Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.
оперативность
подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.
информационный повод
- То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.
Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.
наблюдать со стороны
, либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.
Критерий качества
репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.
Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.
Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.
Тогда у вас все получится!
Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.
Конспект урока русского языка в 8 классе » Репортаж» , Р. Сочинение -репортаж
Класс: 8
Цель:
Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.
Задачи:
Обучающие:
формирование представлений о жанровых особенностях репортажа; создание собственного текста с учетом требований к данному жанру.
Развивающие:
отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа, совершенствование умения наблюдать события текущей жизни, давать им оценку, обсуждать, анализировать;
Воспитательные
: формирование интереса к творческому труду, профессии журналиста, воспитание осознанной потребности в знаниях.
Планируемые результаты:, Предметные:
умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа;
ФОТОРЕПОРТАЖ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ (НА ...
... формирования композиции репортажа; <p awml:style="БеРинтервала" dir="ltr"> 6) представить базовые установки создания фоторепортажа; ... в процессе работы над фоторепортажем. Структура исследования. Работа традиционно состоит ... 1855г. Проявили себя хроникерами военных событий английский фотограф Роджер Фентон и ... создания произведений искусства, полных жизни, динамики и своеобразной ...
Личностные
: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяю правила делового сотрудничества;
Метапредметные:, Познавательные
: структурируют знания, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Регулятивные
: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные
: умеют работать в паре, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II.
Мотивация учебной деятельности:
Внимание! Очередное включение! Наш телеобъектив «Зоркий глаз» установлен при входе в здание школы. Сегодня, … ноября, здесь, в кабинете литературы, пройдёт презентация новой книги о войне. Мы видим, как идут последние приготовления к встрече гостей.
Прозвенел опять звонок и позвал всех на урок в мир открытий, знаний, света.
Давайте вместе со всеми зайдем в кабинет, где будет проходить мероприятие.
III. Актуализация знаний:
- Ребята, скажите, в каком жанре создана речь, которую вы только что услышали? (репортаж)
- К какому стилю речи относится репортаж? (публицистическому)
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
- Как мы определим задачи урока?
- Для начала давайте вспомним особенности публицистического стиля речи.
- В каких жанрах реализуется данный стиль? (заметка, интервью, репортаж)
— Поскольку наша с вами задача на сегодня познакомиться с репортажем, я попрошу вас обратиться к словам известного лингвиста Г.Я.Солганика: «Репортаж – это глаза и уши читателя». Исходя из данного высказывания, а также особенностей публицистического стиля, попробуйте сформулировать определение репортажа.
Репортаж – это глаза и уши читателя.
Солганик Григорий Яковлевич
- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?
- Какая задача стоит перед автором репортажа? (Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)
Словарь иностранных слов
Если мы обратимся к этимологии, т.е. к происхождению слова, то узнаем, что слово «репортаж» — это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать.
1) работа репортёра;
2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
- А кто такой репортер?
Репортёр –доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.
Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.
IV. Усвоение новых знаний:
«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...
... элементом такого урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь ... помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой свой дневник и считал, ... события, описывай факты; -выражай свои мысли, взгляды, впечатления; - выбери стиль изложения. Приведу небольшой отрывок из сочинения ...
1. Толковый словарь
Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация»;
2) репортёрская работа.
Словарь иностранных слов
Если мы обратимся к этимологии, т.е. к происхождению слова, то узнаем, что слово «репортаж» — это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать.
1) работа репортёра;
2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих
событиях местной жизни.
Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.
Советский энциклопедический словарь
Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участник
Фронтальная беседа с классом:
- Итак, тема нашего урока — репортаж
- Еще раз о нем, как о жанре публицистического стиля
(Репортаж-жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детально или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.
«Репортаж- глаза и уши читателя»-так сказал об этом жанре известный лингвист Г.Я. Солганик.
- Репортаж изображает событие как процесс
- В репортаже личность автора всегда присутствует,
его отношение к событию всегда проявляется
- Есть ли единые требования к репортажу?
(- Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет и говорит по-своему.)
