Если — бы я был бабочкой

Если бы я был бабочкой, то относился бы к самым красивым насекомым. Мои крылья были бы покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают мне такую окраску. Мы, бабочки, как и многие насекомые, проходим несколько стадий развития, прежде чем становимся взрослыми. Эти изменения называются метаморфозом. Я бы откладывал яйца на растения, которые будут есть вылупившиеся гусеницы. Из каждого яйца выходит гусеница. Она очень много ест, и быстро растет. Я тоже когда- то был гусеницей. Я порхаю по лугу, сажусь на яркие цветы. Хорошо жить на свете, когда тебя не трогают мальчишки.

Иванов Денис 2 2 класс

Работу по использованию приёма 2эмпатия» можно продолжить и в среднем звене. Вот пример его применения для организации проверки знаний, когда при создании эмпатического описания ребёнок должен глубину осознания изученных явлений в природе и технике.

Вот пример такой работы по теме «Выветривание» в 5 классе. Детям предлагалось в качестве проверочной работы написать сочинение на предложенные темы.

«Увидеть мир в зерне песка»

Раньше, лет 300 ному назад. Я был единым целым со скалой, но солнце сушило меня, а дождь заливал. Постепенно, я отделялся от своих друзей. Но однажды подул ветер, и я упал в озеро. Там я лежал, лежал и лежал много лет.

Новички- песчинки сообщали, что гора становится все меньше и меньше. Наконец .мне сказали, что трава окончательно разрушила скалу.

Мы лежали на дне и там подружились, но мы боялись, что очередная волна унесет нас далеко- далеко.

Мы долго упрашивали глину сделать так, чтобы мы никогда не расставались. Наконец, она согласилась, и я и все песчинки превратились в песчаник. Она соединила нас, и мы больше никогда не расставались.

Мазуров Егор 5 2 класс.

«Песчинка»

С одной стороны горы (из которой я появилась) грело солнце, а с другой- капал дождь. Из-за этой неравномерной погоды появлялись трещины. В трещины попадала дождевая вода, и они увеличивались. Вскоре начали валиться валуны. От сильных ударов о гору во время их падения, появилась я — песчинка.

Спустя некоторое время, подул сильный ветер и занес меня в пустыню. Там я увидела множество похожих на меня братьев и сестер. Снова подул ветер и отнес на гору, туда, где я появилась на свет.

Шабалтас Екатерина 5 1 класс

Использование элементов ТРИЗ на других уроках делает их эмоционально окрашенными, интересными, познавательными. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания, познавая мир со всех сторон и делая маленькие открытия! урок так, чтобы учащиеся испытывали Использование элементов ТРИЗ позволяет подать учебный материал проблемно, неожиданно, вызывая у учащихся интерес и радость от встречи с неизвестным.

Можно объяснить на уроке новый материал устно или дать ребенку самостоятельно прочитать текст учебника. А можно составить по новой теме творческую задачу, которую ребенок с удовольствием решит, эффективность такого урока значительно повышается, учащиеся с нетерпением ждут встречи с творческими заданиями, а сам учитель получает удовольствие от подготовки и проведения такого урока. Ниже мы приводим примеры заданий, которые были использованы при изучении школьного курса природоведение в 4 классе.

Тема: «Земля — наш космический корабль».

Содержание: изобретение очков для наблюдения за солнечным затмением.

Противоречие : Очки должны быть прозрачными, чтобы сквозь них наблюдать затмение солнца, и не должны быть прозрачными, чтобы не испортить зрение от яркого света.

Приём «Изменение свойств». Изменение окраски и степени прозрачности. Вместо стекол используется старая засвеченная фотопленка.

Тема: «Путешествие по карте полушарий».

Противоречие: Глобус удобен для знакомства со всей земной поверхностью и неудобен при транспортировке.

Прием «Переход в другое измерение». Используется плоскостное изображение земной поверхности — карта полушарий.

Тема: « Лес и человек ».

Противоречие : Лес и его обитатели являются богатейшим ресурсом, но при его нерациональном использовании исчезают редкие виды растений и животных.

Прием «Вынесение». Из всей природы выделяем отдельные участки – заповедники для сохранения первозданной природы.

Тема: « О почве ».

Противоречие : Тракторы нужно использовать для обработки почвы, но тяжелая техника уплотняет землю, что наносит большой вред.

Прием «Антивес». Сам трактор движется над почвой, и только его рабочий орган соприкасается с землей.

Тема: Лес — природное сообщество.

РТВ — Личностная аналогия (эмпатия).

Игра « Если бы я был грибом…» (ромашкой, божьей коровкой, кузнечиком и т.д.)

«Если бы я была грибом, то я была бы мухомором. У меня была бы красная шляпа в белый горошек, ажурная белая юбочка. Я была бы пластинчатым грибом. В солнечную погоду я красовалась бы на полянке вместе со своими подружками. Грибники проходили бы мимо меня, а вот лось меня любит. Я готова ему помочь как доктор — выгнать из его организма всех глистов. Я люблю помогать другим». Лаврова В.

Тема: « Растениеводство в нашем крае»

Противоречие: Французский агроном Пармонтье убеждает сограждан в полезности использования картофеля в пищу, но сограждане отвергают призывы ученого.

Прием «Наоборот». Пармонтье приказывает охранять поля с картофелем,

что привлекает внимание простых людей, и интерес к картофелю возрастает.

Тема: «Отрасли животноводства».

Противоречие: В далеком прошлом люди разоряли жилища диких пчел и забирали весь мед, а пчелиная семья погибала и не давала больше урожая.

Приемы «Дробление», «Вынесение». Современные пчеловоды делят урожай меда и забирают одну часть себе, а другую часть оставляют пчелам для питания.

Использование ТРИЗ – педагогики имеет большие достоинства:

  • существенно повышается вероятность решения творческих задач учащимися благодаря использованию системы специальных алгоритмов, методов и приемов;
  • снимается психологический барьер боязни нового, неизвестного;
  • обеспечивает гуманистический характер содержания обучения, основанный на решении актуальных для общества проблем;
  • жизненные проблемы воспринимаются не как непреодолимое препятствие, а как очередная задача, которую надо решить.

ТТРИЗ позволяет осуществить в уроке интеграцию различных видов обучающей деятельности: игровой, конструктивный, исследовательский, изобретательский. Использование элементов ТРИЗ делает обучение увлекательным, творческим.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/uvidet-mir-v-zerne-peska/

1. Альтшуллер Г.С. « Найти идею »- Петрозаводск, «Скандинавия», 2003.

2. Модестов С.Ю. «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ»- СПб, « Издательство Акцидент », 1998

3. Плешаков А.А. Природоведение-4. – Москва, « Просвещение», 1997.

4. Учителям о ТРИЗ. Сборник метод. материалов по преподаванию ТРИЗ в начальной школе. Выпуск 2 .- СПб ЗАО «Атос», 1997.

Урок по ОБЖ на тему: « Правила безопасности при использовании бытовой химии» (4 класс), Задачи урока, Образовательные:

  • познакомить учащихся с составом моющих веществ, их историей и возможным будущим;
  • научить соблюдению правила безопасности при использовании веществ бытовой химии.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление соблюдать экологические нормы при использовании средств бытовой химии;
  • учить взаимодействию в микроколлективе.

Развивающие:

  • развивать способность оценивать идею по критериям: новизна, значимость;

— воспитывать умение творчески подходить к поставленной задаче.