На казахском языке про растения

Казахстан. Погружаясь в безбрежье Великой степи

Несмотря на то, что Казахстан занимает по величине девятое место в мире и на его территории могут разместиться пять Франций или семь Японий, для многих он остаётся загадкой. Иностранцы в большинстве своём представляют эту страну исключительно в виде бескрайней степи со стадами лошадей, баранов и верблюдов, но это далеко не так. По количеству природных, рукотворных и нематериальных богатств рассматриваемую центральноазиатскую территорию можно выделить в особый ряд. Именно поэтому, посетив её однажды, практически каждый гость мечтает вернуться сюда вновь.

Своё второе имя Казахстан получил с лёгкой руки Президента республики Нурсултана Назарбаева. Так что с недавнего времени земли от Тянь-Шаня до Каспия именуются не иначе как Страна Великой степи.

С этим трудно поспорить, ведь несмотря на наличие высоких гор, полноводных озёр, зелёных лесов и заливных лугов, 84% территории государства, расположившегося в самом центре евразийского континента, занимают степи и пустыни. Но среди казалось бы однообразных степных пейзажей есть немало природных жемчужин, таких, например, как Чарынский каньон, чья длина – 154 км, а красота сопоставима разве что с американским Гранд Каньоном в Колорадо (США).

Также известно на весь свет второе в мире по размерам непересыхающее солёное озеро Балхаш. Уникальность гигантского водоёма заключается в том, что его восточная половина солёная, а западная – пресная. Объяснение этому феномену учёными до сих пор не найдено.

Мировая известность Казахстана связана с такими названиями, как Медеу (самый высокогорный каток) и, конечно же, космодром «Байконур» (с каз. Байконыр – плодородная земля), с которого впервые в истории человечества стартовал корабль с космонавтом на борту и были запущены искусственные спутники Земли, Солнца и Луны.

Кроме того, мало кто знает, что таким известным фруктом, как яблоко, мы обязаны именно казахской земле. Ведь согласно последним исследованиям британских учёных-генетиков из Оксфорда, первые съедобные сладкие яблоки на Земле появились в горных районах нынешнего Казахстана (у границы с Китаем) на высоте более двух тысяч метров. Со временем частично культивированный фрукт стал «перемещаться» в южном и западном направлении, к эпохе бронзы «добравшись» до Персидского залива, а затем и до Европы.

Между тем яблочный след уже много веков сохраняется на местной географической карте: название крупнейшего города страны – Алматы (в Средние века – поселение Алмату) – переводится как «Отец яблок». Говорят, что плоды сорта «алматинский апорт», произрастающие в предгорье Заилийского Алатау, достигают веса до 1 кг.

5 стр., 2316 слов

Растительный и животный мир Земли

... растений, а флора СНГ около 18 тыс. видов. Между климатом, почвой, растительным покровом и животным миром существует теснейшая связь. Географические зоны наглядно выражают эти связи. Растительность влияет ... иногда и резко отличные. Поэтому, чтобы понять распространение животных на Земле, надо знать, прежде всего, условия, в которых они обитают, а также историю развития животного мира на Земле. ...

Уникален и климат Казахстана: перепады температур в течение года могут составлять до 100°С. Так, температурный максимум столицы – Астаны – составляет +42,6°С, а минимум –51,6°С. И эти достаточно суровые природные условия не могли не сказаться на характере и образе жизни людей, на протяжении веков и тысячелетий населявших бескрайние просторы Великой степи.

Выносливость, неприхотливость, прочные семейные и родовые связи, постоянная готовность прийти на помощь ближнему и принять в своём доме путника или нежданного гостя – вот те основные качества, что издревле были свойственны людям кочевого народа и передались через поколения их потомкам.

По тернистым тропам времени

Оглядываясь в прошлое с высоты современности, можно увидеть, как постепенно на фоне сложения различных этнических компонентов на территории современного Казахстана формировалась единая нация. В разные времена по здешним просторам кочевали скифы, гунны, огузы, саки, усуни, кангюй и кипчаки. Их владения простирались от Каспия до Алтая, горных хребтов Тарбагатая, Джунгарского и Заилийского Алатау до южных берегов Сырдарьи, периодически выплёскиваясь за привычные границы обитания.

