Анализ стихотворения «Крещенская ночь» И.А.Бунина

Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт. Его стихотворение «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества. Бунин написал его в возрасте 16 лет. Произведение было начато в 1886 году, а закончено лишь в 1901 (тогда русскому писателю исполнился уже 21 год).

Название стихотворения связано с праздником Крещения Господня. Основная тема произведения — красота и величие природы.

С праздником, о котором идёт речь, связаны многие приметы. Так, если в крещенскую ночь наступали сильные холода, это значило, что следующий год будет плодородным. И всё-таки поэт начинает стихотворение, не связывая происходящее с религиозным праздником. Перед читателем предстаёт ночь, полная очарования.

Может показаться, что поэт создавал произведение в лесу, однако его дневниковые записи говорят об обратном. Бунин в это время был в Украине и вспоминал о лесах в родной Орловской губернии. Дописано же стихотворение было через пять лет. Тогда поэт возвращался из Одессы в Москву и прогуливался по ночному зимнему лесу. И. А. Бунин тонко чувствовал природу, не зря его называют певцом ночи.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

    Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира.

  • Анализ стихотворения Северная береза Бунина

    Сборник, который Иван Бунин выпускает в 1906 году, является собирательным. Автор публикует стихотворения, написанные с 1903 по 1906 год. За это время за поэтом сохранилось звание «певца природы»

  • Анализ стихотворений Блока
  • Анализ стихотворения Снегирь Барто

    Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.

  • Анализ стихотворения Кинжал Брюсова 11 класс

    Произведение относится к гражданской лирике поэта и является одной из частей поэтического цикла «Венок», написанного в переломный для автора период времени.

Композиция

Композиция стихотворения «Крещенская ночь» делится на 3 части. К первой относятся первые пять четверостиший. Перед читателем предстаёт ночь в зимнем лесу. Здесь присутствуют сказочные мотивы. Природа подобна таинственному живому существу, она сама становится наблюдателем:

5 стр., 2384 слов

В. В. Маяковский, «Ночь»: анализ стихотворения

... поэт старался, чтобы смысловая составляющая не терялась. Стихотворение «Ночь» Маяковского. Анализ. Разговор о лирике раннего Маяковского обычно начинают со стихотворения «Ночь», того самого, о котором поэт ... дородный», «сытый», отсюда ассоциации с розовым. (У Бунина в «Антоновских яблоках» старостиха гладкая, как холмогорская ... и площади». Они все живут по одним правилам, поэтому любое отклонение в ...

…полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея…

Первая часть передаёт значение природы для человека, некое их взаимодействие. В старину люди высоко ценили дары природы, обожествляли её и надеялись на милость. Поэт обращается к народным поверьям, употребляя словосочетание «снежное лоно»: снег наделялся магическими свойствами.

Вторая часть стихотворения контрастирует с первой, покой сменяется напряжённостью. Однако эта настороженность свойственна только человеку. Природа остаётся такой же величественной. О разобщённости природы и человека, а также о недоверии первого божеской мудрости говорят следующие строки:

А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам…, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают.

Здесь также ощущается одиночество человека, его страх. И хотя было сказано о разобщённости с природой, человек таится в лесу подобно лесному животному. Кажется, будто их объединяет древнее родство.

Третья часть состоит из последних двух четверостиший. Она посвящена мудрости, которая стоит над всем сущим, утерянный покой возвращается:

— и в дивном покое Замирает морозная полночь…

Всё встаёт на свои места, снова появляется мотив тишины.

Анализ стихотворения И. Бунина Ночь

Ивана Алексеевича Бунина мы больше знаем как прозаика. Его поэтические произведения стоят некоторым особняком в его творчестве. Думаю, здесь срабатывает стереотипное мышление: если автор в какой-то момент отказался от поэзии, значит они те так уж совершенны, значит чувствует поэт свои изъяны. Между тем, Иван Алексеевич говорил о себе, что он больше поэт, чем писатель. И нельзя с этим не согласиться: его проза поэтична, слова его льются, словно колышется поле на небольшом ветру. А что уж говорить о поэзии? Стихотворение «Ночь» было написано автором в 1901

