будучи раненым, попадает в плен (1941 – 1943), дважды бежит. В 1943 – 1944 был командиром партизанской группы в составе Литовского партизанского отряда «Кястутис». В эти годы написал повесть о пережитом в плену, которую напечатали только в 1986.
Часто в своей жизни Воробьеву приходилось слышать: «Написано хорошо, талантливо, но напечатать не можем». Это касалось повестей «Одним дыханием», написанной в 1949, напечатанной в 1958 («Последние хутора»), «Ермак», «Тетка Егориха», «Друг мой Момич», изданных после смерти писателя (в 1980-е).
В 1956 вышел первый сборник рассказов «Подснежник». Становится заведующим отделом литературы и искусства в редакции «Советская Литва». Жил в Вильнюсе.
В своих произведениях говорил о самых тяжелых исторических моментах – «Сказание о моем ровеснике», «Генка, брат мой», «Вот пришел великан» и др.
Воробьев написал более 30 рассказов, очерков и 10 повестей, многие из которых увидели свет с купюрами или в сокращении, были обруганы критикой. Но всегда это была правда о нашей жизни: «Синель», «Седой тополь», «Почем в Ракитном радости».
После тяжелой болезни (опухоль мозга) К.Воробьев умер в 1975.
Нам свои боевые не носить ордена.
Вам – все это, живые, нам – отрада одна:
Что недаром боролись мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, – вы должны его знать.
Сильные Люди в рассказах Джека Лондона
... газете 12 ноября 1893 года. Однако пройдет несколько лет, прежде чем рассказы Джека Лондона ... языках издаются многотомные собрания сочинений Джека Лондона. В Советском Союзе Джек Лондон является одним из наиболее ... умением дружить, доверять друг другу. Не могут не привлекать герои Джека Лондона, своими цельными ... подлинным дыханием жизни романы и повести и ремесленнические поделки, не чуждые ...
Эти строки взяты автором в качестве эпиграфа из стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом», которое и названием, и настроением, и мыслями перекликается с повестью Константина Воробьева «Убиты под Москвой», воскрешающей события самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны.
Ее автор сам прошел через войну – об этом узнаешь и без чтения биографии. Так писать невозможно с чужих слов или из воображения – так писать мог только очевидец, участник.
Повесть «Убиты под Москвой», впрочем, как и все творчество Константина Воробьева, очень эмоциональна.
Эта книга особенна еще тем, что в ней сочетаются, с одной стороны, реалистичность, а с другой – глубокое осмысление событий и тонкий психологический анализ поступков героев с высоты прожитых лет.
«Убиты под Москвой» – довольно короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. Такое ощущение появляется потому, что война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее.
Если в мирной жизни душа развивается, эволюционирует, то на войне в ней происходит ломка: ломаются прежние нравственные ценности, прежний взгляд на вещи.
Если в литературе мирного времени символом духовных исканий становится дорога, путь, то у Константина Воробьева – беспорядочное, безысходное метание под обстрелом с воздуха.
Действие повести происходит под Москвой в ноябре 1941 года. Рота кремлевских курсантов (240 человек) идет на фронт. «И от того, — писал В. Астафьев, — что она не просто рота, трагедия ее по-особому страшная, и хочется кричать от боли.
В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооруженных «новейшими винтовками», СВТ, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением».
Писатель ставит важную проблему убийства своих своими же. Ему удалось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале «почти радостно» реагировали на пролетавшие юнкерсы.
Главный герой повести Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела».
Писатель постоянно пытается то зафиксировать наше внимание на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты; то выхватывает из безликого множества одно-два веселых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский голос, и тотчас же сама рота, отвлеченная армейская единица, становится для нас живым организмом, полноправным и полнокровным действующим лицом повести; то остановит взгляд на главном герое Алексее Ястребове, несущем в себе «какое-то неуемное притаившееся счастье, радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту, радость словам связного, назвавшего его лейтенантом, радость своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели — «Как наш капитан!» — радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел его издали».
16 стр., 7765 словНе Москва ли за нами?
... и защищенного, но Москва упорно возрождается из развалин и пепла и с 1328 года становится столицей Московского княжества. ... занимающимся погребением. Благодаря сильному, духу жителей Москвы, не сломленному бедой, город за короткое время возродился буквально из пепла. ... записали, что молодой князь Дмитрий Иванович (впоследствии завоевавший за победу над татарами славное прозвище Донского) со своим ...
Это переполняющее героев чувство радости все больше усиливает обозначенный уже на первых страницах трагический контраст, резче высвечивает два полюса молодой, бьющей через край жизни и неизбежной — всего через несколько дней — смерти. Ведь мы-то знаем о том неумолимо страшном, о чем не знают еще сами курсанты, что ждет их там впереди, куда так весело идут они сейчас.
