Вызов. Слово учителя. Цели, задачи урока.
Ребята, вы прочитали фрагмент рассказа А. Алексина? (Ответы ребят)
Вас заинтересовала тема рассказа? (Ответы ребят)
А почему авторы учебника предложили нам этот текст? (Ответы ребят)
Хочется выразить своё мнение: возразить герою или, наоборот, поддержать? Мы попробуем это сделать, а для этого нужно хорошо подготовиться. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «Прозвища» по тексту, который вы читали в учебнике. Определим цели и задачи нашего урока.
Что нужно сделать, чтобы хорошо написать сочинение? Спланируем пошаговый путь нашей работы. (Ученики отвечают).
Слайд №2,3. Цели, задачи. Обогащаем грамматический строй.
2.Повторение изученного о публицистическом стиле., Слайд №4 «Публицистический стиль».
Кто работает с публицистическим стилем речи?
— Журналисты. Они пытаются решить важные для нашего общества вопросы, привлечь к ним внимание, сформировать общественное мнение, задуматься о путях их решения.
Слайд №5. Проблема.
Записать в тетради —
Слайд №6. (Позиция, взгляды, мнение, точка зрения).
2.Осмысление. Беседа по тексту упражнения.
Возможные вопросы.
Почему стремление давать прозвища стало «опасной эпидемией»?, Как Алик относится к прозвищам?
Если Алик одобряет прозвища, то почему ему не нравится, когда его зовут «Дефектив»? Не находите вы противоречие в его позиции?
Действительно ли имя интереснее прозвища?
Подведём итоги. Какова позиция Алика? Можно ли с ним поспорить?
Да, конечно. Он считает, что употреблять прозвища – это нормально, но ему не нравится обидное прозвище «Дефектив». Сформулируем свою позицию по проблеме.
Цели и задачи реферата по литературе
... хорошей оценки. Как определить цели и задачи реферата Вначале необходимо правильно сформулировать тему реферата и разобраться с понятиями что такое цель и что представляет собой задача. Цель, это итог или результат ... определить, узнать, описать, выявить, объяснить далее по тексту следует тема реферата. На примере это может выглядеть, так: тема реферата “Современные методики развития ребенка”, но ...
Слайд №7. Варианты формулировок.
4.Актуализация знаний о структуре рассуждения.
Тип речи в нашем сочинении? (Рассуждение).
Основное положение, краткое изложение мысли, Посмотрим слайд. Слайд №8. Схема рассуждения.
5.Структура сочинения., Слайд №9. Структура сочинения., Вступление)
6.Сбор материала к сочинению в соответствии с планом., Слайд №10-11. Варианты вступления.
Позиция героя
Смотрим слайд №12
Сформулируем свою позицию. (Тезис).
Тезис – основная мысль, положение.
(Запись в тетрадь предложения) .
мозгового штурма
Напишем в центре ключевое слов, а вокруг него все слова, словосочетания, которые приходят на память по ассоциации. Такая схема называется кластер.
(Прозвища унижают, оскорбляют честь, достоинство. Обидно, стыдно. Неуважение. Высмеивают недостатки. Издеваются, смеются, все знают. Испытывать злость, досаду. Приводят к ссоре, конфликту. Повторяют, прилипают, пристают на всю жизнь. Трудно избавиться. Злые люди, некультурны, невоспитанные. Прозвища безликие, серые.)
Систематизируем материал. Сформулируем несколько аргументов.
Прозвища унижают,….. честь, достоинство человека., Человек испытывает обиду,………., Часто это приводит к ссорам,………, Прозвища пристают,……, Прозвища дают невоспитанные, ………… люди.
слайд №13.
При аргументировании можно опираться на мысли известных людей
Слайд14, 15,16
2)Что значит имя для человека? ( Имя дают родители. Выбирают долго, с любовью, с волнением, с трепетом. Все родственники участвуют в выборе имени, дают советы. С выбором имени связано множество добрых мыслей, желаний, надежд. Назвать по имени — проявить уважение. Имена прославили известные люди. Называют в честь достойных людей, родственников).
А вы знаете значение своего имени? (Ответы детей).
-
Алина – др.германск. благородная , греч. солнечная , араб. верная ., сканд. в еликодушная, величественная.
-
Владимир – славянск . владеющий миром.
-
Дмитрий – греч. в честь богини Деметры.
-
Вадим – др.сл .привлекательный.
2 стр., 678 словОбразованный человек сочинение рассуждение
... хорошо ориентируешься. Сейчас очень то же самое время, встречаются хорошо обеспеченные и образованные люди, должен обладать самыми разнообразными знаниями и умениями — от шлтья и историю и ... не знаешь, чем тебе придется предостерегает от обмана. Как известно, сообразительный человек Образованные и воспитанные люди не ведут себя так, как будто им всё равно.Они всегда приходят ...
-
Татьяна – греч . устроительница, учредительница. Поставленная, назначенная.
-
Нелли — др.русск .нежная, но настойчивая. Греч . молодая, новая.
-
Надежда –ст.сл. надёжа.
Какие замечательные у нас имена! Каждое имеет свою историю, несёт положительный заряд. Известный американский педагог, психолог, писатель Дейл Карнеги писал: «При разговоре чаще называйте человека по имени. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Слайд 17.
Слайды №18, 19.
Вывод – о культуре общения.
7.Работа над речевыми средствами.
При написании сочинения будем пользоваться синонимами, чтобы не употреблять одни и те же слова.
Постараемся использовать различные синтаксические конструкции при построении предложения. (Причастные и деепричастные обороты, однородные члены).
Риторические восклицания и вопросы.
Изобразительно-выразительные средства: метафоры, сравнения (сорняк, зпидемия, репей), оценочные эпитеты.
Фразеологизмы. (Пристаёт, как репей. Чувствовать себя не в своей тарелке).
Пословицы. Как аукнется, так откликнется. Чего сам не хочешь, другим не желай. Не рой другому яму…
Цитирование.
8.Рефлексия.
Вам понравился сегодняшний урок?
Выполнены ли цели и задачи, поставленные в начале занятия?
Узнали что-то новое на уроке?
Пригодится ли вам информация, полученная на уроке, при написании сочинения? Облегчит ли работу над ним?
Удовлетворены ли вы своей работой?
Наш урок окончен. Всем большое спасибо.
Приложение, Карта деятельности ученика на уроке
Участие в определении целей и задач урока.
Повторение изученного о публицистическом стиле.
Запись синонимов к слову мнение .
Осмысление текста упр. 216.
Формулировка позиции героя рассказа. Запись в тетради.
Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста ...
... – это, действительно, прекрасный материал, который можно использовать при написании сочинения. Мы можем в качестве аргументов сделать ссылку на эти письма. V. Работа с текстом. К записям в тетрадях ... этот материал. Советы : Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому. VI. Подведение итогов -Ребята, давайте подведём итог урока. ...
Повторение структуры текста типа рассуждения.
Составление плана сочинения.
Анализ вариантов вступления.
Подбор лексики для ввода собственной позиции.
Запись в тетради тезиса, отражающего личную позицию.
Сбор материала методом мозгового штурма для аргументации своей точки зрения.
Систематизация собранного материала .
Беседа об именах людей.
Анализ цитатного материала.
Отбор средств выразительности для творческой работы.
Самооценка работы на уроке
Не понимаю,
Не знаю
Сведения о публицистическом стиле
Построение сочинения-рассуждения
Синонимы к слову мнение.
Понимаю проблемы текста А. Алексина.
Знаю, как начать сочинение.
Понимаю, как сформулировать позицию главного героя.
Определил(а) свою позицию по проблеме.
Могу доказать свою точку зрения.
Имею сведения о средствах выразительности.
Могу употребить некоторые средства выразительности в своём сочинении.
Считаю, что урок прошёл плодотворно, многому научились
Рабочие материалы к сочинению-рассуждению «Прозвища».
1.Синонимы
2.Подбираем синонимы
3.План сочинения.
4.Варианты вступления.
Вопрос. Приходилось ли вам слышать, как некоторые ребята называют своих знакомых по прозвищам? Я уверен, что все с этим встречались.
Утверждение. Прозвища. К сожалению, «опаснейшая эпидемия», о которой говорится в рассказе А.Алексина, и в нашей школе существует.
Ситуация. « Эй, Кощей ушастый, куда лезешь!»- плотный, спортивного вида старшеклассник отталкивает худенького паренька явно моложе его по возрасту. Позади слышится весёлый смех. «Кощей» втягивает голову, отворачивает покрасневшее лицо, губы его дрожат. Знакомая ситуация? Думаю, каждый из нас наблюдал такую сцену.
Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок ...
... ЕГЭ и ГИА: Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану.» / ... посвящен тем, кто не сможет посетить стены Лицея 19 октября уже никогда. Эти люди перешли в загробный мир, ... любви, подвигах, узнавали горечь предательства, разочарования. Именно здесь Пушкин прошел этап становления личности, хотя первые дни пребывания ...
Рассказ А. Алексина меня взволновал, (заинтересовал).
6. Цитаты.
На Руси есть такие прозвища, что только плюнешь да перекрестишься. Н.В.Гоголь
Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами.
… по тому, как человек говорит, мы можем определить степень его интеллигентности, степень его психологической уравновешенности. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума… Д.С.Лихачёв
Самоанализ урока
Урок входит в учебный блок по развитию речи учебной программы по русскому языку 7 класса под ред. Т.А. Ладыженской.
Цель: подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему.
Вид урока – комбинированный. Урок-практикум.
Формирование положительной мотивации: полученные знания помогут успешно подготовиться к ЕГЭ, ГИА. Кроме того, знания имеют практическую значимость – помогают решать конкретные жизненные проблемы, применяться на практике.
Формирование познавательных УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию в тексте, научиться анализировать, обобщать, делать выводы, научиться строить речевые высказывания
Задачи, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение самим ставить учебную задачу, планировать действия, способы решения (а что мы дальше будем делать?), осуществлять контроль, оценивать свои результаты. Целеполагание осуществляется совместно с детьми.
На уроке имеет место актуализация полученных знаний.
Урок предполагает интегральный подход, задействованы знания различных разделов языка. (Морфология. Лексика. Стилистика. Текст).
Формируются практические навыки: дети учатся пользоваться всем инвентарём языковых средств, стилистическими богатствами русского языка, на конкретных примерах показывается путь создания сочинения-рассуждения.
Применяемые технологии: элементы проблемного обучения, развития творческих способностей,
Методы частично-поисковый, проблемное изложение, творческий. На уроке используются
— постановка прямых и скрытных вопросов к тексту;
— поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
— расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
— графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
Современные учебные интернет-ресурсы на х иностранного языка
... информационных и образовательных ресурсов Е.С. Полат ... учебных интернет-ресурсов. Определить критерии выбора необходимых учебных интернет-ресурсов. Обобщить методические рекомендации по использованию учебных интернет - ресурсов в обучении иностранному языку. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической ... знание и развитие. Применение компьютерной техники делает ...
— элементы дискуссии.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения .