Проблемы с формулированием своих мыслей при изложении связного текста существуют у выпускников из всех групп. Мало того, наиболее заметны на экзамене эти проблемы именно у выпускников из сильных групп, так как именно они всегда стараются написать сочинение в виде исторического сочинения, а не в виде отдельных отрывочных положений. Несомненно, что эти проблемы порождены несоответствием разговорной речи современных школьников правилам русского языка.
Разговорная речь формируется под влиянием множества факторов, среди которых важную роль играют общение в кругу сверстников, средства массовой информации, Интернет и др. Важным фактором, влияющим на формирование разговорной речи школьников, является чтение книг, которое часто сводится к минимуму.
Разговорная речь определяет и тот язык, который школьники используют в письменной речи, в частности в ответах на экзамене. Зачастую неумение облечь свои знания в правильную словесную форму приводит на экзамене к потере баллов, так как неправильные формулировки не позволяют экспертам засчитывать некоторые положения, в которых, возможно, выпускники пытались выразить роли исторических личностей, причинно-следственные связи, влияние событий (процессов, явлений) выбранного периода истории на дальнейшую историю России. Кроме того, неправильные формулировки приводят к множеству фактических ошибок.
Приведем несколько отрывков из сочинений выпускников, в которых были допущены речевые ошибки, повлиявшие на содержание ответа.
«Во внутренней политике активно проводились реформы Косыгина. Задачей этих реформ было улучшить положение в сельском хозяйстве. Реформы Косыгина были очень удачными и позже они вылились в восьмую пятилетку…» Обратим внимание на то, что небрежность в формулировках приводит в приведенном примере к фактическим ошибкам, так как задачи реформ Косыгина указаны неправильно. Если бы выпускник сформулировал свою мысль так: «одной из задач реформ…», то смысл ответа был бы иным. И, конечно, формулировка «реформы вылились в восьмую пятилетку» абсолютно ошибочная, так как реформы не «вылились», а осуществлялись в ходе восьмой пятилетки.
«А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко». В данном случае мы также видим очевидную фактическую ошибку. Возможно, что выпускник, написавший это предложение, знал, что раскритикованы были рассказы, а не стихи М.М. Зощенко (во всяком случае, текст сочинения позволяет сказать, что его писал сильный выпускник), но данная непродуманная формулировка предложения привела к снижению баллов.
Петр Аркадьевич Столыпин и его реформы
... в вопросах экономики и права, знал несколько языков. Кажется, что Столыпин самой природой был ... что эта первостепенной важности проблема, затрагивавшая и разорявшихся помещиков, и крестьян, вполне может быть ... прилежно и глубоко, что на одном экзамене разгорелся научный диспут между ним и Д.Н. ... ходе под именем "Столыпинской реформы". Гродненским губернатором П.А. Столыпин пробыл недолго. В 1903 году ...
«Придя к власти, он первым делом проводит суд над Мариной Мнишек и Ворёнком, которые были участниками Смуты в лице польских интервентов, с целью обезопасить свою власть… В годы правления Михаила особо часто заседает Земский собор, так как молодому царю необходима поддержка для принятия решений. Впоследствии (уже при Алексее Михайловиче) Земские соборы утрачивают свою актуальность в целях становления и усиления самодержавия». Данный пример демонстрирует полное искажение смысла ответа вследствие использования некорректных формулировок. Хотя положения, приведенные в данном отрывке, не были засчитаны в качестве фактических ошибок, но данные формулировки настолько сильно затрудняют понимание общего смысла ответа, что эксперт в подобных отрывках может не засчитать положения, в которых выпускник, например, пытался продемонстрировать умение указывать причинноследственные связи.
«Последствием заключения Россией Тильзитского мира стала Континентальная блокада». В данном случае выпускник, по-видимому, попытался указать причинно-следственную связь. Однако приведенная формулировка настолько исказила его мысль, что он не только не получил балл за указание причинно-следственной связи, но и лишился балла за допущенную фактическую ошибку.
«В целях пресечения революционного настроения и борьбы с теми, ктовыступает против государственного строя, была введена III Канцелярия». В данном случае мы видим ошибку в названии. Она была засчитана как фактическая ошибка. Обратим также внимание на то, что выпускник в данном случае пытался указать причинно-следственную связь, которая не была засчитана, так как при ее указании была допущена ошибка.
«Павел I издал декрет о трехдневной барщине». В данном случае мы видим ошибку в употреблении термина.
Подобные некорректные формулировки, к сожалению, можно обнаружить в большинстве экзаменационных работ выпускников. Приходится констатировать факт, что выпускники на крайне низком уровне владеют умением правильно формулировать свои мысли.
Пути формирования устной и письменной речи школьников описаны в методической литературе.
Прежде всего учителю необходимо обратить внимание на собственную речь. Дело в том, что вслед за учителями их речевые ошибки повторяют ученики.
Обязательное требование к речи учителя – она должна быть предельно простой, ясной, четкой и, конечно, грамотной. Сложные, грамматически небезупречные формулировки и выражения, содержащие сложные обороты, непонятные термины, слова-паразиты, неправильные ударения отвлекают внимание слушающих, вызывают у них отрицательную реакцию, затрудняют восприятие и усвоение излагаемого материала.
Замечено, что особенно серьезным изъяном речи являются неправильные ударения. Они режут слух, портят впечатление от рассказа и, будучи очень заразительными, быстро перенимаются учащимися. То же можно сказать и о словах-паразитах («значит», «вот», «так сказать», «в общем» и т.п.).
Чтобы добиться простоты, ясности и выразительности речи, над ней надо много и тщательно работать, особенно при подготовке к урокам, следить за речью на уроках и в повседневном общении с людьми. Здесь уместно сказать о важности тщательной разработки начинающими учителями планов и планов-конспектов уроков. Они нужны не для чтения на уроках – в классе учитель пользуется живой речью, а прежде всего для отработки содержания преподаваемых курсов и подготовки к профессионально грамотному изложению учебного материала ученикам.
«Уроки литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100»
... данному предмету. 2. Охарактеризовать систему работы и особенности уроков литературного ... – литературными понятиями. Изучение литературного чтения ... теоретические материалы ... учителя. В ... на уроках литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100» На уроках литературного ... проблемно ... письменной речи ... темы нашего исследования. Глава 1. Теоретические основы организации и проведения уроков литературного ...
При сообщении главных исторических фактов язык учителя должен быть ярким, образным, в нужных случаях – эмоционально приподнятым, а при объяснении теоретического материала – логически стройным, убедительным, доказательным. Эти качества также не являются прирожденными.
Важен темп изложения учебного материала. Поспешная речь затрудняет восприятие и осмысление излагаемого, а замедленная неэкономно тратит время и делает изложение вялым, быстро утомляющим внимание учеников. Изменяя темп, опытный учитель более энергично излагает исторические факты и несколько медленнее, с небольшими паузами, повторами, помогающими ученикам подумать, объясняет их сущность, формулирует теоретические выводы и обобщения.
Изложение не должно быть монотонным, однообразным. Неумение учителя владеть интонацией для выделения главного и подчеркивания логики изложения является одним из серьезных недостатков преподавания.
Учитель должен также понимать, что на уроках необходимо чередовать различные формы работы, не забывая о работе с текстом учебника.
Если учитель чрезмерно увлекается собственным изложением материала на уроках истории, то зачастую это приводит к тому, что школьники практически не работают с учебником, а это отрицательно сказывается на формировании их устной и письменной речи, так как они лишаются возможности познакомиться с выверенным, грамотно написанным научным текстом. Кратко остановимся на результатах, которых надо достичь при работе с учебником.
При работе с учебником у учащихся должны быть следующие итоговые умения:
5-й класс – выделять главное в отрывке текста; для ориентации в учебнике использовать его оглавление; пересказывать текст, привлекая иллюстрации; составлять простой план рассказа;
6-й класс – выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источников знаний (документов); рассматривать вопрос в развитии (например, развитие культуры);
7-й класс – излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план; применять разные виды наглядности;
8–9-е классы – подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; работать над формулировками и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников;
10–11-е классы – излагать материал по сквозным проблемам из нескольких тем (например, образование государства); составлять план-конспект по нескольким темам; писать рефераты с привлечением учебников прошлых лет; сопоставлять факты учебника с первоисточником; развивать и углублять содержание учебника сведениями из дополнительной литературы
Кроме того, что учителю необходимо хорошо владеть своей речью, для формирования у школьников правильной устной и письменной речи нужно вести специальную работу.
Ее важной составляющей является работа над историческими понятиями (терминами).
Учителя истории материал
... настоящим - миром новой эпохи. Но я учитель истории… Я не согласна с этим. Нельзя не знать прошлое. Нельзя забыть историю, тех людей, которые создали наше будущее. Какой ... отношений. Расстановка приоритетов изменилась, первостепенными стали материальные блага и были оттеснены духовные. Учитель – он и воспитатель! Воспитательная деятельность педагога не ограничивается уроком, а плавно переходит ...
Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях.
Понятия формируются во всех классах в процессе изучения истории. Большинство понятий имеют конкретно-исторический характер. Наряду с ними обучающиеся знакомятся и с достаточно широким кругом социологических понятий («общество», «государство», «идеология» и т.п.).
В старших классах увеличивается круг понятий высокой степени обобщения (общеисторические понятия).
Они раскрываются в доступной для учеников форме, ограничиваясь чаще всего определением на уровне перечисления конкретных характеристик понятия. Например, понятие «духовная культура» включает архитектуру, скульптуру, живопись, литературу и др. Однако в ходе изучения исторического материала школьники приходят к формулированию теоретического определения таких понятий. Процесс формирования понятий начинается с определения существенных признаков и раскрытия их на конкретном историческом материале.
В основной школе для раскрытия конкретных признаков понятий удобно использовать иллюстративный материал (например, картину С.В. Иванова «Отъезд крестьянина от помещика в Юрьев день»).
Однако это лишь начальный этап работы. Останавливаться на этом уровне нельзя, так как будут сформированы лишь отдельные, разрозненные признаки понятий.
В практике преподавания встречаются такие случаи, когда ученики могут перечислять признаки понятий («боярин», «крестьянин»), но не могут их соотнести между собой. Поэтому надо предусмотреть не только, какие понятия будут раскрыты на конкретном уроке, но и как они впишутся в общую систему знаний. Для создания системы понятийных знаний необходимо, чтобы ученики четко выделяли существенные признаки: единичное, особенное, общее.
Очень важно научить школьников оперировать усвоенными признаками понятий, находить уже известные признаки на ином конкретном материале. Только в этом случае процесс усвоения понятий можно считать осознанным и эффективным.
Однако развитие речи у учащихся требует не только непосредственной работы над понятиями (терминами), но упражнений в описаниях, повествованиях и рассуждениях. Все эти виды устной речи имеют широкое применение при обучении истории. Приступая к изучению истории в 5 классе, учитель часто констатирует полное неумение учащихся вести связный рассказ. Запас слов и выражений у ребенка беднее, чем у взрослого.
Особенно это относится к его активной речи – к тому, чем он сам в действительности пользуется. Поэтому в его речи меньше синонимов, а, следовательно, и меньше возможностей заменять отдельные слова другими. С еще большим трудом ему дается замена одних выражений другими…
Подбор слов, выражений, построение фраз ему часто не удаются. Нужные слова «не приходят»: фразы строятся неверно, значительно страдает связность речи. Из неумения ученика вести связный рассказ вытекает его стремление заучить заданный текст буквально. Буквальное заучивание бывает: 1) механическое, т.е. без понимания того, что заучивается; 2) осмысленное. При слабом развитии речи буквальность является следствием желания ответить гладко, связной речью.
В интересах развития речи обучающихся нужно бороться против зазубривания, механического воспроизведения фраз и слов. Для борьбы с этим недостатком учитель показывает отвечающему ученику и всему классу бессмысленность такого заучивания путем постановки вопросов по содержанию ответа. При механическом заучивании и, следовательно, при непонимании содержания заученного легко показать полную неудовлетворительность знаний.
«Методологическая культура речи учителя физики»
... о культуре речи учителя физики как важном показателе владения предметом, методикой обучения, коммуникативными умениями в свете новых требований к педагогу. Формирование понятия «Культура речи». Речь – как средство общения. Профессиональная речь учителя является эталоном речи для ...
Иное получается при осмысленном буквальном заучивании. В этом случае ученик привыкает употреблять слова, которыми до этого не пользовался. Признавая этот вид развития речи полезным, так же как полезным является заучивание наизусть стихотворений и образцового прозаического текста, учитель, однако, должен помочь ученику скорее овладеть в полной мере самостоятельной речью, т.е. не только пассивно воспринимать чужую речь и ее пересказывать, но строить свою речь. Для этого учитель предлагает ученику вопросы, требующие самостоятельного оперирования историческими понятиями и терминами.
Помимо этого обучающимся предлагается для пересказа легкий для понимания материал, например рассказ о какомлибо событии, по возможности эмоционально окрашенный, с простой характеристикой исторических деятелей.
Большое значение в развитии у школьников умения вести связный рассказ имеет применение на занятиях наглядных пособий. Эпизодическая картина дает ученику план и последовательность для ведения рассказа. Кроме того, картина всегда требует умеyия рассказывать о видимом своими словами. Учителю полезно для облегчения работы ученика и для того, чтобы мобилизовать все его речевые средства, давать план рассказа по картине в самой простой форме (сначала расскажи об этом, затем – об этом и т.д.).
Более трудным, чем повествование, является для учащихся историческое описание. Некоторые виды описаний особенно трудны. К числу трудных надо отнести описание так называемых состояний, т.е. исторически очень медленно протекавших процессов, например процесса формирования всероссийского рынка.
Отсутствие ярких событий и исторических деятелей делает восприятие этого материала особенно трудным для учащихся. Контроль за выполнением домашних заданий желательно проводить, в том числе, и путем выслушивания связного рассказа ученика или в форме его ответа на поставленные вопросы. Кроме того, при формировании понятий и выяснений значения различных терминов учитель ставит вопросы и требует от ученика сознательного ответа своими словами. Таким образом, умение ставить вопросы и добиваться правильного и ясного ответа является существенной частью работы учителя над развитием речи учащихся.
Важным умением для развития устной и письменной речи является составление плана. Составление плана сочинения перед его написанием поможет правильно формулировать мысли в сочинении, так как при составлении плана выпускнику необходимо продумать полностью содержание своего ответа, и когда он перейдет к написанию сочинения, то основное внимание можно будет уделить формулированию предложений по уже подготовленному содержанию. Кроме того, составление плана сочинения поможет избежать потери баллов по критерию К7 (форма изложения).
Зачем нужен бизнес-план? Что входит в бизнес-план?
... Большинство проектов должны быть ограничены 10-20 страницами. Представленное содержание бизнес-плана является не более, чем схемой, поэтому Вы можете использовать его при составлении своего бизнес-плана по своему усмотрению. Тем ...
Дело в том, что историческое сочинение должно представлять собой последовательный связный текст. Зачастую выпускники используют в качестве плана при написании сочинения само задание и выполняют требования, заложенные в нем именно в том порядке, в котором они даны в задании: указывают события (явления, процессы, относящиеся к выбранному периоду истории; называют две исторические личности, деятельность которых связана с событиями (явлениями, процессами) выбранного периода истории; характеризуют их роли в этих событиях (явлениях, процессах); указывают причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в этот период; оценивают влияние событии (явлений, процессов) выбранного периода на дальнейшую историю России.
Сразу отметим, что писать сочинение по такому плану не только необязательно, но и нежелательно. Не всем выпускникам, которые пишут’ план по приведенной схеме, удается связать по смыслу отдельные его части, так как используемый для написания план представляет собой не последовательное указание содержательных единиц в продуманной автором логике изложения, а требования задания, которые лишены связи с содержанием конкретного исторического периода.
В результате получившееся сочинение часто представляет собой не последовательный связный текст, а отдельные фрагменты, каждый из которых нацелен на выполнение одного из требований задания, но по логике изложения никак не связан с другими фрагментами. По сути, выпускник пишет не историческое сочинение, а план и не получает балла по критерию К7.
Поэтому перед написанием сочинения желательно составить его содержательный план.
Составление плана – важное умение, которое должно быть освоено школьниками еще на ступени основной школы. Освоение его начинается уже в 5 классе. Важно, что процесс составления плана (особенно развернутого плана) является одновременно и процессом усвоения разбираемого материала, так как план каждого параграфа учебника – это перечень основных мыслей автора, составленный либо в форме вопросов, либо в виде заголовков.
Следовательно, составить план – значит расчленить прочитанный текст на составные части, выяснить и сформулировать, о чем говорит автор и в какой последовательности. Часто подзаголовки параграфа и есть его простейший план. Однако простой план не передает содержания, поэтому восстановить в памяти изучением по простому плану можно лишь вскоре после изучения того или иного параграфа.
При изучении того или иного курса истории наиболее целесообразным является составление развернутых планов (планов-конспектов).
Развернутый план (план-конспект) представляет собой очень сжатое изложение главных мыслей (положений) изучаемого параграфа (или главы учебника), важнейших доказательств этих главных мыслей (положений) и важных фактов, иллюстрирующих эти мысли (положения).
Это должны понять и школьники. После этого можно приступать к практической работе по выработке нужных навыков у обучающихся. В 5 классе на двухтрех уроках при активном участии всего класса на классной доске или экране составляются простые планы отдельных параграфов учебника. Уже после двух-трех уроков большинство школьников самостоятельно справляется с составлением простого плана.
