Изложения на х русского языка. Их виды. Методика проведения

– это общее название работ, связанных с воспроизведением готового, «чужого» текста. Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.

Существует классификация изложений по трем основаниям:

  • «По цели проведения (обучающие и контрольные);
  • По характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);
  • По способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения)» (22.

С. 166).

Изложения «подробные» и «близкие к тексту» решают одну дидактическую задачу: воспроизвести содержание полно, со всеми подробностями, сохраняя композицию и используя языковые средства автора текста.

Выделение в особую группу изложений с элементами сочинения или изложений с творческими заданиями, по мнению автора данной работы, методически целесообразно, так как эти изложения решают свои, особые задачи и являются переходной ступенькой, «мостиком» между изложением и сочинением.

В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложения, например:

  • «По форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);
  • По характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте…);
  • По объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения — миниатюры);
  • Изложения с использованием наглядных пособий».

Таких оснований два:

1. Способ восприятия текста;

2. Характер его воспроизведения.

По способу восприятия изложения делятся на:

  • Изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или магнитофонная запись);
  • Изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
  • Изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.

По характеру воспроизведения изложения подразделяются на:

1. Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).

14 стр., 6788 слов

Изложение-миниатюра в системе работы по развитию письменной речи учащихся

... повышается в связи с необходимостью создавать связные тексты. Изложение -- вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, то есть создание текста на основе данного, исходного (15, с.284). Под изложениями-миниатюрами понимается такой вид ...

2. Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).

3. Изложения сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).

4. Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца — замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).

Сжатое изложение

выделяет способы сжатия текста

«…- исключение подробностей, деталей;

  • обобщение конкретных, единичных явлений;
  • сочетания исключения и обобщения».

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

Главная дидактическая задача сжатого изложения — научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.

При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:

1. Умение вычленять главное в информации.

2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.

3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).

4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Пропедевтические упражнения могут быть несколько иные:

  • Выделение главной информации предложения (простого или сложного).

  • Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).

  • Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.
  • Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.
  • Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.
  • Подбор обобщающего слова к ряду слов.
  • Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.