Литературное краеведение в школе

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, в первую очередь, легендарным военным прошлым нашего края. Но культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине».

Поэтому литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом крае.

Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия.

В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования, созданы вариативные программы, учебники для всех типов общеобразовательных учреждений. На первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности учащихся. Во многих регионах РФ создаются предметные курсы, связанные с литературным краеведением, такие как «Фольклор и литература Забайкалья». В учебный план школ введен региональный компонент по литературному краеведению.

Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае.

Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы — слово.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

7 стр., 3273 слов

Пушкин-лицеист учащихся по литературе (5 класс)

... любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на ... лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, ... что “недаром… промчалась чет­верть века”. Стихотворение, про­низанное рефреном “Вы помни­те. ..”, восстанавливает ...

Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.

Многообразный опыт краеведческой работы раскрывается в докладах и сообщениях учителей, участников научно-практических конференций, и в создаваемых на основе выступлений сборниках статей [2].

Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.

Учителя и школьные коллективы накопили опыт краеведческой работы.

В книгах М. А. Рыбниковой и В. В. Голубкова, М.Д. Янко [12] содержатся важные мысли о связи школьного изучения литературы с жизненным опытом учащихся, о творческих письменных работах школьников на основе наблюдений над окружающей действительностью, об экскурсиях и походах по литературным местам родного края. Этой проблеме посвящены многочисленные статьи, например, Калашниковой О. М. «Метод исследования и интерпретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения» [5], Вавиловой В. Г. «Региональный компонент в работе учителя – словесника» [4] и других.

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направлений, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает создание определенной системы в занятиях.

Объект исследования: изучение литературного краеведения в школе.

Предмет исследования : урочные и внеурочные формы литературного краеведения в школе.

Цель исследования: описание форм литературного краеведения в школе, анализ их использования в современной школе.

Задачи исследования:

  • собрать и систематизировать исследовательскую литературу по проблеме;
  • раскрыть понятие литературного краеведения;
  • определить формы литературного краеведения в школе;
  • дать характеристику каждой из форм по литературному краеведению;
  • проанализировать работу по литературному краеведению в Газимуро – Заводской средней общеобразовательной школе.

Глава I. Формы литературно – краеведческой работы в школе.

29 стр., 14085 слов

Сны и сновидения в русской литературе. Сон как литературный прием. ...

... исследований сновиденческого пространства произведений А.С. Пушкина. № слайда 12 Описание слайда: 3. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф. Достоевского Слова “сон”, “сновидение” попадают в название трех произведений Достоевского (“Дядюшкин сон”, “Петербургские сновидения в стихах и прозе”, “Сон ...

  1. Понятие литературного краеведения.

От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Школьные годы – самая благодатная пора для воспитания священного чувства любви к Родине. Значительно возрастает социальная значимость краеведческой работы, которая строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеучебной работе. Положительная тенденция роста в значительной степени связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально — регионального компонента. [14]

Современное краеведение отличается многообразием форм организации и содержания. По организационным формам различают государственное, школьное и общественное краеведение. Каждая из этих форм имеет свои цели, задачи, субъекты и направления деятельности.

Государственное – в лице музеев, архивов, научно-исследовательских организаций и учреждений занимается изучением, сохранением и пропагандой исторического, культурного и природного наследия в крае.

Общественное – имеет те же задачи и направления деятельности, однако представлено иными субъектами: общественными организациями, объединениями, клубами, а также индивидуальными исследователями края. Последние, работая на энтузиазме, вносят подчас не меньший вклад в изучение края, чем государственные институты.

Школьное – представлено двумя направлениями: урочным и внеклассным. Первое направление имеет цели и задачи образовательного характера. Второе – преимущественно – воспитательного. Субъектами школьного краеведения являются педагоги, учащиеся, иногда родители школьников.[10]

В настоящее время к проблемам региональной культуры приковано пристальное внимание педагогов, краеведов, теоретиков и практиков, исследователей и методистов, журналистов, энтузиастов – ревнителей отечественной культуры. Вызывают оживлённую полемику сам предмет, объект исследования, история региональной культуры (методология, содержание, методика; опыт, традиции, перспективы; термины, дефиниции, понятия).

