План-конспект русского языка, тема «Работа с текстами разного вида. Мини- о первых весенних цветах»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Работа с текстами разного вида., Мини-сочинение о первых весенних цветах»

1.

ФИО (полностью)

2.

Место работы

МБОУ «Харовская средняя общеобразовательная школа №3»

3.

Должность

Учитель

4.

Предмет

Русский язык

5.

Класс

3

6.

Тема и номер урока в теме

Глагол

«Работа с текстами разного вида.

Мини-сочинение о первых весенних цветах»

Урок № 4

7.

Базовый учебник

Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. , – М. : Просвещение, 2008.

8. Цель урока:

— формирование умения составлять тексты разного вида: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

9. Задачи:

— обучающие: закреплять умение определять вид текста; формировать умение анализировать тексты разного вида, сравнивать, находить общее и отличия; формировать выводы о различных видах текстов; учить создавать собственные тексты одного из видов

-развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений. обогащать словарный запас.

-воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Тип урока:

Формы работы учащихся:

12. Необходимое техническое оборудование:

— таблицы для составления схемы «Виды текстов»

— карточки с текстами разных видов

— презентация «Первые весенние цветы»

— аудиозапись «Времена года. Апрель»

— слайд-шоу «Весна в природе».

СТРУКТУРА УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием деействий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

1

Организационно-мотивационный момент

Включение учащихся в предстоящую деятельность

Настрой на предстоящую деятельность

1

2

Подготовка к изучению нового

ЭОР: аудиозапись (№1)

Создание настроения.

Беседа после прослушивания аудиозаписи

Работа с текстами разных видов

Прослушивание аудиозаписи

Ответы на вопросы учителя

Работа в парах: обсуждение текстов разных видов, составление схемы «Виды текстов»

10

3

Целеполагание

Определение темы, цели и задач урока в совместной с обучающимися деятельности

Формулирование темы, целей и задач урока

1

4

Подготовка к самостоятельной работе

М/м презентация «Первые весенние цветы» (№2)

Демонстрация м/м презентации «Первые весенние цветы»

Просмотр м/м презентации «Первые весенние цветы»

5

5

Физминутка

2

6

Самостоятельная работа

ЭОР: Иллюстрация из слайд-шоу «Весенние цветы» (№3)

Демонстрация иллюстрации на тему «Первоцветы»

Самостоятельная работа: написание мини-сочинения на тему «Первые весенние цветы» с опорой на иллюстрацию «Первоцветы»

15

7

Проверка самостоятельной работы

Чтение мини-сочинений

Самооценка

5

8

Рефлексия

Подведение итогов урока

Обмен впечатлениями об уроке.

1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интернет

Условно-пассивный

Аудиозапись

http://files. school-collection. *****/dlrstore/ff41a00d-8909-a543-a3fd-69c7d7fb2aef/index4.htm

2

Интернет

Условно-пассивный

Презентация «Первые весенние цветы»

http://viki. *****

3

Интернет

Условно-пассивный

Иллюстрация из слайд-шоу «Весенние цветы»

http://files. school-collection. *****/dlrstore/000009addd-eccbe817/vesennie_tsvety. swf

Конспект урока по теме «Работа с текстами разного вида., Мини-сочинение о первых весенних цветах»

I. Организационный- мотивационный момент

  • Я рада приветствовать всех вас. Приглашаю на урок развития речи.

II. Подготовка к изучению нового

1).Закройте глаза и попробуйте представить картину природы. (ЭОР №1 аудиозапись

«Времена года. Апрель» http://files. school-collection. *****)

  • Что вы представили, слушая музыку?
  • Какие чувства вызвала у каждого из вас эта музыка?

(радость восторг

удивление восхищение

волнение грусть)

2).

Беседа

  • «Первые»
  • С какими воспоминаниями, событиями жизни можно соотнести слово «первые».
  • Что вы чувствуете, когда видите первые проталины, первую зелень, первые цветы?

— Весна – утро года, когда все в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. Под лучами яркого солнышка начинает таять сугроб. Доберется весенняя вода до земли и пробудятся от зимнего сна подснежники. Подснежниками называют разные цветы: голубые, желтые, белые. Тот цветок, который расцветает по весне первым, и называется подснежником.

Как в сказке за одну ночь, на лесных полянках, появляются первые цветы.

3).

Работа в парах с текстами разного вида:

  • Прочитайте 3 текста о мать-и-мачехе, обсудите, выполните задания.

Мать-и-мачеха.

Самый первый цветок весны – мать-и-мачеха. Какой интересный цветок! У него два лица – весеннее и летнее. Весеннее – желтые соцветия на недлинных стебельках. Они похожи на веселые озорные огоньки.

Стебелек мать-и-мачехи покрыт пушком. Этот пушок помогает растению спастись от яркого весеннего солнца и не замерзнуть, когда ударит заморозок. На стебельке растут буроватые чешуйки.

Интересна головка мать-и-мачехи – это целая корзина маленьких желтых цветочков, плотно прижавшихся друг к другу.

Листья крупные и необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягким войлоком волосков и как будто теплые.

Вот какой интересный цветок.

Мать-и-мачеха.

Самый первый цветок весны – мать-и-мачеха.

Почему растение имеет такое странное название?

У этого цветка два лица – весеннее и летнее. Весеннее – желтые соцветия на недлинных стебельках. Она показывает их очень рано, в середине апреля, когда других цветущих растений еще нет.

Листья – его второе лицо, летнее. Появляются они в конце мая – начале июня. Литья крупные и необыкновенные. Если взять в руки листочек этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий и теплый, а сверху твердый, гладкий и холодный.

За эту особенность цветок и получил свое название: верхняя сторона – «неласковая мачеха», нижняя – «добрая мать».

Мать-и-мачеха.

Однажды в солнечный весенний денек я шел в соседнее село.

Вдруг на склоне оврага, пригретого солнцем, я увидел золотые огоньки на стройных ножках. Это были цветы мать-и-мачехи.

Вечером, возвращаясь домой, я заметил, что корзинка цветка закрылась, головка поникла. Оказывается, по цветкам мать-и-мачехи можно определить время.

4).

Обсуждение

  • Чем похожи тексты?
  • Чем отличаются?
  • Определите вид текста.
  • Докажите.
  • Какой вопрос можно поставить к каждому тексту?

5).

Работа с текстами.

1 текст — Прочитайте 1 текст.

  • Какой он? Докажите.
  • Какой вопрос можно к нему поставить?
  • С чем сравнивают цветок мать-и-мачехи?
  • Какой стебелек?
  • Чем интересна головка мать-и-мачехи?
  • Какие листья?

2 текст — Прочитайте 2 текст.

  • Какой он? Докажите.
  • Какой вопрос можно к нему поставить?
  • Объясните название цветка.

3 текст — Прочитайте 3 текст.

  • Какой он? Докажите.
  • Какой вопрос можно к нему поставить?
  • Что здесь произошло?
  • Что интересного узнали о цветке?

5).

Вывод – Какие бывают тексты? ( составление схемы)

ВИДЫ ТЕКСТА

Мать и мачеха  1 Мать и мачеха  2

текст повест-вование

текст описание

текст рассуждение

Что случилось?

Какой?

Почему?

III. Целеполагание.

  • Подумайте, что мы будем делать на уроке развития речи (составлять тексты разного вида о первых весенних цветах).

I V. Подготовка к самостоятельной работе (м/м презентация №2 «Первые весенние цветы» http://viki. *****)

Слушание сообщений о первых весенних цветах.

Медуница.

Медуница – отважный цветок. Он зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу она видна издалека, хотя цветки у нее некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие цветки. Медуница своей пестротой привлекает насекомых, щедро угощает их душистым нектаром. Листья медуницы покрыты особыми волосками – оттого они и кажутся шероховатыми. Эти волоски как шерстяная одежка, защищают медуницу от весеннего холода. Медуница – необыкновенно красивый цветок, улыбка весны.

Беседа — Какой это текст? Почему вы так решили?

  • Что узнали об этом цветке?
  • Как образно названа медуница? (улыбка весны)
  • Какие цветки у этого растения?
  • Каково значение медуницы для насекомых?

Гусиный лук.

Отправился я как-то в лес рано утром. На дне оврага еще лежал снег, а весь склон был покрыт инеем. Глянул я на склон и увидел под инеем: желтые цветки. Их было много-много. Гусиный лук! Стебелек – как ниточка, лист – как тоненький лоскуток, несколько цветков – нам едва-едва мерцающие звездочки!

Стоит на ветру, на холоде, под слоем инея.

Каждое растеньице, отцветая. ложится на землю. В почве остается маленькая луковица. Гусиный лук украшает весенний лес, кормит первых пчел и шмелей. Если вы пойдете в весенний лес, обязательно полюбуйтесь этим нежным цветком!

Беседа — Какой это текст? Почему вы так решили?

  • С чем сравнен стебелек растения?
  • Что сказано о листе?
  • С чем сравнен цветок?

Сон-трава

Удивительное растение зацвело в сосновом лесу. Похожее на колокольчик. Листья необычные – рассечены на множество долек, как бы прострелены. Но это не колокольчик. Прострел весенний или сон-трава.

  • Почему цветок имеет необычное загадочное название? Нарядное имя – сон-трава – родилось из поверья: цветок этот будто навевает сны.

Медуница подтвердила: в сон-траве содержатся вещества, обладающие успокаивающим и снотворным действием. Кое-где цветок называют сон-дремой, сончиком.

Этим именам есть еще одно объяснение: цветок, особенно молодой, почти всегда стоит поникшим, как будто спит. С возрастом он поднимается, раскрывает свои лепестки и становится похожим на большую фиолетовую звезду. Вот такое необычное растение украшает весенний лес!

Беседа — Какой это текст? Докажите?

  • Где встречается это растение?
  • На что похоже цветок?
  • Какие другие названия есть у этого растения?
  • Почему оно имеет такие названия.

Первоцвет

Цветок этот известен всему миру как примула. В России его называют первоцвет весенний. Он похож на связку золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. Первоцвет – необыкновенное растение. Красивые желтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля. Листья продолговатые, волнистые по краям, покрытые бархатным пушком, напоминающим мех молодых барашков.

Листья богаты . Первоцвет, первенец, баранчики, божьи ручки, ключи – каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку. За свою красоту и лекарственные свойства первоцвет дорого расплачивается: люди рвут его, не жалея.

Беседа — Какой это текст?

  • Какие другие названия есть у этого растения?
  • На что похоже первоцвет?

Подснежник

Почему растение так называется?

Подснежник одним из первых извещает о приходе весны. Начинает он расти в феврале под снежным одеялом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, раскачиваются на ветру снежно-белые цветки. Зацветает подснежник так рано потому, что еще с прошлого лета запас себе необходимые для роста питательные вещества.

Беседа — Какой это текст?

  • Почему так называется?
  • Почему зацветает рано весной?

V. Физминутка.

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V I. Самостоятельная работа. (ЭОР №3 слайд-шоу «Весенние цветы» http://files. school-collection. *****)

  • О каком растении вам захотелось написать сочинение?
  • Кому захотелось написать текст-описание, а кому текст-повествование, кому текст-рассуждение?
  • Кому хочется прочитать свое сочинение? (начните с того, какой у вас получился текст)

V I. Проверка самостоятельной работы. (чтение мини-сочинений)

Подведение итогов работы. Самооценка.

VII. Рефлексия.

  • Какое настроение появилось у вас к концу урока? Спасибо за работу.