Некоторые люди считают, что на пути к достижению цели все средства хороши, главное, добиться чего желаешь. Но так ли это? Именно проблему выбора средств для достижения своей цели и поднимает в тексте С.С. Качалков.
Его герой, Сергей Николаевич Плетёнкин, неожиданно прозревает, понимая, что он обманывает самого себя, нечестно, непорядочно поступая с другими людьми. От его действий пострадала дважды одноклассница: в юности написала за него сочинение, победившее в конкурсе, наградой которого была поездка в Петербург, куда и съездил Плетёнкин, а потом на Наташу не обращал никакого внимания. Оказавшись случайной пассажиркой Сергея, Абросимова платит за поездку слишком высокую цену, назначенную им, и при этом не получает законной сдачи.
Придя домой, Плетёнкин рассказывает своей жене о неожиданном везении. «Да-а! Были бы все пассажиры такие!» — отвечает она. Но Сергей Николаевич неожиданно вспоминает свою одноклассницу и понимает, что удачно обсчитал именно её. Вспомнив все события своей юности, связанные с Наташей, Плетёнкин осознаёт, что обманул самого себя, стремясь лишь к материальным ценностям и забыв о таких понятиях, как добро, честь и достоинство. Жена разделяет его чувства, и от этого становится грустно, потому что понимаешь: их души источены страстью к наживе, к потребительству. Ясно, что главное в этой семье — материальное благополучие. О таких понятиях, как честь, достоинство, порядочность, речи не идёт.
Автор считает, что человек, совершающий неблагородные поступки, разрушает в себе человеческое начало. Однако рано или поздно приходит осознание глубины собственного духовного падения и невозможности возвратить упущенное.
Невозможно не согласиться с автором. Человек в своей жизни должен руководствоваться высшими нравственными принципами, которые, кстати, основаны на библейских заповедях: не прелюбодействуй; не укради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего, и другие.
Именно такое поведение может сделать каждого из нас счастливым, помочь сохранить внутреннюю гармонию, избежать угрызений совести. А поступая недостойно, человек, добиваясь желаемого, убивает в себе нравственное начало, и это не приносит счастье ни ему, ни окружающим людям.
Человек — венец творения или ошибка природы
... и Иоанна Богослова великую истину о величии и преходящем значении человека как венца творения и ошибке природы, как о существе богоравном и несовершенном от критического, объективного самопознания. ... сектантских построений и верований в равной мере встречают мысль о человеке как венце творения и ошибке природы со столь же агрессивной неприязнью. Им, всегда отстаивающим идею креацинизма ...
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин лишь изображал влюблён- ность в Софью «в угодность дочери такого человека», чтобы укрепить своё положение в доме Фамусова, а там, кто знает, возможно, и стать его зятем. На самом деле ему нравилась Лиза, в общении с которой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. В финале комедии, хоть он и не испытывает угрызений совести, но разоблачён, планы его рушатся. Коварство Молчалина губительно сказывается на судьбе Софьи, которой сурово распорядился её отец:
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за Святцами зевать.
Можно вспомнить одного из героев произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» Швабрина, который совершал много страшных поступков: оговаривал Машу, чтобы вызвать к ней неприязнь Петра Гринёва, советуя, что «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг». На дуэли пытался исподтишка нанести удар Петру. Во время взятия крепости перешёл на сторону Пугачёва, а будучи арестованным, оговорил Гринёва. Заканчивается жизнь Швабрина печально: он в заключении, закован цепью, таков итог жизни эгоистичного человека. Показывая столь бесславный конец жизни Швабрина, А.С. Пушкин заставляет нас задуматься о том, что недостойное поведение, неразборчивость в выборе средств для достижения цели, способность ради удовлетворения своих желаний пойти на подлость губительны и для души, и для судьбы человека. Такое отношение к людям и жизни не приносит счастья.
И с этим невозможно не согласиться.