Знаем заранее, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей неизбежной определенности слова «убиты». Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает осязаемой почти полноты, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов.
Они, в сущности, еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени.
Чеканным гвардейским шагом перешагнув черту, отделяющую прошлое от настоящего, мир от войны, герои К. Воробьева внутренне, существом своим остались там, за чертой, в такой далекой уже и такой еще недавней мирной жизни.
Сознание их не могло сразу вместить всего происходящего, всего, что обрушила на них вдруг жестокая действительность войны. Слишком отличалась она от привычных, сложившихся представлений.
«В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны».
Описанию юности, свежести в ребятах соответствует и пейзаж: «…Снег – легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом антоновских яблок… ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке». Молодые лейтенанты ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. Они не догадывались о подступавшей беде.
«Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории», и он догадался об обмане.
«В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут ее заложниками. Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков.
Проблемы, встающие перед человеком на войне, почти те же, что и в мирное время, однако они поставлены настолько остро, требовательно, что от них ни скрыться, ни убежать.
Эти извечные проблемы героизма, гуманизма, долга решает для себя курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: «Судьба каждого курсанта… вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой».
В судьбе одного курсанта словно сконцентрировалась судьба всей России.
Актом огромного гуманизма и гражданского мужества стало само слово в защиту тех, кто струсил, спасовал, проявил слабость в тяжелую минуту, «придавленный к земле отвратительным воем приближающихся бомб», вжавшийся в нее под минометным обстрелом.
Они, курсанты, не думали о спасении так холодно и расчетливо, как генерал-майор, снявший знаки различия и бежавший с передовой. У них не было времени думать о долге («Он подумал о Рюмине, но тут же забыл о нем…
Мысли, образы и желания с особенной ясностью возникали и проявлялись в те мгновения, которыми разделялись взрывы…») поскольку «тело берегло в себе лишь страх». Тот, кто переборол в себе чувство страха, безусловно, герой. Но в остальных, менее сильных духом, автор учит видеть не трусов, – а прежде всего людей.
Алексей Николаевич Крылов
... этой напряженной обстановке на занятия пришел Алексей Николаевич Крылов. Прежде всего курсантов поразил внешний вид бывшего генерал-лейтенанта. ... г.,. Н. Крылов писал: «События мировой важности заставляют теперь перестраивать на новых началах весь уклад жизни и ... опрокидывается. Обязанность каждого не скрывать замеченную неисправность, а своевременно обратить на нее внимание специалиста, ведающего ...
Обыкновенных. Таких же, как те, что не почувствовали еще в жизни настоящего страха, не увидели смерть вблизи, но берутся судить свысока, не имея на то морального права!
Командир капитан Рюмин уже знал: «на нашем направлении прорван фронт», когда в расположении роты появился генерал Переверзев – странный, растерянный, утративший волю.
Алексею Ястребову Рюмин посоветовал сказать ребятам, что Переверзев – контуженый боец, изображающий себя генералом.
Об истинном положении на фронте рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь».
Появление политрука Анисимова вызвало надежду, когда он «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят – соседи». Но это было очередное вранье.
Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях страданий раненного в живот Анисимова: «Отрежь… Ну, пожалуйста, отрежь…» – умолял он Алексея. «Ненужный слезный крик» накапливался в душе Алексея.
Человек «стремительного действия», капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. «Только вперед!» – решает он про себя, ведя в ночной бой курсантов. Они не кричали «ура! за Сталина!».
Патриотизм курсантов выразился не в лозунге, не во фразе, а в поступке. И после победы, первой в жизни, молодая, звенящая радость этих русских мальчишек: «…В пух разнесли! Понимаешь? Вдрызг!»
Но это стало началом развязки. Началась самолетная атака немцев. К. Воробьев потрясающе изобразил ад, используя новые образы: «дрожь земли», «плотная карусель самолетов», «встающие и опадающие фонтаны взрывов», «водопадное слияние звуков».
Прямая речь как бы воспроизводит страстный внутренний монолог в душе Рюмина: «Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба – день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!..
»
Погибать страшно и противоестественно, но погибать напрасно, бесполезной жертвой, противно самой природе человеческой, тому, что отличает человека от зверя. Протест против этого звучит в потрясающей сцене, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.
Автор прощает своим героям страх за собственную жизнь еще потому, что жизнь человеческая была ценна для них вообще, и своя, и чужая. Преодоление любви к человеку, заложенной в них заповедью «не убий», стало для них даже мучительнее, чем борьба с трусостью.
Война отбрасывает высшие нравственные ценности, лучшие человеческие качества: доброту, гуманность, способность к сопереживанию – и превращает их в источник слабости. Ведь надо совершить единственный выбор: мы или они.
