Повесть о Петре и Февронии Муромских — сочинение 7 класс
Данное произведение древнерусской литературы представляет собой авторский вольный пересказ сказаний, относящихся к русскому-народному творчеству.
Характер – это основа личности каждого из нас. То, что является фундаментом нашей индивидуальности, то, что отличает нас от других. Мы живем в обществе, каждый день нас окружают тысячи людей
Думаю, многие согласятся с тем, что Финляндия, как и многие северные страны, является одним из тех мест планеты, где рыбалка – это не только развлечение, но и способ прокормить семью, своеобразный культ, искусство, что передается из поколения в поколение.
Русская поэзия 2 половины 19 века: общая характеристика, особенности и представители
Во второй половине XIX века произошел всплеск русской лирической поэзии. Только перечисление наиболее известных имен поэтов говорит о многом — Аполлон Николаевич Майков (1821—1897), Аполлон Александрович Григорьев (1882—1864), Яков Петрович Полонский (1819—1898), Иван Савич Никитин (1824—1861), Алексей Николаевич Апухтин (1840—1893), Константин Константинович Случевский (1837—1904), Семен Яковлевич Надсон (1862—1887), Константин Михайлович Фофанов (1862—1911), Федор Иванович Тютчев (1803—1873), Алексей Константинович Толстой (1817—1875), Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892), Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78).
К сожалению, торжество поэзии было кратким. В русской литературе получает развитие проза, особенно большие эпические формы. Торжество прозы оказалось более прочным и связано с именем И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого. И все-таки поэзия второй половины XIX века оказала огромную роль в развитии русской литературы и культуры в целом. Поэзия представляла собой многогранную систему, в которой присутствовали разнообразные формы проявления лирического «я». Чтобы понять это «я», и читателю надо иметь открытое сердце и душу. Н.В. Гоголь о.
Важно помнить, что поэзия развивалась в двух направлениях — пушкинское и гоголевское. Романтики XIX века (особенно А.С. Пушкин) провозглашали независимость ее от власти и народа, считали поэта творцом, которого вдохновил Бог. Программным для них было стихотворение А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Лозунгом — заключительные слова «Не для житейского волненья, / Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Идеи романтиков начала века подхватили романтики второй половины XIX века и обосновали теорию «чистого искусства». Основные положения «чистого искусства» можно сформулировать так: искусство не должно изображать действительность, играть общественную роль. Цель искусства — создавать прекрасный, т.е. поэтический, мир. Искусство должно существовать для избранных.
Урок развития речи «Изображение пейзажа в живописи и поэзии. ...
... поговорим. Тема нашего урока “Изображение пейзажа в живописи и поэзии. Подготовка к сочинению – описанию” (тема записывается в тетради). Работа по репродукциям. Что такое пейзаж? Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является ...
Противоположную точку зрения на искусство гражданского направления обосновал Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» (начало седьмой главы).
Он сопоставил творца «искусства для искусства» и писателя-обличителя. Принципы «гражданского» направления в поэзии второй половины XIX века наиболее последовательно и ярко реализованы в поэзии Н.А. Некрасова.
Гоголь провозгласил и воплотил мысль о том, что поэзия должна служить народу. Некрасов сделал крестьянина главным героем поэзии, а борьбу за его счастье — пафосом своего творчества. Идеи же «чистого искусства» — основа мировоззрения и художественной системы А.А. Фета. С точки зрения истории поэзии пушкинское и гоголевское направления обогатили литературу, культуру, поэзию XIX века и подготовили многие явления культурной жизни России.
Поэты второй половины XIX века оказались восприимчивыми к жизни, к духовной атмосфере русского общества. Они продолжили и развили традиции русской поэтической школы XVIII — начала XIX века. Вместе с тем поэты искали новый поэтический язык, оригинальные формы его выражения. Их волновали вопросы национальной самобытности; соотношения добра и зла; смерти и бессмертия; духовной щедрости людей. Особенностью русской поэзии XIX века является магия звука и слова. И. Никитин передает тончайшие оттенки цвета, формы и звука. Интенсивно развивается пейзажная лирика (А. Майков, «Пейзаж»; И. Кольцов, «Юг и север»; К. Случевский, «О, не брани за то, что я бесцельно жил…» и др.»).
Песенный характер, фольклор, русская старина, красоты отечественной природы, своеобразие русского национального характера стали источником русской поэзии. «Единственными в своем роде перлами русской лирики» назвал Александр Блок стихотворение А. Григорьева «Цыганская венгерка». «Гитарный» характер стихотворения, переложенный на музыку, сделал его популярным романсом. Романсами и народными песнями стали многие стихи Я. Полонского, «Песня цыганки» (переложена на музыку П.И. Чайковским).
Известными романсами стали стихи А. Апухтина, положенные на музыку, «Пара гнедых», «Ночи безумные, ночи бессонные …»; С .Я. Надсона «В тени задумчивого сада…».
Во второй половине XIX века русская поэзия постепенно двигалась к модернизму. Таким было и движение в мировой литературе, особенно во французской поэзии. Бодлер, Рембо, Верлен — французские символисты были современниками Н. Некрасова, позднего А.А. Фета, В. Соловьева. Предвестниками модернизма в России в первую очередь были Ф.И. Тютчев, А.А Фет.
Как отмечает исследователь В.С. Бабаевский: «Русская поэзия XIX века, как цельное при всем структурном и хронологическом разнообразии, явление духа народа, не укладывается строго в границы столетия. Последнее десятилетие, 1890-е годы, принадлежат уже по своей сути, модернизму. Можно сказать, что для русской поэзии XX век начался в 1892 году. Поэзия К.М. Фофанова и С.Я. Надсона связала два века русской поэзии “золотой” и “серебряный”».
Золотой век русской литературы: история, писатели и поэты
... Что представляет собой Золотой век? Почему 19-й век — Золотой век русской литературы? Это наименование 19-й век обрел благодаря своему ... грядущие изменения. Со временем произведения получили символический характер. Сочинение 2 Благородство – одно из тех понятий, смысл ... политической тематикой. Затронуло данное направление в особенности поэзию. На свет появилось множество прекрасных стихотворений о ...
Поэты некрасовской школы
О творчестве Н.А. Некрасова – наши отдельные статьи.
Иван Саввич Никитин (1824-1861)
И.С. Никитин. Литография с фотографии Деньера
И. Никитин, как и Н. Некрасов, в свою поэзию ввел людей из народа – мужиков, мещан, ямщиков. Родился будущий поэт в Воронеже, в семье владельца свечного завода, который, впрочем, скоро разорился. И. Никитин учился в Воронежской духовной семинарии, которую не окончил, т.к. после разорения отца должен был взять на себя заботы о семье. В возрасте 18 лет он стал содержателем постоялого двора. К этому времени относятся первые публикации его стихов. Продолжая работать, Никитин много занимался самообразованием: изучал иностранные языки (французский и немецкий), произведения мировой литературы. В 1859 г. он получил ссуду в 3000 рублей от предпринимателя и мецената В.А. Кокорева и в феврале открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города. Скончался от чахотки 16 октября 1861 г. в Воронеже, здесь же и был похоронен.
Творчество И.С. Никитина
Ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 г. Многие из них были ещё подражательными, особенно явными были заимствования из А. Кольцова. Первое стихотворение И. Никитина «Русь» было опубликовано в 1853 г. (написано в 1851 г.).
И. Никитин «Русь» (отрывок)
Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей Зеленеется.
И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят Великанами.
По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны.
Посмотрю на юг – Нивы зрелые. Что камыш густой, Тихо движутся;
- Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается.
Гляну к северу – Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится;
- Подымает грудь Море синее, И горами лёд Ходит по морю;
И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную…
Это ты, моя Русь державная. Моя родина Православная!
Это стихотворение положено на музыку рядом русских композиторов.
Никитин был преемником А. Кольцова и в создании поэтического пейзажа.
Когда закат прощальными лучами Спокойных вод озолотит стекло, И ляжет тень ночная над полями, И замолчит весёлое село,
И на цветах и на траве душистой Блеснёт роса, посланница небес, И тканию тумана серебристой Оденется тёмнокудрявый лес, –
С какою-то отрадой непонятной На Божий мир я в этот час гляжу И в тишине природы необъятной Покой уму и сердцу нахожу;
Детство и крестьянская жизнь в стихотворениях И. Никитина
... как сказитель, как народный поэт, творящий по законам коллективного творчества. Никитин не только обходит эстетическое противостояние «чистого искусства» «некрасовской школе», но и пытается примирить ... или иной фольклорный или литературный источник -- «текст-прототип». Заимствования в стихах Никитина свидетельствуют не столько об ученичестве, сколько об органической фольклорности его поэтического ...
- И чужды мне земные впечатленья, И так светло во глубине души: Мне кажется, со мной в уединеньи Тогда весь мир беседует в тиши. 1851
Главные темы поэзии Никитина – родная природа, тяжёлый труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Ах ты, бедность горемычная, Дома в горе терпеливая, К куску чёрствому привычная, В чужих людях боязливая! Всем ты, робкая, в глаза глядишь, Сирота, стыдом убитая, К богачу придёшь — в углу стоишь. Бесприветная, забытая. Ты плывёшь – куда водой несёт, Стороной бредёшь – где путь дадут, Просишь солнышка – гроза идёт, Скажешь правду – силой рот зажмут. У тебя весна без зелени, А любовь твоя без радости, Твоя радость безо времени, Немочь с голодом при старости. Век ты мучишься да маешься, Всё на сердце грусть великая; С белым светом ты расстанешься – На могиле травка дикая! 1857
Падёт презренное тиранство, И цепи с пахарей спадут, И ты, изнеженное барство, Возьмёшься нехотя за труд. Не нам – иному поколенью Отдашь ты бич свой вековой, И будешь ненавистной тенью, Пятном в истории родной… Весь твой разврат и вероломство, Все козни время обнажит, И просвещённое потомство Тебя проклятьем поразит. Мужик – теперь твоя опора, Твой вол – и больше ничего – Со славой выйдет из позора, И вновь не купишь ты его. Уж всходит солнце земледельца!.. Забитый, он на месть не скор; Но знай: на своего владельца Давно уж точит он топор… Между 1857 и 1861
И. Никитин – автор 3 поэм: «Кулак», «Тарас», «Городской голова». На стихи Никитина написано более 60 песен и романсов. К его творчеству обращались более 30 композиторов, в том числе Э. Направник, В. Калинников, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, П. Булахов, А. Гречанинов, Р. Глиэр и др. Этому способствовали лёгкость, искренность, музыкальность, простота и чистота мысли и слога поэта. Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»).
Василий Степанович Курочкин (1831-1875)
В.С. Курочкин. Гравюра П.Ф. Бореля
В.С. Курочкин родился в Петербурге, в семье бывшего крепостного, поступившего на государственную службу и получившего потомственное дворянство. Но рано осиротел и воспитывался в семье отчима. Учился в 1-м кадетском корпусе и дворянском полку. Служил в армии прапорщиком до 1852 г., но не чувствовал склонности к военной службе, поэтому вышел в отставку и служил в ведомстве путей сообщения. В 1856 г. оставил службу и жил литературным трудом. Писать стихи начал ещё в корпусе. В печати выступил впервые в 1848 г. В 1860-х годах сблизился с революционными кругами, вступил в члены тайного общества «Земля и воля», попал под надзор полиции, неоднократно подвергается обыскам. Был арестован по делу Д. Каракозова (революционер-террорист, совершивший 16 апреля 1866 г. одно из неудачных покушений на российского императора Александра II).
Добролюбов Николай Александрович
... Уже в 14 лет Николай Добролюбов начал общаться с редакциями по поводу переведенных им стихотворений Горация, а в 15 лет стал вести ... то он может только кропотливым трудом. Прямым следствием пережитого в 17 лет кризиса было то, что Добролюбов почувствовал себя выросшим из ... Но ни детские стихи, ни статьи так и не были опубликованы. Между тем шло и внутреннее развитие Добролюбова. Так, первым выходом ...
