Образование в Кыргызстане

Образовамние — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции[1]

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]»[2].

В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку изменить отношения с Природой, в которой объёмы познания и длительность жизни взаимосвязаны.

В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением и воспитанием учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах, колледжах и др. ССУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Ещё Пифагор отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его». «Вообще именно образованием отличаются люди от животных, эллины — от варваров, свободнорожденные — от рабов, философы — от простых людей», — считал он. Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» — греч. мьсцщуйт (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, мпсцЮ (лат. аналог — forma)[4].

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бомльшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

5 стр., 2352 слов

Понятие о памяти. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Процессы памяти

... делать всё возможное, чтобы развивать свою память. Сочинение №2 Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая ... Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы Как вы думаете, для чего нужна память? Какую роль играет память в жизни животных и человека? Без нее человек бы не развивался, и ...

1. История возрождения образования в кыргызской державе

Образование кыргызов в XVIII — начале XX века. Известно, что в XVIII веке кыргызы, хотя и изредка, но пользовались новой письменностью, о чем свидетельствуют послания глав родов Атаке-бия, Бооромбая-баатыра российским властям. В то время кыргызы использовали чагатайское письмо на арабской графике. Из акынов, впервые начавших писать свои произведения на исконно кыргызском языке, самым видным был МолдоНияз (1823- 1896) из Кадамжая. МолдоНияз с философских позиций суфизма писал в своих изящных произведениях о близких людям понятиях — добре и зле, жизни и смерти, сущности бытия. Творчество БайымбетаАбдыракманова (ТоголокМолдо, 1860-1942) из Нарына было неразрывно связано с устным народным творчеством, переживавшим в ту пору небывалый расцвет. Он сочинял разножанровые мелодичные песни, творчески перерабатывал народные обрядовые песни, предания и сказы. Кроме того, он оставил нам целый ряд собственноручно записанных эпизодов из эпоса «Манас». Известнейшим акыном-письменникомкыргызского народа был МолдоКылычШамыркануулу (1868-1917).

Он интересовался восточной поэзией, историей литературы, философией. В 1911 году издал в Казани сборник «Зилзала» («Стихия», дословно — «Землетрясение» ).

Это было первое печатное произведение кыргызской поэзии.

Новые условия жизни в составе Российской империи содействовали печатному изданию их трудов и произведений кыргызских историков. Первый письменный историк кыргызовОсмонаалыСыдыкуулу выпустил в 1913— 1914 годах в Казани «Тарих и Кыргызиййа», «Тарих и Шадмания». Видным исследователем и летописцем истории кыргызов стал Белек СолтонкелдиуулуСолтоноев, оставивший рукопись «Кыргыз-казак тарыхы» («Кызыл- кыргызтарыхы»), которая считается важным документальным источником истории Кыргызстана. Для своего времени Б. Солтоноев был высокообразованным человеком. Он написал ряд поэтических произведений. Был хорошо знаком с историческими, философскими и этнографическими трудами видных деятелей русской и мировой культуры.

С покорением Кыргызстана Россией начались изменения в системе образования. В Кыргызстане росло количество школ, повысился уровень обучения, изменилось его содержание. Раньше кыргызы, как и другие мусульманские народы, обучали своих детей в религиозных школах — медресе. Начиная с 1886 года русские власти организовывали так называемые русско-туземные школы. В этих учебных заведениях, кроме традиционных мусульманских дисциплин, изучался русский язык, литература, начала светской культуры. В программу входили такие предметы, как арифметика, география, история, природоведение и др. В 1883 году в Ошском уезде действовала 41 школа, в которой обучался 391 ученик. В 1914 году таких школ было 229, в них училось 3,2 тыс. учеников (из них 33 девочки).

4 стр., 1683 слов

Яснополянская школа Л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога

... сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Л. Н. Толстым, говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна». Возвратившись весной 1861 года из- ... войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его. Определенного учебного плана, ...

В Пишпекском уезде в эти годы насчитывалось 59 школ с 1,3 тыс. учащихся, в Каракольском уезде — 128 школ с 2,3 тыс. учеников. С начала XX века появились и получили широкое распространение новометодные школы, где практиковалось звуковое изучение грамоты.

В этот период имело место резкое увеличение количества медресе — высших мусульманских учебных заведений. К примеру, если в 1892 году по всему южному Кыргызстану было семь медресе, то к 1914 году только в Ошском уезде функционировало 88 медресе. Выпускники этих учебных заведений становились муфтиями, казы, преподавателями, школьными учителями и т. д.

В городах Пишпеке и Караколе были открыты сельскохозяйственные школы — как начальное звено специально-профессионального обучения. Обучавшаяся в них кыргызская молодежь наряду с новыми методами хозяйствования учила также русский язык, основы арифметики, истории, физики, ботаники, зоологии и другие предметы.