Поэтому очень трудно, мучительно происходит перестройка сознания, вырабатывается ненависть к врагу.
Константин Воробьев, будучи писателем-философом, гуманистом, под жертвами войны понимает не только убитых и пострадавших физически, но и духовно, тех, кто пересилил в себе ради высшей цели – справедливости – чувства добра и милосердия. В этих жертвах – тоже ужас войны.
Царь Алексей Михайлович – жизнь и судьба
... же изучения, безусловно, является сам Алексей Михайлович. Настоящая работа имеет целью не только описать и рассказать о том, каким человеком был Алексей Романов. Наша основная цель: проследить, как ... описанию событий из жизни Алексея, потому достаточно подробно рассказывает о детстве, юности царя. Сам Андреев признаёт, что именно при царе Алексее Михайловиче произошло «возвышение самодержавной ...
Вторая кульминация сюжета происходит после атаки танков, когда бежавший от них Ястребов увидел прижавшегося к ямке на земле молодого курсанта. «Трус, изменник – внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». И пришла догадка, что он такой же. Курсант предложил Алексею доложить наверх, что он, Ястребов, сбил юнкере.
«Шкурник», – думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из них боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что «смерть многолика»: можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт жизни диктует это. К.
Воробьев исследует эту многоликость смерти на войне и показывает, как это бывает, без ложного пафоса. Повесть поражает лаконизмом, целомудрием описания трагического. Вот курсанты хоронят погибших товарищей. Время остановилось для мертвеца, а на его руке все тикают и тикают часы.
Время идет, жизнь продолжается, и продолжается война, которая будет уносить все новые и новые жизни так же неотвратимо, как тикают эти часы.
Сцена гибели роты написана прозаиком поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце вражеских танков ужасает, ужасает именно своей правдивостью, своим реализмом.
Опустошенный страшными потерями, человеческий ум начинает болезненно подмечать подробности: вот сожжена изба, а на пепелище ходит ребенок и собирает гвозди; вот Алексей, идущий в атаку, видит оторванную ногу в сапоге. «И понял все, кроме главного для него в ту минуту: почему сапог стоит?».
И жизнь, и смерть описаны с ужасающей простотой, но сколько боли звучит в этом скупом и сжатом слоге!
С самого начала повесть трагична: еще идут строем курсанты, еще война не началась для них по-настоящему, а над ними, как тень, уже нависло: «Убиты! Убиты!».
«Оторопелое удивление Алексея перед тем, чему был свидетель в эти пять дней жизни», рано или поздно уляжется, и тогда он поймет, кто был виноват в нашем отступлении, в гибели самых чистых и светлых, не поймет только, почему седые генералы там, под Москвой, принесли в жертву своих «детей».
У Воробьева в повести как бы столкнулись три правды: «правда» кровавого фашизма, «правда» жестокого сталинизма и высокая правда юношей, живших и умиравших с одной мыслью: «Я отвечаю за все!»
Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D0%94%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%A3%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B9/67366_1427524_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html
«Убиты под Москвой»: ужасы военного времени
По литературе : Образ войны и человека на войне в трилогии Константина ...
... и развития военного творчества Симонова-писателя; Выявить особенности главного произведения писателя – романа-эпопеи «Живые и Мертвые»; Проанализировать и выявить в трилогии К. Симонова образ войны и образ человека на войне. ... «Частная коллекция», написанная его сыном Алексеем. Книга интересна, прежде всего, честным, ... Пискунов, П. Топер. Л. Лазарев - автор нескольких литературно-критических книг о К. ...
Меню статьи:
Читатели знают Константина Воробьева как автора произведений о войне. Советский писатель создавал тексты в жанре, который назвали «лейтенантской прозой». Один из ярких примеров такой прозы – творение писателя под названием «Убиты под Москвой». У автора был опыт сражений. Во время Второй мировой войны Воробьев служил в партизанской группе.
Пара строк о творчестве Воробьева
В наше время ужасы мировых и отечественных войн постепенно забываются. Творчество Воробьева – хороший повод напомнить для себя опыт, который не стоит повторять. Наследие писателя включает автобиографические произведения о жестокостях войны.
В частности, два текста автора посвящаются боям под Москвой. Эти произведения раскрывают случайности, неразбериху, хаос начала Великой Отечественной войны. Писатель описывает неподготовленность, растерянность солдат и командиров, жестокость врагов.
«Убитых под Москвой» поначалу не хотели печатать. Произведение вышло в печать лишь в 1963 году.
Автор раскрыл в этой повести много запретных вещей, поэтому Твардовский лично распорядился напечатать опасное произведение. «Новый мир» издает журнал, на автора обрушивается волна критических замечаний.
Имя литератора превратится в табу, и до самой кончины Воробьев будет жить с ощущением отчаяния и предательства.
Образы войны
Великая Отечественная война закончилась, но воспоминания о сражениях и ужасах бойни останутся в памяти навсегда. Память о войне превращается в нравственную ценность. Эта нравственность выводит на первый план идеалы героизма, храбрости, мужества и самопожертвования воинов. Память – это средство, не позволяющее предать идеалы, ценности, которые поселились в человеческих сердцах.
Воспоминания о военных годах присутствуют в произведениях многих писателей. Виктору Астафьеву принадлежат слова о том, что война – это болезнь, которая не пройдет, воспоминание, которое останется с человеком навечно. И правда, война сравнивается с раной, не затягивающейся, не заживающей. Годы не смывают воспоминаний о сражениях и боях.
Современная литература знает множество примеров военной прозы. Сражения, военный опыт нашли отражение в произведениях Юрия Бондарева, Евгения Носова, Василия Быкова и других авторов. Эти писатели воевали на фронте.
«Дети войны» тоже оставили свои воспоминания и отзывы об этом тяжелом периоде: это Иванов, Проскурин, Распутин, Васильев и т. д. Воробьева тоже причисляют к летописцам войны. Превратности судьбы на долгие годы скрыли тексты этого литератора от публики.
Писатель изрекал в своих работах слишком тяжелую и откровенную правду.
Работа Воробьева как откровение
Анализируемое произведение Воробьева трогает читателей до самых глубин души. Действительно, произведение является настоящим откровением. Писатель говорит о войне с горечью, болью, пронзительностью и правдой в словах. Литератор – мастер сюжетного поворота. Произведение с самого начала вызывает у публики интерес. Давайте посмотрим, как начинается повесть:
Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт. В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо – гарь от сгибших там «населенных пунктов»…
Произведение война и дети софья радзиевская
... сочинения. Дети-солдаты Сегодня мы поговорим о книгах, посвященных ребятам, чьё детство омрачила война. Ученик: Русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей. Родился и ... К. Воробьева и др.): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений) Вступление-характеристика произведения Если в теме сочинения ...
Образ юных солдат
Далее автор переходит к описанию «юнкерсов». Это были молодые люди, которыми командовал капитан Рюмин:
Натужно воя, невысоко и кучно над колонной то и дело появлялись «юнкерсы». Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно.
Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде.
Сам капитан оставался стоять на месте лицом к полегшим, и с губ его не сходила всем знакомая надменно-ироническая улыбка, и из рук, затянутых тугими кожаными перчатками, он не выпускал ивовый прут, до половины очищенный от коры…
После этого захватывающего внимание описания писатель знакомит читателей с центральным действующим лицом. Это юноша по имени Алексей:
В то, что он уже две недели как произведён в лейтенанты и назначен командиром взвода, Алексей верил с большим трудом. Временами ему казалось, что это ещё не взаправду, это только так, условно, как на занятиях, и тогда он тушевался перед курсантами и обращался к ним по имени, а не так, как было положено по Уставу…
Характеристика образа Алексея
Юноша отличается добросердечностью, дружелюбием. Эти качества оказываются крайне необходимыми в условиях войны. В этот период люди часто проявляют по отношению друг к другу агрессию и жестокость. Алексей относится к товарищам с теплотой и добротой. Такое поведение – уже героизм, потому что люди на войне нередко теряют свой человеческий облик, не задумываются о нравственности.
Писатель говорит, что у Алексея хорошее, позитивное настроение. Это лишь первые дни ухода на войну, когда юноше еще не открылись все кошмары кровавой бойни. Пока что Алексей не огорчался, не ужасался ничему. Финал произведения – полный контраст началу текста. Герой падает духом, увидев воинов, которые возвращались с фронта. Здесь юноша впервые осознает, где оказался:
Почему вы сюда! Где фронт? – торопясь и все больше пугаясь чего-то непонятного, перебил Алексей, и в наступившей тогда тишине к нему тяжело пошел безоружный красноармеец. – «А ты где находишься? Ты не на фронте? Где ты находишься? А?» – не вынося из-за спины рук, кидал он под свой шаг гневным, устоявшимся в обиде голосом…
Неопытность воинов
Сложность войны состояла в том, что солдаты приходили на фронт неопытными, командиры проявляли беспечность. Потери на войне ужасают воображение. Причины потерь таятся в халатности военачальников.
Автор ярко изображает сцену, где воины готовятся к наступлению на врага. Солдаты роют окопы. Читатели понимают, насколько Алексей неопытен в военном деле. Герою не приходилось видеть живых врагов.
Вот так автор описывает первое впечатление юноши от встречи с немцами:
- Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах! Ему было известно о них все, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов;
- он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Но какие же эти? Какие? И что сейчас надо сделать? Подать команду стрелять? Нет, сначала я сам. Надо все сперва самому!..