- Однако выделяют зачин-начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды-все зависит от авторского замысла.
- Зачин должен быть динамичным. А динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции.
- Репортаж может начаться с прямого обращения к слушателям, читателям.
- В центральной части репортажа –рассказ о событии. Обычно представляет собой тип речи- повествование.
- А организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности»происходящего
_ А что же еще используется?
(Используются также формы прошедшего времени совершенного вида , краткие страдательные причастия прошедшего времени).
- Выделяют в репортаже и концовку. Она чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому он подводит читателя или слушателя.
- В репортаже всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию ( радость ,гордость, сочувствие..)
- Выразить эти чувства помогают различные синтаксические конструкции, например вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения ,обращения, вводные слова и предложения.
В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками или просто улицами.
Курсовая Телевизионный репортаж
... и на радио репортер должен, прежде всего «нарисовать» событие, поэтому описательная функция — главная в творческой работе газетного и радиорепортера. Иначе обстоит дело в телевидении: телекамеры на ... причем репортер выступает как свидетель или участник этого события. Известно несколько видов репортажа. Репортаж в печати использует исключительно словесно-логическую символику письменной речи; ...
Таким образом, каковы же приметы жанра?
1. Изложение ведется от 1-го лица
2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность .
3. Документализм, объективная точность.
4. Эскизность речи.
5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.
- А что еще нужно?
- Полная и достаточно достоверная информация.
- Репортаж ведет репортер
- В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события
V. Контроль
1.Составить репортаж на тему « Книги- наши верные друзья»
VI. Рефлексия.
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
2. Напутственное слово молодым репортерам:
Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет. Для чего? Ищите свой ответ.
Наш репортаж с урока русского языка в 8 классе подошел к концу. С вами была я, ……, учитель русского языка 8 класса МБОУ « СОШ. …. »
VII. Информация о домашнем задании:
- Написать сочинение- репортаж на одну из тем: « Книги- наши верные друзья»;» « Чтение- вот лучшее учение»;
- « В школьной библиотеке»
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
Функционально-прикладной характер репортажа, как формы журналистского ...
... уже известен из радионовостей, перестает быть репортажем, так как лишается этого признака. Иногда репортаж определяется коротко как «история события». Интересная работа середины 70-х годов – статья ... репортаж в печати, на радио и на телевидении. Для всех трех видов жанра общим является определение: «Репортаж – это объективное, оперативное и наглядное изложение очевидцем своих впечатлений о событии» ...
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
1. Работа с текстом ( подготовка к устной части ОГЭ)
В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и, особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер.
В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения, Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры информации – радио- и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с репортажем «текстовым», написанным.
4
Виды репортажа
Есть несколько основных видов репортажа:
- Исследовательский (или аналитический
- Постановочный (познавательный
- Событийный (информационный
аналитическом репортаже
вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.
Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.
постановочные репортажи
- Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.
Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.
То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.
Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.
событийный репортаж
- О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.
Структура
Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:
Конспект русского языка. в жанре репортажа
... сочинений публицистического стиля? (Заметка, интервью, репортаж) Что представляет собой заметка, интервью? (Заметка – краткое сообщение о каком-либо событии. ... X. Слово учителя В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и ... о царе Салтане». Внимание посетителей привлекают такие работы, как «Многодетная мать», «Уржумская ярмарка», «катание с горки». ...
- Заголовок
- Лид (введение
- Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование
- Анализ или вывод (если это аналитический репортаж
- Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным
В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.
Признаки
Вот основные жанровые признаки репортажа:
- Повествование от лица очевидца
- Время течет от начала к концу события
- Действие
- Яркие детали
- Фото с места событий
- Признак зигзагообразности
участника событий
- То есть вы делаете это от первого лица (
я, мы
- Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.
Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.
Время
течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.
Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.
Нет, так делать нельзя!
Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.
В репортаже обязательно присутствует действие
- То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «
просто красиво
».
яркие детали
- Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.
К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.
зигзагообразности
То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.
То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.
Как написать репортаж
Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.