году и вошло в сборник «Листопад». Стихотворение философское, о вечности бытия и о смертности человека. Размышляя о неотвратимости конца жизненного пути, автор обращается к звездам, освещающим путь ночным путникам и являющимся свидетелями рождения людей и их исчезновения. Композиционно стихотворение состоит из

9

строф, представляющих собой четверостишия. Первые

6

строф – о законах мирозданья, царствующих над миром с древности. Автор упоминает названия древних городов, которые сейчас ушли в безвестность, использует историческое слово «понт», т.е. море, названия планет Юпитер, Марс, созвездия Орион, Вега, Плеяды. В их названиях –имена древних героев, богов. Лирический герой как будто чувствует связь со всем мирозданьем, свою сопричастность с Космосом, с силами природы. Отсюда и упоминание древнейших племен тавро-скифов, живших в античные времена в Крыму. Герой стремится постичь тайны бытия. Он размышляет о том, что если человек только песчинка в этом огромном мире, то в чем смысл рождения? Какой он след может оставить? Как он связан с миром, с его бесконечностью? Ответ дается в последних трех строфах: рождается человек для любви. Настоящей любви, способной нас связать с другими поколениями: прошлыми и будущими. Последняя строка нас вновь возвращает к мысли о единстве мира и человека. Восприятию стихотворения помогают яркие выразительные средства. Созвездия у Бунина словно письмена, способные хранить память об истории всего человечества, а вечное и прекрасное похоже на сон. А разве не так? Сон успокаивает, дарит гармонию, делает жизнь человека, если не вечным, то сопричастным к вечности.

2 стр., 600 слов

КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)

... он обращается к самому сокровенному в природе и мире. На этой странице искали : сочинение про кавказ сочинение на тему природа кавказа природа кавказа сочинение сочинение о кавказе сочинение природа кавказа Сохрани к себе на стену! ... природой. В детские годы, когда мир фан­тазий так манит к себе, романтические синие горы Кавказа воспринимались как идеал всех возвышенных стремлений. Если мир людей ...

Недаром до сих пор ученые не могут постичь тайны сновидений. Звезды же – глаза, неутомимо и с любопытством следящие за круговоротом жизни. Возвышенность стихотворению придают греческое слово «мирьяды», т.е. множество, устаревшее слово «столп», означающее в этом стихотворении колонну, устремленную в небо. А может это путь в космос? Знал бы Бунин, как скоро человек поднимется по этому пути в космос. Но он также, как и лирический герой, будет ощущать свою микроскопичность во вселенной и одновременно важность. Символ единения человека и бытия? Не хочется давать однозначные ответы. Думаю, каждый читатель уловит только ему понятные смыслы. Нельзя пройти и мимо развернутой метафоры в шестой строфе, где «море… сыплет… на рифы лазурно-фосфорическую пыль». В этих строках чувствуется величие природы, его одушевленность, самоценность. Написано стихотворение шестистопным ямбом. В творчестве поэтов второй половины

19-

го века этот размер встречается не часто. А вот Иван Алексеевич не забыл о нем. Благодаря александрийскому стиху (еще одно название шестистопного ямба) стихотворение приобретает торжественность, особенно его первая часть. Во второй части мы словно спускаемся на землю, но разочарования нет, есть любовь, которая делает нашу жизнь прекрасной, наполняет смыслом. И есть вера, что эта любовь сделает нашу жизнь вечной.

Образы и символы

В стихотворении «Крещенская ночь» использован образ звезды, и этот символ неслучаен: по звезде люди узнали о рождении Иисуса Христа и о своём спасении. Также звезда является путеводной, она возвещает людям о надежде и обещает защищённость, посылая миру утешение. Неслучайно говорится о «дивном покое», это божественное спокойствие.

«Ветхая сторожка» — символ одинокой человеческой жизни. Стоит также о была написана практически одновременно с рассказами «Сосны» и «Мелитон». В первом читатель тоже встретит образ звезды, а во втором – «ветхую сторожку».