С 1870 года для детей русских переселенцев начали открываться партикулярные (гражданские) и церковные начальные учебные заведения. В 1897 году в Пишпеке была основана начальная прогимназия, а в 1910 году — мужская гимназия. В Караколе в 1911 году была открыта прогимназия для девочек. Хотя и в небольшом количестве, в этих учебных заведениях получали образование и кыргызские юноши и девушки.

Несмотря на ограничения, устанавливаемые содержанием колониальной политики, организовывались пункты просвещения, библиотеки, где можно было ознакомиться с периодической литературой, журналами и газетами. В них поступали новые книги на русском, татарском, казахском, узбекском языках. С 1911 года начали издаваться типографским способом произведения кыргызских поэтов и просветителей — МолдоКылыча, ИшенаалыАрабаева, ОсмонаалыСыдыкуулу, что было воспринято кыргызской общественностью с большой теплотой и интересом. В 1914 году в Пишпеке начал работать первый кинотеатр «Эдисон».

Разительные изменения произошли в эти годы в области здравоохранения. Начали работать стационарные гарнизонные лазареты, чуть позже в городах стали появляться фельдшерские пункты для гражданского населения. В 1900 году в Оше открылась первая городская больница. К 1913 году в Кыргызстане функционировало четыре городские и две сельские больницы, где больным оказывалась профессиональная медицинская помощь. По общеевропейской методике кыргызскому населению начали проводить прививание против оспы, брюшного тифа. Отдельные представители кыргызского населения привлекались к деятельности здравоохранительных учреждений, что послужило приобщению их к основам некоторых областей научной медицины.

2. Наука и культура

Основа системы образования в Кыргызстане — дневные общеобразовательные школы и высшие учебные заведения. В 2002 насчитывалось 2,1 тыс. дневных общеобразовательных школ, в т.ч. 113 гимназий, 50 лицеев, что значительно превышало уровень 1991. Число высших учебных заведений за эти годы выросло с 12 до 46. Наряду с государственными открыты частные и частно-государственные школы и лицеи, в т.ч. 12 кыргызско-турецких лицеев. На основе межгосударственного финансирования действуют кыргызско-российский (Славянский) и кыргызско-турецкий, кыргысзко-кувейтский университеты, киргизско-американский факультет Начионального университета; а так же единственный в Центральной Азии — АУЦА. В 2002 в дневных общеобразовательных школах обучалось 1167 тыс. чел., в вузах — 199,1 тыс. Большинство школ компьютеризировано. По числу студентов на 10 тыс. чел. (397) Кыргызстан опередил многие развитые страны. Более 75% студентов государственных вузов обучаются на платной основе. Повышению эффективности и качества образования содействует программа «Кадры 21 века».

2 стр., 789 слов

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей ...

... детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная ... целью программы является повышение профессионального мастерства самих работников образования т.к. в конечном счете, успех образовательного учреждения ...

Остро стоит задача сохранения научно-технического потенциала, его адаптации к рынку. Численность специалистов, ведущих НИР, в 2001 составляла 2,3 тыс. чел., т.е. 33,8% уровня 1991. Более 2/3 из них — лица в возрасте 40 лет и старше. В общем объёме затрат на НИР доля фундаментальных исследований за 1991-2001 снизилась с 28 до 20%. Эти исследования ведутся в основном в системе Академии наук Кыргызстана, включающей ок. 20 научных учреждений. АНК участвует в работе Международной ассоциации академий наук стран СНГ.

Сохранившиеся на территории Кыргызстана памятники древности — наскальные изображения в урочище Саймалы-Таш, башня Бурана, Узгенские мавзолеи и др. — неотъемлемая часть мировой культуры, как и народный эпос «Манас», 1000-летие которого отмечалось в 1995 по решению ЭКОСОС ООН.

В Кыргызстане 15 профессиональных театров, в т.ч. академический театр оперы и балета в Бишкеке, 40 музеев, киностудия, 300 киноустановок с платным показом, 1 тыс. массовых библиотек, 700 клубных учреждений.

Мировую известность получили произведения Ч. Айтматова. Музыкальная культура уходит корнями в творчество акынов, ярким представителем которых является Токтогул Сатылганов (1864-1933).

3. Образовательные программы

В Кыргызской Республике реализуются общие (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры и адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего общего образования;
  • дополнительного образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного профессионального образования.