Само понятие имеет различные толкования, значения. Выделим три из них – наиболее приемлемых, практически значимых для просветительской работы:

  • краеведение – освоение, осмысление, изучение какой-либо определённой территории, выделенной по административно-политическим или хозяйственным признакам;
  • краеведение – всестороннее освоение, осмысление, научная фиксация, исследование сравнительно небольшой территории «малой родины»;
  • краеведение – комплекс научных дисциплин, объектами которых являются: прошлое региона, природные условия, социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, края, республики. [15]

Краеведческая работа педагогически очень многогранна, это комплексная наука. А.С.Барков отмечал: «Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методикам». [14]

7 стр., 3166 слов

Добродетель есть знание. Жизнь и смерть Сократа

... -- конфликт между цивилизацией и моралью. Добродетель есть знание сократ этика добродетель личностный Этика Сократа может быть сведена к трем основным ... прежде всего через сочинения его друзей и последователей Ксенофонта и Платона. Жизнь и смерть Сократа Сократ (ок. 470--399 ... рассуждениям в любое время и с любым человеком. Рассказывают, что один известный физиогномист, впервые увидевший Сократа, ...

С.О.Шмидт считал: «Краеведение – как научная, так и научно-популяризаторская деятельность по изучению определенной территории».[14]

Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно – полезный и образовательно-воспитательный характер. Кроме этого краеведение имеет еще ряд специфических особенностей: приоритет воспитательных задач, применение общеучебных навыков познания и способов деятельности, реализация личностного, деятельностного подходов в процессе деятельности.

Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края. Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.).

Практически эти цели в литературно- краеведческих исследованиях обычно переплетаются.

В России литературное краеведение зарождается в 30—40-х гг. 19 в. как разновидность краевой библиографии. Первоначально краеведы лишь регистрировали факты местной литературной жизни, слабо связывая их с судьбами общерусской литературы. И хотя до 1917 года появилось немало «обзоров жизни и трудов» писателей — уроженцев той или иной губернии — обзоры эти охватывали все же далеко не всю страну, причем собственно писатели в них не выделялись из ряда местных деятелей в других областях культуры. [16.]

Литературное краеведение — специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем.

Проблемы литературного краеведения:

  • изучение жизни и творчества местного писателя;
  • изучение писателя-классика (крупного писателя) в плане регионально-краеведческого начала;
  • исследование литературной жизни в области;
  • область в художественной литературе. (П.В.Куприяновский)

Литературное краеведение способствует изучению биографии и творчества писателя. Известно изречение Гёте: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта».[16]

9 стр., 4221 слов

Работа дипломная по литературе

... романа “Отцы и дети” яв­ляется целью настоящей дипломной работы. Стремление представить себе в целом художественный мир И.С. Тургенева ... творчества Тургенева по настоящую пору, к со­жалению, не получила должного внимания со стороны исследова­телей. Эта дипломная работа посвящена рассмотрению ... право. С переездом семьи в Москву в 1827 будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с ...

Благодаря тому, что в литературном краеведении используются преимущественно местные источники (архивные, мемуарные, эпистолярные и др.), оно нередко вводит в научный оборот новые факты и документы, т. е. содействует развитию литературоведения. [ 16]

Важность работы по литературному краеведению, наверное, трудно переоценить. Комплексная работа (уроки краеведения, архивная и музейная работа, встречи с писателями, участие в краеведческих конференциях) может способствовать решению задач повышения качества образования. Краеведение – это одна из возможностей возрождения общества.[5]

1.2. Урочные формы работы по литературному краеведению.

Литературным краеведением (в обычно принятом понимании) в школе занимаются на уроках литературы, во внеклассной и внешкольной работе, при этом последние две формы занятия краеведением наиболее используемы в школьной практике и достаточно изучены в методике преподавания литературы.

На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края[ 2 ].

Цель работы по литературному краеведению основана на изучении произведений художественной литературы в ракурсе региональных особенностей Забайкалья, на использовании совместной творческой деятельности учителя и учеников, их возможностей и интересов в совокупности с разнообразными действиями в плане гармонического развития личности. [6]

Знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы — общекраеведческие знания и региональные.

К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с тем или иным краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России.

Региональными знаниями являются знания литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев его и писателей, приезжавших в него или его описавших.

Объединяют эти знания умения видеть образ пространства в художественном тексте, различать в произведении реальное место действия и сюжетное пространство, соотносить локусы текста с сюжетно важными моментами, выделять пространственный тип героя.

Общекраеведческие знания учащиеся получают во всех классах, но в большей степени в старших, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество. Эти знания сообщаются учителем, приобретаются в процессе работы с текстами, учебниками, дополнительной литературой.

