Урок русского языка : » -загадка «Что это?»

Разделы:

Тип урока : комбинированный

Программа: Образовательная система “Школа-2100”.

Оборудование :

  • выставка детских работ, книг “Царство грибов”;
  • детские книжки-малышки;
  • карточки на доску, для индивидуальной работы;
  • иллюстрации грибов;
  • сюрприз: раскраска стихотворение;
  • аудиокассета “Лесная азбука”;
  • шаблон-тетрадь гриб.

Цели урока:

  • обучение письменной связной речи;
  • способствовать развитию умения по выработке орфографической зоркости и навыкам грамотного письма;
  • расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Оформление доски:

Ход урока

Музыкальное вступление: разговор о грибах., Подготовительная работа.

ДОСКА:

Г лубоко был спрятан он,

Р аз, два, три и вышел вон,

И стоит он на виду,

Б елый я тебя найду. (Боровик )

  • Обратите внимание здесь отгадка, прямо в загадке.

Гордо встал на ножке крепкой

В фартучке и в красной кепке

Раскрасавец удалой,

Вид приятный норов злой. ( Мухомор)

Шоколадно-бурый гриб,

К скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок –

Гриб такой зовут . . . ( Маслёнок )

  • Как их можно назвать, одним словом? ( Грибы )
  • Как угадали грибы? Что вам помогла?
  • Кто сам собирал грибы? видел?
  • Что я вам читала? ( загадки )
  • Что такое загадка?

Загадка – краткое описание какого-нибудь явления или предмета, которое нужно узнать разгадать.

  • Какой признак есть у загадки? Чем загадка не похожа на стихотворение, рассказ?

тот предмет или явление, о котором говорится, не называется)

Загадки бывают в стихах, а бывают в виде сказок, рассказов. Я прочитаю загадку-рассказ, а вы догадайтесь, о каком грибе идёт речь.

Это очень красивые грибы. Своими шляпками они напоминают красивые розоватые лужицы с бегущими волнами. Ножки у них белые и пусты внутри как трубочки. Эти грибы собирают в смешанных лесах и сначала вымачивают, чтобы они не горчили.

4 стр., 1720 слов

Урок литературного чтения в 1 классе «Загадка» план-конспект ...

... Окружающий мир Ресурсы: Проектор, экран, книги с загадками, корзина, учебник «Литературное чтение для 1 класса. Часть 1 (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий) Ход урока: Мотивация к учебной деятельности. - Ребята, послушайте ... Можно использовать в учёбе: составить загадки к темам по окружающему миру, математике, чтению и т.д. ) - Умение отгадывать загадки, а тем более придумывать и загадывать, всегда было ...

(Волнушки)

  • Что за гриб? Докажите.
  • Какие слова помогли определить, о чём идет речь.
  • Слово волнушка было в тексте?
  • Ножка, шляпка, указывают на гриб, но не называют его.
  • Можно ли назвать это загадкой? Докажите.

    2.

Постановка цели.

  • Можем ли мы сами составить текст-загадку?
  • Сегодня на уроке сами попробуем сочинить рассказ-загадку “Что это?” — это и есть тема нашего урока. Этот вид работы называется сочинением.

ДОСКА:

  • Проговорим.
  • Возьмите контуры грибов. Запишите.
  • Целую неделю мы копили материал в книжки-малышки, оформляли выставку, урок будет итогом нашей проделанной работы.
  • Поставьте перед собой цель.
  • Главная цель на уроке написать сочинение-загадку.
  • О чем будем помнить при составлении сочинении — загадки?

(а. признаки загадки: то, что будем описывать, не называть;

  • б. признаки текста: заголовок, начало, середина, конец, предложения связаны. )

ДОСКА:

Маслёнок – съедобный гриб.

Растёт маслёнок чаще всего около молодых сосенок и возле дорог. У него шляпка, словно маслом намазана, блестит, из рук выскальзывает. Маслята — исключительно дружные.

Маслёнок – один из самых вкусных грибов.

  • Прочитайте.
  • Можно ли этот текст назвать загадкой?
  • Почему? Докажите.
  • Можно ли текст переделать, чтобы получилась загадка?
  • Как?
  • Попробуем сделать коллективно.
  • Каким, словом можно заменить слово масленок.

Масленок-это, масленок — он, маслята — этот народ, масленок – это).

  • Попробуем. Что получилось? (Загадка)
  • О чем помнили?
  • Давайте найдем вступление в этом тексте.
  • Найдем основную часть.
  • Заключение.
  • Это и будет план нашего сочинения.

    3.

Работа над сочинением.

  • Подумайте, о каком грибе вы будете составлять загадку, т. к. мы только учимся, то вы должны выбрать: белый гриб или подберёзовик или мухомор.
  • Я предлагаю вам выбрать тот гриб, который вы видели и даже собирали.
  • Писать сочинение будем по плану.
  • О чем будем сообщать в I части?

ДОСКА:

  • Расскажи . . . (ученик)
  • Запишите с красной строки, проверьте.
  • Что будем описывать в основной части?

сам гриб: шляпку, ножку)

  • Возьмите карточку — помощник с красным грибочком.
  • Проговорим: шляпка.
  • Опишем шляпку.

ДОСКА:

У него шляпка…
  • Найдите описание шляпки у своего гриба.
  • Как будем писать II часть? О чем будете помнить?

красная строка)

  • Запишите.

ДОСКА:

А ножка…
  • Проговорим хором.
  • Найдите описание ножки у своего гриба.
  • Запишите. Продолжаете писать II часть.

ДОСКА:

Это гриб…
  • Составьте предложение с помощью слов-признаков, слов-действий и где располагается?
  • Кто хочет рассказать?
  • Запишите, будьте внимательны, смотрите на огонёчки.
  • А теперь возьмите карточки – помощники с зеленым грибком, найдите описание своего гриба или вашу книжку-малышку. Найдите предложение о своем грибе и запишите его.
  • О чем будете помнить?

не называть гриб)

  • Заключение, как можно закончить?
  • Какой вопрос можно задать?

ДОСКА:

Догадайся…

Отгадай…

Угадай…

что за гриб?
  • Выберите, запишите. Как будете записывать III часть?

(с красной строки)

4. Проверка.

  • Кто хочет прочитать свое сочинение-загадку?

[2 – 3 учащихся]

5. Итог. Рефлексия.

  • Какую цель ставили?
  • Достигли?
  • Мне на уроке было .

. .

  • Кому захотелось еще написать сочинение-загадку о грибе? О каком?
  • Кто хочет, может на выходных дома попробовать.
  • А теперь оцените свою работу на уроке, внизу есть грибочек на ваших контурах, раскрасьте его в .

. .

  • Я благодарю вас за работу на уроке и вручаю вам сюрприз: раскраска-гриб со стихотворением.