Провел в заключении в Петропавловской крепости более двух месяцев. Скончался скоропостижно в 1875 г. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
Творчество В.С. Курочкина
Известность получил после появления в печати ярких и оригинальных переводов Беранже.
П. Беранже «Будущность Франции»
(Перевод В. Курочкина)
Я дружен стал с нечистой силой, И в зеркале однажды мне Колдун судьбу отчизны милой Всю показал наедине. Смотрю: двадцатый век в исходе, Париж войсками осаждён. Всё те же бедствия в народе, – И всё командует Бурбон.
Всё измельчало так обидно, Что кровли маленьких домов Едва заметны и чуть видно Движенье крошечных голов. Уж тут свободе места мало, И Франция былых времён Пигмеев королевством стала, – Но всё командует Бурбон.
Мелки шпиончики, но чутки; В крючках чиновнички ловки; Охотно попики-малютки Им отпускают все грешки. Блестят галунчики ливреек; Весь трибунальчик удручён Караньем крошечных идеек, – И всё командует Бурбон.
Дымится крошечный заводик, Лепечет мелкая печать, Без хлебцев маленьких народик Заметно начал вымирать. Но генеральчик на лошадке, В головке крошечных колонн, Уж усмиряет «беспорядки»… И всё командует Бурбон.
Вдруг, в довершение картины, Всё королевство потрясли Шаги громадного детины, Гиганта вражеской земли. В карман, под грохот барабана, Всё королевство спрятал он. И ничего — хоть из кармана, А всё командует Бурбон.
В 1859 г. вместе с известным карикатуристом Н. Степановым Курочкин основывает сатирический журнал «Искра», в котором помещает свои стихи, а также критические статьи о литературе. Был также мастером фельетонов и сатирической поэзии.
В. Курочкин «Знаки препинания»
Старый хапуга, отъявленный плут, Отдан под суд; Дело его, по решении строгом, Пахнет острогом… Но, у хапуги, во-первых, жена, Очень умна; А во-вторых – ещё несколько дочек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Несколько точек) Дочек наставила, как поступать, Умная мать. (Как говорят языком и глазами – Знаете сами.) Плачет и молится каждую ночь Каждая дочь… Ну, и нашёлся заступник сиятельный ! (Знак восклицательный) Старый хапуга оправдан судом, Правда, с трудом; Но уж уселся он в полной надежде, Крепче чем прежде. Свет, говорят, не без добрых людей – Правда, ей-ей! Так и покончим, махнув сокрушительный ? (Знак вопросительный) 1859
Есть у поэта замечательные лирические стихи. Некоторые из них стали романсами, например, вот это стихотворение:
В. Курочкин «В разлуке»
Расстались гордо мы; ни словом, ни слезою Я грусти признака тебе не подала. Мы разошлись навек… но если бы с тобою Я встретиться могла!
Без слёз, без жалоб я склонилась пред судьбою. Не знаю: сделав мне так много в жизни зла, Любил ли ты меня… но если бы с тобою Я встретиться могла! 1856
Положено на музыку А.С. Даргомыжским, М.П. Мусоргским, А. А. Спиро.
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
Пушкинское в лирике Некрасова и Добролюбова
... знаменитое пушкинское “Я помню чудное мгновенье...”. Написанное в 1846 году, “Подражание Лермонтову” находится в кругу квазипушкинских стихов Некрасова: “Когда ... Ларры)” во всех прижизненных изданиях сочинений поэта. В текст его Некрасов неоднократно (на протяжении жизни) вносил ... писать “поэтично”. Соотнося свои стихи с высокими образцами лирики, они испытывают комплекс художественной неполноценности. ...
