Стихотворение “Скрипка и немножко нервно” – очередная смысловая шарада от Маяковского, который в ранний период своего творчества увлекался языковыми экспериментами и загадками. Краткий анализ “Скрипка и немножко нервно” по плану, использованный на уроке литературы, поможет ученикам 11 класса лучше понять поэта.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Скрипка и немножко нервно.
История создания, Тема стихотворения, Композиция
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер
Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел”.
Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.
Анализ Стихотворения В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» Восприятие, истолкование, оценка
Стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»
Восприятие, истолкование, оценка
Луначарский сказал о Владимире Владимировиче Маяковском, что «это была жизнь в одном из ее предельных проявлений». И это, по-моему, очень точно. Лирик по самой строчечной сути своей, Владимир Маяковский ищет путь к сердцу читателя. Именно к сердцу. Для Маяковского-лирика единственно лирика — доступный для него способ общения с миром, с людьми…
Особое впечатление произвело на меня стихотворение «Скрипка и немножко нервно». Оно было напечатано в московском журнале «Театр в карикатурах» 30 ноября 1914 г. Может быть, что это стихотворение было написано под аккомпанемент модных в 1914 г. модернистских скрипичных концертов. Поэт пытается совами выразить звуковой образ симфонического оркестра. Маяковский удачно имитирует партии музыкальных инструментов, которые как бы ведут между собой разговор. Поэт одушевляет скрипку, которая «разревелась так по-детски»:
Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски…
Ее слезы не выдержал монотонно и однообразно отбивающий такт уставший барабан: «Хорошо, хорошо, хорошо!» «Без слез, без такта» «оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка». Тарелка визгливо «вылязгивала»: «Что это»? «Кто это?». Самым экстравагантным оказался «меднорожий, потный» геликон. Плачущей тарелке он грубо и безжалостно выкрикивает: «Дура, плакса, вытри!». У каждого инструмента своя роль в оркестре. И своя ведущая партия в тот или иной момент.
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Гимн ученому»
... человек из твоей школы уже списали это сочинение. / Сочинения / Маяковский В.В. / Гимн учёному / Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Гимн учёному» Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. ... желтолицых, как скопцы, голодным самкам накормим желания, поросшие шерстью красавцы-самцы! Гимн обеду Слава вам, идущие обедать миллионы! И уже успевшие наесться тысячи! Выдумавшие ...
Скрипка трогает душу лирического героя, ему жаль ее. Пробравшись через ноты, через «сгибающиеся под ужасом пюпитры», он бросается на шею скрипки:
Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи…
Маяковский уподобляет музыкальные инструменты людям, музыкальные инструменты словно оживают в процессе игры. Не случайно лирический герой предлагает скрипке жить вместе. Таким образом, прием олицетворения в стихотворении — ведущий прием применения художественных средств.
Очень проникновенны слова: «…я вот тоже ору — а доказать ничего не умею!» Маяковский, оказывается, тоже бывает не уверен в себе. Но почему-то именно из-за этой неуверенности поэт стал более доступным для меня.
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» — своеобразный поэтический эксперимент раннего Маяковского, важный для понимания творческой палитры поэта.
Владимир Маяковский своим стихотворением показывает суть творческого самовыражения, утверждает сложность восприятия искусства и учит трепетному отношению к творчеству.
Рецензия
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» воспринимается как одна из поэтических исповедей В. В. Маяковского. Истолковывая стихотворение, автор сочинения сосредоточивается на передаче поэтом его внутренних переживаний, связанных с восприятием творчества симфонического оркестра. Оценка стихотворения серьезная, глубокая. Автор сочинения чутко понял «немножко нервно» лирического героя раннего Маяковского. Восприняв лирическое произведение поэта как самостоятельное, автор сочинения, тем не менее, грамотно вписал анализируемое стихотворение в контекст поэтического пути раннего Маяковского. Сочинение написано хорошим литературным языком, отличается точностью словоупотребления.
Сочинение — анализ стихотворения.
Анализ Стихотворения В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» Восприятие, истолкование, оценка
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- скрипка и немножко нервно анализ
- маяковский Скрипка и немножко нервно анализ
- анализ стихотворения маяковского скрипка и немножко нервно
- анализ стихотворения скрипка и немножко нервно
- скрипка и немножко нервно маяковский анализ
Сохрани к себе на стену!
Тема
Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом непонятном человеке вообще, выбрав для этого достаточно необычный способ. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединенность от людей.
