Работа с научной литературой

Развитие человеческого общества, науки и техники неразрывно связано с накоплением информации и передачей ее от одного поколения другому. Ф.Энгельс сформулировал одну из основных особенностей развития науки — ее преемственность: «Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованной ею от предшествующего поколения».

В конце ХХ века полученные знания устаревают гораздо быстрее, чем в его начале. Если раньше полученных знаний специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 — 5 раз. Это значит, что приходится всю жизнь учиться и переучиваться, заниматься самообразованием. В современных условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, быстро ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Чтобы этот поток Вас не поглотил, научитесь пользоваться библиотечными информационно-поисковыми системами — каталогами и библиографией, электронной информацией в удаленных сетях.

Научная информация сохраняется и передается с помощью опубликованных и неопубликованных источников, которые условно разделяются на первичные — книги, статьи, патенты, диссертации и т.д., и вторичные, содержащие сведения о первичных источниках — библиографические указатели, РЖ, ЭИ, каталоги, картотеки и т.п.

Непрерывный рост числа научно-технических публикаций значительно повышает долю рабочего времени, затрачиваемого специалистами на поиск нужной информации. Не случайно ученые считают, что около половины всех проводимых исследований являются повторением уже сделанного, но забытого, не найденного в литературе.

Умение быстро найти литературу по нужному вопросу, правильно оформить список использованных источников к докладу, статье, курсовому и дипломному проекту, диссертации необходимо не только научному работнику, но и студенту ВУЗа. Это умение, иными словами, элементарная библиографическая грамотность приобретает с каждым годом все большее значение.

Приступая к работе над темой, прежде всего выясните, в какой степени она разработана, в каких публикациях отражена. Для этого надо определить:

  1. Какие публикации нужны: обзоры, монографии, статьи, патенты, неопубликованные материалы и т.д.
  2. Язык публикаций. Только ли на русском языке необходимо просматривать литературу или также на иностранных.
  3. Хронологические рамки публикаций. За какие годы необходимо просмотреть литературу.
  4. Каталоги, картотеки (их разделы) и библиографические источники для просмотра.

1 Библиотеки, система классификации

1.1 Библиотеки

Библиотеки — особым образом организованные собрания книг, журналов, видеозаписей и т.п. Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность.

8 стр., 3739 слов

Методика чтения научной литературы

... повторять второго. 1. ЭТАПЫ ЧТЕНИЯ чтение научный литература [Электронный ресурс]//URL: ... т.е. библиографический список или список рекомендованной литературы, указатели ... публикации, то совершенно излишним будет ее конспектирование; если же книгу необходимо изучить как обязательный материал, то без конспектирования и повторного чтения ... с докладами-рефератами по прочитанной литературе, что является ...

Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным. Деятельность по созданию библиографической информации начинает отделяться от деятельности по доведению библиографической информации до потребителей. Тем самым разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание. Так, наряду с непосредственной или практической библиографической деятельностью (созданием и доведением до потребителей библиографической информации) формируются производные от нее, сопутствующие ей разновидности деятельности: научно- исследовательская, педагогическая, управленческая.

Библиотеки традиционно считались хранилищами книг, библиотечные собрания всегда состояли из самых разнообразных материалов. Наряду с поддержанием в сохранности традиционных материалов накапливались и документы новых форматов. Древнейшие библиотеки были собраниями глиняных табличек и папирусов. В более поздние периоды наиболее типичным форматом стали рукописи. После изобретения печатного станка стандартной формой хранения информации стали книги, библиотеки превратились в хранилища главным образом печатных изданий, однако не отмерли и старые форматы. Точно так же и современные библиотеки, на глазах меняющие облик благодаря внедрению цифровых способов хранения информации, по-прежнему остаются хранилищами крупных книжных собраний. Фонды современных библиотек обычно включают рукописи, книги и прочие печатные издания, различные аудиовизуальные материалы (кинофильмы, грампластинки) и многочисленные виды электронных носителей информации (компьютерные дискеты, CD-ROMы, видеодиски).

Помимо собственных фондов хранения, современная библиотека, подключенная к телекоммуникационным сетям, имеет доступ к материалам в других хранилищах.

Библиотеки существенно отличаются друг от друга размерами фонда хранения, бюджетом, назначением и национальной спецификой. Основные типы библиотек существуют во всех регионах мира.

Научные библиотеки располагаются главным образом в высших учебных заведениях. Эти библиотеки обслуживают преподавателей и студентов и обеспечивают процесс обучения и научно-исследовательскую работу в университетах и колледжах. Они располагают далеко не одинаковыми фондами – от скромных книгохранилищ в небольших колледжах до колоссальных библиотек в крупнейших учебных и научных центрах вроде Гарварда и Оксфорда.

49 стр., 24099 слов

Лингвистическое обеспечение автоматизированных систем библиотек ...

... библиотеки создают свои электронные каталоги и в качестве ИПЯ используют УДК и/или ББК, язык ключевых слов и язык библиографического описания. Лингвистическое обеспечение в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке ... предназначены для выражения основного содержания документов и информационных запросов с целью последующего хранения и поиска информации в ИПС. информационно-поисковые языки по ...

Государственные библиотеки включают как национальные библиотеки вроде Библиотеки Конгресса в США или Национальной библиотеки во Франции, где аккумулируется вся значимая печатная продукция данной страны, так и библиотеки, финансируемые соответствующими местными органами, например библиотеки штатов в США.

Публичные библиотеки обслуживают широкий круг читателей, предлагая многочисленные услуги – от проведения «часов сказок» для детей до консультирования граждан по правовым вопросам. Публичные библиотеки финансируются, как правило, из местных бюджетов и предоставляют бесплатные услуги читателям. Они удовлетворяют потребности граждан в информации и обеспечивают свободный доступ к культурным ценностям.