29 стр., 14188 слов

Рациональные приёмы работы с литературными источниками

... рефератов и т.д. Проведение недели географии в школе позволяет показать, как поставлена в школе учебная и внеурочная работа по предмету, дает возможность широко пропагандировать географические знания среди учащихся. С ... А.Ю. и др. Методы исследования - анализ психолого-педагогической, методической литературы, учебников, программ, методических пособий, личные наблюдения автора за учебно-воспитательным ...

Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания целиком и полностью зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив, и от внимания словесника к литературному краеведению.

К региональным знаниям, прежде всего, относится начитанность в области региональной литературы (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях), знакомство с литературными местами родного края.

Исходя из того, что в основе литературного краеведения лежит художественное осмысление пространства, учитель главное внимание должен уделить произведению, художественному тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя об определенном крае, построить учебную и внеклассную работу школьников так, чтобы учащиеся видели в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства. Этому будет способствовать верно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении.

Рассмотрим, какие могут быть пути взаимосвязи этих компонентов в процессе обучения школьников литературе.

Первый путь — это использование приема сопоставления произведений, авторов из основного литературного курса и регионального факультатива или спецкурса. Сопоставление может идти по следующим линиям: автор и край, произведение и край

Второй путь соотнесения основного и регионального компонента краеведения в преподавании и изучении литературы можно условно назвать контекстным.

По мнению Л.Е. Прохоренко, «проблема соотношения литературных и внелитературных рядов конкретизируется с помощью понятий исторического, социального и культурного контекстов. Каждый из контекстов свое содержание выявляет с помощью соответствующего определителя: для исторического контекста таким определителем является конкретно-историческое время (эпоха), для социального — среда, для культурного — традиция». Добавим, что каждый контекст имеет свое пространство — историческое, социокультурное и т.д.

Третий путь взаимосвязи основного и регионального компонентов — это путь обращения к сквозным темам, мотивам, образам-мотивам. Этот путь важен учителю возможностью уйти от линейного рассмотрения писателей, обратиться к историко-функциональному подходу в изучении литературы, понимая ее не только как совокупность текстов, а как коммуникативный процесс, в котором активная роль принадлежит читателю, его умению видеть произведения, литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях (т.е. этот путь продолжает первые два).

Таким образом, соотношение основного и регионального компонентов в школьном литературном краеведении через сопоставительный, контекстный и путь сквозных тем, мотивов и образов открывает перед учителем возможности создания новых технологических подходов к изучению творчества писателей, к анализу художественных текстов — подходов, позволяющих учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, сравнить художественные вершины и общий литературный фон, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах, в различных прочтениях и сопоставлениях, различать географическое, культурное и художественное пространство, видеть роль его в структуре художественного произведения.

3 стр., 1134 слов

Активное обучение биологии в форме дидактических сказок (работы ...

... классе. Из всех предметов больше всего она любила биологию. Однажды, делая биологию, она уснула… И вдруг она очутилась в необычном ... узнать, куда спешит кролик. Сказка о Розе и Турнепсе В одно из великолепных садов жили по соседству прекрасная Роза, из ... вместе с целлюлозой в одном направлении, вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить движение цитоплазмы. Движение цитоплазмы способствует ...

Региональный компонент школьной программы по литературе, подобно федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных произведений:

а) для чтения и изучения;

б) для самостоятельного чтения и обсуждения в классе;

в) для внеклассного чтения.[10]

Краеведческая работа является педагогическим средством активизации учебно-воспитательного процесса. Как показывает опыт работы, в современных условиях наиболее эффективной является поисково-исследовательская деятельность учащихся. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения:

  • Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты).

    Значение этого вида творческой деятельности в приобщении учащихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала. Они учатся анализировать, отбирать самые главные, рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно увязывая его с жизнью края и страны. Написание трудовых биографий передовых людей края, очерков о людях труда прививает учащимся любовь к труду, воспитывает уважение к людям труда, способствует выбору профессии.

  • Литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий. Прямая передача знаний людей различных поколений, профессий, влечений и умений подросткам создает особую, творческую и дружескую, гармоничную атмосферу. Именно в такие моменты слова: героизм, патриотизм, Родина – приобретают не отвлеченное значение, а наполняются конкретным смыслом и имеют значительный воспитывающий эффект. [5]

В процессе работы с текстами художественных произведений особое внимание уделяется рассмотрению образа забайкальской земли и духовной красоты людей, живущих на ней.

Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания.

  1. 3. Формы внеклассной работы по литературному краеведению.

Литературное краеведение как форма внеклассной и внешкольной

работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.

6 стр., 2928 слов

Бактерии – враги мне или друзья? Исследовательская работа учащихся ...

... космическое путешествие отправилась группа сальмонелл. Бактерии пробыли в космосе всего 24 часа, но и этого времени им ... мутации считают невесомость, другие - космическую радиацию».[6] За долгие годы работы космическая станция "Мир" стала настоящим полигоном для ... В космосе у сальмонеллы активизировался участок ДНК, контролирующий работу 160 генов. Кроме того, сальмонеллы начали объединяться, образуя ...

Л. П. Прессман пишет: «Нельзя не учитывать огромного значения занятий краеведением. Собирая и изучая факты литературной жизни родного края, школьники учатся видеть прекрасное в обыденном, по-новому оценивают пейзажи близкой природы, памятные места, а главное много узнают о людях, живущих и работающих вокруг них. Нужно, чтобы учащиеся точно знали цель своих занятий краеведением, были заинтересованы в этой работе и относились к ней творчески».[ 1]

Формы и методы литературно-краеведческой работы в средней школе разнообразны.

Наиболее простая форма, с точки зрения организации и активности учащихся,- литературная встреча. Это приезд в школу по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека, с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят. В-процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа. Некоторые выступления записываются на видео, а потом эти записи используются на уроках и во внеклассной работе, прослушиваются на заседании совета клуба.

Встречи с писателем требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Иногда возможны простейшие литературно-краеведческие исследования учащихся старших классов, связанные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например, дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества школьников, как оформить стенную газету, посвященную этому событию [3].

Литературные встречи очень полезны во время, когда они способствуют агитации за писателя и приобщению как можно большего количества учащихся к литературному краеведению и чтению.

Во многих школах систематически практикуются литературные концерты . В школу приезжают мастера художественного слова и выступают с концертной программой. Часто они сопровождают чтение рассуждениями, воспоминаниями. Получается не просто концертное выступление, а встреча, разговор, общение.

На концерты приглашают актеров, которые читают стихи, отрывки из постановок театральных трупп, а так же исполнители старинных романсов, песен. Концерт можно провести и силами самих учащихся. На нем могут звучать как и стихи, так и песни.

Кружок литературных краеведов объединяет учащихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.

11 стр., 5137 слов

«Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития ...

... ступень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких литературных источников, использование первоисточников, выборкой и систематизацией материала. В процессе подготовки учащиеся используют учебник, научно- популярную литературу, ...

В книге П. Г. Воробьева, посвященной описанию работы литературно-краеведческого кружка, так определяются его задачи:

«1) Углубить и укрепить знания по литературе, полученные на классных занятиях;

2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

5) уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и творчество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспитания;

6) выявить и усовершенствовать навыки исследовательской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении своего предмета»[8].

К этому надо добавить, что литературно-краеведческий кружок призван также прививать учащимся любовь к народному творчеству и родной литературе, помогать формированию их художественного вкуса.

Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения писателей-земляков, ведут розыски литературно-краеведческого материала, участвуют в разборе творчества кружковцев. Таково общее содержание работы. Нередко, однако, литературно-краеведческий кружок строит свою деятельность в одном из следующих направлений, тесно связанных между собою: фольклорное, историко-литературное, литературно-творческое.

Кружковая работа позволяет учитывать индивидуальные интересы детей, углублять их знания в той или иной области литературного образования, совершенствовать речевые умения и навыки, развивать творческие способности.

Обычно кружок объединяет 20 — 30 учащихся одного, параллельных или смежных классов. Направление работы кружка зависит от инициативы и склонностей кружковцев. Свободное проявление инициативы, творческое развитие школьников — вот главное назначение кружковой работы. План работы кружка обычно составляется на полугодие и предусматривает по 2 — 3 занятия в месяц. Завершающим этапом является итоговое мероприятие с привлечением широкой аудитории: школьный утренник, литературный вечер, спектакль, концерт, являющиеся своеобразным творческим отчетом о деятельности одного или нескольких кружков.

Краеведческие вечера невозможно организовать при отсутствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: определение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краеведческую окраску и отличался бы от обычных — литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изучение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.

Литературно – краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжительной подготовки. Наоборот, школьный литературно-краеведческий вечер предполагает длительную и многостороннюю подготовку многих учащихся.

В последние годы получили распространение литературно-исторические и литературно-географические вечера на местном материале. Они помогают удовлетворению запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический материал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направленность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Литературный вечер требует специальной, иногда длительной подготовки: разработки программы, составления доклада, репетиций художественного чтения и т. д. Поэтому литературные вечера проводятся реже, нежели литературные встречи.

Литературные вечера отличаются от литературных встреч большей активностью учащихся, которые выступают в качестве докладчиков и чтецов-исполнителей. Иногда в программу вечера включаются музыкальные номера — вечер становится литературно – музыкальным.

Литературное краеведение в школьном литературном клубе — часть его работы, тем не менее оно занимает довольно значительное место.

Одна из оправдавших себя форм работы школьного литературного клуба -клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию учащихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы состоит прежде всего в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер, и то, что это преподносится в максимально располагающей и доступной форме.

Значение работы школьного литературного клуба заключается также и в ее массовости. Это не кружковое занятие, в котором участвуют 10-15 человек, это практически вся школа.

Читательские конференции как форма клубной работы чрезвычайно распространены в школах и библиотеках. Главное достоинство читательской конференции в том, что в ней учащиеся выражают свое мнение о книге, аргументируют его, иногда спорят. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей аннотацией (разумеется, устной).

Едва ли не самым трудным бывает организовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы писателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы. Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят.

В читательской конференции имеются уже элементы диспута, но сам диспут как форма клубной работы сложнее, потому что обсуждается не только и не столько одно литературное произведение, сколько проблема, имеющая всеобщее значение, скажем, и для развития литературы или каких-либо ее жанров, и для характеристики современного этапа этого развития, и для выявления критериев оценки литературы, и для воздействия литературы на читателя. Особенностью диспута является то, что он не может проводиться ни в виде ряда подготовленных заранее докладов (это конференция), ни в виде вопросов и ответов (это беседа).

Диспут предполагает цепь устных выступлений, каждое последующее из которых в чем-то оспаривает предыдущее.

Диспут также требует подготовки, но глубоко индивидуальной:

продумывания поставленных заранее вопросов, перечитывания обсуждаемых произведений, подбора примеров. В то же время в процессе диспута многие выступают экспромтом, не настроенные заранее говорить, а просто задетые за живое, втянутые в разговор. Эти выступления отличаются искренностью, волнением, иногда горячностью и довольно часто крайностями, которые побуждают других возражать. Диспут интересен своим живым процессом, спором, убежденностью, и вот этой своей непосредственностью, естественностью он способен привлечь к литературе во много раз успешнее, чем «правильные» лекции.

Диспут является высокоэффективной формой приобщения учащихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте, учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это очень трудоемкое и ответственное мероприятие. Оно требует от устроителей и ведущих достаточно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно надо знать ту область литературы, которая подвергается обсуждению. Необходимо выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко сформулировать ее для себя, подобрать примеры. Потому что взрослый (учитель или гость) на диспуте — не наблюдатель, а активный участник, задача которого состоит не только в том, чтобы обеспечить спор, но и в том, чтобы в борьбе субъективных мнений найти объективно правильное зерно, развить его и убедить в своей правоте всех участников диспута. Причем делать это надо не безапелляционно-бездоказательно, а разъяснять, убеждать, стараться привести учащихся самих к нужному выводу. [13]

Таким образом, клубная работа проводится разнообразно и целенаправленно. Формы ее порознь применяются повсюду, клуб их систематизирует, объединяет, концентрирует таким образом, чтобы их сочетание способствовало их взаимодействию. С разных сторон и разными средствами они как бы бьют в одну точку, дополняя и обобщая друг друга.[8]

Перечисленные формы, разумеется, не могут быть ограничены рамками диапазона клубной работы, нашедшего применение в школе. Этот диапазон может быть раздвинут, «ассортимент» форм клубной работы практически неисчерпаем. Многое зависит от конкретных условий города или села, наличия нужных людей, их характера, склонностей, эрудиции и желания вложить душу в музей-клуб.

Глава II. Практическое применение форм литературно – краеведческой работы в школе.

2. 1. Анализ работы по литературному краеведению в Газимуро – Заводской средней общеобразовательной школе.

В рамках регионализации народного образования в школах края в практику преподавания вводится новый предмет – «Фольклор и литература Забайкалья».

В 2011- 2012 учебном году в учебный план Газимуро – Заводской школы введён данный предмет в 5 классе.

Цель – изучить фольклор и литературу Забайкалья как неотъемлемую составную часть духовной культуры русского народа, её национальный характер.

Задачи курса: выявить региональные особенности фольклора Забайкалья: отражение в фольклоре нашего края его истории, географии, этнографических особенностей жизни и быта русского старожилого населения, его мировоззрения, социального состава, трудовой деятельности, этических норм, художественно – эстетических вкусов, особенностей языка и т.п.

На изучение курса отводится 35 учебных часов.

Содержание курса:

Введение (2 часа).

Сказки (3 часа).

Бурятские и эвенкийские сказки (3 часа).

Мифологические рассказы (5 часов).

Героический эпос (2 часа).

Героический эпос бурят и эвенков (4 часа).

Исторические песни (2 часа).

Обрядовая поэзия (2 часа).

Лирические песни (4 часа).

Легенды и предания (2 часа).

Малые жанры фольклора (2 часа).

Практическая работа 1. Собирание сказок (1 час).

Практическая работа 2. Собирание песен (1 час).

Практическая работа 3. Собирание малых жанров фольклора (1 час).

Подведение итогов практики (1 час).

Итоговое занятие (1 час).

Рабочая программа учителя составлена на основе программы Левашова В.С. «Региональные особенности фольклора Забайкалья: Программа для средних школ Забайкалья». [7]

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для дисциплины «Фольклор и литература Забайкалья» являются:

  • Выделение характерных причинно-следственных связей;
  • Сравнение и сопоставление;
  • Умения различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • Самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка;
  • Составление плана, тезиса, конспекта;
  • Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  • Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Отметим положительные и отрицательные стороны введения данного учебного предмета в учебный план школы.

Положительное: литературное и эстетическое краеведение являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.

Объективные трудности – недоступность для большинства учителей публикаций необходимых фольклорных текстов, отсутствие специальных научно – исследовательских работ, посвященных выявлению региональных особенностей фольклора края, отсутствие учебников и компактной учебной хрестоматии для школьников и методических пособий для учителей.

Уделяется внимание литературному краеведению и на внеурочных занятиях. Учащиеся вместе с руководителем кружка посещают музей, где знакомятся с фольклорными материалами, собранными работником музея Полоротовым В. С. в Газимуро – Заводском районе.

Участники кружка «Школьная пресса» выявляют юных поэтов и писателей среди учащихся школы и затем публикуют в газете «Школьный вестник».

Таким образом, в школе ведётся работа по литературному краеведению, как в урочное, так и во внеурочное время. Конечно, хотелось бы, чтобы работа велась в системе, была преемственность классов, т. е. продолжение изучения курса «Фольклор и литература Забайкалья» не только в 5, но и в других классах.

Заключение.

Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании» Российской Федерации, является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Сегодня именно перед нами, педагогами, остро встали проблемы патриотического воспитания, духовно — нравственного становления ребёнка, формирования здорового образа жизни.

Проблема гуманизации образования предполагает новый подход к урокам литературы, связь с элементами краеведения. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- эти слова академика Д.С.Лихачева близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине. [11]

Включение элементов краеведения на уроках — лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителей умело направлять мыслительную деятельность детей. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе.

Таким образом, литературное краеведение является составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Поэтому необходимо уделять ему достаточное внимание в школе, работать над устранением тех трудностей, которые возникают при работе по литературному краеведению.

Библиографический список.

1. Аносова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Проф. образование. 2001. — № 9. — с. 22 — 29.

2. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д. Янко. – М: Просвещение, 1987. – С. 55.

3. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – С. 99.

4.

5.

6.

7. Левашов В.С. Региональные особенности фольклора Забайкалья: Программа для средних школ Забайкалья. – Чита: Изд-во Заб. ГПУ, 1998.

8. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение,1994. – С. 266.

9. Радищев А. П. Литературное краеведение: Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение. – М.: Просвещение, 1982.

10. Табарданова Т.Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации./ Т.Б. Табарданова, В.Н. Янушевский – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

11. Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О. П. Храпова, С. И. Лепёхина // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 169-171.

12. Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. — М.: Просвещение,1976;

13. Электронный ресурс – Режим доступа: Ситникова Т. В. Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации).

http://festival.1september.ru.

14. Электронный ресурс – Режим доступа: Дарижабон З. В. Организация краеведческой деятельности подростка как основы социализации его личности. .

15. Электронный ресурс – Режим доступа: Краеведческая Абевега. .

16. Электронный ресурс – Режим доступа: Литературное краеведение. .