Стихотворение очень насыщено в эмоциональном плане, оно остро передает переживания автора и глубину его трагедии: он выступает перед чуждой толпой и окружают его не собратья по перу, а такие же бездушные люди. И все же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймет его и примет.
Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского. ...
... Эпитеты – «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки». Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковский Владимир Владимирович В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела ... человеку. Средства выразительности Для раскрытия образа любимой женщины, воспроизведения чувств лирического героя и реализации идее используются средства выразительности. Это сложные ассоциативные комплексы, отличающиеся ...
Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»
Но вы подумайте все-таки, что такое лирика? Ведь это просто публичная исповедь человека… Д.И. Писарев. Лирика Владимира Маяковского, одного из самых самобытных и талантливых поэтов 20 века, четко делится на два периода. Его произведения, написанные до революции 1917 года, отличаются огромной энергетикой, мощью и силой лирического героя. Но, в то же время, стихотворения этого периода наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» было написано в 1914 году. Как часто бывает у Маяковского, реальная ситуация в его произведениях переводится во внутреннюю, психологическую, а затем перерастает в философскую, расширяющуюся до размеров Вселенной. Перед нами разворачивается фантастическая сцена. Мы можем предположить, что герой пришел на концерт и слушает музыку, исполняемую оркестром. Но внезапно оркестр оживает. Каждый из инструментов раскрывает свой характер, каждый оказывается индивидуальностью. При этом автор демонстрирует свои ассоциации от звучания разных музыкальных инструментов, свое видение их характеров. Таким образом, стихотворение представляет собой одну развернутую метафору, где под оркестром подразумевается человеческое общество, а под скрипкой – душа лирического героя. Мы становимся свидетелями душевной трагедии скрипки. Ее не слышат и не понимают, а она не может играть в лад со всем оркестром: «без слов, без такта». Скрипка пытается что-то доказать, что-то донести до окружающих, но ее не слушают, считают «дурой». Не выдержав непонимания и безразличия, та начинает биться в истерике, рыдать. Но барабан, к которому в основном, были обращен слова скрипки, остался равнодушен к ее беде. Да и остальные инструменты – медная тарелка, геликон – не поняли скрипкиной беды. Интересно, что под беседой инструментов подразумевается какая-то музыкальная партия, исполняемая оркестром. Автор мастерски передает «индивидуальный» голос каждого через их речь. Барабанную дробь он имитирует словами «»Хорошо, хорошо, хорошо!», тарелка «вылязгивала»: «Что это?» «Как это?», геликон — крикнул: «Дура, плакса, вытри!». Только один лирический герой понимает скрипку. Он видит в ней единственную родственную душу: Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а доказать ничего не умею! Проявляется колоссальное одиночество героя, его тщетные попытки исправить мир и людей. Но никто не понимает лирического героя, он одинок в толпе, как и скрипка в оркестре. Поэтому он ищет похожую душу и так радуется, когда, наконец, ее находит: Знаете что, скрипка? Давайте — будем жить вместе! А? Стихотворение очень эмоционально. Эмоциональность речи подпитывается выразительными эпитетами и метафорами: «меднорожий геликон», «оркестр чужо смотрел», «выплакивалась скрипка», «тарелка вылязгивала», «глупая тарелка». Все произведение построено в форме диалога, что придает ему большую выразительность, напряженность, приближает нас к реальной ситуации. Читатель будто оказывается свидетелем всего происходящего. Название стихотворения иронично. Возникает вопрос: «Тот накал страстей, который передан в нем, — это «немножко нервно»?! Но от этого сознательного приуменьшения еще более сильным оказывается воздействие самого произведения. Вообще, ранняя лирика Маяковского отличается необыкновенной силой эмоций. Лирический герой – это всегда человек, наделенный огромным, просто колоссальным, потенциалом, силами и желанием исправить весь мир. Отсюда – и глубина его трагедии, когда его не принимает и не понимает глупая, бездушная толпа. Но, несмотря ни на что, герой снова и снова предпринимает попытки сделать мир лучше.
Урок по литературе : «Любовь в творчестве В.Маяковского»
... Маяковского провокационно. Его лирический герой вторгается в мир здравомыслящих людей, следующий логике очевидного, демонстративно не желая знать устоявшихся норм и обычаев Сочинение на тему разговор с будущим в творчестве маяковского Маяковский ... к созданию таких стихотворений, как «Скрипка и немножко нервно», «Кое-что по поводу дирижера», «Ничего не понимают», «Послушайте», «А все-таки». Ему ...
Выразительные средства
Для того, чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:
- Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел“.
- Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.
