Работа над ошибками в сочинении

Мы предлагаем вашему вниманию материал, подготовленный сотрудником отделения филологии открытого лицея «Всероссийской заочной многопредметной школы» (ВЗМШ) Е.Ю. Широковой. Материал состоит из двух частей.

1. Сочинение одного из учеников лицея с указанием типов ошибок, допущенных им: фактических (ф), стилистических (ст), грамматических (Г), логических (Логика), композиционных (Композиция), тавтологических повторов (Повтор).

В тех случаях, когда допущено сразу несколько ошибок, сначала указывается основная, а затем в скобках — другие ошибки, например: ст (Логика).

2. Рецензия на это сочинение с объяснением ошибок и рекомендациями к их исправлению.

Е.Ю.ШИРОКОВА,

г. Москва


«М.Ю. Лермонтов – мастер психологического анализа (по роману “Герой нашего времени”)». Работа учащегося, осваивающего курс «Сочинение-экспресс». В данном тексте исправлены все ошибки, кроме стилистических, грамматических и фактических.

Ошибки

Лермонтов – первый из русских писателей, кто задался целью провести психологический анализ личности . Впоследствии его открытиями и новаторствами воспользуются другие писатели-психологи , в том числе и Достоевский.

Ф

СТ

Ф

Писатель показал жизнь общества, характерного тому времени, среди которого изобразил как светских особ («Княжна Мери»), так и людей средних и низших классов («Тамань», «Бэла»).

Среди всех этих людей Лермонтов выделяет одного передового героя, через которого и проходит вся сюжетная линия . Автор предоставляет нам совершенно «нового» во всех пониманиях героя – Печорина. Сам Печорин – прототип пушкинского Онегина – он так же очень быстро познал все прелести и разочарования светского общества, познал жизнь во всех ее воплощениях . Но душе его этого очень мало, он приезжает на Кавказ, чтобы развеяться под черкесскими пулями, но и это ему вскоре надоедает . Трагедия Печорина в том, что он не находит себе места в жизни и постоянно находится в конфликте с окружающим обществом . Разумеется, для создания такого образа, как Печорин, нужен психологический анализ.

СТ

(Логика!)

СТ (Г)

СТ

(Повтор.)

Логика)

СТ (Г)

СТ

СТ

Ф

СТ

СТ (Повтор)

СТ

СТ

СТ

СТ (Повтор)

СТ

СТ

Центральное место в романе занимает Печорин. Через его образ Лермонтов охарактеризовал как светское общество, так и «новую», прогрессивную молодежь . Действительно, среди его поступков можно встретить характерные для питерского франта, например, в поведении с Бэлой или Мери. Но совсем иного Печорина мы видим в отношениях с Верой, когда герой просто переполнен чувствами, или с Вернером, когда мы видим умного, рассудительного человека .

Композиция!

СТ (Г)

Ф

СТ

Логика!

Печорин имеет разносторонний характер, но еще более сложен , противоречив и изменчив его внутренний мир . Этот самый мир и характер раскрываются многообразно . Прежде всего через отношение Печорина к водяному обществу, к мирным контрабандистам, к Максим Максимычу. К контрабандистам герой проявляет чересчур большую любознательность , за что чуть не поплатился жизнью. В общении с Максим Максимычем за пленкой дружелюбности скрывается безразличие к судьбе старика . В разговорах с посетителями минеральных вод Печорин вежлив, учтив, но в его словах чувствуется презрение к окружающим. В дневнике он дополняет это своими комментариями .

СТ

(Логика!)

СТ

Г

СТ

СТ

СТ

Ф

СТ

Лермонтов также сумел показать характер Печорина при помощи сопоставлений и противопоставлений. В романе герою сопоставлен лишь один персонаж – Вернер. Он также умен, остроумен, склонен к рассуждениям. Единственное отличие в том, что Вернер не «гоняется за жизнью», как Григорий Александрович. Остальные же образы произведения или противопоставляются Печорину (например, Максим Максимыч), или являются пародиями на него (например, Грушницкий).

СТ

СТ

(Логика!)

СТ

СТ

Дополняет образ и внутренний мир Печорина его речь . Она спокойна, рассудочна, в ней ни одного лишнего слова. Речь его полна острот, хоть и справедливых, но зато обилие которых многих отталкивает от героя.

Ф

Психологичны и показательны некоторые случаи и поступки Печорина , как, например, эпизод, когда Григорий Александрович загнал своего коня, желая в последний раз увидеть Веру . Трагичность момента в том, что герой понимает нереальность своей идеи и сам же себя убеждает, что эта встреча причинила бы только боль. Мы видим, как со дна его души поднимается высоконравственное начало . Он плачет, а после сообщает , что слезы совершили в нем «счастливую диверсию» . Впервые в романе у Печорина так ярко проявляются человеческие чувства.

СТ

СТ

СТ

Ф

Не менее важна для раскрытия внутреннего мира героя ночь перед его дуэлью с Грушницким. Печорин анализирует всю свою жизнь, спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он готов умереть и даже исповедуется перед самим собой, впервые осуждает себя и свои поступки. Уже кажется, что Печорин перерождается, пытается понять и влиться в окружающий его мир , но через несколько месяцев в крепости мы видим его все тем же эгоистичным, самолюбивым, бесчувственным человеком.

СТ

В ту ночь Печорин сам выделяет себя среди общества . «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». Он пытается объяснить смысл своей жизни .

СТ

СТ

Не менее важна в произведении повесть «фаталист». В ней автор дает объяснение появлению в обществе таких людей, как Григорий Александрович. Это происходит потому, что новое поколение потеряло старую веру, связь со своими предками: «…мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…».

СТ

Психологически значимы описания местности, пейзажа, внешности героя : его портрет, костюм, мимика.

СТ

О природе в романе сказано довольно много. Лермонтов, безумно любивший Кавказ, выделяет ее своим колоритом , масштабностью, таинственностью. Можно отметить великолепные описания Гуд-горы, Чертовой долины, Крестовой горы. Самого Печорина Лермонтов сравнивает с природой Кавказа и роднит их . Даже в последние минуты перед дуэлью Григорий Александрович не думает о своей судьбе, он восхищается пейзажем.

СТ (Г)

СТ

Портрет героя мы видим в описании сразу двух повествователей : странствующего офицера и Максим Максимыча. Портрет, данный Максим Максимычем, несколько смутный и сумбурный : «…он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький…». Он не способен анализировать поступки Печорина, но Максим Максимыч играет важную роль в раскрытии его характера : «Славный был малый, смею вас уверить, только немножко странен».

СТ

?

СТ

Затем портрет , данный офицером, более точно намечает характер Григория Александровича . Кроме того, он анализирует Печорина и детали его костюма : «…чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека … он не размахивал руками – верный признак скрытности характера … можно было заметить следы морщин, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства». В дальнейшем повествовании Печорин сам помогает нам понимать и осуждать его характер и внутренний мир.

СТ

СТ

СТ

СТ (Г)

Лермонтов не только создал великолепный психологический роман «Герой нашего времени», он еще и выступил в нем как новатор.

Михаил Юрьевич первый из русских писателей применил принцип психологического портрета . Впоследствии этим приемом воспользуются Тургенев, Гончаров, Толстой.

Ф

СТ

Вторым отклонением от традиций явилось расположение повестей не по хронологической последовательности, что помогает более тонко и чутко проникнуть в характер Печорина. Третья особенность – это само создание психологического романа, первого в своем роде в России, который открыл целое направление в литературе.

СТ

Композиция!

Композиция!

Итак, Лермонтов с помощью образного воспроизведения жизни, через судьбу одного героя познакомил нас со своей позицией. Писатель также внес свой существенный вклад в развитие русского психоанализа в литературе и законно занимает свое место среди отечественных и зарубежных мастеров этого жанра.

СТ

СТ

РЕЦЕНЗИЯ

Уважаемый Александр!

Я внимательно прочитала ваше сочинение. Очень хорошо, что Вы стараетесь, чтобы содержание сочинения отвечало выбранной теме, а в тексте не содержалось ненужных отступлений и рассуждений.

Однако, к сожалению, во многом Ваше сочинение не соответствует тем требованиям, которые предъявляются вузовскими приемными комиссиями к вступительным работам.

Для того чтобы получить на вступительном экзамене двойку, достаточно сделать шесть любых (орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических, фактических) ошибок, а в вашем сочинении разнообразных ошибок так много, что придется просить Вас выполнить две работы над ошибками – по орфографии и пунктуации и по стилистике.

В работе по орфографии и пунктуации должны быть выписаны все предложения и отдельные слова, в которых были допущены ошибки.