Вообще слово «казах» издавна было известно на азиатских просторах. Первоначально кочевые племена Дешт-и-Кипчака (Кипчакской степи) имели собирательное название – узбек-казахи. Тюркское слово «казах» в древности означало «коневод, наездник». Со временем оно стало переводиться как «вольный человек» и получило социальное и даже политическое значение.

Впервые термин «казах» был зафиксирован в арабографическом письменном памятнике 1245 года издания – в тюркско-арабском словаре.

В процессе формирования феодальной государственности слово «казах» наполнилось этническим содержанием. В середине XV века, в период распада Золотой Орды и Чагатайского улуса, произошёл раскол между племенами кочевых узбеков и казахов. Это событие стало рождением новой этнической общности – казахского народа.

Территорией дружбы называют современный Казахстан. В нём в согласии и мире проживают представители порядка 120 этносов и народностей; доминирующее положение среди них занимают казахи. Около 35% населения – другие национальности, среди которых основная часть – русские, узбеки, украинцы и уйгуры. Многочисленны национальные группы у белорусов, татар и дунган. Но есть также немало турок и немцев.

Казахи бóльшую часть своей истории сохраняли кочевой уклад жизни, а потому и по сей день вся овеществлённая и нематериальная культура потомков степняков пропитана духом кочевий.

Богатейшее наследие казахского народа составляет множество обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение. Большое влияние на их формирование оказали исторические события и религиозные мировоззрения. В частности, немало традиций уходит корнями в тенгрианство (монотеистическая религия: культ Тенгри – обожествлённого Неба), языческие представления об устройстве мира, существовавшие до принятия ислама.

Так, у казахского народа принято считать своим долгом – знать всех своих предков до седьмого колена. Ведь согласно древним верованиям, у человека есть душа, пищей для которой служит дух предков. И если кочевник совершает дурной поступок, предаёт честное имя своих пращуров, то тем самым он оскорбляет духов, а значит и Тенгри. И таким образом его деяния не лучшим образом отразятся на семи последующих поколениях.

13 стр., 6494 слов

Культура Казахстана XIX-XX века

... культуры. Цивилизация казахов стала казаться возможной только при условии их обрусения. В связи с этим обозначилась тенденция к иерархичному восприятию казахской степи ... на развитие культуры Казахстана. 1. Русская культура и ее взаимосвязь с культурой кочевников XX век с его ... материальная культура народа, а от уровня его общественно-социального состояния и культура духовная. Мир кочевой культуры столь ...

Стоит заметить, что цифра «7» и в XXI веке не перестала быть для казахов сакральным числом, так как и поныне по адату брак между родственниками до седьмого колена запрещён. Как считается, это табу способствует предупреждению кровно-родственных смешений и, как следствие – благоприятно отражается на здоровье будущего потомства.

Скакун – крылья джигита

По утверждениям некоторых учёных-антропологов именно предки современных казахов впервые в истории человечества оседлали лошадей. Реконструируя историю по археологическим находкам, специалисты доказали, что приручение диких животных на территории современного Казахстана произошло около 5000 лет назад. Хотя дикие лошади и верблюды до сих пор встречаются в пустынях и на необжитых просторах казахских степей.

Тюрки с раннего возраста приучали своих отпрысков к седлу. С малых лет дети – будь то мальчик или девочка – пасли скот, всё дальше удаляясь от дома: сначала на расстояние выгона овец, затем – коров, после – лошадей. Чем старше становился ребёнок, тем больше ему доверялось.

Казахи говорят: конь и человек по натуре схожи; и добавляют – наша история начинается с материнского молока и молока кобылицы. Кочевник не мыслит себя без коня. Без него он беспомощен в степи, а будучи в седле – уверен: нет земли, которой бы невозможно было достичь. И с годами степень мастерства всадника и послушность ему скакуна лишь возрастают.

Говорят, что первые кочевники, появившиеся у границ западной ойкумены, поразили античный мир своей врождённой слитностью с конём. Так родилась легенда о мифическом существе – человекоконе – получившем имя кентавра.

После того, как большинство казахов от кочевого образа жизни перешло к оседлому, роль лошади стала второстепенной. Но, тем не менее, коневодство в Казахстане по-прежнему остаётся важной отраслью животноводства. Да и настоящего народного праздника без лошади здесь нельзя представить. Тем более что большинство национальных состязаний конные.

Так, поминки, устраиваемые в память старейшины рода, неизменно завершаются грандиозной скачкой – «Аламан байга» – на дистанции от 25 до 100 км. Состязание по традиции проводится в степи, где отмеряют означенное расстояние по прямой, изобилующей естественными преградами.

Другое соревнование – «Сайыс» – аналог европейского рыцарского турнира. «Воинов» для поединка выставляют из различных семейных кланов, а иногда и соседних народов. Участники облачаются в необходимую экипировку и вооружаются деревянными длинными копьями с тупым концом. Цель поединка – выбить противника из седла.

Не менее популярна и такая национальная игра как «Кыз куу» (каз. «догони девушку»), уходящая корнями в Средние века. Игра проводится в открытом поле на строго определённой дистанции. В конце маршрута устанавливается контрольный поворотный столб. По условиям состязания девушка должна ударить плетью юношу и пуститься вскачь к финишу, а джигит, что есть мочи стараться догнать беглянку. Если у него это получится до линии поворота, то, как победитель, молодой человек имеет право поцеловать амазонку. Если же девушка приходит к финишу первой, то на обратном пути, подбадриваемая зрителями, она нещадно хлещет нерасторопного джигита плетью.

10 стр., 4707 слов

Культура Казахстана в XVI-18 вв

... на поля. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи ... От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - ... подъеме на большую высоту, ставились ярусами два и даже три шыгыра. На казахских пашнях ... степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XVІ-XVIІІ вв. казахи ...

Так же завораживающе смотрится ещё один вид конного спорта – «Кумыс алу». Он требует от участников предельной ловкости, виртуозного владения телом и искусного управления конём. Смысл испытания состоит в том, чтобы всадник на полном скаку поднял с земли одну или несколько монет, разложенных на одинаковом расстоянии.

Ну и, несомненно, самым впечатляющим зрелищем является состязание «Кокпар». Это что-то наподобие современного поло. Только вместо клюшки и мяча – туша козла, которую бросают в гущу конных джигитов. Их задача – овладеть «трофеем» и принести его в обозначенное место.

«Кокпар» символизирует бой сильных и смелых за лучшую долю, добычу, удачу. Это праздник силы, ловкости и сноровки. Ведь поднять с земли тушу весом в три (а то и более) пуда и унести с «поля брани», когда на тебя наседают другие желающие и вырывают добычу из рук – дело не из лёгких.

В этой национальной игре ярко отражён культ волка – прародителя тюрков. Народные предания гласят, что предки казахов произошли от этого зверя. Одна из легенд рассказывает о том, как враги захватили в плен степного царевича, и за отказ служить им отрубили несчастному руки и ноги, а потом бросили умирать в безлюдной степи. Царевича подобрала волчица и укрыла в своей норе. Спустя время, у них родились десять сыновей, которые потом основали династию тюркских каганов. И первый из них – вождь Ашина – избрал волка своим священным тотемом.

В Стране Великой степи можно встретить как множество традиционных национально-культурных артефактов, так и весьма экзотические вещи, наподобие единственного в мире памятника крылатому выражению, который и название имеет соответствующее: «Где-где? В Караганде!». Эта новизна в условиях современности прекрасно уживается и с древними памятниками архитектуры, и с исконными жилищами кочевников – юртами, состоящими из деревянного каркаса и кошомного покрова. Последние в Казахстане попадаются не так часто, но несмотря на стремительное наступление цивилизации с сопровождающими её комфортом и удобствами, «войлочные дома» и доныне кое-где возвышаются холмистыми островками над колышущимся травяным морем степей. А ещё их в последнее время стали использовать как рестораны или оригинальные базы отдыха, при этом внутри всё пытаются обустраивать по давним традициям.

По археологическим данным, юрта появилась на среднеазиатских просторах ещё в бронзовом веке и стала настоящей «движимой недвижимостью». Она легко разукомплектовывается. Поэтому сборка и разборка кочевого жилища у казахов возлагалась на женщин. С установкой жилища могли справиться 2-3 работницы в течение одного часа. При перекочёвках юрту перевозили вьюком на верблюде.

Самой же значимой частью куполообразного дома всегда считался шанырак – круглый деревянный обод с крестообразными жердями внутри, образующий потолок. Эта комплектующая являлась для казахов семейной реликвией, признаком продолжения рода, и передавалась из поколения в поколение. Шанырак ни в коем случае нельзя было переворачивать или ронять. А если на нём обнаруживали кровь, то непременно раскалывали и сжигали. Считалось, что в противном случае нечисть не покинет этот дом.

34 стр., 16658 слов

Напишите сочинение эссе кенесары последний казахский хан

... Кенесары Касымова 1837—1847 гг Период после принятия казахскими ханами ... казахи испытывали на себе все более мощное давление со стороны среднеазиатских ханств, проводивших политику жестокой эксплуатации населения на подчиненных им землях Южного Казахстана. ... системы административного управления кочевниками. Кроме того, ... последний оставлял их без ответа. Последней попыткой мирным путем склонить Кенесары ...

В серьёзных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. И тем, кто вёл себя в юрте неподобающе или разговаривал слишком громко, напоминали народную поговорку: «Говори, посматривая на шанырак».

Этот неотъемлемый атрибут традиционного казахского интерьера запечатлён на государственном гербе Республики Казахстан.

А на государственном флаге страны изображён другой символ – золотой беркут, несущий на своих крыльях солнце. У кочевых народов эта величественная птица на протяжении веков была олицетворением свободы, мужества и отсутствия корыстных помыслов. Охота с нею в степи стала неизменным атрибутом культуры Казахстана. Хотя ловля зверей с помощью беркута издревле была не столько способом добычи охотничьих трофеев, сколько искусством и развлечением одновременно.

Стоит сказать, что охота с беркутом – занятие непростое. Подготовка ловчей птицы занимает достаточно много времени и сопряжена с определённым риском. Беркут, обладая мощью и диким нравом, в процессе дрессировки может серьёзно ранить хозяина. Ведь на пикировании при ускорении до 300 км/ч удар одного птичьего пальца достигает силы до 80 кг.

Падая из-под облаков камнем на добычу, беркут крайне редко терпит неудачу. Его жертвой запросто могут стать не только зайцы и куропатки, но – лисы, волки и рыси.

Умение охотиться с беркутом у казахов передавалось от отца к сыну. Однако в настоящее время это занятие не столь распространено; в основном оно рассчитано на истинных ценителей традиционного национального охотничьего искусства, кстати, внесённого в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Слово, нанизанное на струну

Со стародавних времён на казахской земле ни одни большие празднества не обходились без скачек, без национальной борьбы «Казакша курес» и, конечно же, без состязания поэтов-импровизаторов акынов, читающих свои стихи нараспев под звуки двухструнной домбры. Это соревнование двух «художников напевного слова» называется «айтыс». Во время него два сидящих напротив друг друга акына исполняют своеобразный песенный диалог, постоянно передавая друг другу очередь, подхватывая слова оппонента. Для интеллектуально-музыкального противостояния может быть использована любая произвольная тема. По итогам соревнований публика выбирает победителя, оценивая музыкальность, ритмичность и сообразительность в парировании «аргументов» соперника. Триумфатор, как правило, удостаивается байги (приза) – хорошего коня и праздничного чапана (халата из плотного материала на подкладке).

Одним из самых известных казахских акынов, чьё имя на слуху на всём постсоветском пространстве вот уже почти сотню лет – Джамбул Джабаев (каз. Жамбыл Жабаев: 1846-1945 гг.).

Память об этом поэте-самородке, не знакомом с грамотой, с чьих слов было записано множество стихов, вошедших в золотой фонд казахской литературы, живёт в названии области (Жамбылская) и населённых пунктов, коих в Казахстане насчитывается 40. Имя легендарного акына носят улицы и переулки в десяти российских и двух украинских городах. Памятники ему установлены в городах Алматы, Киеве и Санкт-Петербурге. Кстати, с последним городом, до 1991 года именуемым Ленинградом, Джамбула связывала особая эмоциональная нить. Именно его жителям, отрезанным от всей страны блокадным вражеским кольцом в 1941 году, он посвятил одно из самых пронзительных своих стихотворений, строки которого спустя 62 года врезались в каменные ступени в подножии памятника казахскому акыну на берегу Финского залива:

63 стр., 31449 слов

Ассамблея народов Казахстана

... Федерации, граничащими с Казахстаном. Таким образом, создаваемая в Казахстане при непосредственном участии Ассамблеи народов Казахстана образовательная, культурная и ... исторических и современных вопросов казахов, проживающих за пределами нашего Отечества. Казахская диаспора и ирредента ... 700 тыс. являются казахской ирредентой, т.е. проживают на сопредельных с Казахстаном землях, оторванных от него ...