Поэтому в материале должны быть:
Репортаж как информационный жанр журналистики
... жанра всегда находится определенный факт, событие в его динамике. Изображение события достигается использованием конкретной лексики в контекстах описательно-повествовательного типа. Отношение автора к событию выражается подбором деталей, монтажными средствами. Репортаж ... динамичная картина события – как бы сиюминутный отклик, сохраняющий взволнованность очевидца. Факт, увиденный как происшествие – ...
- Герои и диалоги
- Интересные детали
- Действия
Герои и диалоги
Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.
Хорошо, если будут диалоги.
Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!
Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты
- Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.
директора или организатора
- Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.
Детали
В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.
что вижу, то и пишу
- Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.
Но не усердствуйте с деталями!
Грубая ошибка
— это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.
Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.
Действие
Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.
Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.
А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?
сводки новостей, сюжет с телевидения
, то это уже будет
реконструкция события
, а не репортаж.
Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.
А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали
яркую форму
- Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.
Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.
Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа
Урок развития речи в 8 классе
«Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа»
Спортивный репортаж на примере советский спорт, спорт экспресс
... В первой главе рассмотрены теоретические основы спортивной журналистики в аспекте спортивного репортажа. Во второй главе рассматривается своеобразие жанра спортивного репортажа в издании «Советский спорт» на современном ... информации, которая служит дополнительным стимулом для привлечения читателей к информации о спортивных событиях, сегодня в прессе существует даже такое понятие, как – инфотейнмент, ...
Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет. Для чего? Ищите свой ответ.
«Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа»
Итак, сегодня мы с вами дадим определение данному жанру публицистики, рассмотрим его композицию, примеры профессионального репортажа.
Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тема урока «Репортаж как жанр публицистики».
Репортаж – это глаза и уши читателя.
Солганик Григорий Яковлевич — Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста? — Какая задача стоит перед автором репортажа? (Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели его на самом деле.)
Словарь иностранных слов
Если мы обратимся к этимологии, т.е. к происхождению слова, то узнаем, что слово «репортаж» — это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать.
1) работа репортёра;
2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
- А кто такой репортер?
Репортёр –доставляющий сведения о текущих событиях и происшествиях.
Подберите синонимы к этому слову: корреспондент, комментатор, журналист.
- Скажите, пожалуйста, а каких спортивных комментаторов знаете вы?
Дмитрий Губерниев – это один из самых известных спортивных комментаторов в современной истории России. Его голос сопровождает все крупнейшие соревнования, а потому журналист остается настоящим символом российского спорта. Уже 11 лет работы в эфире Губерниев за словом в карман не лезет. Да и как иначе? Ведь во время прямой трансляции или торжества случиться может всякое…
«Заполню любую паузу!» — этот слоган легко мог бы стать профессиональным девизом Дмитрия.
Сделаем вывод о характерных особенностях репортажа:
1. Изложение от автора (репортера), а не от постороннего лица
2. Ярко выраженное отношение автора к происходящему
3. Передача всего хода события, а не одного его момента
Репортаж – это рассказ о ходе события, переданный автором непосредственно с места события. Задача репортера – так описать событие, чтобы зрителям, читателям или слушателям показалось, что они все видели своими глазами.
1. Зачин ( место и время события)
2. Основная часть (ход события)
3. Концовка (авторская оценка события)
Зачин – короткий, динамичный, указание на время и место событий.
Основная часть – собственно описание события. Для передачи хода события используются глаголы и краткие страдательные причастия.
Концовка – авторская оценка события, вывод. Как правило, является самой эмоциональной частью репортажа. Можно использовать восклицательные предложения или риторические вопросы.
Вы знаете, раньше, во времена моего пионерского детства, одними из самых интересных заметок в школьных стенгазетах были репортажи – с уроков, из столовой, со школьных соревнований и т.п. У вас сейчас тоже появится возможность почувствовать себя в роли школьного репортера. Ваша задача – продолжить, дописать этот репортаж. Давайте обсудим зачин репортажа и подумаем, как его можно продолжить.
Урок русского языка Подготовка к сочинению-репортажу по картине ...
