Методика работы над м в жанре

Стремление к совершенствованию речевой культуры, повышению уровня общей и филологической эрудиции в сфере школьного образования было всегда. Однако его предпосылки не обеспечивали должной эффективности учебного процесса. И, конечно, не способствовали решению главной задачи – формированию языковой личности, умеющей адекватно использовать язык как коммуникативно-информационное средство и основу творческой деятельности. Вполне закономерен поэтому совершаемый сегодня переход к «сознательно-коммуникативному» обучению, намеченный в Федеральном базовом компоненте школьного образования.

— Коммуникативные умения предполагают не только понимание того, как устроен текст, каковы его уровни и единицы, нормы их употребления – не менее важным, даже приоритетным является изучение речевых явлений в тексте, где они реально функционируют и получают свою коммуникативную определенность. От таких умений объективно зависит жизненный и профессиональный успех, статус человека в обществе.

Все это объясняет необходимость новых аспектов содержания, новой, коммуникативной методики в обучении русскому языку и литературе. В сфере образования в качестве основных выдвигаются понятия текст, языковая личность как создатель и адресат текста.

Как сказал выдающийся филолог 20 века М.М.Бахтин, «текст есть первичная данность и исходная точка всякой гуманитарной деятельности». Навыки и умения, необходимые для создания текста, важны и актуальны в любой сфере человеческой жизни. Компьютеры могут исправить орфографические и грамматические ошибки, но не могут заменить человека как творца текста.

Современные условия развития образования поставили учителя-словесника перед необходимостью вести планомерную и систематическую работу по обучению учащихся написанию сочинения, т.к. оно тоже текст, но чаще всего вторичный.

Особенно популярным становится сочинение в жанре эссе, потому что очень часто во время предметных олимпиад, интеллектуальных игр, и на вступительных экзаменах в вузы в качестве конкурсной или экзаменационной работы предлагается именно этот жанр. А в последние годы этот вид работы имеется в заданиях части С ЕГЭ по русскому языку в 11 классе и экзамена по новой форме в 9 классе, а также по ряду устных предметов, таких, как например, обществознание, история. И как показывает практика, не все сочинения бывают логически стройными и связанными, не всем старшеклассникам удается сохранить жанровую специфику текста, раскрыть тему, четко обозначить авторскую позицию, избежать невыразительных речевых штампов, но в каждой работе отражается пока еще небогатый жизненный опыт школьников. Школьникам не всегда удается выразить себя в тексте, воссоздать в нем образ автора. К сожалению, редко встречается самобытность слога – чаще приходится наблюдать трафаретную, плохо организованную композиционно и стилистически. Очевидна необходимость усиления работы по формированию у учащихся навыков творческого продуцирования жанрово определенных текстов. Поэтому этому виду работы в школе следует уделять первостепенное внимание. Но как? Каким образом?

3 стр., 1111 слов

Исходные тексты, формулировка задания и сочинения

... тексте Примерный круг проблем Авторская позиция 1. Проблема роли памяти в жизни человека и общества. (Какую роль играет память в жизни человека?) 1. Память – это одно из важнейших свойств бытия; ... Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 2. Исходный текст (1)Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: ... будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о прошлом с его ...

Общеизвестно, что активная работа по формированию понятия «эссе» большинством педагогов ведется лишь в старших классах, и поэтому, как нам кажется, бывает недостаточно времени для полного изучения особенностей данного жанра.

При подготовке школьников к написанию эссе учитель может найти рекомендации в ряде методических статей (см.список литературы).

И все-таки, как же работать над жанром эссе?

Во-первых, необходимо всегда помнить, что эссе и рассказ – это жанры художественной литературы, а рецензия и статья относятся к литературной критике.