Орфография:

Со словами, в которых были допущены орфографические ошибки, составьте словосочетания.

Пунктуация:

Сгруппируйте предложения по принципу «ошибки на одно правило» и придумайте другие примеры на то же правило.

Каждый раз объясняйте, пользуясь справочником по орфографии и пунктуации, почему следует писать так, а не иначе. Если будете испытывать затруднения в поиске подходящего правила, пишите нам, задавайте вопросы, но в вопросах должно быть не только «не знаю», постарайтесь объяснить, что Вам не ясно, как Вы пытались найти правильный ответ и какое препятствие помешало довести работу до конца.

Стилистических ошибок в сочинении столько, что нельзя ограничиваться лишь работой над ошибками, которая заключается в исправлении (с помощью наших пояснений) стилистически неправильных высказываний. Вам предстоит длительная работа над стилем речи, длительная работа над собой. Наши рекомендации направлены на то, чтобы устранить все возможные причины стилистических ошибок.

1. Прислушивайтесь к речи окружающих. Так ли говорят Ваши друзья, как родственники, а родственники так ли говорят, как учителя в школе? Раньше призывали ориентироваться на речь дикторов радио и Центрального телевидения, однако теперь и они не всегда являются образцом правильной речи, поэтому постарайтесь среди тех, кого знаете, найти такого человека, который говорит правильно (или «правильнее других»).

Подумайте, чем Ваша речь отличается от речи этого человека, постарайтесь, слушая его, исправить собственные ошибки.

2. Читайте словари. Вам будут нужны « Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, словарь иностранных слов , словарь паронимов , словарь синонимов , словарь антонимов и энциклопедический словарь. Толковый словарь, энциклопедический словарь и словарь иностранных слов помогут узнать значения непонятных Вам слов и найти сферу их употребления. Словарь паронимов – увлекательное чтение для того, кто хочет разобраться в том, какая же разница существует между словами невежа и невежда , эффектный и эффективный , другими словами, которые похожи, но не имеют ничего общего в значении. Словари синонимов и антонимов помогут сделать Вашу речь богаче, отыскать подходящее слово или избавиться от ненужных и некрасивых повторов, воспользовавшись синонимами.

3. Больше читайте. Выключите телевизор и возьмитесь за книгу. Чем человек больше читает, тем грамотнее он пишет и красивее говорит, ведь перед его глазами ежедневно появляется не одна сотня, а то и тысяча разнообразных слов во всевозможных формах и сочетаниях. Чтение интересной книги развлечет Вас и принесет Вам пользу.

4. Когда пишете сочинение, возьмите для себя за правило не пользоваться словами писателей и литературоведов, не оформив их как цитаты. Стиль многих авторов узнаваем, несет на себе печать эпохи. Их тексты могут содержать устаревшие формы и конструкции. Проверяющий может и не угадать по одной фразе, кому она принадлежит, но всегда почувствует чужеродность стиля, а это в целом может неблагоприятно сказаться на оценке сочинения. Цитируемый текст оформляйте как цитату, лучше – со ссылкой на автора слов и то произведение, откуда они взяты.

В Вашей работе есть ошибки, которые можно исправить, изменив сочетание слов, заменив одно из слов в словосочетании:

  • герой «новый» не «во всех пониманиях», а ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ;
  • «выделяют» не «среди …

людей», а ИЗ ЛЮДЕЙ («выделятьСЯ» можно и «среди … людей»);

  • «сюжетная линия» никогда не «проходит» «через» героя, да и общество «через» образ не характеризуется;
  • поступки – не люди и не предметы, «среди» них никого и ничего нельзя встретить;
  • также невозможно «выделить себя» «среди» общества;
  • сопоставляют не кого-то кому-то, а кого-то С кем-то;
  • «случаи» не «Печорина», а ПРОИСХОДИВШИЕ С ПЕЧОРИНЫМ;
  • «случаи» не могут быть «психологичны»;
  • «роднить» героя с природой невозможно;
  • да, можно «влиться» ВО ЧТО-ТО, но «понять» не «во что-то», а ЧТО;
  • «анализировать» можно обстоятельства, поступки, характеры, но не людей;
  • странно звучит фраза о том, что Печорин «сам помогает … осуждать» свой характер (просто САМ ОСУЖДАЕТ…).

Есть ошибки в построении фразы, когда предложение можно понять двояко или прочитать как угодно.

«Портрет героя мы видим в описании сразу двух повествователей…» – то ли повествователи так описываются, что в их портретах мы видим героя, то ли они сами героя описывают…

«Психологически значимы описания местности, пейзажа, внешности героя…» – то ли «местность героя», то ли «описания местности и описания внешности героя»…

«Дополняет образ и внутренний мир Печорина…» – то ли «образ дополняет внутренний мир», то ли «внутренний мир дополняет образ»…

Вообще вы часто пренебрегаете ролью подлежащего в предложении, не замечаете, что «главным действующим лицом» делаете не того, о ком идет речь.

«Затем портрет , данный офицером, более точно намечает … он анализирует…» – портрет что-то анализирует?

«…Печорин вежлив, учтив, но в его словах чувствуется презрение к окружающим. В дневнике он дополняет это…» – что это он дополняет? Презрение?

Прежде чем использовать какое-то слово, которое редко Вам встречается, убедитесь, что вы точно знаете его значение и понимаете, в каких сочетаниях его следует употреблять, иначе… «автор предоставляет нам героя», «Печорин имеет … характер , но еще более сложен … его внутренний мир », «вторым отклонением от традиций…», «к контрабандистам герой проявляет … большую любознательность », в ЧЕМ смысл жизни ВЫЯСНЯЮТ, в чем смысл жизни ОБЪЯСНЯЮТ КОМУ-ТО.

В тексте сочинения можно найти повторы, от которых постарайтесь избавиться в работе над ошибками.

Попадаются и грамматические ошибки, влияющие на понимание смысла написанного, на стиль. Особенно характерны ошибки в использовании притяжательных местоимений:

«Писатель также внес свой существенный вклад…» – от слова «свой» здесь следует избавиться.

«О природе в романе сказано довольно много. Лермонтов, безумно любивший Кавказ, выделяет ее своим колоритом…» – а какой КОЛОРИТ у Лермонтова?

«Печорин сам помогает нам» «осуждать» не ЕГО, а СВОЙ характер!

Иногда нарушается логика изложения. Говорим об отношениях героя с женщинами (Бэла, Мери, Вера…) – и вдруг без логического перехода: «…или с Вернером, когда мы видим умного, рассудительного человека…» (кстати, кто «умный, рассудительный» – Печорин или Вернер?).

Печорин «загнал коня, желая … увидеть Веру…» – лучше сказать не «увидеть», а «догнать».

Стиль школьных (даже выпускных) сочинений может быть разнообразным, однако в пределах одного сочинения требуется соблюдать некое стилистическое единство, продиктованное жанром сочинения, общим настроением, задачами, которые стоят перед автором работы… Стиль вступительного сочинения – это стиль «маленькой научной работы», поэтому недопустимо использовать в нем элементы разговорной лексики («этот самый мир», «но зато»), слишком яркие метафоры, не являющиеся цитатами («за пленкой дружелюбности», «со дна его души поднимается высоконравственное начало»).

Писателя не следует называть в сочинении по имени и отчеству, если при этом Вы не называете его фамилии.

Особая проблема – фактические ошибки. Они могут быть порождены даже стилистическими ошибками, непониманием смысла слов и способности их сочетаться с другими словами.

Вы, например, назвали Печорина ПРОТОТИПОМ Онегина, обвинили Печорина в «безразличии к судьбе старика» (Максим Максимыча), сказали, что образы произведения (а ОБРАЗЫ – не только герои, но и детали, пейзажи и т.д.) противопоставляются Печорину или являются пародиями на него.

Не следует искажать цитаты. «…это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию», – пишет Печорин, а Вы утверждаете, что «слезы» СОВЕРШИЛИ В НЕМ «счастливую диверсию». Небольшая, но все-таки неточность.

Кроме того, «перескочив через головы» Пушкина и Гоголя, Вы назвали Лермонтова первым, кто «задался целью» «провести психологический анализ личности», «применил принцип психологического портрета». Скорее Лермонтов первый в русской литературе, кто создал именно психологический роман, сделав анализ переживаний героя важным композиционным элементом произведения.

Немного о композиции сочинения.

О «втором отклонении» и «третьей особенности» Вы говорите на последней странице, причем «третья особенность» повторяет абзац, предшествующий «второму отклонению», а о том, что Печорин занимает центральное место в романе, вы почему-то вспомнили лишь в конце первой страницы.

Постарайтесь исправить все свои ошибки.

Будьте внимательны! Желаю успехов!