Учитель задает составление плана в качестве домашнего задания, а на уроке осуществляет проверку его выполнения, разбирая план, составленный одним из учеников. В ходе этой работы учитель рассматривает пункт за пунктом составленный план и просит поднять руки тех, у кого формулировка каждого из рассматриваемых пунктов плана отличается от формулировки в проверяемом плане (он может быть написан на доске).
Проектная работа Бизнес-план цветочного магазина «Flower Dynasty»
... бизнеса 20-30%. Для реализации проекта цветочного магазина арендуется помещение общей площадью 20 м Финансовые расчеты бизнес-плана охватывают трехлетний период функционирования проекта. Предполагается, что по истечении ... оно лучше, тем больше цветов покупается. И вместе с тем, даже в период кризисов цветочные магазины активно ведут свой бизнес – смещается только акцент на продажах, предпочтение ...
При активном участии всего класса устанавливается, какая формулировка наилучшая, и все школьники вносят нужные исправления в свои записи. После этого можно приступить точно таким же образом к выработке навыков составления развернутых планов. Так как составление развернутых планов (планов-конспектов) значительно сложнее, то первый такой план в качестве образца учитель составляет сам, записывает его на доске и предлагает школьникам переписать его в свои тетради; последующая работа проходит в том же порядке, что и работа над простыми планами.
Составление развернутых планов не только помогает достижению глубоких и прочных знаний, но и значительно облегчает домашнюю работу школьников, сокращая время, затрачиваемое на повторение изученного материала. Как правило, достаточно один раз прочесть заданный параграф, а затем внимательно повторить составленный план, чтобы исчерпывающе восстановить в памяти все изученное.
Разбирая выполнение задания 25, упомянем о требованиях, которые изменились в экзаменационной модели 2017 г. Прежде всего, остановимся на изменении в требовании, проверяемому по критерию К2 (исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах)).
В это требование в 2017 г. было введено следующее положение: «При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)».
Как уже было отмечено, данное изменение было внесено для того, чтобы в процессе написания сочинения выпускники произвели более тщательный отбор исторического материала, который они используют в сочинении.
Конкретные действия – осмысленные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Причем под действиями в истории мы понимаем именно исторические, социальные действия, а не, например, биологические процессы.
Конкретными действиями являются следующие положения: «выступил на XX съезде КПСС», «издал приказ No 227», «закрыл амбразуру вражеского дзота грудью», «направил свой самолет на вражескую танковую колонну», «издал (подписал) указ о вольных хлебопашцах» и т.п. Кроме того, к конкретным действиям относится создание конкретных произведений: «митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати»», «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича»», «М.М. Сперанский написал «Введение к уложению государственных законов»», «И.И. Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя» и т.п. (хотя, конечно, это процессы, которые длились не мгновенье и даже не день, однако тут присутствует достаточная степень конкретизации действий в виде конкретного созданного материального и духовного продукта).
Но не являются конкретными действиями такие формулировки: «Г.К. Жуков командовал фронтом», «П.И. Багратион командовал армией», «А.Н. Косыгин руководил проведением реформ», «Л.И. Брежнев руководил страной», «Батый установил ордынское владычество» и т.п. так как это процессы, состоящие из множества конкретных действий, охватывающих самые разные сферы, а в этих формулировках эти конкретные действия не указаны. Приведем примеры, которые могут показаться спорными с точки зрения отнесение определенных событий к конкретным действиям исторической личности.
«Роль личности в истории»: по обществоведению
... Но сочинение на тему «Роль личности в истории» должно содержать только официально принятую информацию, иначе при проверке будет засчитана фактическая ошибка. «Татаро-монгольское иго – это период захвата ... о роли личности в истории // История России. – 2009. − № 12. – С. 25- 36. 4. Федосеев П.Н. Роль народных масс и личности в истории, − М., 2007. – 275 с. 5. Шалеева В.М. Личность, и ее роль в ...
«После смерти Александра II на престол взошёл Александр III». Вспомним, что действие всегда означает осмысленное волевое усилие. Восшествие царя (императора) на престол – это необходимый государственный акт в условиях монархической формы правления (так же как избрание высших органов власти в условиях республики), и он (в данной формулировке) не зависит от волевых усилий (действий) того, кто восходит на престол. Формулировка «взошел на престол» не считается конкретным действием. Совсем другой случай, когда в работе выпускника указано, что для того, чтобы Николаю I взойти на престол, ему пришлось подписывать манифест о вступлении на престол, назначать внеочередное заседание Государственного совета, назначать вторую присягу и т.д. Все это – конкретные действия, нацеленные на то, чтобы вступить на престол.
