Роман «Обломов» написан Иваном Александровичем Гончаровым в 1858 году. Главным героем этого произведения является Илья Ильич Обломов. Прочитав роман, мы видим, какое влияние имеют крепостнические нравы на человека.
Круг интересов Обломова практически отсутствует, его жизнь ограничена пределами одной комнаты. В основном, главный герой романа спит или лежит в постели. Но произведение читается с большим интересом, так как мы чувствуем внутреннее движение героя. Душевное состояние Ильи Ильича беспрестанно меняется. Временами ему становится совестно за свою лень и пассивность. Он внутренне мучается и решает начать действовать, хочет изменить себя. Обломов пытается заняться бытовыми проблемами, заставляет себя вникнуть в домашние заботы и хлопоты. Его очень расстраивает неудачное ведение хозяйства в личном имении. Он понимает, что должен сам вникнуть в бытовые проблемы. Обломов не винит управляющего имением, понимает, что многое зависит от него, поэтому и пытается составить план различных преобразований в своей усадьбе. Но все эти позитивные начинания так и остаются незавершенными, а до практики тем более не доходит дело. Мысли Обломова расплывчаты, запутанны. Он не в состоянии сконцентрировать свое внимание на достижении поставленной цели. Не может четко ставить перед собой цель и так же четко, шаг за шагом, достигать ее. Для этого он внутренне слаб, лень и апатия опять берут верх над человеком.
Нельзя назвать Обломова полностью одиноким. Хотя внутренне он, конечно, одинок. А внешне мы видим достаточно большое количество людей, которые вспоминают Илью Ильича, приходят к нему с визитом. Они даже делятся с ним жизненными проблемами, планами на дальнейшую жизнь, радостями и личными чувствами. Обломова нельзя назвать забытым людьми, они не отталкивают его от себя, а, наоборот, стараются как-то взбодрить, оторвать от постели. Посетители Ильи Ильича приглашают его и на прогулку, и на праздники, и на обеды. Они предлагают для чтения литературу, но ничего не интересует Илью. Обломов чувствует скуку, пустоту и недостатки в поступках окружающих его людей. Он не находит для себя ответа на вопрос: «Для чего жить?» Конечно, поступки и действия знакомых Обломову людей не очень-то интересны, возвышены и духовны, но все-таки его друзья что-то делают. А Обломов не делает ничего. Друг Ильи Ильича, Андрей Штольц, решается на последнее, что может вывести Обломова из апатичного состояния. Он хочет этого достичь через личные чувства, через Ольгу Ильинскую. Но ничего не получилось и на этот раз. Недостаточной оказалась сила любви Ольги к этому человеку. Здравый смысл, воля и практицизм девушки вытеснили чувства. Чистая и добрая душа Обломова, его мягкость и нежность характера стали не в счет. Роман этих двух людей был окончен.
Мечты обломова (по одноименному роману и. гончарова)
... которую Илья Ильич видел во снах, увы, так и осталась для главного героя миражом. “Мечты Обломова и Штольца” сочинение Основными персонажами романа И. А. Гончарова “Обломов” являются Обломов и Штольц. Сочинение ... которой привык с детства. Штольц в романе “Обломов” является полной противоположностью главному герою и в то же время самым близким человеком. И он помогает раскрыть особенности Илюши, ...
Илья Ильич понимает, что с ним происходит: «Начал чахнуть я… Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится… Двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас».
Образ Обломова доведен до логического завершения. Так погибает человек, который не находит в себе силы бороться с депрессией, апатией, ленью. Этот образ предостерегает каждого из живущих от бездействия и тоски.
«Обломов и Ольга Ильинская»
И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения «подсовывает» Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого «розыгрыша». Перед Ольгой ставится задача — поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов — «какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом». Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц: «…Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить — все это ты должен и сможешь сделать». Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги — максимум. Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги? Как писал русский поэт начала XX века И. Ф. Анненский, «Ольга — миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная — разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь. Но Ольга — девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное.
Один критик зло посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ. Мне конец этот представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva, в сиреневой ветке; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя, несет иго романа. Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся нити».
Почему обломов и штольц друзья. «Обломов и Штольц» ...
... ё, по его мнению, скучно и приземлено. Штольца отличает практический ум. Он не предается бессмысленным рассуждениям и мечтаниям. Обломов и Штольц ведут совершенно разный образ жизни. Обломова отличает праздность и пассивность. Он по долгу ...
Головной, рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение.
Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое душевное падение: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье… Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его… да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас».
Когда Ольга в сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у Обломова подкашиваются ноги. «Он в ответ улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: «Да, я скуден, жалок, нищ..»
«Отчего его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления стыда? — задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал на него так.- Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца. Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?»
В финале романа угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ на все тревоги бескрылый Штольц? «Мы не титаны с тобой… мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…» Перед нами, в сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.
