Сочинение – рассуждение «Огонь печали»
Тема урока
Вид урока:
Форма урока
Возрастная группа, Цель мастерской:
1.продолжить знакомство с языковыми особенностями художественного текста;
2.развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность;
3. воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.
Ожидаемый результат, Оборудование:
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют уважаемые гости, мои коллеги. Я желаю вам творческих находок, удачи. Итак, мы начинаем.
I . Индуктор.
Слово учителя
В 80-х годах газета «Неделя» рассказала своим читателям волнующую историю о солдате, который вернулся домой с войны через 30 лет. Ростислав Кравчук потерял память – для работников госпиталя все эти годы он был просто солдатом. А для своих земляков впоследствии он стал живой памятью о войне.
В нем видят всех солдат, чьи имена золотыми буквами вытиснены на обелиске в центре села Сабатиновка. С этого обелиска стерто только одно имя – Ростислав Кравчук. Он часто приходил к этому месту и, обхватив руками голову, думал, вспоминал. Родные и близкие воинов, не вернувшихся с войны, чаще стали приходить к этому памятнику и подолгу стоять возле него в молчании….
2. Демонстрация
— Как вы думаете, для чего Ростислав Кравчук часто ходил к обелиску? О чем он вспоминал? Почему после тридцатилетнего возвращения солдата односельчане чаще приходили к памятнику? Можете ли вы предположить, о чем они размышляли в молчании? — Как вы думаете, почему у памятников в честь героев Великой Отечественной войны принято зажигать Вечный огонь?
Записи в тетради Дата, тема ( без названия сочинения ), задачи и цель урока ( напоминаю, что сочинение состоит из 3 частей: вступление, основная часть и заключение, конкретизирую цель урока: написать основную часть сочинения)
II . Деконструкция .
1.Групповая работа с текстом Е. Нефёдова
К Вечному огню приходят не на экскурсию. Этот огонь горит для того, чтобы в самые значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом, согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
В этом огне – доблесть солдат Победы.
В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
Человек в огне гражданской войны
... полного раскрытия темы «Человек в огне Гражданской войны» надо рассмотреть одну из крупнейших работ Булгакова - роман «Белая гвардия». В романе описаны события 1918-1919 годов, они повлияли на ... в переломную эпоху: мораль Левинсона, Мечика и Морозко - центральных персонажей произведения. Все эти персонажи индивидуальны и в то же время представляют собой очаг определенных качеств. Помогло сочинение? ...
В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.
Задание для 1 группы. Какова тема данного текста? Выделите в тексте те слова, которые развивают основную мысль текста.
Задание для 2 группы. Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь героев Великой Отечественной войны принято зажигать Вечный огонь? Объясните причины употребления автором лексического повтора.
Задание для 3 группы. Приведите примеры употребления в тексте образных выражений.
доблесть, верность, вечный
2. Социализация.
3. Работа в парах.
- Объясните смысл двух последних предложений текста. В них заключается основная мысль нашей творческой работы, попробуйте её сформулировать и записать.
Социализация
5. Групповая работа.
Вспомните, что такое эпиграф, как он оформляется. Из предложенных стихотворных отрывков выбрать тот, который наиболее подходит в качестве эпиграфа к творческой работе.
Дрожит на скулах у меня.
Ю. Левитанский
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Погибшие в бою.
Народ без памяти слеп, а без надежды мёртв.
Русская пословица.
6. Социализация
7. Групповая работа
- Какое заглавие вы бы предложили будущей работе?
8. Социализация
Все примеры учитель записывает на доске.
9. Разрыв.
— Интересные идеи я нахожу в ученических работах, возможно, и вы мне подарите открытие. «Огонь печали», «Пламя памяти» — так несколько лет назад предложили назвать подобную творческую работу мои ученики. Как вы думаете, почему правомерно появление таких заглавий? Тему или идею текста они будут отражать?
10. Разрыв
— Представьте себе, что это поэтическое произведение вы услышали у Вечного огня. О чем повествуется в нем? Какая мысль, на ваш взгляд, является главной? Могли бы вы воспользоваться материалом стихотворения для создания своего произведения. Что именно бы вы использовали?
11.Групповая работа. Исследовательское задание
- Представьте себе, что огонь у памятника ожил и теперь может говорить. О чем он может нам поведать?
Каждой группе предлагаются стихотворения о войне.
Задание выполняется на фоне музыки (можно использовать песню «На Мамаевом кургане»).
Выбрать два стихотворения, выразительно их прочитать. Ответить на предложенные вопросы:
- О чем стихотворение? Какими чувствами оно принизано? Какие строки особенно понравились и почему? Чем может помочь это стихотворение при написании творческой работы?
12. Социализация
По ходу работы в тетрадях и на доске ведутся записи.
Реконструкция.
1.Индивидуальная дифференцированная работа
На распечатанных листочках представлены начало и заключительная часть сочинения. Данный материал можно или использовать целиком, или изменить эти части сочинения, представить свое начало и заключение. Основная часть работы создается при помощи материалов, отобранных при исследовании поэтических строк о войне.
«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...
... подготовка к сочинению включает наблюдения над языком текстов-образцов, работу над лексическим значением и употреблением слов и словосочетаний ... города». Назову еще несколько видов работ, которые, на мой взгляд, делают уроки живыми. 1. Свободное сочинительство ( ... творческих поисков, ежедневной работы души. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. ...
Вступление, Основная часть « О чем мне поведал Вечный огонь?», Заключение
Огонь – это знак вечной памяти, ведь душа погибших такая же светлая, как пламя. Их жизнь была короткой, но очень яркой, как отблеск огня на братских могилах.
Афиширование, Итоговая рефлексия.
В начале урока вы услышали историю о Ростиславе Кравчуке, который только через 30 лет вернулся домой с войны. Война давно закончилась, но и дома, в мирной жизни, он просыпался ночью с криком: « Огня, ребята!», « Отрезай пехоту!»
- Почему ему не удавалось вычеркнуть из памяти эти страшные события? — Почему поэты и писатели призывают нас, людей, которые не видели Великой Отечественной войны, помнить о ней?
- Меня взволновало…
- Я приобрел навыки…
- Сегодня я узнал…
- Я научился…
- Мне было трудно…
Домашнее задание
Наша творческая мастерская завершена. Я благодарю вас за работу . Урок закончен.
Обучающее сочинение – рассуждение
«Огонь печали»
Тема урока
Вид урока : урок обучающего сочинения.
Форма урока
Возрастная группа
Цели урока
Образовательные :
-
формировать орфографическую и пунктуационную зоркость;
-
повторить через анализ текста следующие понятия: тема, основная мысль текста;
-
продолжить знакомство с языковыми особенностями художественного текста.
Развивающие:
-
расширить кругозор учащихся;
-
развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность;
-
продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать информацию.
Воспитательные:
-
воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию;
-
формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений.
Духовно – нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доблесть, верность, память, уважение.
Ход урока
Первый этап.
I . Индуктор.
1. Слово учителя.
— В 80-х годах газета «Неделя» рассказала своим читателям волнующую историю о солдате, который вернулся домой с войны через 30 лет. Ростислав Кравчук потерял память – для работников госпиталя все эти годы он был просто солдатом. А для своих земляков впоследствии он стал живой памятью о войне.
Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над м (2)
... ответственного этапа работы над текстом – редактирования. Рассмотрим важный вопрос – как организовать работу. Уже было сказано, что обучение редактированию, в частности, ... другое мы слишком часто обнаруживаем в детских сочинениях и изложениях. Но пятиклассники сами не догадаются, ... русской литературы, поэтому их можно выполнять на уроках русского языка, когда изучается соответствующий материал, или ...
В нем видят всех солдат, чьи имена золотыми буквами вытиснены на обелиске в центре села Сабатиновка. С этого обелиска стерто только одно имя – Ростислав Кравчук. Он часто приходил к этому месту и, обхватив руками голову, думал, вспоминал. Родные и близкие воинов, не вернувшихся с войны, чаще стали приходить к этому памятнику и подолгу стоять у него в молчании….
2. Демонстрация
— Как вы думаете, для чего Ростислав Кравчук часто ходил к обелиску? О чем он вспоминал? Почему после тридцатилетнего возвращения солдата односельчане чаще приходили к памятнику? Можете ли вы предположить, о чем они размышляли в молчании? — Как вы думаете, почему у памятников в честь героев Великой Отечественной войны принято зажигать Вечный огонь?
3. Записи в тетради.
II . Деконструкция.
-
Групповая работа с текстом Е. Нефёдова ( текст распечатан ). Комплексный анализ текста.
К Вечному огню приходят не на экскурсию. Этот огонь горит для того, чтобы в самые значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом, согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
В этом огне – доблесть солдат Победы.
В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.
-
Какова тема данного текста? Как можно озаглавить этот текст?
-
Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь героев Великой Отечественной войны принято зажигать Вечный огонь?
-
Определите стиль и тип речи. Отличительным свойством художественной речи является образность. Приведите примеры употребления образных выражений.
-
Объясните причины употребления автором лексического повтора.
-
Социализация.
Представление выполненного задания.
-
Работа в группах.
Орфографический и пунктуационный разбор. Составление словарного диктанта по данному тексту. 1 – я группа работает с орфограммами в существительных, 2 – я группа – с орфограммами в глаголах, 3 – я группа – со знаками препинания ( учащимся этой группы помогает учитель, так как постановка знаков препинания в неполном предложении ещё не изучена ).
-
Социализация.
7 стр., 3068 словРабота с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. ...
... него это событие. 3. Определить стиль и тип текста. (работа в группах). Ответы: Текст художественного стиля, так как взят из повести С.Т. ... “разрушались на мелкие куски”. По типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в ... ый. (объяснение орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов) 7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь ). План I 1. ...
Распечатанный текст убирается. Представители от группы проводят словарные диктанты, отвечают на вопросы. Диктанты проверяются по тексту на распечатанных листочках. При помощи схемы представитель 3 – й группы объясняет постановку знаков препинания во втором предложении. Устно поясняет постановку тире в трех последних предложениях текста.
-
Работа в парах.
— Объясните смысл двух последних предложений текста. В них заключается основная мысль нашей творческой работы, попробуйте её сформулировать.
6. Социализация. Представление выполненного задания. Запись в тетради основной мысли будущей творческой работы. ( Мы должны помнить о подвиге героев Великой Отечественной войны. )
7. Групповая работа.
Вспомните, что такое эпиграф, как он оформляется. Из предложенных стихотворных отрывков выбрать тот, который больше подходит в качестве эпиграфа к творческой работе.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?
В.Высоцкий
Я не участвую в войне,
Война участвует во мне…
И пламя Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.
Ю. Левитанский
8. Социализация. Защита эпиграфа. Представление выполненного задания. Оформление эпиграфа на доске и в тетрадях.
9. Групповая работа. Выбор заглавия.
Какое заглавие вы бы предложили будущей работе?
10. Социализация. Представление выполненного задания.
Все примеры учитель записывает на доске.
11. Разрыв – сопоставление заглавий.
— Интересные идеи я нахожу в ученических работах, возможно, и вы мне подарите открытие. «Огонь печали», «Пламя памяти» — так несколько лет назад предложили назвать подобную творческую работу мои ученики. Как вы думаете, почему правомерно появление таких заглавий? Тему или идею текста они будут отражать?
12. Фронтальная работа.
- Представьте себе, что огонь у памятника ожил и теперь может говорить. О чем он может нам поведать?
13. Разрыв. Чтение текста стихотворения учителем.
МОСКВИЧИ
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой,
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой
Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно….
Но помнит мир спасенный,
Мир вечный, мир живой
Сережку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.
Е. Винокуров
— Представьте себе, что это поэтическое произведение вы услышали у Вечного огня. О чем повествуется в нем? Какая мысль, на ваш взгляд, является главной? Могли бы вы воспользоваться материалом стихотворения для создания своего произведения. Что именно бы вы использовали?
14. Групповая работа. Исследовательское задание «О чем мне поведал Вечный огонь?»
Каждой группе предлагаются три стихотворения ( см. методический комментарий ).
Влияние пластических видов искусства на творческие способности подростков
... проблемой. Роль творческого потенциала человека в материальном производстве значительно повышается. Повышению творческой активности может содействовать эстетическое воспитание, опирающееся на пластические виды искусства как свое важнейшее средство. Кроме того, современная ... представлений о значении пластических видов искусства для развития творческих ... в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» ...
Задание. Выбрать два стихотворения, выразительно их прочитать. Ответить на предложенные вопросы:
- О чем стихотворение? Какими чувствами оно принизано? Какие строки особенно понравились и почему? Чем может помочь это стихотворение при написании творческой работы?
15. Социализация. Представление выполненного задания.
По ходу работы в тетрадях и на доске ведутся записи.
16. Промежуточная рефлексия.
- Мы отбирали материал для основной части работы. Достаточно ли предварительной подготовки к написанию этой части творческой работы?
Второй этап.
III . Реконструкция.
-
Индивидуальная дифференцированная работа. Создание чернового варианта работы.
На распечатанных листочках представлены начало и заключительная часть сочинения. Данный материал можно или использовать целиком, или изменить эти части сочинения, представить свое начало и заключение. Основная часть работы создается при помощи материалов, отобранных при исследовании поэтических строк о войне.
Начало текста,
-
Афиширование. Представление собственных творческих работ.
-
Итоговая рефлексия. В начале урока вы услышали историю о Ростиславе Кравчуке, который только через 30 лет вернулся домой с войны. Война давно закончилась, но и дома, в мирной жизни, он просыпался ночью с криком: « Огня, ребята!», « Отрезай пехоту!»
-
— Почему ему не удавалось вычеркнуть из памяти эти страшные события? — Почему поэты и писатели призывают нас, людей, которые не видели Великой Отечественной войны, помнить о ней? — Появились ли у вас какие-нибудь новые идеи по созданию творческой работы сегодняшнего урока?
-
Домашнее задание . Подготовить творческую работу для оценивания.
Анализ урока.
Вашему вниманию был представлен урок в 7 классе по теме: «Обучающее сочинение-рассуждение о памяти «Огонь печали».
Основная цель урока – формирование умения работать с языковым материалом во время подготовки к написанию сочинения. Кроме этого мною были определены следующие цели: развитие творческой и исследовательской деятельности учащихся на уроке,
развитие коммуникативной компетенции,
умения кратко и ясно формулировать мысль,
умение работать в группе и парах;
- и главнейшая воспитательная задача — способствовать формированию чувства патриотизма, успешной духовно развитой личности, побудить учеников к размышлению над важными нравственными проблемами.
При проведении данного урока мною использовалась технология педагогических мастерских, которая предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала и способа предъявления результата. Она ориентирована не на прямую передачу информации, а на совместный поиск знаний, их «самостроительство», личную заинтересованность ребёнка в изучаемом материале. Необходимая информация подавалась на уроке дозами, создавалась атмосфера сотворчества, при этом исключалось официальное оценивание работы ученика.
Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива
... дипломной работы Состоит из ведения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, библиографии приложения. Глава I . Теоретическая часть. Необходимые условия для организации работы и творческой жизни хореографического творческого ... ём заключаются его задачи в искусстве, в чём специфика его профессии? Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а ...
Поскольку педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат, я попробовала проанализировать данный урок в соответствии с этапами его проведения.
(«индукция
«деконструкция
этапе «социализация
- «реконструкция
- «афиширование
Шестой этап – разрыв : озарение, новое видение предмета, внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
- рефлексия
На мой взгляд, психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.
Передо мной стояли задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, но при этом дать почувствовать и оценить каждому школьнику его собственное мнение и знание. Это, я считаю, пусть маленький, но всё-таки шаг вперёд.
Такие уроки являются перспективной подготовкой к написанию творческой работы ЕГЭ по русскому языку и итогового сочинения по литературе ( что сейчас особенно актуально).
Данная технология используется мной довольно часто на уроках развития речи. Может кто помнит мой открытый урок по теме «Наступление весны» и др.
Я думаю, что цели урока достигнуты, педагогическая мастерская состоялась.