По книге Вельфлина Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве

Тема книги Г. Вельфлина – «Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве». Целью автора является исследование харак­теристики стилей искусств, обозначение их точных характеристик.

Глава первая, которая называется «Линейность и живопись» посвящена исследованию различий графичности и живописности в стилях художников. Она подразделена на параграфы, которые более подробно раскрывают замысел автора.

При исследовании автор использует исторические методы исследования, методы сравнения, анализа и синтеза.

Основные идеи автора заключаются в следующем.

Автор пишет, что «западная живопись, бывшая в XVI веке линейной, в XVII развилась главным обра­зом в сторону живописности. Хотя существует только один Рембрандт, однако всюду произошла разительная перемена зри­тельных навыков, и кому интересно уяснить свое отношение к видимому миру, тот должен прежде всего отдать себе отчет в этих двух кардинально различных способах видеть»[1].

Г. Вельфлин отмечает, что живописный способ немыслим без линейного способа, но он не является высшим в абсолютном смысле этого слова. Линейный стиль, по мнению автора, создал ценности, какими не обладает и не хочет обладать стиль живописный.

Автор книги выделяет следующие различия между стилями: линейное видение резко отделяет форму от формы, между тем как живописный глаз, наоборот, напра­вляется на то движение, которое идет дальше совокупности предметов. В первом случае — равномерно ясные линии, которые производят впечатление элемента разделяющего, во втором — неподчеркнутые границы, благоприятствующие связыванию.

В качестве примеров Г. Вельфлин сопоставляет работы таких известных мастеров как Дюрера и Кранаха (в качестве примера линейности изображения) и Рембранта (в качестве примера живописного изображения).

Автор пишет: «Если Дюрер или Кранах ставят обнаженную фигуру как нечто светлое, на черный фон, то элементы остаются в корне раз­личными; фон есть фон, фигура есть фигура, и Венера или Ева, которых мы видим перед собой, производят впечатление белых силуэтов на черной фольге. Напротив, если обнаженное тело стоит на темном фоне у Рембрандта, то светлые тона тела кажутся как бы вырастающими из темных тонов пространства; впечатление таково, как если бы все состояло из одного материала. Для этого нет никакой надобности уменьшать отчетливость предметов. При полной ясности формы, между моделирующими светом и тенями может быть осуществлено своеобразное соче­тание, дающее им собственную жизнь, и самое строгое исполне­ние требования вещественности не препятствует тому, чтобы фигура и пространство, предметы и беспредметность, сливаясь, давали впечатление самостоятельного движения тона»[2].

17 стр., 8098 слов

Сочинения об авторе песков

... журналист и путешественник Василий Михайлович Песков. В своем тексте он поднимает проблему сохранения и обогащения культуры. Автор глубоко озадачен этим вопросом и его волнение по поводу сохранение деревенской культуры ... сто пятьдесят лет назад. (44)А что будет на Земле завтра? (По В. Пескову*) Сочинение ЕГЭ по тексту В. М. Пескова Как важно уважать и ценить то, что у нас имеется. ...

В процессе исследования Г. Вельфлин приходит к выводу, что линей­ное изображение передает вещи так, как они есть, живописное изображение так, какими они кажутся.

В концепции автора можно ясно увидеть, что линейный стиль равномерно изображает ограничение тел, при этом все моделирующие тени тесно связываются с формой. Изображение и вещь являются тожествен­ными. Живописный стиль, напротив, в большей или меньшей степени отрешен от вещи, как она действительно существует. Для живописного стиля нет непрерывных контуров, и осязаемые поверхности раз­рушены. В живописном стиле рисунок и моделировка перестают геометри­чески совпадать с пластическими формами и передают только оптическое впечатление от вещи.

В подразделе первой главы «Объективная живописность и ее противо­положность» делается акцент на отображении движения во время живописного изображения. Также автор книги описывает приемы, при помощи которых достигается эффект живописности. Например, автор пишет «оцепенение тектонической формы нарушено, и вместе с разруше­нием стен, вместе с появлением трещин и дыр, вокруг которых лепятся растения, зарождается какая то жизнь, трепетом и лег­ким движением разливающаяся по плоскости. Если очертания становятся беспокойными, и геометрические линии и пропорции исчезают, то постройка может стать элементом живописного целого наряду с подвижными формами природы, деревьями и холмами, тогда как сохранившиеся здания не найдут себе места на таких картинах»[3].

Автор приходит к выводу, что в движение архитектурные формы, в отношении живописного действия, будут иметь безусловное преимущество перед покоящимися формами.

Автором также приводится пример ярмарки как образец живописного движения.

В данном подразделе большое внимание уделяется не только движению при изображении, но и свету, который способен придавать живописность изображению.

Автор в противоположность красоте живописного противопоставляет красоту не-живописного. Автор указывает, что линейная красота пластическая красота – это неподходящие названия для не-живописной красоты.

В подразделе первой главы «Синтез» Г. Вельфлин противопоставление линейного и живописного связывает с различным интересом художников к миру. При этом указывается, что только живописный стиль передает мир, как мы его действительно видим.

В подразделе первой главы «Исторические и национальные особенности» указываются особенности исторического развития стилей изображения. Автором делается акцент на том, что стиль изображения совершенствовался постепенно, а потом наступал определенный перелом. Например, автор пишет, что «ход истории искусства, рассматриваемый в общих чертах, приблизительно одинаков на юге и на севере. И там и здесь начало XVI века является периодом классического линейного стиля, и юг и север в XVII веке переживают эпоху живописности. Можно показать принципиальную родственность Дюрера и Ра­фаэля, Массейса и Джорджоне, Гольбейна и Микеланджело, с другой же стороны, Рембрандт, Веласкес и Бернини, при всем своем различии, вращаются вокруг одного общего центра»[4].