Вариант 25
(1) Сказывают древние книги, будто великий Дионисий, замыслив расписать новоявленный храм, собирал холщовую подорожницу и уходил окрест — в лесную тишь, в одинокое раздумье. (2) Заповедная нехоженность Ферапонтова межозерья, пряный дух разомлевших боров и хрусткая настороженность под их сомкнувшимися кронами, где далеко слыхать, как стремительно возносится, шуршит коготками по сухому корью осторожная белка или как трепещет крыльями стрекоза над фиолетовой свечкой кипрея, — это тихое общение с птахами, травами и родной землёй отрешало живописца от расслабляющей повседневности, очищало и возвышало душу, звало куда-то ввысь и заодно собирало воедино, копило в нём слабеющие силы для очередного бессмертного творения.
(3) Но была в том одиноком скитании и своя корысть: пройдёт ли Дионисий верховолочьем, берегом ли ручья, сам тем временем неотступно высматривает всякие земные обнажения. (4) Растирает в щепотке мелки и глины, крошит пестиком известняки и цветные камушки, подобранные на перекатах, толчёт их в порошок в походной ступе, а потом замешивает в плошке на ключевой воде, пачкает цветной кашицей припасённые дощечки. (5) И долго глядит сощурясь, примериваясь к полученному колеру.
Любовь в жизни Ильи Обломова
... Познакомились они при содействии Штольца, который привёз Обломова в дом к Ольге Ильинской. Ольга ... объективно раскрыть в своём герое вопрос: «что есть любовь в жизни Обломова?». Обломов впервые влюбился, когда ему было за тридцать лет. Это была любовь к Ольге Ильинской. ...
(6) Казалось бы, что можно извлечь из этих спёкшихся комьев, из овражных осыпей, озёрной гальки или сумрачных ливневых размывов… (7) Но посмотрите на многовековые невянущие фрески, и вы затихнете восхищённо: какое празднество красок! (8) Хотя и нет здесь ни откровенно красного, ни синего, ни зелёного… (9) Любил тонкий художник мягкие, нежные тона, почти неощутимые переходы, от которых сладко благоговела, смягчалась современная ему человеческая душа, теплилась надеждой. (10) Розово-красный он укрощал до лёгкой розовости или малиновости, душную зелень смягчал до прозрачной овсяной зеленцы, а охру — до золотистой соломистости. (11) А между этими умягчёнными тонами неприметно пускал ещё больше умягчённые тональности, и оттого все храмовые росписи — и на стенах, и на сводах, и на опорных столбах — обретали воздушно-лёгкий, серебристо-радужный колорит, подобный то ли цветной изморози, то ли нерукотворному узорочью. (12) И эта тонкая, неуловимая для глаза вибрация полутонов сообщала живописи чарующее необыкновение!
(13) К расцвету своего мастерства Дионисий извлёк из окрестных долов около ста сорока видов красителей и был убеждён, что это далеко не всё и что красочному воссиянию русской земли нет предела. (14) Надобно только воистину загореться, захотеть одержимо в земной обыкновенности увидеть сокрытую красу и радость и уловить, подглядеть в простой невзрачной тверди как бы застенчивую, но всегда дивную, нежную улыбку матери-природы. (15) «Подвижничество — это великое, радостное, как и всякий труд во всеобщее благо и всеобщее спасение, и сил на то утаивать не можно», — думал о своём призвании Дионисий.
(16) В наше время, однако, уже никто не скитается по глухим ярам с пестиком и ступкой. (17) Ныне «улыбку природы» можно без хлопот приобрести в магазине «Канцтовары». (18) Продаётся она уже в готовых тюбиках. (19) Удобно и просто: отвинтил колпачок, надавил большим пальцем на округлое матово лоснящееся брюшко упаковки и — пожалуйста! (20) Благо, что и всякие кисти, холсты, картоны, уже загрунтованные, готовые к исполнению, тоже продаются в достатке. (21) Достигнутый прогресс избавил современного живописца от самой докучливой (с нашей точки зрения) обузы — добывать необходимые краски, освободив его для чисто творческого дела: бери кисть и — твори, выдумывай, пробуй! (22) Было бы и вовсе не хлопотно, если бы вот так же запросто, нажав пальцем, можно было выдавить из одного тюбика, скажем, необыкновенный замысел, а из другого — вдохновение. (23) Или, допустим, зашёл в ателье и заказал себе пару крыл для творческого взлёта… (24) Но, видно, искусство не терпит расслабленности, тем более сделок с совестью, порождающих леность душ и меркантильные помыслы. (25) Напротив, оно требует постоянного преодоления задуманного, способствуя, в свою очередь, преодолению художником самого себя и захватывая его одержимостью. (26) Так что, как ни всемогущ прогресс, но вдохновения в лавке пока не купишь. (27) Тут изощрённый человеческий ум спасовал, ничего не придумал, и всё, что касается творческого взлёта, осталось по-старому, как и при Дионисии: если хочешь чего достичь — иди и поклонись родной земле. (28) Всё остальное — от лукавого.
