Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношении. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию; в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному; чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно- образовательной ролью в жизни всего народа.Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

13 стр., 6103 слов

Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни

... исследования Задачи: Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. ...

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

2. Формы работы с книгой в детском саду.

В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.

Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/znachenie-detskoy-hudojestvennoy-literaturyi-v-vospitanii-detey/

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

4 стр., 1858 слов

Сочинение по материалам энциклопедии для детей аванта умение общаться

... языка. Родной язык для личности человека — примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем ... ёных, а интерес к родному языку, знание его основных особенностей, умение замечать его парадоксы — всё это делает жизнь человека богаче. ... Так в лингвистику пришли логика, строгость, доказательность. Выяснилось, что по сути своей она ближе к точным наукам, прежде всего ...

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

  • выразительное чтение воспитателя;
  • беседа о прочитанном;
  • повторное чтение;
  • рассматривание иллюстраций;
  • объяснение незнакомых слов.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р.И. Жуковская, даёт ребёнку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя.В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.

Воспитатель называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки — ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»).

Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты).

Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение.Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения.

Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её. В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

10 стр., 4840 слов

Сборник детских рассказов «Детский сад глазами детей»

... поощряют инициативу и направляют свое мастерство на раскрытие ребенка, на развитие его личности. В Детском саду будущего воспитатели и педагоги наряду с высокими и новыми ... вечером домой говорит: «Я завтра обязательно приду!». Детский сад будущего… Каким он будет? Это зависит от нас, педагогов, работающих в детском саду сегодня и сейчас. детский сад Детский сад будущего, Эссе на тему: «Детский сад ...

Таким образом, за период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым.

Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только со взрослым, но и самостоятельно.Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.

3. Литературные вечера досуга.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/znachenie-detskoy-hudojestvennoy-literaturyi-v-vospitanii-detey/

Развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок — это другая группа методов и средств использования литературы вне занятий.

На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.3

В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты.

Литературный вечер может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя. Тема литературного вечера может быть и такой: «Русские народные сказки», «Советские поэты — детям», «Зарубежные сказки» и т. д.

Структура литературного вечера имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.

Можно пригласить на вторую половину литературного вечера (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.).

Программа вечеров может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала — игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.

4 стр., 1734 слов

Беседа о содержании музыкального произведения «Шествие гномов» ...

... часть. Педагог: Но сначала скажите, почему пьеса Э. Грига называется «Шествие гномов», что такое шествие? (Ответы детей) Педагог: Да, музыка похожа на марш, но этот марш необычный, сказочный. Слышны ... Фронтальный подход – обращение ко всей группе во время всех видов музыкальной деятельности. 2. Индивидуально - дифференцированный подход к малоактивным детям для их активизации. Ход занятия 1.Вводно ...

Ребенку старшего дошкольного возраста доступны для восприятия и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. В детском саду можно организовать прослушивание радиоинсценировок, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы).

Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне…» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.Показ театральных представлений и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки на слух сложнее. Как и просмотр диафильмов, оно требует подготовительной работы(вступительное слово, напоминание и т. п.).Таким образом, эти вечера способствуют углублению приобретенных навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение.

4. Организация и оформление уголка в разных возрастных группах.

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач педагога.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому,что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

13 стр., 6235 слов

Экспериментальное изучение организации уголка изобразительной ...

... специфику организации уголка изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. Экспериментально изучить организацию уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада и разработать модель уголка изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей интереса детей. Методы исследования: ...

Основными целями книжного уголка являются:

1. развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

2.использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;

3. создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;

4.обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации и др.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, — это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.