Школьные библиотеки финансируются отдельными школами или местными органами образования и обеспечивают учащихся и учителей необходимыми материалами по школьной программе.

Специализированные библиотеки обслуживают запросы специалистов или соответствующих организаций. В эту категорию входят медицинские и юридические библиотеки, библиотеки крупных корпораций и т.п. Специализированные библиотеки финансируются организациями-учредителями.

Среди прочих видов библиотек можно назвать частные научные библиотеки вроде Хантингтонской или Ньюберрийской, библиотеки для специальных групп читателей (к примеру, заключенных или инвалидов), библиотеки для военнослужащих, а также частные собрания редких и ценных книг, как правило, закрытые для посторонних.

Большинство библиотек связаны друг с другом в крупные библиотечные сети, позволяющие производить обмен информацией. Рост объема информации и увеличение стоимости современных технологий вызвали потребность в новых видах сотрудничества между библиотеками. Большинство из них по-прежнему являются автономными единицами, однако теперь их уже можно рассматривать как звенья разветвленной национальной или даже международной библиотечной сети. Такая координация библиотек обеспечивает быстрый и, как правило, бесплатный доступ читателей к информации.

1.2 Организация библиотек

Огромная масса хранящихся в библиотеках материалов организована в единую систему с помощью специальных приемов описания, упорядочения и размещения. Для самих читателей наибольшее значение имеют каталогизация и классификация библиотечных материалов.

Сложность классификации и организации библиотечных фондов потребовала выработать такой подход, когда каждая единица каталога представляет соответствующую единицу хранения. Тем самым читатели могут определить, какими материалами располагает данная библиотека, просматривая ее каталоги. В каталоге обычно фиксируется список лиц и организаций, принявших участие в создании книги (автор, редактор, составитель, издатель, типография и т.д.), название книги и тематика, к которой относится данное издание. Каталог обычно содержит информацию о классификации издания. Каталоги существуют в форме книг, картотек, микрофильмов, компакт-дисков и компьютерных файлов.

6 стр., 2825 слов

Александрийская библиотека

... на греческий и египетский. Большое внимание в Александрийской библиотеке уделялось и условиям хранения бесценных рукописей. Помещения ... Зенодот Эфесский занимался классификацией рукописей. Он разделял их на различные тематики, чтобы служащие библиотеки могли легко найти ... многие другие. Всё это заносилось в специальные каталоги и снабжалось соответствующими ссылками. Разделялись рукописи также и ...

Каталог-книга. Впервые библиотечный каталог появился в виде инвентарной книги. Такой каталог содержит сведения о фонде данной библиотеки, с подробной информацией о каждой единице в списке, упорядоченном по фамилиям авторов. В дополнительных перечнях по названиям, тематике и т.п. дается более краткая информация о каждой единице. Главное преимущество такого каталога в том, что он переносной и может быть размножен. Главный же недостаток в том, что его трудно обновлять: для описания новых поступлений библиотеке приходится издавать дополнительные тома. Книжные каталоги появились в конце XVIв. и были распространены в последующие три века. Они пережили второе рождение в 1960-е, а затем в 1980-е годы, когда началось печатание библиографий на компьютере. Компьютерный микрофишный каталог (КМК) по организации аналогичен книге. В отличие от книжного каталога здесь все описания (не только оформленные на автора) обычно содержат полную информацию о единице хранения.

Каталог-картотека. Информация в нем фиксируется на карточках, каждая из которых содержит сведения об одной единице хранения – ее авторе, других участниках издания, издательстве, названии произведения, его тематике. Достоинством картотеки является то, что ею могут пользоваться сразу несколько человек и ее легко пополнять за счет добавления карточек, описывающих новые поступления. Картотеки до сих пор широко используются, хотя их постепенно вытесняют компьютерные каталоги.

Компьютерный каталог. Часто называемые интерактивными каталогами общего доступа или просто «он-лайн каталогами», компьютерные каталоги были впервые внедрены в начале 1980-х и по мере снижения стоимости компьютерных услуг взяты на вооружение библиотеками всех типов. Он-лайн каталоги создают большие возможности, облегчая и расширяя доступ к библиотечным фондам, позволяя проводить более глубокие и сложные поисковые операции. Каталог легко пополняется и доступен для пользователя, находящегося вне библиотеки. По сетям Интернета можно получить доступ к каталогам сотен библиотек разных стран мира.

1.3 Основные классификационные системы в области библиографии

Практика систематизации документов (в целях их хранения и поиска) опирается на специальные классификационные системы – библиотечно-библиографические классификации и рубрикаторы.

На основании признаков содержания, формы издания, читательского назначения и т.п. документы упорядочиваются по классам, подклассам и более дробным делениям, следующим в логической последовательности и соподчинении. Классы и отношения между классами обозначаются с помощью нотации – совокупности символов (цифр, букв, знаков) и правил их применения. Так классификационная система находит материальное воплощение в виде издаваемых и переиздаваемых классификационных таблиц.

Иерархия этих систем (основных делений) основывается на классификации наук. Библиотечно-библиографические классификации относятся к информационно-поисковым языкам. Существуют национальные и международные классификационные системы. Наиболее распространенными международными являются:

  • Универсальная десятичная классификация (УДК)
  • Международная патентная классификация (МПК)
  • Библиотечно-библиографическая классификация (ББК)
  • Государственный рубрикатор (ГРНТИ)
  • Десятичная классификация Дьюи (ДКД)

Универсальная десятичная классификация (УДК)