Система работы над изложением и м при подготовке к Государственной итоговой аттестации в 9-м классе

Сочинение

Разделы:

Одной из актуальных проблем при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА является понимание текста. Эта проблема связана с написанием изложения и сочинения в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

Восприятие текста зависит не только от характера самого текста, но и от личности воспринимающего его субъекта, от уровня его владения учебными компетенциями.

Компетенции учащихся при написании изложения и сочинения:

  • Лингвистическая компетентность – умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений.
  • Языковая компетентность – практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм.
  • Коммуникативная компетентность – владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Показателем уровня учебных компетенций учащихся является степень полноты, глубины и правильности понимания текста, через который читатель или слушатель должен воспринять личность автора.

Сжатое изложение (С1.) и сочинение-рассуждение (С2.1. и С2.2.) имеют целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать информацию прослушанного и прочитанного текста, использовать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте в качестве аргумента.

Сжатое изложение, Основные умения учащихся при написании сжатого изложения:

  • Умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте.
  • Умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное.
  • Умение письменно передавать обработанную информацию.

Схема работы над сжатым изложением:

  • Определите тему (о чем?) и основную мысль (идею) текста.
  • Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно заключается тема или идея).

  • Установите причинно-следственные связи в содержании текста.
  • Определите, к какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение), и сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.
  • Разделите текст на композиционные и смысловые части.
  • Выделите все основные микротемы.
  • В каждой микротеме выделите главную и второстепенную информацию.
  • Начинайте работу по сжиманию текста.
  • Примените различные приемы сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение), исключив второстепенную информацию.
  • Постарайтесь сохранить особенности языка данного текста и сохранить их в изложении.
  • Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
  • Напишите черновик изложения, затем перепишите в чистовик.

Учащиеся могут использовать различные приемы сжатия исходного текста — как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

22 стр., 10814 слов

Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. ...

... Основная часть эссе представляет собой развернутое изложение собственного мнения ... хозяйства, которым необлагаемый минимум сократили вдвое. Второе разочарование, приготовленное бюджетом, ждет тех, кто пока еще является ... на примере одной из важнейших социальных групп – на ... и объем вопроса (умение, держась в рамках рассматриваемой ... тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы. Структура эссе ...

Приемы сжатия текста

  • Исключение второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и пр.).

  • Упрощение синтаксических конструкций.
  • Обобщение единичных явлений и фактов, перевод частного в общее.

К основным языковым приемам исключения относятся:

  • Исключение повторов;
  • Исключение фрагмента предложения;
  • Исключение одного или нескольких синонимов.

Пример. “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова…” = “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном”. (исключение фрагмента предложения засчет удаления однотипных примеров).

Языковые приемы упрощения:

  • Слияние нескольких предложений в одно (синтаксис предложения).

Пример. “Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения”. = “В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу”.

Языковые приемы обобщения:

  • Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • Замена предложения или его части указательным местоимением;
  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • Замена СПП простым.

Пример . “На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки”. = “На лугу росли цветы”. (Замена однородных членов обобщающим названием).

Методика проведения изложения:

  • Первое чтение текста 10 минут.
  • Осмысление прочитанного текста 5 минут.
  • Второе чтение текста 10 минут.
  • Написание сжатого изложения 75 минут.

Итого: 100 минут.

За 30 минут до завершения работы учащиеся могут воспользоваться словарями.

19 стр., 9141 слов

Использование частей речи в художественном тексте

... речи в художественных текстах. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть основные характеристики художественного стиля в стилистике русского языка; изучить особенности стилистического использования частей речи в художественных текстах. Русский язык ... компактность изложения, экономное использование языковых средств; стандартное ... и восклицательные предложения, - междометие ...

Сочинение-рассуждение, Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, Цель написания сочинения на лингвистическую тему:

  • Раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности. (“Зачем нужно правильно писать?”, “Для чего мы учим правила орфографии?” и т.д.).

  • Язык нужен для живой жизни – вот основополагающий принцип

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему может быть написано:

  • в общекультурном плане,
  • с философской точки зрения.

Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.

Структура сочинения-рассуждения:

  1. Тезис — положение, которое надо доказать.
  2. Аргументы – доказательства.
  3. Выводы – общий итог.

Тезис — главная мысль текста, главное утверждение, которое выступающий старается обосновать.

Чтобы выделить тезис из высказывания, надо:

  1. Прочитать текст и разделить его на структурные части (часто эти части помогают выделить абзацы);
  2. Выписать из каждой части предложение (или часть предложения), выражающее главное суждение (часть тезиса);
  3. Соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Выделение тезисов поможет правильно составить план текста.

Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.

Аргументы

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”.

Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и цитирование (но чрезмерно не увлекаться!).

Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).

самостоятельную интерпретацию

объяснить смысл предложенного в

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Основные умения при написании сочинения-рассуждения:

  • Понимать основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты;
  • Адекватно передать ее в собственном письменном высказывании;
  • Логично, последовательно и связно подтверждать версию автора или доказывать свою, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходного текста.

Грамотность и фактическая точность речи оценивается при проверке изложения и сочинения в целом, то есть суммируются.

Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности,- одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. И центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который обеспечивает владение речью.

5 стр., 2197 слов

Методика обучения сочинению-рассуждению

... Рассуждение как стиль речи». 5 этап – создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише. Работу по подготовке к ... сочинения тезис связан с аргументами и с выводами [15, с.218-219]. Аргументация может быть теоретической, опирающейся на рассуждения, ... 17, с.3]. Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в мини-сочинении ...

По данной проблеме мною создана презентация “Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9” ().