... тему урока (Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа") (Сл. 1) - Запишите тему в тетради и попробуйте сами ... картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». Давайте внимательно рассмотрим картину. (Сл. 6) Что на ней изображено? (Много девочек. Они в спортивном клacce. Они гимнастки, занимаются спортом). Где происходит событие? (В спортивном ...
Какова тема репортажа? (Урок литературы)
Откуда ведется репортаж? (Из школы)
С помощью каких языковых средств автор старается сделать текст живым, динамичным? (С помощью односоставных предложений)
Внимание! Я, …, веду репортаж с урока литературы в 8 классе. Это открытый урок. На нём присутствуют гости. В классе необычная тишина. Ребята слегка стесняются гостей и поэтому чувствуют себя скованно. Их можно понять: они защищают честь своего класса. Но опасения напрасны. Гости настроены доброжелательно. Смотрите, они улыбаются ребятам. И вот блаженная тишина. Все замерли в ожидании. Ведь сегодня предстоит «творить» на уроке. Итак, урок начинается…
Попробуйте устно продолжить рассказ. Представьте, что вы пишете о нашем уроке, о своих школьных друзьях. Как они ведут себя на литературе?
Помните, что ваш репортаж не о выдуманном событии, а о реальном. Поэтому не бойтесь включать в свой рассказ имена ребят, о которых идет речь. Любой ученик или учитель, который прочитает ваш репортаж, сразу представит себе эту картину с конкретными персонажами, и участники этих событий сразу себя узнают.
Какой будет концовка вашего репортажа? Помните, что она должна быть по возможности эмоциональной. Лучше всего использовать восклицательные предложения. Например: Интересно, весело у нас в школе на уроках! Или: Ох, как жаль, что закончился урок!
3) Завершающая часть урока. Подведение итогов, запись домашнего задания, выставление оценок.
Домашнее задание: дописать сочинение-репортаж.
Примеры репортажа
Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.
Как не надо писать
Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.
Плохой пример репортажа в газете
Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории « красивый
».
Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.
могут запомниться бублики
- Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.
Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».
А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.
На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!
Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.
Еще плохой пример
Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.
Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.
Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.
Спортивный репортаж от и до
съемки спортивного репортажа
Мои занятия фотографией начинались именно с этого вида фотографии, и в этом деле я продвинулся от соревнований краевого уровня до съемки этапа чемпионата мира, поэтому есть чем с вами поделиться на примере съемок мотогонок на льду.
Разрешение на съемку
Для начала, вам нужно каким-то образом получить разрешение на съемку. На региональные соревнованиях это сделать не так уж и сложно. Спортсмены и спортивные функционеры сами заинтересованы в том, чтоб получить фотографии. Если на мероприятии не предусмотрена аккредитация фотографов, то можно позвонить в местную спортивную федерацию и предложить свои услуги. Либо же узнать, где проходит подготовка техники (обычно это бокс или гараж), прийти туда и предложить себя в качестве фотографа. Третий вариант, попробовать договориться о разрешении или пропуске на специализированном форуме в интернете (у каждой спортивной федерации есть свой сайт или форум).
Опять же, от фотографий мероприятия никто и никогда просто так не откажется. В конце концов можно воспользоваться социальными сетями и обратиться к кому-либо из спортсменов или функционеров. В данном случае все будет зависеть от вашего желания и умения общаться.
Если же на соревнования требуется аккредитация, что на краевом уровне я пока еще не встречал (но вдруг!), тогда вам нужно будет обратиться в какое-либо печатное издание или редакцию новостей, либо последовать первым путем и получить аккредитацию при помощи спортсменов или функционеров.
Если все совсем плохо и перед вами везде закрыли дверь, то вам не остается ничего иного, как снимать с трибуны. И пусть в этом случае общее количество снимков не будет большим, но добротные кадры при грамотном владении камерой можно получить и оттуда. Но это маловероятно, потому что при вашем желании и вежливом общении шанс вам всегда предоставят, можете поверить мне на слово.