Но, несмотря на общность исторического развития, Г. Вельфлин указывает на особенные национальные черты в формировании изобразительного искусства. Например, «Италия уже в XV веке обладала очень ясно выраженным ощущением линии, в XVI веке стала в подлинном смысле высшей школой «чистой» линии, и позже итальянский барокко никогда не заходил так да­леко, как север, в (живописном) разрушении линии. Для пласти­ческого чувства итальянцев линия всегда была в большей или в меньшей степени элементом, в котором складывалась всякая художественная форма»[5].

25 стр., 12308 слов

Права авторов музыкальных произведений

... задачи рассмотрения неимущественные и неимущественных прав автора. Предметом исследования являются особенности прав авторов музыкальных произведений. Теоретической основой для исследования явились работы учен­ных по гражданскому и авторскому праву, изданные в разное время. ...

В подразделе первой главы «Рисунок» автором уделяется большое внимание сравнению линий, способов изображения различных мастеров, сравниваются манеры набросков и их художественное отображение.

В книге автор указывает, что линейность изображения, которая отображает только одну часть или моделировку, может быть выполнена и при помощи живописных средств.

Г. Вельфлин приводит пример, что «написан­ная красками голова Дюрера 1521 г. построена по совер­шенно такому же плану, как и нарисованная голова Альдегрефера. Очень ярко выраженный силуэт книзу от лба, уверенная, спокойная линия разреза губ, ноздри, глаза — все одинаково определенно, вплоть до последнего уголка. Но если здесь границы форм проведены в соответствии со свиде­тельством осязательных ощущений, то и поверхно­сти моделированы приме­нительно к восприятию при помощи органов осязания — гладко и твердо, причем тени поняты как наложен­ные непосредственно на форму темноты. Вещь и явление совершенно совпа­дают. Рассматривание вбли­зи дает ту же самую кар­тину, что и рассматрива­ние издали. В противоположность этому у Франса Гальса форма принципиально от­решена от осязательности. Ее так же трудно схватить, как колеблемый ветром ку­старник или волны реки»[6].

Таким образом, получается отличие образа при рассматривании вблизи, от образа при рассматривании издали, которые не совпадают друг с другом.

В подразделе первой главы «Живопись» автором делается вывод, что живопись не тождественна красочности.

При описании пластики автор в буквальном смысле определяет пластику, как «искусство телесных масс», которое не знает вовсе линии. Но исследователь указывает, что противоположность линейной и живописной пластики все же существует так же, как и в живо­писи.

«Классическая пластика устремляет свой взор на границы: в ней нет формы, которая не нашла бы себе выражения с по­мощью определенного линейного мотива, нет фигуры, о кото­рой нельзя было бы сказать, по какому плану она задумана.

Барокко отрицает контур; не в том смысле, что впечатления силуэтности вообще исключались бы, — просто фигура не под­дается фиксированию с помощью определенного силуэта»[7].

Таким же образом автор трактует и изображение поверхности. «То обстоятель­ство, что классика любит спокойные поверхности, а барокко — движущиеся, составляет не только объективное различие: трак­товка формы другая. Там — ясно определенные осязательные ценности, здесь — все переход и изменение; там — воплощение в образах сущего, пребывающей формы, здесь — иллюзия по­стоянного изменения, изображение считается с впечатлениями, существующими уже не для руки, а только для глаза. В то время, как в классическом искусстве светлые и темные пятна подчинены пластической форме, в барокко свет как будто пробудился к само­стоятельной жизни. Он как бы свободно играет над поверхно­стями, и часто случается, что форма вовсе исчезает в темноте теней. В самом деле, не обладая возможностями, которыми рас­полагает двухмерная живопись, как искусство видимости по преимуществу, пластика все же и сама прибегает к формообра­зованию, которое не имеет ничего общего с объективными фор­мами и не может быть названо иначе, как импрессионистическим»[8].

3 стр., 1481 слов

Формирование художественных стилей

... течениям в искусстве. Только в его внутреннем мире сложится проявление стиля, превратившись в произведение искусства. Литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/referat/hudojestvennyie-stili-v-sovremennoy-kulture/ Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — СПб., ...

При анализе живописности и не-живописности в архитектуре автором книги указывает на различия с живописью, которое заключается только в степени, а в остальном суще­ственные моменты определения живописности, по мнению автора, можно без всякого изменения применить к архитектуре.

Автор считает, что наглядное представление различия живописной и не-живописной (или строгой) архитектуры удобнее всего получить там, где живописному вкусу приходилось иметь дело с архитектурным сооружением старого стиля.

В заключении можно сделать выводы, что в первой главе книги «Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве» Г. Вельфлин провел глубокий анализ живописности и линейности стилей, как в живописи, так и в архитектуре. В ходе исследования автор подробно изложил исторические и национальные особенности формирования стилей искусства, а также на примерах показал средства изображения линейного либо живописного свойства. Одними из особенностей отличия живописного изображения от линейного (графичного) автор указал движение, свет.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/velflin-osnovnyie-ponyatiya-istorii-iskusstv/

  1. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

[1] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

[2] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

[3] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

[4] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

[5] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

[6] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

[7] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.

[8] Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.: В. Шевчук, 2009. — 344 с.