Во-вторых, в школьной практике традиционные литературно-критические жанры: рецензии, статьи и эссе – используются для характеристики не только явлений текущей литературной жизни, но прилагаются и к классическим произведениям русских писателей 19-20 веков, то есть в данном случае имитируется не столько жанр, сколько жанровая ситуация: пишущий только воображает себя литературным критиком, рецензистом, эссеистом и т.п. Но соблюдать предложенные «правила игры» надо, тем более – на экзамене.

В-третьих, любое речевое произведение, любой текст не может быть жанрово «нейтральным», то есть создается по законам определенного (выбранного автором) жанра. Ведь именно жанр сводит воедино два плана – содержания и его словесно-структурного выражения.

Как видим, есть над чем работать. И как нам кажется, знакомить учащихся с жанром эссе следует начинать уже в 7 классе.

Первоначально следует познакомить учащихся с историей возникновения и развитием данного жанра. Ребята на вводном занятии узнают, что эссе появилось в эпоху Возрождения, родоначальником стал французский философ Мишель Монтель (1533-1592).

«Опыты» изданы в 1580 году. Хотя начала жанра эссе обнаруживаются уже в диалогах Платона (ок.427 – ок.347 г. до н.э.).

Эссе считается традиционным, классическим жанром английской литературы, он нашел место в творчестве Б.Шоу, Г.Уэллса, С.Моэма, Г.Честертона. Французские писатели П.Валери, А.Моруа, А.Камю, Ж.П.Сартр тоже обращались к этой жанровой форме. В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А.И.Герцена «С того берега», Ф.М.Достоевского «Дневник писателя» и др. Жанр эссе разрабатывали В.Розанов, Ю.К. Олеша, И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак, К.Г.Паустовский, И.Э.Эренбург и др.

Затем знакомим с определением данного жанра, его разновидностями и отличительными признаками. Эссе (с французского — попытка, проба, очерк, от латинского – взвешивание, взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. На первом плане – личность автора, его мысли и чувства. Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам. В зависимости от этого выделяют его разновидности: беллетристические, литературно-критические, исторические, философские и др.

Жанроопределяющими для эссе являются следующие признаки:

  • особый, оригинальный способ представления предмета речи, что оправдано осведомленностью автора и его личностной ориентированностью в вопросах темы высказывания;
  • повышенная авторская модальность текста, «открытость» автора, свобода в оценках и комментариях;
  • использование прецедентных текстов (цитат, крылатых выражений и т.п.), что обеспечивает высказыванию метасмысловый контекст и позволяет рассматривать предмет речи в культурологическом и философском плане;
  • свободная, «текучая» форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к себе, обращения к читателям, публичного покаяния, психологического этюда или критического разбора явления и т.п.) в рамках одного высказывания;
  • «устность», «разговорность», письменного текста, что обеспечивает особую непринужденность, естественность тона рассуждения, не претендующего на определенную трактовку предмета высказывания.

Каждое из этих жанровых описаний должно быть подтверждено конкретными опытами анализа жанровых признаков выбранных текстов, которые в дальнейшем должны быть перенесены в практику самостоятельного создания высказываний предложенных жанровых форм. В дальнейшем в своей работе мы рассмотрим конкретные примеры.

Итак, на основании словарной статьи учащиеся выделяют основные признаки эссе и записывают их в тетради: небольшой объем, конкретную тему, открытое личностное его осмысление, свободную композицию и, парадоксальность и афористичность, разговорную интонацию и лексику.

Исходя из всего этого, выводим сводную опорную таблицу «Эссе: анкета жанра»

№ п/п

Параметры характеристики

Их содержание

1.

Коммуникативная цель

Выразить свои впечатления и мысли по определенному поводу или в связи с ним

2.

Функция

Сообщения и воздействия в соединении с эстетической функцией

3.

Содержание

Впечатления и ассоциативные раздумья пишущего в связи с чем-либо

4.

Языковые особенности

В основе публицистический или художественный стиль с элементами разговорного или научного

5.