Наивность и максимализм солдат: образ Алексея
Юноша мечтал увидеть войну собственными глазами, ощутить жар сражения, почувствовать дуновение боя на своем теле. Мечты героя сбываются. Алексей видит войну во всей красе. Юноша недавно закончил кремлевское военное училище.
По тексту воробей Тургенева
... факультет Санкт Петербургского университета. Сочинение по тексту воробей Тургенева Одно из сильнейших впечатлений ранней ... в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на ... лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), ... по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. ...
Теперь герой должен победить страх, побороть себя, одолеть ужас смерти. Алексей познает мужество, честь, собственное достоинство, цену жизни. Солдаты содержатся в нечеловеческих условиях, вынужденные гибнуть в жаре войны.
Со смертью человека невозможно смириться – такой вывод делает автор.
Воробьев заводит читателя прямо в сердце военной атмосферы. С помощью «тонких кистей и ярких красок» писатель заставляет ненавидеть врагов, уважать героев. Текст источает настроение любви к жизни.
Автор учит публику ценить каждое мгновение жизни, которая может оборваться вмиг. Воробьев прошел окопную войну.
Писатель рассказывает о том, как умирают молодые, красивые, безоружные люди, брошенные под военную технику врага.
Кровавая бойня показала Алексею настоящее лицо войны. Юноша смотрел, как умирают товарищи, курсанты. Герой ощущал неподдельный страх – как и любой солдат в военное время.
Алексей – это воплощение важности долга, ответственности, качеств, которые выше страха за свою жизнь. Воробьев рисует образ идеального солдата. Герой выживает среди жестокости мира, потому что сохраняет нравственность и человечность.
Алексей отличается чертами ребенка, привязанного к родной земле, словно к матери.
Преданность идее и ответственность: образ Рюмина
Капитан наделяется автором похожими нравственными качествами. Рюмин осознает, что курсанты погибли из-за его ошибки. Герой не сопротивляется, не восстает против ответственности за смерть отряда.
Рюмин утаил от роты, что впереди ждет окружение. Значит, капитан обрек солдат на кончину. Но Рюмин – не первый командир, который посылал людей на верную гибель.
Капитан подчинялся высшему командованию, которое часто видело в людях лишь пушечное мясо.
Благородство героя не позволяет ему оправдывать себя. Рюмин не винит майора, который, усмехаясь и презирая юных бойцов, послал солдат на смерть. Капитан считает, что гибель воинов – исключительно его позор:
– Все, – старчески сказал он, когда они остались вдвоем с А. Ястребовым, глядя на оставшихся в живых курсантов роты. – За это нас нельзя простить. Никогда!..
Рюмин жаждал наказания за свою ошибку. Ястребов и курсанты простили благородного командира. Тогда Рюмин, следуя зову сердца, самостоятельно придумал для себя наказание. Такие герои, как капитан, долго не живут.
Отношение к смерти
Отношение людей к смерти, происходящей вокруг, – это вечный лейтмотив военной прозы. Ястребов видит мертвого товарища. Поза умершего человека красноречиво говорит: в этом теле больше нет жизни. Герой ощущает чувство близости, согласия с решением друга.
Жизнь и правление царя Федора Алексеевича Романова
... разных историков. Занимательна история прихода Федора Алексеевича к власти. 8 февраля 1676 скончался Алексей Михайлович Романов. За два года до этого ... Применяясь к строгому брачному обычаю старой Москвы, родня показала Федору Алексеевичу любезную ему девицу в чердачном окне. Их ... часть денег страны и времени царя отняла новая война. Теперь это были крымские татары и турки. Без ...
Ястребов понимает, что тоже желает взглянуть в глаза смерти. Писатель открывает своим читателям второй лейтмотив текстов о войне – мотив встречи человека и машины. Герой движется к встрече с танком.
Машина неспешно, но уверенным шагом, идет на человека. Танк молчит, как и сам герой. Автор рисует безмолвное противостояние, будто машина и человек соревнуются в силе молчания.
Машина воплощает физическую силу, человек – духовную мощь.
Правда войны
Английский философ Джон Локк считал, что война – это естественное состояние, в котором живут люди. Воробьев вряд ли согласился бы с этим утверждением. Писатель жаждет показать правду войны, раскрыть настоящую картину начала военных действий.
Автор выбирает для воплощения своих идей сильные образы богатырей – физически и духовно достойных людей. Но и эти люди страшатся войны, ужасаются истинному обличию кровавого опыта.
Произведение с первых страниц отдает трагизмом.
Читатель понимает, что работа Воробьева не закончится счастливым финалом. Автор нагнетает атмосферу, описывая передовую:
…Фронт рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти…
Сюжет повествования тоже отличается трагичным характером. Писатель выбирает довольно лаконичную форму повести. Это позволяет читателям еще острее и ярче ощутить боль войны.
Смыслы произведения
Чтение текста дается многим читателям с трудом. Писатель пропитал страницы своего творения болью. Острые, режущие эмоции исцеляют привыкших к безразличию людей от моральной аномии. Воробьев изображает мучения людей, великие подвиги человека, показывая войну в тотально негативном свете. Автор, таким образом, учит читателей бороться не против друг друга, а против войны.
Литератор выводит на сцену своего произведения молодых героев. Молодость персонажей позволяет писателю раскрыть эволюцию их личностей. Читатель узнает, как герои видят родину, войну, врага, дом, что думают о чести, мужестве и смерти. Автор представляет эти смыслы сквозь мироощущение главного героя: Алексей Ястребов выступает путеводителем читателя по миру военного периода.
Алексей глубоко, остро чувствует каждое живое существо и природу. Герой испытывает радость от «легкого, голубого» снега, ощущает аромат яблок, наслаждается морозным утром. Писатель вводит в произведение пейзажный фон, чтобы вечность природных форм подчеркнула хрупкое состояние жизни. Действительно, война – это противоестественная форма существования людей.
О Великой Отечественной войне написано немало. Особое место в литературе, посвященной этой теме, занимает так называемая «лейтенантская», или «окопная» проза, появившаяся в 50-60-е годы.
Это произведения бывших фронтовиков, на собственном опыте познавших ужасы окопной жизни и открытого боя. Их мысли и ощущения очень важны для читателя, поскольку они писали о том, что видели собственными глазами.
Среди них повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой», написанная в 1961 году и опубликованная спустя два года в журнале «Новый мир».
Писатели-фронтовики восприняли появление этого произведения как сенсацию. Однако официальные круги остались недовольны особым авторским подходом к изображению войны.
В результате имя писателя надолго было вычеркнуто из советской литературы, что стало для него настоящим ударом. Лишь в 80-е годы, уже после смерти К.
Воробьева, о нем заговорили вновь, в том числе в связи с еще одним, ранее не публиковавшимся произведением на военную тему – «Это мы, Господи!»
Автобиографическая основа повести
Судьбу писателя нельзя назвать простой. Еще до войны К. Воробьев, чье детство и юность прошли в Курской области, оказался в Москве. Причиной послужили стихи, написанные им на смерть Куйбышева и содержащие нелицеприятные высказывания в адрес Сталина. Будущему писателю пришлось уехать из родного города, что спасло его от вполне предсказуемых последствий.
В Москве Воробьев, имевший рост 1,83 м и пометку в автобиографии «из крестьян», попал в число курсантов, из которых формировалась кремлевская рота. Это и стало началом трагических событий, вошедших впоследствии в произведение «Убиты под Москвой».
В октябре 1941 года, когда фашистские войска предприняли масштабное наступление на столицу, а советские часто попадали в окружение и вынуждены были отступать, не имевшие военного опыта, вооруженные только винтовками старого образца (с такими воевали еще в первую мировую) юные курсанты, в том числе и К. Воробьев, были отправлены на фронт. Задача для них была определена четко – защищать подступы к Москве. А дальше – встреча по пути на фронт с войсками НКВД, призванными контролировать своих же в условиях войны; первый бой под Клином, для большинства вчерашних курсантов оказавшийся последним; плен и, наконец, удавшийся после нескольких попыток побег, партизанский подпольный отряд, лагеря уже в своей стране. Все это было пережито писателем, а затем описано в его весьма правдивых и пришедшихся не по вкусу властям повестях и рассказах, на долгий срок ставших недоступными обычному читателю.
Краткое содержание
«Убиты под Москвой» – это история очень короткого (повесть охватывает временной промежуток в 5 суток) пребывания на фронте двухсот сорока молодых, физически крепких, здоровых курсантов. Стройной шеренгой, все как на подбор, молодые солдаты в начале произведения шагают к линии фронта.
Они полны оптимизма и пребывают в восторженном состоянии из-за предвкушения будущих подвигов. Однако читатель с первых страниц ожидает трагического исхода – к этому подводит название повести. Действительно, уже спустя несколько дней в живых останется только один из них – пока еще молодой и неопытный офицер Алексей Ястребов.
Все остальные 239 бойцов будут убиты под Москвой. Анализ причин этих страшный событий и лег в основу повести.
По мере знакомства с содержанием читатель приходит к ужасающему выводу. На самом деле все было довольно просто: молодых солдат практически использовали в качестве пушечного мяса, отдав на уничтожение вооруженным силам противника.