Ленинградцы, дети мои!, Ленинградцы, гордость моя!, Мне в струе степного ручья, Виден отблеск невской струи.

Эти стихи наравне со скудной хлебной пайкой поддерживали горожан в их противостоянии с захватчиками, предавая сил и вселяя веру в победу. Сегодня же строки акына рассматриваются не только как литературное произведение, но – как своеобразный памятник суровой эпохе.

Вообще именно благодаря певцам-импровизаторам некогда зародилась казахская поэтическая традиция. Впрочем, без вокальных исполнителей невозможно представить всю современную казахскую литературу. Акыны, жырши, домбристы стали тем ретранслятором, через который до наших дней дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад.

Певцы со стародавних времён пользовались у кочевников заслуженным почётом и уважением и всегда были желанными гостями. Всё потому, что казахи – очень музыкальный народ. Как следствие этого качества – количество национальных музыкальных инструментов, которых насчитывается более 40 видов. Здесь считается, что в душу каждого из них Бог вложил частицу песни.

Одним из самых ранних музыкальных инструментов казахов можно считать сыбызгы (род открытой продольной флейты), что изготавливается из полого стебля растения курай. Звучание его напоминает нечто дрожащее, ассоциирующееся с волнением и трепетом. Сыбызгы – верный спутник пастухов, перегоняющих скот от одного пастбища к другому. На нём же принято играть, отмечая рождение ребёнка или обозначая прибытие почётного гостя.

Другой популярный народный инструмент – кобыз. Две его струны, сделанные из более чем сотни конских волосков, при соприкосновении со смычком издают специфические звуки. Искусный музыкант на кобызе может изобразить вой волков, крик лебедей, бег коней и даже звук пущенной стрелы.

Но всё-таки самым желанным гостем на казахских празднествах и застольях является красавица-домбра. Прототип этого щипкового инструмента, по утверждениям учёных, имеет возраст около 4000 лет. Домбра не сложна в изготовлении и неприхотлива к условиям кочевого быта, имеет мягкий, певучий «голос». К тому же, как считается, она способствует раскрытию индивидуальности и таланта её обладателя. А имена ярких исполнителей песен веками хранятся в кладовой народной памяти.

По негласным законам гостеприимства

Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. Потомки степняков всё так же уважительно и почтительно относятся к старшему поколению, почитают предков. Другой отличительной чертой казахов, передаваемой от отца к сыну, является гостеприимство. В народе с глубокой древности существует негласный закон: встречай гостя как посланника Бога. Именно поэтому гостеприимство считается священной обязанностью, пренебречь которой невозможно.

Исстари всякий путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли. И каждый уважающий себя хозяин, прежде чем расспрашивать: кто? откуда? и – куда? – считал своим долгом как следует угостить гостя. Благо, что казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших блюд, главные компоненты которых — мясо и молоко, основные слагаемые рациона кочевников-скотоводов.

6 стр., 2624 слов

Анализ песни Высоцкого В.С. «Песня о друге»

... помог, так как спасовал перед трудностями. О настоящей дружбе сложено немало песен, но одной из самых запоминающихся считается композиция Владимира Высоцкого Песни о друге Краткая история 1960 год в жизни ... и «Дорожная история», и морские песни, и «альпинистские» песни, написанные для кинофильма «Вертикаль» – «Прощание с горами», «Песня о друге» и многие другие. Песня о друге Высоцкий и в этом, и в ...

Среди мясопродуктов в Средней Азии предпочтение отдаётся баранине. Хотя в не меньшем почёте и конина.

Для встречи гостей обычно готовили такое общепризнанное блюдо как бешбармак. Оно представляет собой сваренную одним куском баранину и ломтики раскатанного теста, отваренные в том же бульоне. «Бешбармак» переводится с казахского как «пять пальцев», а всё потому, что его принято есть руками.

Большое блюдо с дымящимся бешбармаком ставят на середину стола, после чего хозяин, не вынимая костей, нарезает мясо и раскладывает его по тарелкам согласно статусу трапезников. После этого по традиции голова барана передаётся самому почётному гостю, который должен правильно её разделать. Обычно делёж «драгоценного трофея» происходит так: уши передают молодым мужчинам, нёбо – это лакомство для девушек. После отрезаются кусочки мяса и передаются всем присутствующим по очереди. При этом каждой части головы придаётся особый смысл. Наделяя очередного счастливца своим куском, почётный гость в шутливой форме сопровождает эту процедуру дружескими намёками и добрыми пожеланиями.