Обмундирование и оборудование
После решения вопроса о разрешении на съемку встает вопрос о необходимых аксессуарах и традиционное “какой же камерой снимать и какой же объектив использовать”
Если вы идёте фотографировать зимний вид спорта, то и одеться вам стоит подобающим образом. При этом стоит уделить внимание тому, чтобы одежда не стесняла движений. По возможности, лучше запастись специальными перчатками для фотографов, охотников или биатлонистов, в которых удобно нажимать на кнопку спуска. В противном случае надо приготовиться к тому, что будет либо неудобно, либо будут мёрзнуть руки.
кроп-камера
Что касается объективов, то в идеале это пара зум объективов со светосилой 2.8. Один объектив — от широкого до штатного (17-40, 24-70,17-55), второй — телевик (70-200 с конвертором или без, 70-300, 80-400), чем больше ФР, тем лучше. Дополнительно иметь с собй вспышку для съемки спортивных мероприятий с небольшим количеством доступного света.
Если все сразу купить нет возможности, то можно обойтись и тем что есть. Сам я начинал с комплекта Nikon D7000 + китовый объектив 18-105 и бюджетный зум 70-300. Только имейте в виду, что в случае спорта наличие телевика более приоритетно перед широким углом, хотя и тут все будет зависеть от вашей манеры съемки. Но моё мнение таково, что при съемке таких опасных видов спорта как моотогонки на льду, лезть с шириком под колеса мотоцикла с железными шипами — это верх авантюризма.
Не забудьте запастись запасным аккумулятором, флешками и прочими мелочами, без которых не обойтись на любой съемке.
Подготовка
Итак, вы получили разрешение на съемку, приготовили оборудование и что же теперь делать? Прежде всего хотелось бы вам посоветовать не рассчитывать на спонтанность и мимолетность. “А как же иначе?” — скажите вы – “ведь это репортаж» .
Запомните, что самый лучший репортаж — это подготовленный репортаж, независимо от того, какая у вас техника и какой опыт съемок.
съемке спортивного мероприятия.
Например, я знал о том, что один из спортсменов любит праздновать свои победы эффектным проездом на колесе. Это-то и помогло мне моментально после финиша переключиться на данное действие. Большинство же фотографов, которые этого не знали, просто начали рассматривать фотографии на экране камеры, ведь в 90: случаев после окончания заезда ничего необычного не происходит. В итоге у меня получилась карточка, которая позволит отличаться от других, а разве не этого мы все хотим?
И не забудьте прийти на стадион до соревнований: посмотрите как падает свет, какие поправки в настройки экспозиции нужно вносить на разных участках трассы или стадиона, чтобы не пришлось в этом разбираться на месте. Да и в день гонки рекомендую прийти заранее — это поможет вам войти в съемочный ритм, освоиться и не пропустить интересные события, которые до стартов тоже случаются. Обычно спортсмены люди суеверные и не пускают фотографов в боксы, но иногда исключения случаются, так почему же не воспользоваться этой возможностью и поснимать закулисье большого спорта.
Концепция съемки спортивного репортажа
Ну вот вы и на стадионе, уже получили необходимые инструкции по безопасности от судей, возможно вам даже выдали специальную жилетку с надписью Foto. И теперь столкнулись с вопросом “что и как снимать?” или решили действовать по принципу “что вижу, то и пою”.
Настоящая репортажная фотография — это прежде всего четко подготовленный план съемки, при помощи которого разнопланово и разносторонне показывается мероприятие.
И только во вторую очередь это отличная импровизация и техника съемки. Очень хорошо, если вы включаете в свой репортаж кадры о том, как зрители стягиваются к стадиону, либо стоят за билетами или просто ожидают гонку. Эти фотографии станут завязкой вашей истории, и ваш репортаж от этого только выиграет.
Как только вы оказались внутри стадиона, пора подумать о концепции съемки (но еще лучше, если вы подумали о ней заранее).
Что же здесь продумывать? Да абсолютно все от начала и до конца. Начиная с того, что вы должны
четко спланировать свои перемещения во время съемки
Для мотогонок на льду характерно представление участников соревнований и чем круче старты, тем круче это самое представление. Не забывайте и про него: тут вам и атмосфера и портреты каждого из гонщиков в момент его представления зрителям и общий строй всех участников соревнований. Кадры с представления участников могут задать отличное начало всей серии. Или же удачно её продолжить, если вам до стартов удалось попасть в боксы.