неологизмы
«Скрипка и немножко нервно» анализ стихотворения Маяковского
Довольно часто раннее творчество писателя или поэта кардинально отличается от более поздних его произведений. Меняются темы, средства, наверное, сильнее всего меняются идеи, мировоззрение. Именно так случилось с поэтом ХХ века Владимиром Маяковским.
Его первые стихи напоминают смысловые шарады, загадки, взрыв эмоций, иногда какой-то непонятный языковой эксперимент.
Именно таким экспериментальным произведением можно считать раннее стихотворение «Скрипка и немножко нервно» , об анализе которого пойдет речь далее. Созданное в
1914 году, оно, на первый взгляд, вообще лишено логики. Уже название, состоящее совсем даже не из однородных понятий, напоминает скорее шутку, вроде той, которую, по легенде, когда-то придумал А. П. Чехов: «Шел дождь и два студента: один в калошах, другой — в университет».
История гласит, что Маяковский, бывавший довольно часто в ресторанах и других увеселительных заведениях, где читал свои стихи или просто проводил время, наблюдал за музыкантами, ожидая, когда ему принесут заказ. Слушая звуки скрипки, которая явно выбивалась из общего хора музыкантов, он придумал первые строки:
Скрипка издергалась, упрашивая, и
вдруг разревелась так по-детски…
И дальше, используя аллегорию, то есть условное изображение в искусстве отвлеченных идей, построенных на аналогии, он создает Образ оркестра, в котором звучат разнохарактерные инструменты: скрипка, геликон, барабан, тарелка. Но так как это аллегория, то в воображении читателя сразу возникает совершенно иная картина: вот скрипка «издергалась» и «разревелась так по-детски», барабан «шмыгнул», а «геликон меднорожий крикнул». Становится ясно, что перед нами совершенно человеческие образы — каждый со своим характером.
Организационно-методические основы использования иллюстрации ...
... в работе с литературными произведениями играют книжные иллюстрации. Проблема данной курсовой работы ... Иллюстрация как средство повышения уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками. Рассматриваю иллюстрацию как средство повышения уровня восприятия произведения художественной литературы, ... непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов ...
Скрипка, напоминающая, скорее, девушку, измучена непониманием со стороны окружающих ее более старших и опытных коллег. Она еще по-детски наивна в своем стремлении «выплакиваться без слов, без такта» и поэтому вызывает сочувствие и желание помочь. Ведь ее не понимают, ведь «оркестр чужо смотрел», а барабан «устал, не дослушал скрипкиной речи и ушел».
Более того, «геликон, меднорожий, потный» крикнул на нее: «Дура, плакса, вытри!»
А «глупая тарелка вылязгивала», что ничего не понимает. В конце стихотворения автор все-таки расставляет все на свои места — он пишет: «Музыканты смеются», и читатель понимает, что не обманулся в своих ожиданиях. Только герой, как и герои других ранних произведений Маяковского, один понимает скрипку, чей голос теряется в обывательской толпе.
Он пробивается к ней «через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры», бросается к ней «на деревянную шею», не боясь общественной насмешки тех, кто не понимают такого якобы мезальянса.
Но герой-то понимает, что они «ужасно похожи», потому что пытаются всем вокруг доказать то, что видит и слышит не каждый, ведь все орут, «а доказать ничего не умеют». И герою, и скрипке надоело упрашивать, что-то все время доказывать, растрачивая силы, нервы и голос. Поэтому он приходят к компромиссу:
«Знаете что, скрипка? Давайте — будем жить вместе! А?»
В этом стихотворении, как, пожалуй, ни в каком другом, экспериментальность проявляется в форме стиха. Несмотря на строчки разной длины, оно звучит вполне ритмично, благодаря логическим ударениям, расставляющим акценты там, где это и требуется. Именно такой стих позже назовут Тоническим — основанным на ударении.
Подобный размер значительно расширил возможности стиха. Чем воспользовались не только поэты-футуристы, но и поэты-шестидесятники.
О чем же хотел сказать поэт «немножко нервно»? Наверное, как всегда в ранней лирике, о непонимании со стороны окружающих, ведь у него даже есть стихотворение с подобным названием — «Ничего не понимают», написанное годом раньше. Только кто не понимает?
Скорее всего, обыватели, которых порой ненавидел Маяковский и неоднократно превращал в мишень для своих сатирических стихов.
Но уже в этом стихотворении своеобразными «предвестниками» будущей сатиры становятся неологизмы Маяковского: «меднорожий», «чужо», «вылязгивала» — создающие те самые «самовитые» слова, о которых заявили футуристы в своем манифесте.