Автор рассказывает о том, как их отправили воевать с винтовками, несколькими гранатами и бутылками с зажигательной смесью – пулеметов не хватило. Изначально вызывают возмущение поступки более опытных командиров и их анализ. Убиты под Москвой молодые ребята были и по их вине.
Вспоминается приказ о необходимости отступить, в суматохе отправленный из штаба не по форме. В результате время на спасение ребят было упущено, так как Рюмин, командир полка, во всем привыкший к порядку, не доверял его устной передаче через незнакомого бойца, а ожидал письменного подтверждения.
А еще лживые убеждения в том, что скоро прибудет подкрепление, которые поставили жизнь двух с половиной сотен практически безоружных мальчишек в зависимость от тех, кто давно уже с легкостью вершил судьбы множества людей.
История становления личности Алексея Ястребова
Главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» – молодой лейтенант, только две недели назад получивший звание и отправленный для командования в полк курсантов. Читатель становится свидетелем того, как нелегко происходит мужание Алексея Ястребова.
Новая должность дается ему с трудом, свои первые приказы он отдает звенящим неуверенным голосом и всякий раз оглядывается, надеясь увидеть рядом с собой более опытного товарища, какими были командир полка Рюмин и политрук Анисимов. Для него все впервые – на этом акцентирует внимание Константин Воробьев.
«Убиты под Москвой» – это рассказ о событиях, повествующих о духовном становлении героя. Перед глазами читателя проходит и неожиданно развернувшийся бой. И первое убийство немца, в котором Алексей в тот момент видит не противника, а человека (ощущение врага придет позже, как следствие пережитого).
И испуганный курсант, прижавшийся к земле в попытке спастись. Сначала он ассоциировался у лейтенанта с предателем, так как Ястребов не сразу сообразил, что и сам он в этот момент ведет себя подобным образом, так как пытается куда-то убежать.
Непонятно было и то, как курсант мог просить Ястребова его застрелить – это избавило бы от возможного плена.
Только через какое-то время Алексей поймет и осознает тот факт, что, столкнувшись со смертью, человек становится бессилен и способен на поступки, которые ранее вызывали у него осуждение: убить товарища или себя, убежать или спрятаться в попытке защититься. А еще то, что смерть ни в чем не повинных курсантов стала следствием решений, принимаемых там, в Москве, откуда взрослые мужчины, многие из которых не знали войны лично, с легкостью отправляли на гибель «своих» сыновей.
Таким образом, психологическое взросление героя занимает центральное место в повести – именно это помогает понять ее анализ. «Убиты под Москвой» – уникальное произведение, потому что оно заставляет задуматься не только над ужасами фашизма, но и над тем, какую роль в происходивших событиях играла отдельная личность и система, сложившаяся в Советском Союзе.
Реализм Воробьева
Еще одно достоинство повести в том (именно это единодушно признавали писатели-фронтовики), что в ней война показана изнутри, без лоска и желания что-то приукрасить. Как следствие, вскоре после публикации в 1963 году повесть «Убиты под Москвой» надолго попала в число запрещенных произведений.
В чем же проявился реализм писателя в изображении войны?
Прежде всего, перед читателем предстают простые люди: с их сомнениями и страхами, недоумением и отчаянием. Их поведение в минуты боя естественно: они бессильны что-либо изменить и часто не до конца понимают происходящее.
Понятные каждому чувства – страх перед смертью, желание защитить себя – нисколько не принижают достоинств молодых ребят, и на это особое внимание обращает Константин Воробьев.
«Убиты под Москвой» – это книга не о тех, кто, подобно генерал-майору Переверзеву, сорвал с себя знаки отличия и пытался спастись бегством. Ее герои – люди, осознававшие себя частичкой великого народа, ведущего борьбу за освобождение своей Родины.
Первоначальное представление о поле брани как о месте подвигов сменяется для мгновенно повзрослевших мальчишек осознанием общего несчастья, оказавшимся страшным ударом по спокойной мирной жизни.
Натуралистично нарисован автором эпизод с оторванной ногой в сапоге, сначала вызвавшей недоумение у Алексея: кто ее тут поставил? А еще невозможно забыть страдания раненого в живот и умирающего Анисимова, все повторявшего: «Отрежь…», и рядом с ним, на шинели, «клубящийся моток чего-то живого» – это восприятие Алексея. Кажется, что со страниц повести К. Воробьева говорит каждый убитый под Москвой воин.
Роль боя с мотопехотным батальоном
Другой персонаж, важный для понимания авторского замысла, – капитан Рюмин, который с самого начала являлся для курсантов образцом для подражания. И он вполне соответствовал тому, каким должен был стать настоящий офицер. Кого-то из читателей может смутить эпизод в селе.
Зачем Рюмину понадобилось вступать в бессмысленный бой, который все равно ничего не сможет изменить, ибо судьба роты предрешена? Ответ на этот вопрос на самом деле весьма прост. Рюмин понимает, что его подчиненные обречены, и дает им возможность перед смертью почувствовать себя настоящими солдатами.