Третий пункт — это как можно более разнопланово и с разных сторон показать ход развития событий на гонках.
В идеале каждый следующий кадр должен быть скадрирован по-другому и снят с разной степенью приближения.
Это не значит, что после каждого нажатия на спуск нужно менять обьектив с телевика на ширик. Но и большое количество одинаковых кадров не прибавит поклонников вашим фотографиям. Поэтому в какой-то момент следует сосредоточиться, к примеру, не на лидере заезда, который оторвавшись от соперников, мчится к победе в гордом одиночестве, а на завязывающейся борьбе между отстающими.
Представьте, что ваш репортаж — это фильм, в котором общие планы стадиона сочетаются с крупными планами борьбы на виражах, а эмоциональный накал на старте — с эмоциями болельщиков от победы их кумира на финише. Точно также не забывайте уделить внимание атмосфере соревнования, эмоциональным портретам зрителей, судей и самих спортсменов. Понятно, что идеально уместить все кадры в разные планы не получится и будут и повторы и дубли, но данный план на съемку поможет вам как в отборе кадров после съемки, так и в составлении цельного рассказа о событии.
Не каждый день случаются интересные гонки, но будьте уверены, что если вы попадете на ту самую полную событий гонку, и подготовитесь к ней от и до, то все интересные моменты уложатся в отлично продуманную раскадровку, а впечатление от соревнования только усилится. Будьте своего рода режиссером и постарайтесь уложить события в четко продуманный сценарий.
Для примера могу привести собственную простейшую концепцию, по которой я начинаю в первой серии заездов снимать от линии старта, и по ходу гонки меняю точку съемки, перемещаясь по овалу стадиона. К последней серии заездов я оказываюсь снова на стартовой линии, где уже уделяю больше внимания финишным “разборкам” гонщиков. Получается эдакий рассказ от старта и до финиша.
Не стоит уходить от съемочного процесса в перерывах между заездами, ведь очень часто для развлечения зрителей во время чистки льда проводятся какие-то выступления. А пока вы перемещаетесь на новое место съемки, всегда можно поймать интересный кадр с участием зрителей. Перерыв между заездами — это как раз то самое время для импровизации и съёмки того, что попалось по пути.
Фотографируйте не только саму гонку, но и то, что происходит после.
Возможно спортсмены благодарят друг друга за отличную борьбу, либо наоборот высказывают друг другу недовольство, ведь всё это и передаёт неповторимую атмосферу соревнования. Ну и конечно не забудьте про церемонию награждения и реакцию стадиона на просмотренное и пережитое зрелище. Вновь напоминаю про разнообразие в кадрировании (разноплановость — крупный, средний, общий план).
Можно к примеру сфотографирвать средний план эмоции спортсменов на пьедестале почета, вторым кадром крупно кубок, а третьим кадром общий план того, как гонщики фотографируются со своими болельщиками на фоне уже опустевших трибун.
Еще одним советом с моей стороны будет фотографировать не только гонку, но и некую жанровую зарисовку о ней. Что это такое? Далеко не всем зрителям будет интересен ваш личный взгляд, поэтому основную съемку вы делаете более технической и выстроенной. Но где-то между этими нужными кадрами возникает тот, который вроде бы в концепцию и не вписывается, но будет очень интересен с точки зрения отдельной истории, которая рассказывает не про само событие, а про отдельных персонажей и где сам кадр — это уже и есть история. Делайте два вида репортажной съемки — ту, которая будет интересна большинству зрителей, и ту, что близка именно вам. Они в конечном счете и станут для вас своеобразной обязательной и произвольной программой, если переходить на термины фигуристов.
Технические моменты и советы по съемке
Ну вот и добрались мы до того места, где все начинают спрашивать “А какую ставить выдержку, диафрагму и светочувствительность (ISO)? “ Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, в частности от того, какая у вас техника и какая задача.
