ТЕМА: Сочинение на лингвистическую тему 15.1
(подготовка к ОГЭ)
ЦЕЛИ:
1. Обучающие:
- расширить представление обучающихся о сочинении на лингвистическую тему.
2. Воспитывающие:
- рассмотреть нравственные категории, такие, как любовь к природе, её красоте, умение видеть её и ценить.
3. Развивающие:
- учить применять полученные теоретические знания для расширения познавательных и практических задач; развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, типовые экзаменационные варианты ОГЭ под редакцией И.П.Цыбулько
ХОД УРОКА
Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.
Гораций
- Слово учителя:
Хочу ещё раз напомнить вам, что экзаменационная работа состоит из трёх частей: изложения, блок заданий части 2 и творческое задание на выбор либо сочинение на лингвистическую тему, либо сочинение, представляющее интерпретацию ключевого выражения или слова.
- Постановка целей урока:
Сегодня мы ещё раз попробуем разобраться, о чём писать в сочинении на лингвистическую тему, как строить эту работу, какие языковые средства выбирать. Эпиграфом к уроку я выбрала слова древнеримского поэта и философа Горация: «Когда суть обдумана заранее, слова приходят сами собой» то, есть когда знаешь о чём писать или рассуждать слова приходят сами. Внимание на экран. Слайд 1
— Открываем тетради, записываем тему урока, эпиграф.
Практикум по подготовке к лингвистическому сочинению
... написанных работ., Система подготовки к сочинению на лингвистическую тему Наша система подготовки к сочинению на лингвистическую тему следующая: 1. Прежде всего необходима отработка умения проанализировать приведённую в части ... примеры-аргументы из текста). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов План сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: 1. Тезис (формулируем позицию автора и ...
- Работа по теме урока
-Итак, сочинение на лингвистическую тему.
-Какое слово является ключевым в словосочетании лингвистическая тема? (Лингвистическая)
— Вспомним, что такое лингвистика? (Наука о языке)
— Можно ли предположить, что является предметом аргументации в сочинении на лингвистическую тему сочинении?
(Лексические, грамматические и синтаксические явления).
— Что мы понимаем под лексическими явлениями языка?
( Антонимы, диалектизмы, жаргонизмы, книжная лексика, синонимы, сравнения, метафоры, устаревшая лексика, фразеологизмы, эпитеты)
— Что мы понимаем под грамматическими явлениями языка?
( Строение слова, изменение слова, строение словосочетания и предложения)
Что мы понимаем под синтаксическими явлениями языка?
( Вводные слова и словосочетания, восклицательные предложения, градация, инверсия, обращения)
Слайд 2
— Внимание на экран! Давайте проверим наши предположения. Перед вами темы сочинений, предлагаемые разработчиками экзамена. Слайд 3
(Анализ тем, определение языковых явлений).
-Сегодня мы подробно остановимся на грамматических явлениях, которые могут быть аргументами в сочинении на лингвистическую тему.
— Вспомним, что такое грамматика?
Грамматика – наука, которая изучает образование и изменение слов, строение словосочетаний и предложений. Внимание на экран. Слайд 4
— При написании сочинения на лингвистическую тему, какого стиля речи надо придерживаться? Научного. Поэтому ваши высказывания должны быть точными, достоверными, нейтральными. Тип речи – рассуждение-доказательство.
— Вспомним, как строится текст рассуждение-доказательство. Алгоритм написания сочинения. Внимание на экран. Слайды 5
4. Работа с текстом. Вариант 11. По тексту Ю.Грибова. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько.
Чтение текста В-11.
— С чего начинаем писать сочинение на лингвистическую тему? (С тезиса.) Предлагаемое высказывание М.В.Исаковского: « Я понял, что человек может знать великое множество слов, может в совершенстве правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» и тема , и тезис нашего сочинения. Можно тезис обыграть, придумать вступление, оно не должно быть более 1-2 предложений.
Слово о полку игореве сочинение победа или поражение
... в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений. Основная идея “Слово о полку Игореве” – единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе ... то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством. А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он ...
— Переходим ко второму этапу.
Находим подходящие грамматические аргументы. Назовите грамматические категории, которые могут быть аргументами в сочинении по этому тексту.
(Словосочетание и предложение с обособленным членом; строение слова и словосочетание; строение слова и предложение с однородными членами).
Обращаю ваше внимание: аргументы должны быть разными и их надо разъяснить.
— Приведите примера из текста:
(Образование слова берёзок (предложение 3) и предложение 2 с обособленным обстоятельством);
Грамматическое строение словосочетания с деревенскими ребятишками (предложение 3) и предложение 2 с обособленным обстоятельством.)
— Какие речевые клише помогут вам построить сочинения?
Приведите несколько примеров. ( Обучающиеся приводят примеры речевых клише)
Внимание на экран Слайд 6,7,8
6. Работа по предупреждению ошибок.
( Работа по парам)
— Перед вами написанное сочинение по тексту Ю.Т.Грибова, представьте, что вы эксперты. Выставьте баллы за работу, пользуясь критериями оценивания задания 15.1 .Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько, 2015, КИМ стр.83-84.
Каждый вынесенный балл должен быть обоснован.
7. Заключительное слово:
— Мы с вами хорошо поработали на уроке, разобрались в понятии грамматика, вы имеете представление о чём писать в сочинении на лингвистическую тему. Возможно, на экзамене такое сочинение будет легче написать, ещё раз хочется вспомнить слова Горация: «Когда суть дела обдумана заранее, слова придут сами».
8. Домашнее задание:
Написать сочинение 15.1 по заданию Варианта 12.
Текст Грибова Ю.
(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.
(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек…
(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.
Сочинение русские женщины некрасов
... качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались – Русскими Женщинами с большой буквы! 1 votes, average: 5.00 out of 5) ... особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова – это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. ...
(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:
Куда бежишь, тропинка милая,
Куда зовёшь, куда ведёшь…
(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:
Кого ждала, кого любила я,
Уж не воротишь, не вернёшь…
(21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.
(22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.
(По Ю. Т. Грибову)*
* Грибов Юрий Тарасович – современный писатель, член редколлегии серии книг «Живая память», автор книг «Сороковой бор», «Ржаной хлеб», «Перелом лета» и др.