Действительно, курсанты вышли из боя возмужавшими, ощутившими личную причастность к спасению Родины. Они не кричали громких лозунгов, но в полной мере ощутили счастье от своей первой победы.
Можно утверждать, что подобное чувство испытывал каждый убитый под Москвой солдат, поскольку речь шла о защите столицы – сердца родной страны.
Последние страницы произведения читать сложно. Читатель стал свидетелем того, как беззаботные, мечтающие о подвиге мальчишки за пять дней повзрослели и превратились в настоящих мужчин, по-новому оценивающих себя и товарищей.
Алексей Ястребов, ставший свидетелем многих смертей и того, как ушел из жизни Рюмин, вполне осознанно выхватывает бутылку с зажигательной смертью и бросается на танк. В этот момент он уже не боится умереть и совершает свой подвиг просто и буднично, совершенно не думая о нем.
Так постигается цена победы, которой не увидят солдаты, убитые под Москвой. Краткое воспоминание Алексея о родном доме, о деде в один миг свело для него в одно целое и прошлое, и настоящее. Теперь ему открылась какая-то другая, не ведомая раньше правда о том, для чего все делается.
Полученный за эти 5 дней жизненный опыт полностью изменил его мировоззрение, а увиденная жестокость взрастила в душе ненависть к врагу.
Психологическая составляющая произведения
Важное место в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» занимают внутренние монологи молодого Алексея Ястребова и более опытного командира роты капитана Рюмина, в большей степени осознающего трагизм ситуации и считающего причастным себя к происходящему. Последний воспитан партией и привык во всем полагаться на теоретический рассчет.
Он считал, что способен контролировать ситуацию, однако вскоре осознает, что все его представления оказались иллюзией. Рюмин не вынес мук совести и покончил жизнь самоубийством. Не его вина, что все так случилось, но он сам вынес себе приговор.
Особого внимания заслуживают последние слова капитана, которые обозначают истинного виновника происходящего: «Мерзавец! Ведь все это было показано нам еще в Испании!» В них содержится явное указание на Сталина. Так, в процессе развития действия меняется и мировоззрение капитана, о чем свидетельствуют его поступки, оценка происходящего, размышления и их анализ.
«Убиты под Москвой» – произведение, показывающее, как человек в условиях войны проходит испытание на гуманизм. Здесь сразу становится ясно, кто есть кто.
Сколько времени прошло: несколько минут или часов – Алексей не понял. Он очнулся от того, что его тащили из могилы крепкие руки, и услышал над головой немецкую речь и дружный хохот. «Спине и … месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно…» Алексей приподнялся и увидел горевшие скирды, в которых прятались остававшиеся в живых курсанты.
Это первоначальный вариант окончания повести «Убиты под Москвой». Анализ такого финала – его автору порекомендовали переделать и сделать более оптимистичным – подводит к выводу о том, насколько трагичными стали первые месяцы войны для советской страны. Но он остался только в архивах.
Сам Воробьев считал, что окончательный вариант произведения в неменьшей степени отразил весь ужас того, с чем приходилось сталкиваться на фронте «новичкам». Тем более что Алексей, вырвавшийся из пекла, был уже совершенно другим человеком: закаленным, многое переосмыслившим, способным защитить тех, кто от него зависел.
Открытый финал предполагает неоднозначный исход событий, но оставляет надежду на то, что герою все же удастся спастись, и он внесет свой вклад в Победу.
Значение повести
Гуманизм, долг, героизм, становление человеческой личности, ответственность за свои поступки, способность сопереживать и понять другого – над этими непростыми понятиями рассуждает в своем произведении К. Воробьев.
«Убиты под Москвой» – краткое повествование об одном эпизоде из жизни самого автора, своего рода предупреждение, которое носит документальный, где-то даже исповедальный характер.
Того, что происходило в грозные сороковые – это главная мысль автора – нельзя забывать ни в коем случае.
Особенности «лейтенантской» прозы
Произведения, созданные в 50-60-е годы, отличаются от тех, что были написаны в годы войны или сразу после ее окончания. К описанию происходивших событий добавляется их детальный анализ. «Убиты под Москвой» – не исключение. В. Астафьев отмечал, что повесть нельзя прочитать просто так, она никого не может оставить равнодушным.
От нее кулаки сжимаются и возникает единственное желание: чтобы такое больше никогда не повторилось. Это признание того, что К. Воробьеву удалось в полной мере показать антигуманность подобного противостояния, заставить задуматься о том, сколько стоит человеческая жизнь.
И еще – определить роль в войне всех сил, имевших к ней отношение, в том числе государства и его руководства.