Пласт народной жизни, поднятый плугом коллективизации(по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина»)

«Великий перелом» в деревне, «революция сверху» оказались ненужными, разрушительными, ведущими в тупик. Причины трагедии и ее виновники в основном известны, хотя историкам предстоит еще очень много работы. Но большинство людей черпают свое представление о той или иной эпохе не из работ ученых, а из художественной литературы. И наши потомки о времени коллективизации будут судить по романам и повестям.

Долгое время роман Шолохова «Поднятая целина» трактовался как оптимистическое и даже жизнерадостное произведение. Но мне кажется нельзя не увидеть в романе насколько трагично положение крестьянства в период коллективизации. Более яркого произведения о том времени, чем «Поднятая целина», пока не создано. Недаром публицисты, говоря о периоде коллективизации, часто приводят примеры из романа Шолохова. Этот роман прочно и навсегда вошел в золотой фонд русской литературы. Из истории литературы мы знаем, что об эпохе коллективизации писали многие. Почему же забыты «Бруски» Ф. Панферова, «Лапти» П. Замойского и другие произведения, а шолоховский роман живет?

Казалось бы, здесь ни революции, ни войны, перед нами картина мирного времени. У произведения много достоинств: книга полна неподдельного юмора, прекрасных описаний природы, легко читается. Превосходно описан казачий быт, точно и ярко воспроизведены язык и образ мыслей казаков. Внимательно читая книгу, сравнивая ее с теми фактами, которые стали известны, с произведениями о деревне других писателей, мы понимаем, что Шолохову в большинстве случаев удалось отразить эпоху. Сомнения и колебания крестьян (обоснованные!), массовый убой скота, полный произвол при раскулачивании, раскулачивание середняков, растерянность начальства после выхода лицемерной статьи Сталина «Головокружение от успехов» и многое другое изображены писателем ярко и правдиво.

Даже тайное неприятие советской власти наказуемо, — убеждает нас Шолохов, говоря о книге и отношении к ней, все время испытываешь какую-то двойственность. Ведь наряду с правдой Шолохов допускает и ее искажение в угоду политическим требованиям. Много места в романе отведено тому, как бывший белогвардеец создает тайную организацию «Союз освобождения Дона», чтобы свергнуть советскую власть. Известно, что эти организации выдумывались Сталиным и его окружением, чтобы оправдать произвол и репрессии. А убийство Давыдова и Нагульнова? Историки давно доказали, что рассказы об ужасах «кулацкого террора» служили прикрытием террора против крестьян. Ограбленными и озлобленными крестьянами убито руководителей во много раз меньше, чем уничтожено председателей колхозов самой властью.

4 стр., 1967 слов

Коллективизация в СССР — трагедия крестьянина-труженика (разработка )

... тему коллективизация 30-х годов в русской литературе. Работаем по произведениям ... поставить памятник русскому крестьянину. Мужику, на крови и костях ... насилия над личностью. Произведения: М.А. Шолохов «Поднятая целина»; В. Тендряков ... народа нашего тяжелейшей трагедией. Сколько жизней она ... роману «Преступление и наказание») Урок: Религиозная символика в романе «Преступление и наказание» Урок по роману ...

Шолохов, как и многие наши деятели культуры того времени, честно верил, что страна строит прекрасное будущее. Юность его прошла в огне гражданской войны и последующих схваток.

Шолохов не был казаком, он был байстрюком, но он искренне верил в казачью вольницу, тонко чувствовал красоту и обаяние грубоватых казачьих нравов и обычаев. Михаил Александрович сам много занимался созданием колхозов, боролся с недостатками, ошибками и перегибами в колхозном движении на Дону, выручал многих честных коммунистов, советских работников, рядовых тружеников от необоснованных репрессий. Вероятно, ему казалось, что эти трудности и «перегибы» можно преодолеть, что в жизни крестьян действительно наступят счастливые дни.

Мне лично роман «Поднятая целина» нравится. Я от души потешаюсь над забавными рассказами деда Щукаря, переживаю вместе с Кондратом Майданниковым и другими казаками, когда они «со слезой и кровью рвут «пуповину», соединяющую… с собственностью, с быками, с родным паем земли». Меня забавляет, как Макар Нагульнов изучает английский язык, слушает по ночам петухов. Я жалею Давыдова, который мучается от того, что не может порвать с Лушкой, и любуюсь Варей Харламовой и ее чистым чувством к Давыдову. Мне до слез жалко красавца Тимофея Рваного. Настоящая жизнь предстает из романа.

Только вот какие чувства должен испытывать человек, читая о том как Островнов убивает собственную мать? Читателя постоянно не покидает мысль, что в романе недостает того, что всегда отличало русскую литературу — гуманизма.

Конечно же, основной ряд трагических эпизодов связан с коллективизацией и судьба «Поднятой целины» доказывает еще раз, что нельзя служить идее, которая призывает строить счастье с помощью жестокости. Писатель прежде всего человеколюбец, а уже потом политик. Шолохов, выполняя сталинский заказ, как бы оправдывал своим талантом то неслыханное надругательство и беззаконие, которое творили над крестьянством.

Роман изобилует человеческими смертями, многие из них – насильственные. К героям романа отношение также противоречивое. Особенно это касается Давыдова и Нагульнова. Бывший балтийский матрос, слесарь Краснопутиловского завода подкупает своей силой, честностью, отсутствием зазнайства, умением понять и признать ошибки. Мы сочувствуем ему, когда он, надрываясь, пашет свою десятину. Нас огорчает его гибель. Но мы не можем не удивляться легкости, с которой этот горожанин берется судить о сельском хозяйстве. Нас отталкивает его отношение к «кулакам». Ни разу его не посещает мысль, что это, прежде всего, люди, имеющие такое же право на счастье, жизнь и свободу, как он сам! После разговора с секретарем райкома он размышляет: «Почему его нельзя — к ногтю? Нет, братишка, извини! Через твою терпимость веры ты и распустил кулака… с корнем его как вредителя».

1 стр., 459 слов

Образ Макара Нагульнова в романе Шолохова «Поднятая целина»

... кидается в эту пучину с отвагой и решимостью довести начатое дело до конца. Макар Нагульнов – человек с романтической натурой, его влечет за собой светлая мечта о свершении мировой революции. ... Теперь по Нагульному и Давыдову будет шелестеть пшеница, да звенеть по камням безымянная речка, берущая свое начало с верховьев Гремячьего Лога. И все. Понравилось сочинение? А ...

Макар Нагульнов до мозга костей предан идее мировой революции. Это человек, которому лично ничего не надо, аскет, живущий ради высших интересов. Но страшно становится, когда читаешь его признания: «Жа-лее-шь? Да я… тысячи станови зараз дедов, детишков, баб… Да скажи мне, что их надо в распыл… Для революции надо… Я их из пулемета…» Не такие ли, как Нагульнов, с легким сердцем ради «революции» и уничтожали тысячи ни в чем не повинных людей? Макар ведь не только говорит. Он, не задумываясь, применит силу, чтобы заставить казаков сдать хлеб…

Герои Шолохова не понимают, что вступили в противоречие с человечностью, гуманизмом. Но к настоящей, счастливой жизни подымает людей не сила, не принуждение. Человек должен почувствовать, что он сам хозяин своей судьбы, а не винтик в огромной государственной машине.

В шолоховских романах провозглашается правота и сила народная и «Поднятая целина», несмотря на все его противоречия, — выдающееся произведение. Он всегда останется памятником жизни казачества, историческим свидетельством о трудной эпохе, напоминанием о том, что нельзя строить светлое будущее на насилии, о необходимости осознания простой истины – смысл человеческого бытия – это созидательный труд.