«Николай II отрёкся от престола». В данном случае ситуация отличается от описанной выше. Отречение от престола не является необходимым государственным актом в условиях монархии, это всегда конкретное (произошедшее единовременно) осмысленное волевое усилие. Поэтому «Николай II отрёкся от престола» – это конкретное действие, фактически синонимичное подписанию манифеста об отречении.
«Е.И. Пугачёв возглавил восстание». Такую формулировку нельзя считать единовременным волевым актом. Чтобы возглавить восстание Е.И. Пугачеву пришлось бежать из тюрьмы, назваться на встрече с казаками Петром III, объяснить, скрывая свою неграмотность, что не может подписывать бумаг, пока не дойдет до Петербурга, и т.д. Все это конкретные действия.
«Наталья Нарышкина родила сына, будущего императора Петра I». Под действием подразумевается осмысленный волевой акт именно в историческом, а не в биологическом контексте (в данном случае речь идет о человеке как существе биологическом, но не социальном).
К тому же факт рождения не повлиял на события (процессы, явления) именно в историческом контексте. Петр I начал реформы не потому, что его родила именно Наталья Нарышкина, а потому, что повлияли атмосфера, в которой он воспитывался, начавшаяся Северная война, необходимость приобретения Россией выхода к морям и т.п. Таким образом, приведенное положение не будет засчитано в качестве конкретного действия.
Необходимо также подчеркнуть, что роль личности должна быть указана в событиях (явлениях, процессах), которые названы в сочинении. Поэтому, если, например, сочинение содержит положение о том, что Н.С. Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом, но не названы события (процессы, явления), в которых он, таким образом, сыграл роль, то характеристика роли личности засчитана не будет.
Как уже было отмечено, изменилась также формулировка задания 25, содержащая требование, проверяемое по критерию К4 (указание влияния событий (процессов, явлений) выбранного периода истории на дальнейшую историю России).
Теперь выпускнику необходимо показать влияние названных в сочинении событий (процессов, явлений) на другие исторические периоды.
Три периода в истории русского языка
... В период русского национального языка замедляются процессы диалектного дробления, диалекты становятся «низшей формой» русского языка, в XX веке резко усиливается процесс нивелировки территориальных диалектов и происходит вытеснение их разговорной формой литературного языка. В ...
Например, для периода 1928–1941 гг. формулировка «В этот период было построено множество фабрик и заводов, проведена сплошная коллективизация» не будет принята по критерию К4, так как в ней не показано влияние событий (явлений, процессов) периода на дальнейшую историю России. Для того чтобы получить балл по К4, надо написать, например, так: «В данный период было построено значительное количество фабрик и заводов, выпускавших оборонную продукцию, что стало одним из факторов победы СССР в Великой Отечественной войне».
Обратим внимание на то, что по К4 принимается именно влияние событий (процессов, явлений) на дальнейшую историю России; другими словами, в формулировке должна просматриваться причинно-следственная связь, выходящая за верхнюю границу выбранного периода истории.
Например, положение «В период Александра I были созданы военные поселения, которые просуществовали до 1857 г…» не будет принято по К4, так как факт существования не указывает на влияние на дальнейшую историю.
Если бы выпускник написал: «Создание военных поселений привело к восстаниям военных поселян, которые происходили и в последующие царствования (например, бунт военных поселян в Новгородской губернии в 1831 г.)», то такая формулировка, несомненно, была бы принята.
Изменения в формулировке требования, проверяемого по критерию К3, только упростили задачу выпускников: теперь они могут при указании причинно-следственных связей выходить за нижнюю границу периода одним из событий, и такие причинно-следственные связи будут засчитаны.
Хотелось бы предостеречь выпускников от заучивания наизусть сочинений, которые печатаются в различных изданиях для подготовки к ЕГЭ по истории. Дело в том, что не всегда качество материалов в подобных пособиях соответствует требованиям задания. Кроме
того, нацеленность на экзамене на воспроизведение заученного текста часто приводит к фактическим ошибкам.
В заключение снова отметим, что решение заданий ЕГЭ не должно подменять собой полноценный учебный процесс, без которого невозможно сформировать у школьников прочные знания и умения, являющиеся необходимой составляющей успешной сдачи Единого государственного экзамена.