Обязательный минимум содержания и нормативные сроки освоения каждой основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы устанавливаются соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные организации

К образовательным организациям относятся дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации (школы, лицеи, гимназии), внешкольные образовательные организации, специальные образовательные организации, организации дополнительного образования детей, подростков и молодежи, организации начального (профессиональный лицей, профессиональное училище и др.), среднего (училище, колледж, техникум и др.), высшего (институт, академия, университет, консерватория и др.) и послевузовского профессионального образования, организации дополнительного профессионального образования.

12 стр., 5712 слов

Система образования в Республике Казахстан

... этим стандартам». Система образования в Республике Казахстан на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных учебных программ включает следующие уровни образования: дошкольное воспитание и ... возраста реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования; повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, ...

Учредители образовательных организаций

Учредителями образовательных организаций могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица при условии соблюдения государственных образовательных стандартов, иностранные государства, международные организации в соответствии с международными договорами.

Образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы для Вооруженных Сил Кыргызской Республики, министерств и иных органов исполнительной власти, в которых законодательством Кыргызской Республики предусмотрена военная служба, создаются Президентом Кыргызской Республики.

При создании образовательная организация, кроме исключительных случаев, получает следующий начальный статус: в школьном образовании общеобразовательная школа, в среднем профессиональном образовании среднее профессиональное учебное заведение, в высшем профессиональном образовании — институт.

Учредителями государственных образовательных организаций высшего профессионального образования являются Правительство Кыргызской Республики, центральный орган государственного управления образованием Кыргызской Республики, министерства и государственные комитеты.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов государственного управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителей переходят к соответствующим правопреемникам.

Присвоение имен выдающихся личностей образовательным организациям производится по согласованию с центральным органом государственного управления образованием Кыргызской Республики.

Формы образования

Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей обучающихся в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной, экстерната, а также семейного и индивидуального образования на дошкольном, школьном и внешкольном уровнях.

Перечень профессий и специальностей, получение которых не допускается в форме экстерната, в очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной формах образования, определяется центральным органом государственного управления образованием Кыргызской Республики.

По профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната не допускается, могут быть введены ограничения на их освоение посредством дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном центральным органом государственного управления образованием Кыргызской Республики.

6 стр., 2810 слов

Система художественного образования и художественной школы Баухауз

... системы в соответствии с современным социально-культурным и историческим уровнем развития общества. Цель работы: формирование знаний о системе художественного образования и художественной школы Баухауз. Задачи: Выявить особенности школы ... единства всех форм. В Государственном Баухаузе в Вейморе впервые предпринята ... оригинальные формы в тех технических, экономических и социальных условиях, в которых ...

Образовательная организация может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы частично или в полном объеме в порядке, установленном центральным органом государственного управления образованием Кыргызской Республики.

Документы об образовании в Кыргызстане

Образовательные организации, кроме дошкольных и дополнительного образования, прошедшие лицензирование и последующую государственную аккредитацию (аттестацию), выдают выпускникам, полностью освоившим основные общеобразовательные и (или) основные профессиональные образовательные программы и выдержавшим итоговую государственную аттестацию, соответствующий документ об образовании (не более одного на каждую образовательную организацию) и (или) квалификации государственного образца.

При окончании обучающимися филиала или другого самостоятельного структурного подразделения (юридического лица) высшего учебного заведения в документе об образовании указываются данный филиал или структурное подразделение с указанием их местонахождения.

Документ государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации является необходимым условием для продолжения обучения по программам последующего уровня образования.

Указанные в документах государственного образца о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании и (или) квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени и звания дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с полученной подготовкой, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному уровню.

Образовательная организация осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также архивное хранение данных об этих результатах в бумажном и (или) электронном виде в порядке, установленном центральным органом государственного управления образованием Кыргызской Республики.

4. Министерство образования и науки планирует введение в ряде школ электронного обучения шаблоны сайтов

К началу 2017-2018 учебного года Министерство образования и науки Кыргызской Республики обеспечило подключение к Интернету 775 школ, в то время как за предшествующие 10 лет — 2006-2016 гг. — доступ в Интернет получили всего 467 школ.

Для реализации Концепции регионального развития Кыргызской Республики, Министерство, в партнерстве с Всемирным Банком, проводит работу по созданию 60 современных электронных библиотек. Они создаются на базе школ в 20 населенных пунктах, выбранных в качестве «точек роста» регионов, а также школ еще 40 районных и городских центров. Электронные библиотеки станут важной частью функционирования современных инновационных школ, подключенных к высокоскоростной сети Интернет, оснащенных компьютерами, ноутбуками, проекторами, мощными серверами. Задача данных школ — стать центрами школьных образовательных кластеров и моделью функционирования электронных школьных библиотек.

Следующим шагом Министерство образования и науки планирует введение в ряде школ электронного обучения (e-Learning).