(По Е. Носову)
Носов Евгений Иванович (1925—2002) — русский советский писатель, автор книг: «Берега», «В чистом поле», «Мост» и др.
Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике
... критиков, понять мировое значение романа. Опульская Л.Д. В книге излагаются основные проблемы романа, идейные и творческие установки автора. 7. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. — Л., 1989. В ... Темы рефератов, Темы рефератов, Роман «Воскресение». Роман должен рассматриваться на фоне тех перемен, которые произошли в мировоззрении и творчестве Толстого последнего этапа его жизни и ...
Напишите пожайлуста сочинение ** любые из предложенных тем: 1) Во мне был заперт свет…
Обломов и обломовщина Илья Ильич Обломов – главный герой одноимённого романа Гончарова . Его именем стали называть целое явление русской действительности .Это «обломовщина» Что это за человек ? Чем он «отличился» ,что вошёл в историю?Попробуем разобраться .Обломов – барин ,помещик ,живущий за счёт труда своих крепостных .Так было всегда в его жизни .Слуги одевали его ,кормили ,ухаживали за ним ,делали его жизнь комфортной и беззаботной .В родовой деревне Обломовых – Обломовке все обитатели чувствовали себя защищёнными .В деревне царили покой ,беспечность и нега .Маленький Илья охотно впитал в себя нравы Обломовки .Став взрослым ,он видит сон .Сон Обломова – это воспоминание о детстве и одновременно – изображение идеала жизни нашего героя .Там мы найдём и причины ,по которым Илюша стал Обломовым ,породив «обломовщину» .Его любили ,ласкали ,лелеяли ,баловали .Он вырос добрым ,отзывчивым ,но не способным к какой – либо деятельности. Сон возвращает Илью Ильича в безмятежную пору детства .Герой шагает по жизни ,но фактически он убегает от неё,от действительности в детские воспоминания Опасностей не ведал ,трудностей не испытал .»300 Захаров» всегда к его услугам .Он мечтатель .Верит в сказки ,где всё разрешается волшебным образом .А так ,как он оторван от реальной жизни ,то и верит ,что в жизни происходит то же самое .Жизни наш герой не знает и боится её .Переехав в город ,он прячется в квартирах от жизненных бурь .Он непрактичен – и приказчик обирает его ( что приведёт в конце концов его имение к краху ) В любви он тоже оказался несостоятелен .Надо было что – то делать .Ведь Ольга полюбила Обломова за его добрый нрав ,»голубиный характер» ,за умение понять и проявить высокие чувства .Но Илья Ильич не способен удержать любимую .Одна мысль о том ,что надо ухаживать ,что-то предпринимать ,приводит его в ужас ,и он укладывается на свой диван ( который стал символом «обломовщины» ) и там ему легко и покойно .Попытки Штольца как – то изменить образ жизни друга ни к чему хорошему не приводят.Лежание на диване в старом халате – вот нормальное состояние Обломова. Светская суета его утомляет ,друзья постепенно уходят .Идеал жизни для героя ещё и в единении с природой ,семьёй ,мечтами .И он обрёл то ,что его устроило вполне .В доме Пшеницыной .Он ,можно сказать ,вернулся в Обломовку .Всё делалось как по мановению волшебной палочки .Вкусная еда , чарка наливки перед обедом ,чистый дом ,любящая женщина .Но главное – она привела в порядок заброшенный было халат ,( ещё один символ «обломовщины» ),и всё вернулось на круги своя . Обломов – хороший человек ,утверждает автор .Задатки его натуры прекрасные .Добр ,наивен ,мечтателен ,доверчив ,способен на глубокие чувства ,но жизнь прожил бессмысленную и в общем –то ,пустую .Он лишний человек .И продолжил галерею «лишних людей» в русской литературе ,начатую Пушкиным и Лермонтовым .Но стоит Обломов особняком .Печорин и Онегин были борцами по натуре и характеру .Обломов не борец, а бессмысленный мечтатель .Почему он таков ? Воспитание и образ жизни ,а также нежелание трудиться сделали из героя «умную ненужность «,и все силы его натуры остались без применения . Так что же такое «обломовщина»?Бездеятельность ,бессмысленность существования, подмена реальной жизни прожектами и мечтами .Предпочтение активному труду безделье на диване и медленное умирание души и тела .Таков наш герой .
Мой любимый былинный герой 6 класс илья муромец
... Мой любимый литературный герой — Илья Муромец Слайд 1 Мой любимый былинный герой — Илья Муромец Слайд 2 Илья Муромец – главный герой киевских былин. Илья Муромец – один из великих русских ... Сочинение про богатыря Илья Муромец Былины — неотъемлемая часть русского фольклора. Богатырь Илья Муромец — один из самых любимых героев русских былин. «Илья ... прожить долгую и счастливую жизнь? На эти вопросы вам ...