Надо начать сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:
лингвист
учёный
языковед
автор высказывания
филолог
утверждал
считал
писал
рассуждал
высказывание
афоризм
мысль
утверждение
суждение
мнение
слова
изречение
справедливо
верно
неоспоримо
бесспорно
понятно
Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я вынужден согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …
Автор убеждён, что… , и подобная уверенность небезосновательна.
Бесспорно мнение автора о том, что…
докажем
покажем
продемонстрируем
подтвердим
проиллюстрируем
разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
Я думаю, …
Я считаю, …
По моему мнению, …
На мой взгляд, …
Мне кажется, …
Безусловно, …
Разумеется, …
Конечно, …
4. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части вы должны:
объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.
5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления
Помните о требованиях к примерам:
- примеров должно быть не менее 2;
- примеры должны быть из указанного текста;
- примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и
грамматическое;
- каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет
... работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; ... описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев; отношение автора к изображаемому; способы и ... Обмен новостями и мнениями в Интернете». В ней автор попытался выявить суть ...
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
- Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
найти в предложении № … .
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как … .
- В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
— Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
6. Что такое лексические и грамматические явления?
-
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Универсальные лексические категории
омонимы
синонимы
антонимы
паронимы
Лексика активного и пассивного запаса
общеупотребительная лексика
диалектизмы
профессионализмы
жаргонизмы
арго
эмоционально окрашенные слова
архаизмы
историзмы
неологизмы
заимствованные слова
старославянизмы
традиционно-поэтические слова
народно-поэтические слова
разговорная лексика
просторечные слова
книжная лексика
термины
фразеологизмы
крылатые слова
эмоционально-экспрессивная лексика
Тропы
метафора
метонимия
ирония
гипербола
олицетворение
сравнение
синекдоха
литота
эпитет- слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.
Антономасия — вид замены имен, состоящий в том, что нарицательное имя заменяется собственными наоборот (напр., «Геркулес» вместо «силач», «рыцарь Печального Образа» вместо «Дон-Кихот»).
аллегория
перифраза
художественный символ
Стилистические фигуры
Градация- выстраивание в поэтической строке однородных членов предложения по принципу усиления или ослабления признака или какого-либо действия. Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни земля наша».
антитеза
оксюморон
лексический повтор — это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца
анафора
эпифора
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. Морфема — это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень приставка суффикс окончание Морфология — раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельные имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол причастие деепричастие наречие б) служебные предлог союз частица в) междометия (ой, ах и т.д.) |
Синтаксис — раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний., Синтаксические понятия:
способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
восклицательные и невосклицательные предложения
простые предложения
двусоставные и односоставные предложения
типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
неполные предложения
распространённые и нераспространённые предложения
обращения
однородные члены
обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
уточняющие и поясняющие члены
вставные конструкции
- это специальные слова или сочетания слов, формально
прямая речь
косвенная речь
диалог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику.
сложносочинённые предложения
сложноподчинённые предложения
бессоюзные предложения
Синтаксические средства художественной изобразительности:
риторические восклицания
риторический вопрос
риторическое обращение
параллелизм
анафора
эпифора
инверсия
эллипсис
умолчание
смещение синтаксических конструкций
присоединительные конструкции
парцелляция- расчленение (от фр. parceller — расчленять, делить на мелкие части).
многосоюзие
бессоюзие
градация
8. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
Итак, …
Следовательно, …
Значит, …
Таким образом, …
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что … и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум — 3):
1 абзац – тезис + комментарий
2 абзац — толкование
3 абзац — толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
4 абзац — вывод.
10. Каким должен быть объём сочинения?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.