Ведущие стилевые черты

Образность, разговорность, афористичность, эмоциональность, экспрессивность, инициативность

После такого ознакомления с теоретическим материалом учащимся обязательно предлагаются образцы. Так, например, прочитав текст Д.Гранина «Время», учащиеся без особого труда определили проблему, вокруг которой возможно построить свое размышление на экзамене: «Люди не могут «обуздать» время. Почему?», «Время куда-то исчезает, его становится все меньше. Так ли это?»

Работа с подобными текстами позволяет подвести учащихся к пониманию, что человек обращается к этому жанру тогда, когда у него возникает потребность в самовыражении. Основная цель – заставить читателя думать, разбудить в нем самостоятельную мысль.

Следует отметить, что консультационные занятия по формированию понятия «эссе» нельзя сводить к изложению теоретических сведений учителем. Они предполагают активную работу учащихся, которые хотят научиться писать сочинения. Поэтому необходимо сразу же давать творческие задания, типа: подобрать тексты русских и зарубежных авторов, написанных в жанре эссе или написать сочинение.

При работе над эссе нельзя забывать, что главная трудность, с которой столкнулись учащиеся, — неумение отличать эссе от других, близких по форме жанров: очерка, письма, воспоминания и т.д. Поэтому абсолютно логичен переход к теме: «Умение отличать эссе по жанровым признакам». Естественно, что учатся они этому умению на конкретных примерах, подготовленных учителем, поскольку следующий этап формирования понятия – анализ образцов данного жанра. В качестве примеров учащиеся могут обратиться к текстам русских и зарубежных авторов: М.Цветаевой, О.Мандельштама, В.Набокова, И.Бродского, С.Залыгина, А.Солженицына, В.Ерофеева, Ф.Искандера, Т.Толстой, С.Цвейга, Г.Гессе, а также к оригинальным сочинениям учащихся, написанным в жанре эссе.

Методическая практика доказывает оправданность и уместность серьезной работы по характеристике жанровой природы высказываний. С этой целью перед обучающимися должны быть поставлены такие вопросы и задания, которые требуют в ходе анализа поиска жанроопределяющих признаков текста.

В их числе можно предложить следующие типы заданий.

1. Подумайте, где, в какой ситуации общения может быть представлен (использован) анализируемый текст. Кому он может быть адресован?

2. Оцените авторский речевой поступок: подумайте, зачем автор создает данное высказывание, каков его замысел. Как высказанное автором характеризует его как коммуникативную и социальную личность?

3. Подумайте, почему автор выбирает такую жанрово-композиционную форму для своего высказывания. Как помогает решению основной задачи высказывания «жанровая рамка» (внешняя структура текста)?

Найдите в тексте специфические жанроопределяющие средства: синтаксические, морфологические, интонационные.

Как видим, после подобной подготовительной работы необходимо работать над непосредственным анализом текстов. Учащимся для анализа предлагается примерная «схема действия» жанра:

С какой целью автор создал данное высказывание, каков его замысел?

Где, в какой сфере общения может быть использован этот текст?

К какому жанрово-стилевому типу относится этот текст?

Как в организации текста работает жанровая рамка?

А теперь обратимся к конкретному примеру. Возьмем для анализа миниатюру Дмитрия Шеварова.

(«Зеленый чай».)

Только после такой тщательной практической работы и углубления теоретических знаний учащиеся читают подобранные дома тексты и самостоятельно определяют жанровые признаки образцов.

Затем учащиеся пишут и читают собственные сочинения. Их мы анализируем. Это обязательная и неотъемлемая часть занятий.

Подводя итоги подобных бесед необходимо каждый раз обращать внимание учащихся на то, что для эссе главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

И в заключение приведем пример одного занятия, где в качестве текста-образца было использовано эссе К.Г.Паустовского.

«Предательская осень». (Учитель читает текст )

После подробного разбора предлагаем ученикам творческое задание:

  • О каком времени года вы бы создали свою зарисовку? Почему? Обдумайте возможный жанр своей работы. Обоснуйте свой выбор. В каком случае могло бы получиться эссе?

Предложите свой вариант творческой работы о любимом времени года, явлении природы и проанализируйте ее жанр.

Обязательно предупредим учащихся, что форму своего письменного высказывания, жанр своей творческой работы нужно выбирать в соответствии с внутренней потребностью пишущего, его миропониманием и мироощущением в данный момент (как это произошло с Паустовским), сообразуясь с целью и задачами, которые стоят перед ним. А жанровое многообразие нашей речи открывает самые разнообразные возможности, и можно писать, используя жанры письма, странички из дневника, путевого очерка, путешествия, строгого сочинения-рассуждения, описания, или прибегнуть к жанру очерка, а возможно, обратиться к эссе.

Вот некоторые выдержки из эссе учащихся:

«В марте природа еще полностью не очнулась ото сна, но этот сон уже не такой, как зимой. Он очень чуткий, как у человека за несколько часов до пробуждения…»

«Ветреный и дождливый, октябрь пролетел за одну неделю, сбросил с деревьев последнее воспоминание о летних днях. Но даже с земли листья освещали мир, согревали сердца людей…»

«Сидишь в комнате и чувствуешь запах осени. Именно такой, прохладной, пасмурной. Запах опавших листьев и давно ушедшего лета. Я не жалею, что они позади: эти яркие солнечные дни я запомню навсегда. Почти никогда ни о чем не жалею, разве что об упущенных возможностях…»

«Весна – это то время года, когда все мы становимся чуточку ближе друг другу…»

«Мое любимое время года – вовсе не осень, но именно эта осень запала мне в душу, обожгла своей мимолетной красотой, заставила задуматься над загадками этого бездонного неба, сыпавшего сентябрьскими звездами, звала бродить по лесу, по лугу, который по ночам уже покрывался легким пушистым инеем…»

Из этих отрывков видно, что ребята стремились и к поиску выразительных средств, к яркой, образной речи. В их работах появляются свои образы и находки. Нам показалось, что более самостоятельными стали суждения наших учеников, пытающихся рассказать о своих чувствах, настроениях, мироощущении.

Вот так мы работаем над сочинениями в жанре эссе на консультациях при подготовке к экзаменам, на индивидуальных занятиях при подготовке к олимпиадам. Нельзя сказать, что после таких занятий абсолютно все прекрасно справляются с данными заданиями, хотя многие школьники успешно писали эссе. И все же благодатные свойства этого жанра, прекрасные образцы эссеистического стиля, которые можно найти в творчестве К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева, А.И.Солженицына и других русских и зарубежных авторов, позволяют учителю более живо и интересно строить работу по развитию навыков написания эссе, а также по развитию навыков устной и письменной речи

Использованная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/metodika-provedeniya-sochineniya/

Антонова Л.Г. Опыты жанра: историческая и современная практика решения // Русский язык в школе. – 2000. — №3.

Антонова Л.Г. «Тайны текста» и секреты методики // Русский язык в школе. – 2002. — №2.

Борисова В.В., Дорожкина Т.Н. Сочинение в школе и вузе. – Уфа, 2000.

Борисова В.В., Дорожкина Т.Н. Сочинение как жанрово определенный текст и его риторический фундамент. – Уфа, 2006.

Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2001.

Карнаух Н.Л. На пути к эссе// Русская словесность. – 2001. — №3.

Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе // Русский язык в школе. – 2001. — №2.

Карнаух Н.Л. Эссе как один из видов школьного сочинения // Русская словесность. – 2000. – №5и6.

Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

Котельникова С.А.Аннотация – отзыв – рецензия – эссе // Русский язык в школе. – 1998. – №1.

Ланин Б. Эссе//Литература. – 2001. — №26.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/metodika-provedeniya-sochineniya/

Московкина И.И. Урок осмысления жанра эссе // Литература в школе. – 1995. — №6.

Никитина Е.Н. Эссе – воспоминание // Русский язык в школе. – 1999. — №3.

Черезова Н.Г. Учим узнавать эссе // Учитель Башкортостана.- 2008. — №1.

ОБРАЗЦЫ ЭССЕ

Новый век. Каким он будет?

(размышления молодого человека на рубеже двух тысячелетий)

Закончился 20 век, век конфликтов, неудачных исторических экспериментов.

История вершится ежесекундно. И ее ход зависит от всех нас. Каким будет 21 век? Какими будут люди? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно заглянуть в историю, извлечь уроки из прожитого: будущее ведет свое начало, говорят мудрецы, из прошлого.

Сегодня наше общество больно: наркомания, чума 20 века – СПИД, губительное воздействие человека на природу и многое другое, что мешает нам нормально жить. Все эти беды не исчезнут сами собой, а перейдут с нами в 21 век.

Действительно, каким он будет, этот век?

На протяжении веков история, как в своеобразном зеркале, отражается в литературе. Древние летописи донесли до нас события давних времен, и мы, извлекая (или не извлекая) уроки из прошлого, живем в настоящем, планируем будущее.

Литература – своеобразная машина времени, которая с легкостью доставит нас в любую эпоху, и мы увидим быт, характеры, нравы людей разных времен. Попробуем отправиться в путешествие по океану истории и, останавливаясь на «литературных островах», вглядимся в далекие события, чтобы порассуждать о будущем.

Одним из первых «литературных островов» на нашем пути будет «Слово о полку Игореве». Мы проносимся через целое тысячелетие и попадаем в Киевскую Русь. Видим отважных воинов в блестящих доспехах. На поле боя свистят стрелы, звенят клинки, стонут раненые. Неизвестный автор великолепно показал свое трагическое время. Я думаю, люди извлекут главное из этого прошлого: нельзя жить обособленно, величие страны – в единстве ее народа. И 21 век должен быть веком единения народов нашей великой России. Так обязательно будет.

Следующий «литературный остров» в бурном океане истории – трагедия «Борис Годунов». Мы попадаем в самое сердце русской смуты 17 век. Опричники истребляют целые деревни. Иван Грозный утопил в крови всю страну. Во время путешествия нас сопровождают колокольный звон, дикая толпа, мудрый летописец. Но … «безмолвствует народ». Многие сегодняшние наши беды от того же. Думаю, что в 21 веке наш народ действительно создаст демократическое государство. И уже не «корявыми, немытыми речами», с чего начиналась есенинская «Русь советская», будут люди «свою обсуживать «жись»», а достойно, как должно гражданам великого государства, противостоять злу.

Наше следующее пристанище – на «острове» губернского города №, куда бричка доставила мошенника Чичикова. «Припряжем подлеца!» — воскликнул Гоголь. Как необходимо это сделать сегодня! Как много развелось подлецов и проходимцев в нашей жизни! Нельзя допустить, чтобы в следующем веке они мешали людям жить. Да, будет развиваться предпринимательство, и, я думаю, возродятся меценатство, благотворительность – то, чем гордилась Россия в прошлом. Появятся новые Рябушинские, Морозовы, Третьяковы. Они тоже, как их предшественники, оставят о себе добрую память, подарив стране картинные галереи, железные дороги, богатейшие библиотеки. Обязательно появятся такие люди, не могут не появиться: Россия всегда была богата талантливыми, прекрасными людьми.

С горькой усмешкой говорил Гоголь, что мешают нашему пути вперед «дураки и дороги». И дураков, и плохих дорог, к сожалению, в нашей стране сегодня тоже хватает. Горько сознавать, что иногда власть в руках того, о ком Гоголь сказал: «…на поверку у тебя всего только и было, что густые брови». (Вот так Гоголь – даже густые брови предвидел!) Думаю, что в 21 веке дураков все-таки будет меньше, народ изберет достойного главу государства, а дороги поправят и проложат новые. Так хочется в это верить.

Проплыв мимо антикрепостнических «Записок охотника», мы высадимся на острове «Кому на Руси жить хорошо». Вместе с семью странниками мы путешествуем по послереформенной России, наблюдая жизнь крестьян и любуемся великолепной русской природой: поля, леса, реки и чистое небо…

Если и дальше мы будем относиться к природе так, как относились до сих пор, то жить нам в 21 веке недолго… Мне кажется, нужно строжайше осудить тех, кто губит среду обитания: строит взрывоопасные объекты, засоряет водоемы промышленными отходами, вырубает леса, распространяет наркотики, подрывая здоровье людей. Мы, люди 21 века, обязательно должны остановить этот беспредел!

Отправимся дальше. Перед нами уже не «остров», а целый «материк», чтобы освоить его, читателю понадобится, пожалуй, вся жизнь: 559 действующих лиц, все социальные слои, сожженная Москва… Война не щадит никого и ничего. Грохот пушек, лязг железа, свист пуль и … десятки тысяч трупов на Бородинском поле. Во имя чего? Для пришельцев – во имя обогащения; для наших соотечественников – во имя жизни на родной земле. А сегодня жутко слушать о том, что происходит в Чечне, Югославии. 21 век должен покончить с войнами, иначе неизбежна всемирная катастрофа, уничтожение всего живого. Мир объединится и даст отпор тем, кто затевает и поддерживает войны. Думаю, человечество опомнится и остановит очередную бойню.

А вот еще один «остров» — поэма А.Блока «Двенадцать». Это – об эпохе, следы которой останутся в истории нашего народа навечно. Крещение кровью Октябрьской революции. Жуткое время. Страшна любая война, вдвойне та, на которой брат убивает брата… Если мы собираемся не только выжить, но создать процветающее государство, то кровавых конфликтов внутри страны не должно быть ни в 21 веке, ни в последующие столетия.

Наш путь лежит к «Собачьему сердцу» Булгакова. Мы оказываемся в доме-лаборатории профессора Преображенского. Становимся свидетелями опыта над Шариком и превращения его в Шарикова. Нет, не получилось искомого гармоничного нового человека (и общества!) путем «хирургического вмешательства». Все в обществе должно развиваться путем эволюции. Хочется верить, что в грядущем столетии человечество, извлекая уроки из прошлого, не повторит его ошибок, не изменит своего предназначения на Земле: создавать, украшать мир, не меняя его сути.

Мы совершили своеобразный круиз по «островам прошлого». Постарались увидеть контуры 21 века. Они дают надежду на возрождение страны. И хочется вслед за Пушкиным, великим сыном России, повторить: «Россия вспрянет ото сна!». И это будет в 21 веке.

СИЛА ЛЮБВИ.

Нет, я не дорожу мятежным

Наслажденьем,

Восторгом чувственным, безумством,

Исступленьем…

А.С.Пушкин.

Любовь во все века была главной двигательной энергетической силой человечества на пути к гармонии жизни. Создано множество произведений искусства, посвященных любви. Это, казалось бы, очень интимное чувство влияло даже на ход истории.

Любовь как чувство и феномен исследовали поэты и ученые. Ей вверяли свою судьбу великие полководцы и самодержцы. Поэтому существует множество теоретических определений любви. Если покопаться в словарях, то можно найти ее где-то между луной и лютиком. Во всяком случае, эти символы объяснят, почему произведения искусства о любви пестрят «лунным светом» и «цветами».

Я пришел к выводу, что на все вопросы, связанные с любовью, более всего подходят отрицательные ответы, нежели положительные. Действительно, в жизни часто так бывает: мужчина влюбляется в женщину за красоту, а потом видит, что его возлюбленная думает только о своей внешности. Женщина выходит замуж за мужчину из-за его ума, а потом всю жизнь чувствует себя глупей перед ним. Другая выходит замуж ради денег, а потом начинает испытывать отвращение к мужу, потому что он думает только о делах. Союз на сексуальной почве грозит муками ревности в будущем, потому что партнеры предполагают, что объект их наслаждения так же может привлекать и других.

Что же такое любовь и в чем ее сила?

Я считаю, что любовь прежде всего желание быть с конкретным человеком больше, чем с любыми другими. Любящий человек должен помочь другому человеку почувствовать себя самим собой. Недаром же с любимым человеком всегда чувствуешь себя легко, свободно, появляется желание совершить какой-нибудь возвышенный поступок. Но, конечно, здесь нужна взаимность. Если чувства односторонние, то удовлетворения они не приносят, хотя литература полна примеров возвышенной односторонней любви. Я не спорю, такая любовь тоже облагораживает человека, но в сравнении с тем, что могло быть в случае гармонии, она все равно проигрывает.

Особенно я хочу выделить романтическое чувство влюбленности, в котором, на мой взгляд, существуют два разных полюса: один положительный, а другой отрицательный. К положительному я отношу стремление принести другому человеку радость, совершить для него благородный поступок, дать ему то, о чем он безуспешно мечтал, посвятить талантливое произведение искусства. К отрицательному полюсу любовной романтики я отношу различные пылкие и невыполнимые обещания. Например, вечно любить одного человека, умереть в один день и прочее. Мне кажется, в любви надо больше думать о сегодняшнем дне, а не о вечности и предполагаемом показном завершении. Известно, что любовь между людьми длится ровно столько времени, сколько они вносят свой вклад в эти отношения. К сожалению, это условие выполнять не так легко.

Романтика может быть использована и против того, от кого она исходит. Часто один влюбленный требует от другого для подтверждения своих чувств какого-нибудь нелепого поступка или вовсе невыполнимого. Например, в моем детстве одна девчонка требовала от мальчишки, чтобы он доказал свою преданность ей прыжком со второго этажа. Тот прыгнул и сломал себе ногу. Во взрослой жизни иногда существуют между некоторыми людьми примерно такие же отношения.

Но я совсем не против хорошей романтики. Без нее душа не способна на полет. В основе всех идей лежит романтика. Она, как магнит, притягивает к нашей душе все прекрасное в окружающем нас мире. Надо быть благодарным тем, кто ее в нас возбуждает. Говорят, что царь Соломон любил тысячу раз. А ведь он был известен как один из мудрейших мужей своего времени. Значит, романтический человек – это всегда мудрый человек.

На земле нет человека, который бы не хотел быть любимым. Наверное, еще больше людей убеждены, что их любят не так сильно, как они этого заслуживают. Мне кажется, что последние в детстве знали мало любви и теперь ищут ее в других.

Итак, сила любви – в гармонии, в мудрости и в чувстве меры. Принято считать, и я думаю, справедливо, что самой гармонической личностью в России был поэт А.С.Пушкин. Его стихотворение «Нет, я не дорожу…», мне кажется, исчерпывающе отвечает на вопрос о любви. Вначале лирический герой восторгается «стенаньем, криками вакханки молодой», переживая влюбленность, а не любовь. Когда проходит «миг последних содроганий», герой понимает, что он неудовлетворен. Он начинает вспоминать другую женщину и сравнивать ее с вакханкой. Восторг, который вызвала в нем вакханка, уступает место мучительному чувству любви к далекой кроткой и смиренной любимой. Она – полная противоположность вакханке: стыдлива, набожна, сдержанна в чувствах, но «и оживляешься потом все боле, боле – и делишь наконец мой пламень поневоле!». В этой классической формуле любви есть все необходимые для долгой счастливой любви нравственные начала.

В заключение хочу сказать, что, пока будет существовать человечество, тема любви всегда будет открытой, однако даже писатели-фантасты не могут предложить что-нибудь принципиально новое в любовных отношениях.

Адрес публикации: