Методическая разработка «Виды сочинений по картинам» учебно-методический материал по русскому языку

Методическая разработка

«Виды сочинений по картинам»

Использование на уроках русского языка и литературы произведений живописи развивает учащихся в эстетическом отношении, будит творческую мысль, учит понимать и передавать словами содержание картин. Это в свою очередь повышает интерес учащихся к изучению русского языка, способствует активизации учебного процесса.

Картина (или рисунок) в процессе обучения русскому языку может быть использована в различных целях.

Наиболее эффективным видом работы по произведениям живописи являются сочинение.

Виды сочинения по картинам разнообразны.

Сочинение с грамматическим заданием . В процессе разбора содержания картины учитель акцентирует внимание учащихся на изучаемом в данный период грамматическом материале. Если, например, необходимо активизировать в речи учащихся глаголы, то больше внимания при разборе уделяется поступкам персонажей.

Употребление требуемой части речи, нужной грамматической формы или синтаксической конструкции станет сознательным, если учитель обратит на это внимание учеников. Необходимо избегать узких грамматических тем, не следует ориентировать учащихся на предельное насыщение письменной работы требуемые конструкциями, так как это приведет к стилистическим неточностям.

Надо отметить, что само произведение живописи может подсказать тему грамматического задания. Так, например, пейзаж дает больше возможности употреблять прилагательные и наречия, согласованные и несогласованные, обособленные и необособленные, распространенные и нераспространенные определения. С этой целью может быть использована картина И.И. Левитана «Золотая осень».

К сочинению по картине бытового характера, например «Опять двойка» Ф. Решетникова или «Письмо с фронта» А. Локтионова, где изображены люди и их действия, можно дать задание на употребление причастий, деепричастий и наречий, а также обособленных обстоятельств.

Творческое сочинение. Работая над творческими сочинениями по картине, школьники приобретают навыки в правильном изложении своих мыслей, у них появляется стремление найти нужные, точные слова, а это развивает речь.

5 стр., 2356 слов

Роль сочинений в развитии речи младших школьников методическая ...

... младших школьников приносит им много радости, а учителю – удовлетворение от познания их личностей. Работая по системе Л. В. Занкова, надо с первого класса обучать школьников написанию сочинения. Исходным при написании сочинения ... отмечают диагностическую роль сочинений, а правильно проанализированное сочинение становится в свою очередь не только средством обучения, но и показывают развитие ребенка. ...

Наиболее простым видом творческих сочинений по картине является сочинение – описание. Задание заключаются в том, чтобы учащиеся описывали то, что видят на картине, не объясняя взаимосвязей между ее компонентами и не давая характеристики ее художественных достоинств.

Чаще всего для сочинений – описаний берется пейзаж. Такое сочинение, например, было проведено в 6 классе по картине И.И. Шишкина «Туманное утро» после изучения стихотворения А.С. Никитина «Утро».

Анализ работы состояло в следующем. В начале беседы было кратно сказано об ее авторе – известном художнике – пейзажисте, на чьих полотнах предстает величавая природа России.

В процессе беседы ставились следующие вопросы:

  1. Какое время года изображено на картине? Докажи.
  2. Какой момент утра показан художником?
  3. Каким изображено небо?
  4. Что мы видим на переднем плане картины?
  5. Какой показана река?
  6. Что мы видим на заднем плане картины?
  7. Какие литературные произведения вспоминаются при рассмотрении этой картины?
  8. Какие строки из стихотворения И.С. Никитина можно подписать под этой картиной?

Одновременно составлялись рабочие материалы к сочинению. Вот пример таких материалов.

  1. Лето ( свежая зелень, изумрудная трава, зеленые листья деревьев, темно – зеленые верхушки ).
  2. Раннее утро ( предрассветная тишина, серебристая роса, стелется туман ).
  3. Небо ( чуть розовеющее на востоке, легкая дымка тумана, пелена облаков заволокла ).
  4. Левый берег ( вьется тропинка, еле заметна, стройный камыш ).
  5. Река ( неподвижная, зеркальная гладь, темно-синяя, прозрачная, отражение ).
  6. Правый берег ( стена густого леса, отдельные деревья, золотые блики, синеет вдали, освещены восходящим солнцем ).

После этого был составлен план, по которому учащиеся писали сочинение, используя рабочие материалы.

Повествовательно-описательные сочинения. В содержания такого сочинения должны входить предыстория того, что изображено на картине, а также описание изображенной ситуации и события, которые могут последовать. Учащиеся, опираясь на изображенную, на картине ситуацию, должны творчески осмыслить сюжет, представить себя участниками событий.

4 стр., 1814 слов

Конспект по развитию речи. по картине И.И.Шишкина «Утро ...

... готовиться к сочинению - опи­санию одной из наиболее известных картин художника «Утро в сосновом лесу», созданной в 1889 году. Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, ... в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зелёные кедровые вершины». Что общего в описании бора у И. Соколова-Микитова и И. Шишкина?( Тишина в старом бору. ...

Такое сочинение было предложено учащимся 8 класса при изучении биографии А.С. Пушкина по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

Сочинения инсценировки. В сочинениях данного типа сюжет картины используется для передачи ее содержания в форме разговора действующих лиц. Такое сочинение целесообразно писать по следующему плану:

  1. Предыстория события, изображенного на картине.
  2. Место действия, действующие лица.
  3. Разговор действующих лиц (основная часть сочинения).
  4. Последующая сочинения.

Сочинения-инсценировки, к сожалению, очень редко практикуются в школе, хотя именно такая работа, предполагающая устный диалог, составленный по сюжету диалог, составленный по сюжету картины, способствует развитию навыков диалогической речи, а также закреплению интонационных навыков.

Для сочинений инсценировок можно использовать картины В.Е. Маковского «Свидание», И.В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», Ф.П. Решетникова «Опять двойка» и другие.

Приведу пример урока, подготавливающего учащихся к сочинению-инсценировке по картине Ф.П. Решетникова «За мир».

Урок начинается со вступительного слова учителя о борьбе советских людей против гонки вооружений, о борьбе всех честных людей планеты за мир. Писатели, поэты, композиторы посвящают этой борьбе свои произведения. Картина известного русского художника Ф.П. Решетникова «За мир» посвящена маленьким патриотам Франции, которые помогают взрослым отстаивать великое дело мира.

После вступительного слова даются опорные слова и словосочетания ( послевоенная Франция, развалины, булыжная мостовая, демонстрация в защиту мира, демонстранты, плакаты, транспаранты, голубь – символ мира, полицейский, хорошо одетый господин, дети рабочих, поношенный пиджак, рваные башмаки, короткие штаны, берет, «paix» — по-французски «мир» ).

Затем проводится разбор содержания картины с использованием опорных слов по следующим вопросам:

  1. Где и когда происходят события, изображенные на картине?
  2. В каком районе города происходят события?
  3. Кто собрался на улице и для чего? Что они несут?
  4. Кто это в плаще и с дубинкой?
  5. Кто направляет полицейского, указывая ему на демонстрантов?
  6. Кто изображен на переднем плане картины? Чьи это дети, как они одеты? Давайте дадим им имена. ( Имена французских детей записываются на доске: Марсель, Жан, Пьер, Жак, Жорж .)
  7. Что делают дети, для чего?
  8. Что хотел сказать художник Ф.П. Решетников этой картиной, какова ее идея?

Завершается подготовка к сочинению коллективным составлением плана, он записываются на доске и в тетрадях:

2 стр., 711 слов

Сочинение дети мира против войны

... воевали, как они боролись за нашу страну, за мир на земле. И сколько крови им пришлось пролить! Я против войны! Я не хочу, что бы страдали ни ... что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись. Дети войны не становились черствыми, просто они быстро повзрослели, но они обладали неповторимыми качествами, ...

  1. Когда и где происходит действие?
  2. Демонстрация рабочих в защиту мира.
  3. Появление полицейских.
  4. Что решили пятеро юных друзей?
  5. Что они сделали и как?
  6. Надпись на стене зовет к борьбе за мир.

Учащимся предлагается также подумать, о чем могут говорить между собой мальчики, и составить диалог; при устном рассказе по плану четвертой и пятой пункты предлагается передать в виде диалога.