Но если взять лично мой опыт и мои предпочтения, то начинается все с выбора полуавтоматических режимов съемки (режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки) и выбора следящей фокусировки по нескольким точка (чем больше точек, тем лучше) и режима серийной съемки с приоритетом спуска.
Объясню свою позицию. Освещение на стадионе обычно не совсем равномерное, к тому же мотогонщики движутся очень быстро. Поэтому оперативно среагировать на изменения освещения в ручном режиме вряд ли получится. Если не хочется потом сидеть в конверторе и исправлять огрехи съемки, то стоит довериться полуавтоматическим режимам.
При этом нужно учитывать, что в случае с мотогонками следить за одним параметром (а именно выдержкой) нам все таки придется. Для того чтобы изображение не смазывалось, я бы рекомендовал держать выдержку в районе не менее 1/250 а в идеале 1/500.
Если у вас в камере поддерживается и адекватно работает функция автоматического выставления светочуствительности, то можно воспользоваться этой опцией. Ну и тонкое управление экспозицией осуществлять за счет внесения в неё плюсовых и минусовых поправок (настройка эспокоррекции).
Чтобы вычислить поправки (значение экспокррекции) я порекомендовал бы вам прийти на стадион заранее и пристреляться по свету. Если этого совсем не получилось, то придется находить время, и жертвуя интересными кадрами, делать это в перерывах между заездами, пользуясь экранчиком камеры и гистограммой.
Диафрагму во время съемки предпочитаю ставить более закрытую (от 5.6 и выше), потому как не так часто нужно дополнительное размытие на фоне. К тому же большая часть сюжета про мотоциклистов должна быть в резкости, а на таких скоростях некогда выставлять точки и примеряться. Поэтому сьемка зачастую идет средней точкой, а выставив открытую диафрагму, наподобие 1.4 или 2.0, мы получим в резкости только номер гонщика, все остальное уйдет в так любимое начинающими фотографами боке.
Связка следящей фокусировки и скоростного режима съемки с приоритетом спуска даёт нам отличное подспорье для хорошего технического получения кадров. Совет: чем больше точек для слежения может позволить поставить ваша камера, тем лучше, так что не пренебрегайте этой возможностью. Серийная же съемка с приоритетом спуска позволит вам не ждать, пока объекты попадут в фокус, и поэтому вы не упустите важные моменты.
Как это все работает? В фотоаппарате у вас выставлена точка фокусировки, при движении гонщиков вы ждете, пока точка фокусировки совпадет в одним из гонщиков и делаете полунажатие кнопки спуска. В этот момент включается следящий режим фокусировки, который ведет попавшийся обьект по тому количеству точек, которое вы задали (вот почему я рекомендую выставить максимально возможное).
В видоискателе это никак не отражается, но процесс идет. Если объект съемки выпадет из этих точек, то фотоаппарат автоматически перефокусируется по выставленной точке, поэтому сам фотоаппарат рекомендуется вести по ходу движения гонщиков и ждать момента.
Как только этот момент наступил, мы нажимаем на спуск и в данном случае срабатывает уже скоростная съемка. Работать рекомендую сугубо сериями по 3 “выстрела”, иначе буфер в фотоаппарате переполнится. Камера будет перегружена, и в можете потерять важные кадры. Данную рекомендацию можете пропустить мимо ушей, если у вас топовая камера с огромной емкостью буфера
Приоритет спуска (ставится в меню камеры) поможет нам в том случае, если что-то пошло не так, и гонщики выпали из фокуса объектива. Первым кадром вы не поймаете резкость, но если вы будете перемещать камеру синхронно с движущимися гонщиками, то за 2 следующих автофокус успеет зацепиться за них. В реультате из 3 кадров хоть один, но будет в фокусе. Даже на Nikon D7000 это всегда работает. Работа сериями по 3 выстрела при включенном приоритете спуска очень хорошо страхует нас от нерезких кадров, а лишние кадры мы всегда можем удалить при отборе.
Теперь про режимы. В 90 процентах случаев вас вполне устроит режим приоритета диафрагмы (A на Nikon и Sony, Av на Canon).
Режим же приоритета выдержки вам понадобится для такого метода как “съемка с проводкой”. Что же это такое?
Съемка с проводкой — это такая техники съемки, при которой сам объект остается в резкости, при этом фон размывается по ходу движения.
Достигается это за счет длинной выдержки, следящей фокусировки и собственно ведении камеры за объектом по ходу его движения. Выставить выдержку вам и поможет режим приоритета выдержки (S на никон и сони, Tv — на кэнон).
Следящая фокусировка при полунажатии кнопки спуска вкупе с серийной съемкой помогут поймать наиболее подходящий момент. Какая выдержка будет удобна именно вам, должно определиться в ходе ваших экспериментов вне гонок. Обычно это диапазон от 1/30 до 1/80.
Происходит это так. Увидев движущийся объект, вы при помощи полунажатия ловите его в видоискателе, и не отпуская кнопку спуска, некоторое время движетесь камерой за ним. Затем плавно, продолжая движение за объектом, нажимайте на спуск и сделайте серию из нескольких кадров. Естественно, при быстром движении мотоцикла и короткой выдержке разные факторы будут вам мешать, и абсолютно все кадры не получатся идеальными. Но при должной тренировке и сноровке со временем это умение станет для вас совершенно будничным. Не забывайте, что снимаете зимой (на светлом фоне), а это значит, что в полуавтоматических режимах фотоаппарат будет стремиться затемнить уже и так светлую картинку (в кадре много снега и льда светлых тонов).
Поэтому скорее всего вам понадобится плюсовая поправка к экспозиции (экспокоррекция + 1/3 — 1 1/3 ступени).
Очень часто фотографы при съемке динамичных мероприятий пользуются только лишь центральной точкой фокусировки, и чаще всего это оправданно. Но иногда бывают такие случаи, когда борьба происходит скраю кадра, и при перекадрировании важная часть композиции отрежется, да и следящая фокусировка может перескочить на другой объект. Поэтому не пренебрегайте перемещением точки фокусировки в крайнее положение, количество следящих точек это не изменит, зато позволит захватить в кадр более полную картину действий. При этом зажатая диафрагма (напоминаю, что я рекомендую снимать большинство сюжетов на диафрагме от 5.6 и выше) не позволит выйти объекту съемки из глубины резкости, чем часто страдают крайние точки на открытых диафрагмах.
Также советую при наблюдении за ситуацией в заезде через видоискатель, другой глаз не закрывать, а следить им за происходящим вне рамки кадра.
Поначалу это будет трудно, но при некоторой тренировке в несоревновательных условиях к этому быстро привыкаешь. Большинство известных спортивных репортеров так и поступают — это помогает не ограничивать своё поле зрения лишь видоискателем.
Снимать рекомендую все-таки в RAW , потому как на начальном этапе очень часто будут случаться промахи в экспозиции. Если позволяет фотоаппарат, то можно снимать RAW+JPEG, но при этом необходимо учитывать, что скорость записи этих файлов камерой (особенно на морозе) будет более низкой, а буфер во время серийной съемки будет заполняться быстрее.
Не забывайте, что при съемке на морозе быстро садятся батарейки, поэтому если они у вас не держат заряд, то вынимайте их и кладите в карман, не позволяя замерзнуть и сесть окончательно. При перемещении из холодной улицы в помещение, обязятельно уберите камеру в кофр, иначе есть шанс, что влага может попасть внутрь объектива или фотоаппарата. Когда придете домой камеру из кофра сразу не доставайте, приоткройте кофр немного и оставьте в таком положении на час-полтора, чтобы выровнялась температура. Аккумулятор из фотоаппарата желательно вынуть и положить отдельно.
Что дальше?
Дальше все зависит от вас. Тщательно отбирайте фотографии, наиболее интересные обрабатывайте, создавайте свою историю, формируйте свой репортерский вкус, набирайте портфолио, и после съемки региональных соревнований стремитесь попасть выше. Но самое главное снимайте и эксперементируйте, и всё у вас получится!
Автор статьи и фотографий: Анатолий Захарчук