– это общее название работ, связанных с воспроизведением готового, «чужого» текста. Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.
Существует классификация изложений по трем основаниям:
- «По цели проведения (обучающие и контрольные);
- По характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);
- По способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения)» (22.
С. 166).
Изложения «подробные» и «близкие к тексту» решают одну дидактическую задачу: воспроизвести содержание полно, со всеми подробностями, сохраняя композицию и используя языковые средства автора текста.
Выделение в особую группу изложений с элементами сочинения или изложений с творческими заданиями, по мнению автора данной работы, методически целесообразно, так как эти изложения решают свои, особые задачи и являются переходной ступенькой, «мостиком» между изложением и сочинением.
В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложения, например:
- «По форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);
- По характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте…);
- По объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения — миниатюры);
- Изложения с использованием наглядных пособий».
Таких оснований два:
1. Способ восприятия текста;
2. Характер его воспроизведения.
По способу восприятия изложения делятся на:
- Изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или магнитофонная запись);
- Изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
- Изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.
Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.
По характеру воспроизведения изложения подразделяются на:
1. Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).
Изложение-миниатюра в системе работы по развитию письменной речи учащихся
... повышается в связи с необходимостью создавать связные тексты. Изложение -- вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, то есть создание текста на основе данного, исходного (15, с.284). Под изложениями-миниатюрами понимается такой вид ...
2. Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).
3. Изложения сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).
4. Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца — замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).
Сжатое изложение
выделяет способы сжатия текста
«…- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных, единичных явлений;
- сочетания исключения и обобщения».
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
Главная дидактическая задача сжатого изложения — научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:
1. Умение вычленять главное в информации.
2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.
3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).
4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Пропедевтические упражнения могут быть несколько иные:
- Выделение главной информации предложения (простого или сложного).
- Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).
- Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.
- Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.
- Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.
- Подбор обобщающего слова к ряду слов.
- Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.