Н.А. Добролюбов. Литография с фотографии А. Мюнстера
Н.А. Добролюбов более известен как литературный критик и публицист, мало кто знает, что он был ещё и талантливым поэтом. Жизнь его была слишком короткой (он прожил всего 25 лет), чтобы все грани таланта этого замечательного мыслителя раскрылись в полную силу. Родился Н.А. Добролюбов в семье священника в Нижнем Новгороде. Получил хорошее домашнее начальное образование, с детства много читал и писал стихи, в 13-летнем возрасте уже переводил Горация. Способный юноша был принят сразу на последний курс четвёртого класса духовного училища, а затем учился в Нижегородской духовной семинарии и в Педагогическом институте. 1854 год стал тяжёлым и переломным для Н. Добролюбова: с разницей в несколько месяцев умерли его родители. в 1855 г. он начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания. Знакомство с Н. Г. Чернышевским, критические статьи укрепили за ним мнение как о вольнодумце, это помешало ему в получении золотой медали по окончании института, хотя Добролюбов окончил его блестяще.
Н.А. Добролюбов в Неаполе (май 1861 г.)
В мае 1860 г. он отправился за границу (Швейцария, Германия, Франция, Италия) для лечения обострившегося туберкулёза, но в июле 1861 г. вернулся на родину уже безнадёжно больным.
О, подожди ещё, желанная, святая! Помедли приходить в наш боязливый круг! Теперь на твой призыв ответит тишь немая И лучшие друзья не приподымут рук. 1861
Это стихотворение обращено к революции. Но существует и другое мнение: стихотворение это – обращение к Смерти. Н. А. Добролюбов умер от туберкулёза в возрасте 25 лет. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с В. Белинским.
Поэзия Н. Добролюбова
В поэзии Добролюбов проявил себя как сатирик, остроумный пародист, автор серьёзных стихов, а также как переводчик Гейне.
Н. Добролюбов
Синее небо, зеленое поле… В белой рубахе с сохой селянин… Он размышляет о выданной воле, – Здесь, на просторе, с природой один.
Знаю я – труд ему весел и сладок… Что же? Смягчилась земля пред сохой? Сил стало больше у тощих лошадок? Иль не печет его солнечный зной?
Нет, его поле по-прежнему в кочках, Лошади – клячи, и солнце печет… Но уже зрит он в таинственных почках Воли грядущей живительный плод… 1861
Н. Добролюбов
Милый друг, я умираю Оттого, что был я честен; Но зато родному краю Верно буду я известен.
Милый друг, я умираю, Но спокоен я душою… И тебя благословляю: Шествуй тою же стезёю. 1861
Г. Гейне
Доклад: Жизнь и творчество Н.А. Добролюбова
... сочинения на философские темы, по русской церковной истории и учению отцов церкви. В 14 лет Добролюбов уже стал сноситься с редакциями относительно переведенных им стихотворений Горация, а ... Греча. Добролюбов написал по этому поводу очень ядовитые стихи, ... Добролюбова» («Современник», 1862, № 1) горячей, негодующей тирадой против тех, кто называл Добролюбова человеком без души и сердца. Добролюбов ...
(Перевод Н. Добролюбова)
Пусть на землю снег валится, Вихрь крутит и буря злится, Пусть стучит ко мне в окно… Нужды нет… мне всё равно: Образ милой надо мною Веет тихою весною… 1857
Грустно вошёл я в густую аллею, Где мы с любезной обеты шептали: Где её слёзы в то время упали, Там из земли теперь выползли змеи.
Зарождение романтизма
Острая необходимость поэтов выражать свои мысли и чувства стала причиной появления нового образа в литературе — лирического героя, что очень быстро развилось в направление романтизма, основной чертой которого является сосредоточенность на внутреннем мире и чувствах идеального героя, а также его взаимоотношения с другими персонажами.
статья В. Я. Коровиной в учебнике-хрестоматии для сочинений по литературе для 9 класса
Основоположниками направления по праву можно считать В. А. Жуковского и Е. А. Баратынского, на чьих стихотворениях «Весна, весна!» (Баратынский), «Приход весны» (Жуковский) и «Светлана» (Жуковский) воспитывались главные имена Золотого века — Лермонтов, Некрасов, Пушкин. Именно В. А. Жуковский, элегик, привнес европейский романтический идеализм в русскую поэзию.