4 стр., 1713 слов

Обычаи и обряды кыргызского народа

... кто положит соперника на обе лопатки. Фольклор кыргызского народа Любители фольклора смогут познакомиться с богатством кыргызского фольклора, народными кыргызскими инструментами, кыргызским эпосом. Кыргызский народ с давних времен славился ... песни, они принесут радость и умиротворенность вашим сердцам. Национальная кухня Кыргызская Республика известна не только, как край живописной природы, но и как ...

Такое обучение основано на применении электронных и мультимедийных технологий. При поддержке Азиатского банка развития электронное обучение будет отпилотировано в 30 школах страны, а затем постепенно начнет использоваться в других школах Кыргызстана.

В программе развития Кыргызской Республики «Таза коом» поставлена задача формирования цифровой школы, в которой будут автоматизированы основные управленческие процессы, а в процессе обучения широко используются дистанционное образование и электронное обучение: обучение в виртуальных средах — он-лайн курсы, лекции в виртуальной реальности, симуляторы дополненной реальности и другое.

Цифровое образование в настоящее время активно развивают вузы Кыргызской Республики. В этом же направлении работает Кыргызская ассоциация дистанционного образования, которая продвигает идеи и практики электронного обучения. образование кыргызстан школа

Такое обучение основано на развитии индивидуальных способностей обучающегося. Оно максимально использует потенциал цифровой революции. Для стимулирования развития электронного обучения Министерство образования и науки утвердило на коллегии руководство «Электронное обучение». Оно содержит описание основных характеристик феномена e-Learning, его форм, технологий, инструментов и возможностей применения в педагогическом контексте.

5.Информация об образовании в Кыргызской Республике

Министерство образования и науки Кыргызской Республики (далее Министерство) является центральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования и науки и государственный контроль за доступностью и качеством образования, обеспечением конституционного права граждан Кыргызской Республики на образование.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией

Кыргызской Республики,законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями. Правительства Кыргызской Республики, настоящим Положением, а также международными договорами, вступившими в силу в установленном порядке, участницей которых является Кыргызская Республика.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, научными и иными организациями.

Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в системе Казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики и закрепленное за ним имущество.

Основной целью Министерства является формирование государственной политики в области образования, науки и научно-технической деятельности.

Основными задачами Министерства являются:

  • создание системы образования, направленной на формирование, развитие и профессиональное становление личности;
  • повышение качества образования;
  • создание условий и механизмов для развития научной деятельности.

Заключение

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности…

19 стр., 9129 слов

Проблемы и перспективы развития специального образования

... «Проблемы и перспективы развития специального образования». Объект исследования - развитие специального образования Предмет исследования - проблемы и перспективы развития специального образования. Цель работы - выявить проблемы и перспективы развития специального образования Задачи исследования: 1. Выявить актуальность и изучить состояние проблемы развития специального образования. 2.Дать ...

В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением и воспитанием учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах, колледжах и др.

Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» — греч. мьсцщуйт (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, мпсцЮ (лат. аналог — forma).

Образование кыргызов в XVIII — начале XX века.

С покорением Кыргызстана Россией начались изменения в системе образования. В Кыргызстане росло количество школ, повысился уровень обучения, изменилось его содержание. Раньше кыргызы, как и другие мусульманские народы, обучали своих детей в религиозных школах — медресе. Начиная с 1886 года русские власти организовывали так называемые русско-туземные школы. В этих учебных заведениях, кроме традиционных мусульманских дисциплин, изучался русский язык, литература, начала светской культуры.

В 2002 насчитывалось 2,1 тыс. дневных общеобразовательных школ, в т.ч. 113 гимназий, 50 лицеев, что значительно превышало уровень 1991. Число высших учебных заведений за эти годы выросло с 12 до 46. Наряду с государственными открыты частные и частно-государственные школы и лицеи, в т.ч. 12 кыргызско-турецких лицеев. На основе межгосударственного финансирования действуют кыргызско-российский (Славянский) и кыргызско-турецкий, кыргысзко-кувейтский университеты, киргизско-американский факультет Начионального университета; а так же единственный в Центральной Азии — АУЦА. В 2002 в дневных общеобразовательных школах обучалось 1167 тыс. чел., в вузах — 199,1 тыс. Большинство школ компьютеризировано. По числу студентов на 10 тыс. чел. (397) Кыргызстан опередил многие развитые страны. Более 75% студентов государственных вузов обучаются на платной основе. Повышению эффективности и качества образования содействует программа «Кадры 21 века».

К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего общего образования;
  • дополнительного образования.

К началу 2017-2018 учебного года Министерство образования и науки Кыргызской Республики обеспечило подключение к Интернету 775 школ, в то время как за предшествующие 10 лет — 2006-2016 гг. — доступ в Интернет получили всего 467 школ.