Урок развития речи : «Нужно ли заниматься спортом?»

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему:

«Нужно ли заниматься спортом?»

Цель: обучение написанию сочинения – рассуждения по спортивной тематике.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями рассуждения; учить составлять план текста – рассуждения, речевое высказывание, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка, выражать свои чувства;

  • развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;

  • воспитывать любовь к спортивному образу жизни

Оборудование:

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Цель:

Прозвенел уже звонок —

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Цель: активизировать опорные знания, целеполагание.

СЛАЙД 2.

Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения.

Прочитайте предложение и скажите, с чем связаны эти строки? Чему будет посвящено ваше сочинение?

(Дети высказывают своё мнение)

— 2014 год. Чем знаменит он для всей России и Кубани?

(год Олимпийских игр в Сочи. С 7 февраля по 23 февраля проходили

XXII Олимпийские зимние игры).

— Что вы можете рассказать об Олимпиаде – 2014 года, её спортсменах?

(Дети рассказывают о победителях и призёрах олимпиады 2014г.)

— Сегодня, наверное, уже очень мало людей, которые бы оставались равнодушными к спорту. Все понимают роль спорта. Приобщаются к спорту по-разному: кто-то у экранов телевизора, болея за любимые команды футболистов, хоккеистов и т.д. Другие занимаются различными видами спорта по-настоящему, чтобы достичь поставленной цели.

2 стр., 831 слов

Конспект « с элементами рассуждения» по русскому языку для 4 класса

... спорте? Какая часть сочинения у вас вызвала наибольшее затруднение? Литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/konspektna-svobodnuyu-temu-klass/ 1. Т.Г. Рамазаева Русский язык: Учебник для 4 класса ... На уроках чтения прочитать произведения, созвучные с темой сочинения и выписать в творческие тетради языковые обороты (эпитеты, пословицы о спорте, здоровом образе жизни). Ход ...

— Мы сегодня поговорим о спорте, и напишем сочинение-рассуждение, в котором вы расскажете о том, зачем, по вашему мнению нужно им заниматься.

3. Повторение пройденного о типах речи.

Цель:

— Вспомним, что такое текст? Тема? Основная мысль?

Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

О чём говорится в тексте — описании?

ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ

явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно

поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)

Что вы знаете о тексте — повествовании?

ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ

о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому

типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНА ЧАЛА,

ПОТОМ и в КОН ЦЕ?)

Что такое текст — рассуждение?

ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ

произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые

составляют текст-рассуждение).

СЛАЙД 3 -4

— Какому типу текстов соответствует каждая из представленных в таблице схем?

Чем отличается сочинение-рассуждение от других типов речи? (основная часть — это доказательство).

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Превратить спор в дискуссию. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. А как вы понимаете лексическое значение слов: спорт и дискуссия?

(Заранее подготовленные ученики объясняют значение этих слов, используя словарь Ожегова)

СЛАЙД 5

Работа со словарём.

СПОР – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

ДИСКУССИЯ – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

— Сегодня мы будем учиться рассуждать при написании сочинения.

Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится текст — рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. А венцом нашего урока должно стать созданное вами сочинение-рассуждение.

11 стр., 5411 слов

Конспект русского языка «Подготовка к сочинению- рассуждению ...

... «Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!» Вот такие проблемы волную ваших сверстников А вас?. …Да, ребята, часть «С» ... … Добавим - по тексту Л. Н. Андреева . Запишите тему урока : « Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева» 4 .Формулирование учащимися цели урока. Мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали цель ...

4. Введение в тему.

Недавно произошёл такой разговор между девочками.

Инсценировка

Маша, пойдём поиграем в баскетбол.

– Да ну! Я лучше за компьютером посижу.

– А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный.

– Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.

– Ну, как хочешь.

— Что вы услышали? (диалог)

— Сколько точек зрения присутствует в диалоге? (две)

— Могут ли точки зрения не совпадать по какому – либо вопросу? (да) Главное, уметь доказать свою точку зрения.

5. «Открытие » нового знания

  1. Построение рассуждения.

Приложению 1.

— Прочитайте текст письма Володи из газеты «Диагональ», определите тип речи, тему, основную мысль.

ПИСЬМО ВОЛОДИ

Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово. Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не играть с мячом.

Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным. Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет. Я думаю, что без спорта нельзя. Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Я люблю спорт, потому что он закаляет человека физически и духовно.

— Поработаем с композицией этого рассуждения.

СЛАЙД 6

— Перед вами схема текста – рассуждения.

— Найдите и прочитайте вслух:

1) вступление (тезис, который выдвигает автор текста);

2) основную часть (доказательства, приводимые в тексте).

Какой вывод делает автор?

Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.

2).

Лексико-орфографическая работа.

— Какие виды спорта известны вам? Кто назовет больше всех?

4 стр., 1874 слов

«З». Сочинения на свободную тему — Зачем нужно учиться? ...

... Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться? (сочинение-рассуждение) Зачем нужно учиться? (сочинение-рассуждение) И кому интересен дурак, ограниченный, темный, бестолковый недочеловек? И зачем такому дана наша единственная короткая жизнь? Не учиться — это значит не жить. zachem-nuzhno-uchitsyaзачем нужно учиться? (сочинение-рассуждение) ... Школа помогает нам получить основу знаний. Учиться ...

(Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание…)

— А чем любите заниматься вы? Расскажите о своем любимом виде спорта.

(Учащиеся рассказывают о любимых видах спорта.)

— Проведём

Приложение 2

(по рабочим материалам, которые есть на каждой парте).

СЛАЙД 7 — 9

1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Составьте словосочетания

Занимат_ся (чем?) спортом.

Уча_твовать (в чём?)

Сор_внования (какие?)

(где?) …

Доб_ваться победы (как?)

Уст_навливать (что?)

Пр_игрывать (кому?)

СЛАЙД 10 — 11

2. Расставьте предложения, соответствую плану:

1. Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах.

2. Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку.

3. Спорт – это радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.

4. Ребята! Занимайтесь спортом, и все в вашей жизни изменится.

СЛАЙД 12

3. Отредактируйте предложения

1. Я часто задумываюсь

зимой по лесу

телик.

добрым, жизнерадостным, умным

4. Анализ сочинения.

Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?

Приложение 3

СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВО

Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая простуда не страшна.

Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается. Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.

во-первых.

  • Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».

3).

8 стр., 3599 слов

Конспект русского языка в 6 классе «Обучение сочинению-рассуждению ...

... СБОР МАТЕРИАЛА НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (СЛАЙД 19) ЧЕРНОВИК (слайд 20) – кол-во обзацев. 1) ВСТУПЛЕНИЕ. (слайд 21) У.: Мы с вами только учимся писать сочинение на лингвистическую тему, поэтому в ... теме урока Беседа. Какие вы знаете типы речи? В чем особенность каждого типа речи? (слайд 5) Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли (слайд 6) (слайд ...

Подбор аргументов.

  • По мнению Володи, заниматься спортом 5, 6 класс">спортом нужно заниматься потому, что он доставляет удовольствие.
  • Как еще можно доказать, что спорт необходим?
  • Какие аргументы в пользу спорта можно ещё сказать?

1. Спорт помогает укрепить здоровье; те, кто не занимается спортом, чаще болеют.

2. Спорт помогает объединению людей, укрепляет мир и дружбу между народами.

3. Спорт помогает стать сильным, ловким.

4. Спорт – это хороший досуг, развлечение; он укрепляет мир и дружбу между народами.

Это и будут основные доказательства (аргументы) нашего сочинения.

Вместе составим план сочинения и запишем его на черновике.

СЛАЙД 13

4).

Речевое оформление рассуждения.

У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.

Обратите внимание на схему текста — рассуждения.

  • Что должно быть в пункте I ?

  • О чём надо рассказать во вступлении?

  • Какой тип речи будет во вступлении?

  • Как строится повествование?

Приложение 4.

Средства связи частей рассуждения

I. Тезис.

Докажем это.

Это можно доказать так…

Почему. И вот почему.

Это объясняется следующим.

II. Доказательство.

1. Во-первых, … Например, …

2. Во-вторых, … К примеру, …

3. В — третьих, … Допустим, …

III. Вывод.

Итак, …

Обобщу всё сказанное.

Таким образом, …

Следовательно, …

— Пришло время вам проявить свои творческие способности. Сейчас вы будете писать сочинение

(Записывается в тетради число, тема сочинения)

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 14 (Этапы работы)

6. Написание сочинения-

7. Чтение сочинений

8. Итог. Рефлексия.

1. – Удалось ли реализовать цели урока?

14 стр., 6553 слов

Особенности применения здоровье сберегающих технологий на уроке ...

... применение в учебном процессе видеозаписей уроков классического танца. На просмотрах видеозаписей преподаватель ... работ показываемых подряд на экзамене (12). В последнее время при обучении классическому танцу ... хореографического проектирования: творческие задания по сочинению учебных и танцевальных комбинаций, ... в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов, которые ...

– Какие два этапа можно было выделить на уроке?

(1-й – конкретные советы по работе над сочинением-рассуждением.

2-й – размышления о том, как мы сами должны заботиться о своем здоровье).

– Хочу вас вернуть к вопросам, прозвучавшим в начале урока и к эпиграфу: Как мы должны сами заботиться о своем здоровье?

(Учитель читает эпиграф: Как вы понимаете слова академика?)

– Обратите внимание, чтобы ваше сочинение не распалось на отдельные фрагменты-кубики, и чтобы другому человеку было интересно его читать.

2. Резюме урока.

СЛАЙД 15

Придумайте синквейн со словом «здоровье»

Здоровье

Крепкое, сибирское

Закаляться, упражняться, заниматься,

Здоровый образ жизни

Спорт.

3. Оцените себя

+ хорошо работал

+ – был пассивным

– плохо работал

4. С какими заданиями на уроке вы легко справлялись? Над чем предстоит еще поработать?

5. Домашнее задание: Обсудите в кругу семьи тему здоровья. Как ваши родители к ней относятся. Считают ли они ее важной. Напишите сочинение в чистовике. Обратите внимание на правильность написания.

Всем спасибо за наш урок. Всего вам хорошего. Будьте здоровы.