Бешбармак гости запивают сорпой – крепким бульоном, который для каждого наливают в глубокие миски. Сорпа с различными ингредиентами в Казахстане является одним из самых любимых самостоятельных первых блюд.

Не менее популярно за казахским столом и такое яство как куырдак – жаркое из бараньего ливера (печени и лёгкого) и мяса с картофелем. А в качестве холодной закуски приветствуется нарезанная тонкими ломтиками и отваренная с курдючным салом печень.

Стоит заметить, что приготовление многих блюд казахской кухни несёт на себе отпечаток кочевого образа жизни. При частых сменах мест стоянки требовалось заготавливать продукты впрок и обеспечивать их длительный срок хранения. Отсюда обилие на дастархане жареных кушаний из баранины и бараньего ливера, маринованных, вяленых, сушёных деликатесов, а также солёно-копчёных, копчёных и копчёно-вареных полуфабрикатов. К ним относятся, например, казы и шужук (колбасы из конины), сур-ет (вяленое мясо), жая (тазобедренная часть конины) и т.д.

Тем, кто собирается посетить Казахстан, рекомендуется попробовать такие национальные блюда как манты из баранины, бельдеме (седло барашка), орама (приготовленные на пару рулеты с мясной начинкой), баурсаки (пончики) и много другого.

В большом почёте у казахов кисломолочные напитки – айран, кумыс и шубат. Они готовятся из коровьего, кобыльего и верблюжьего молока, соответственно.

Великая степь – прародина многих современных народов Евразии и вечная хранительница многочисленных тайн прошлого. Казахские земли издревле были местом пересечения торговых путей, культур и религий. Они помнят неспешную поступь торговых караванов и грозный конский топот ордынских туменов, песни тургайских целинников и рокот космических кораблей «Байконура». Говорят, что Великая степь вобрала в себя Восток и Запад, сшив их накрепко Великим шёлковым путём.

5 стр., 2099 слов

Декоративно-прикладное искусство Казахстана

... не разбирались. В их декоративном оформлении использовались традиционные приемы народного прикладного искусства. Более поздние по ... доли растительной пищи на юге Казахстана. Из всех видов мяса казахи ставили на первое ... и оседлого, на всем протяжении истории происходило в тисках экстенсивности. Казахская кухня Наличие ... также путем набивания ими кишечной оболочки. Копченый шужык варили в котле, как и ...

Именно здесь в былое время возник феномен кочующих евразийских держав хуннов, тюрков, чингизидов. И так получилось, что именно казахи стали преемниками и продолжателями культурно-исторической традиции Великой кочевой цивилизации.

Несмотря на то, что Казахстан находится на той же широте, что Италия и Испания, где произрастают пальмы и цитрусовые, климат здесь не располагает к тому, чтобы предаваться неге и сиесте. Напротив, ветры казахских степей и пустынь способствуют движению, повседневному труду и формированию внимательного взгляда на природу, с которой практически каждый потомок кочевников и по сей день связан неразрывной нитью.

Богатства этой земли, в том числе находящиеся в её недрах, неисчислимы. Но для того, чтобы обратить их на службу человеку, нужны умелые руки. Именно они посредством кропотливого ремесленного труда некогда создали овеществлённое культурное наследие народа. А нынешние мастера, воплощая в материале идеи современности в сочетании с древним искусством, продолжают дело своих предшественников. Так изо дня в день преумножается рукотворный фонд национального достояния, посредством которого у потребителей произведённого продукта воспитывается эстетический вкус и происходит их приобщение к прекрасному.

Посетив Казахстан, можно порадовать себя покупкой настоящих шедевров прикладного искусства. Кожевенные, керамические, войлочные, ювелирные, ковровые, текстильные и другие виды изделий представлены для гостей и жителей Республики в широком ассортименте. Но это будут далеко не самые ценные приобретения.

То, что, наверняка, посчастливится найти путешественнику в Стране Великой степи, так это дружба людей, которые всегда будут рады вновь встретиться со своим новым кунаком и, усадив его за щедро накрытый дастархан, неспешно поговорить о жизни.

Вам могут быть интересны статьи:

Источник

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pro-rasteniya-na-kazahskom/