Лирический герой стихотворения «Крещенская ночь» — человек, тонко чувствующий природу и гармонию окружающего мира. По натуре он — художник, различающий каждую черточку красоты, окружающей его. Он ассоциирует себя с частью природы и проникается ее очарованием. Он понимает, что только мать-природа способна умиротворить душу и подарить ей покой.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Крещенская ночь» свойственны пейзажной лирике:

  1. Тема природы в стихотворении «Крещенская ночь» тесно связана с чувствами человека и с его размышлениями о жизни. Сквозь строки читателю передаётся умиротворение, а также ощущение праздника и гордости за красоту родной местности. Только единство людей и природы может сделать человека счастливым.
  2. Тема красоты окружающего мира передается сквозь красивые и полные чувства описания зимней прелести.
  3. Духовное значение природы в жизни человека — это тоже тема для размышления Бунина. Ночь перед Крещением наполнена магическим очарованием и высшим смыслом.
  4. Настроение в стихотворении меняется. Если в первой части преобладают величие и покой, то во второй – тревожность и напряжённость. В третьей части настроение торжественное.

Основная идея

Наверное, нет такого писателя или поэта, который не писал бы о зиме. Многие воспевали волшебное, таинственное время года (вспомним хоть «Зимнюю ночь» Б. Пастернака, «Идёт волшебница зима» А. Пушкина или «Чародейкою зимою» Ф. Тютчева).

9 стр., 4187 слов

Романтический ноктюрн. Тема ночи в поэзии Тютчева и Фета

... красотой ночи. Главными средствами изобразительности становятся свет и звук. Центральным образом в стихотворении является ... ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов. В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ... легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. ...

В каждом из них мы встретим завораживающие пейзажи. Но Бунин, как было отмечено раннее, выбрал не просто зимнюю ночь, а именно крещенскую, и это не просто так: поэт напоминает людям об одухотворённости природы Богом. В этом и состоит главная мысль стихотворения «Крещенская ночь». Так, созерцая красоту ночи, лирический герой ассоциирует самого себя с частью этого мира: «Я хрустальное царство лесное!» Это значит, что он воспринимает себя сыном природы, и именно заснеженный лес, мороз и небо делают его счастливым.

После прочтения стихотворения создаётся ощущение, что поэт извиняется перед родными краями за то, что надолго покинул их, в то время как только они могут подарить ему спокойную жизнь, полную тишины и гармонии. Таков смысл стихотворения «Крещенская ночь».

Средства выразительности

В стихотворении «Крещенская ночь» поэт активно использует средства выразительности.

  1. Эпитеты: «вкрадчивым шагом», «сквозной, неподвижный и белый» (лес) и т.д.
  2. Олицетворения: «морозы опушили», «березы задремали», «месяц глядит», «замирает морозная полночь» и т.д.
  3. Состояние умиротворения, окутавшее лес, подчеркивается повтором: «Тишина—даже ветка не хрустнет!… Тишина».
  4. Антитеза: «Тишина — а быть может он близко?».
  5. Аллитерация: «опушили», «неподвижно», «склонившись», «снежное», «кружевное» и свистящих: «снежное», «застыли», «небосклона» и т.д. Такое сочетание «ш», «ж» и «з», «с» передает тишину, спокойствие.
  6. Ассонанс: «Высоко он поднялся над лесом». Звук «о» придает плавность, напевность, величественность. Песню вьюги подчеркивает гласный «у» («ю»): «Убаюкала вьюга седая».

Автор: Мэри Лепсая

Выразительные средства , Для поддержания философской идеи Бунин использует множество тропов:

  1. Эпитеты — «стеклянный столп», «бледная стать», «древний путь», «печальная и обманчивая мечта», «звездный час», «царственные имена», «тайный смысл».
  2. Метафоры — «зеркало воды», «мильярды глаз следили», «звездный час над сумраком земли», «темная даль».
  3. Сравнения — «как сон», «как письмена», «седой холодной ночью».

Делая анализ стиха по плану, стоит описать художественные средства выразительности для лучшего понимания смысла, вложенного поэтом при написании. Автор придерживался традиций и приемов классической литературной системы, что ясно видно при чтении произведения.

8 стр., 3915 слов

Лексические средства выразительности в лирике

... поэтическом тексте Говоря о лексических средствах выразительности поэтической речи, следует упомянуть ... стать сложной. Здесь много сравнений. Автор сравнивает себя с ... всего четверостишия, организованного его первым словом. Под пером поэта ... ласкали отуманенный взор. уже ночь наступила Уже ночь наступила Для меня же ... соответствующий обряд почти вышел из употребления. Полисемия (многозначность) полисемией ...

и в современной России лирика Ивана Бунина недооценена